Меню

Здоровье жизнь семью благосостояние образование

«Влияние семьи на здоровье детей»
статья на тему

Статья презназначена для социальных работников и педагогов общеобразовательных школ.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_semi_na_zdorove_detey_k_publ.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние семьи на здоровье детей».

Социальный педагог МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска

В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.

На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи .

Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность (С.В.Ковалев).

1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье . В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.

Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют.

Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды.

В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми . Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями.

Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.

Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

— разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

— противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

— опека и запреты во многих сферах жизни детей;

— повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.

Стили семейного воспитания:

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил Ф.Э. Дзержинский.

При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:

Авторитарный стиль, когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.

Гипоопека (попустительский стиль) — сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к формированию у ребенка как к заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости и чрезмерной заносчивости.

Демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки.

Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:

— В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.

— Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.

— Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи

— Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.

Источник

Здоровье жизнь семью благосостояние образование

Кризис, затронувший все системы жизнеобеспечения общества, напрямую поразил и институт семьи, выступающийодновременно важнейшим социальным фактором, определяющим жизнестойкость нации, общества и государства [2, 6, 7].

Если в прошлом семью объединяли формальные факторы (законы, традиции, общественное мнение), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит от взаимопонимания ее членов, любви, привязанности, взаимного участия, уважения и т.д. [1] Именно эти чувства способствуют прочности семейного очага. Немаловажную роль в благополучии современной семьи играет материальный достаток, что обусловлено следующими факторами. Во-первых, в условиях социально-экономических преобразований в стране семья вынуждена приспосабливаться к новым экономическим условиям. Во-вторых, в отсутствии необходимой социальной и экономической поддержки семья нуждается в усиленной государственной политике в этом направлении. В-третьих, существующая система пособий, льгот и компенсационных выплат семье показывает, что их роль в уровне материального благосостояния семьи невелика. Данные меры не оказывают значительной поддержки семье с низким материальным положением, а в семьях с высоким доходом не играют никакой роли в материальном уровне их жизни [3, 8, 9].

С целью выявления роли материального фактора в социализации личности в семье в 2010 году И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) [4, 5].

Анализ распределения мнений респондентов относительно факторов, в большей степени укрепляющих семью, 62,2 % назвали взаимопонимание, теплые взаимоотношения, 55,7 % – любовь, 53,1 % – наличие детей, 44,8 % – искренность, честность во взаимоотношениях. Примечательно, что большинство опрошенных в качестве одного из факторов, укрепляющего семью, выбрали наличие детей, то есть они думают о детях и чувствуют свою отвественность за них. Материальный достаток, сдерживание, контроль, самостоятельность всех членов семьи отметило небольшое число респондентов (рис. 1).

Рис.1. Распределение мнений респондентов о степени значимости факторов укрепления семьи, в зависимости от возраста, %

Изучение мнений респондентов в зависимости от их возраста позволило уточнить предпочтения разных групп населения (рис. 2).

В целом тенденции те же самые, что и по всем возрастным группам населения, но 30,6 % опрошенных возраста 30–44 лет в качестве фактора, влияющего на укрепление семьи, назвали материальный достаток, а 20,2 % респондентов возраста 45–59 лет – сдерживание, разумный контроль, ограничения, что достаточно характерно для данных возрастов: 30–44 года – первоначальное накопление семейного капитала, и 45–59 лет – мудрость и ограничения.

Мнение экспертов в некоторых аспектах исследуемой проблемы подтверждает мнение респондентов: наличие и количество детей позитивно воздействует на социализуцию личности, а значит, и на укрепление семьи, так как успешно социализированные дети понимают значение крепкой семьи для развития общества. Высокий уровень доходов и наличие собственной жилплощади свидетельствуют о высоком материальном достатке, и это, по мнению экспертов, позитивно способствует социализации детей в семье. Аналогичного мнения придерживается и 30 % молодого поколения респондентов, которое высказалось за то, что материальный достаток способствует укреплению семьи, в то время как старшее поколение не считает его значимым фактором. 57 % экспертов отметили позитивное воздействие наличия работы у детей как фактор их успешной социализации (рис. 2).

Рис. 2. Распредление мнений экспертов о влиянии материальных факторов на социализацию личности в семье, %

Почти 40 % экспертов подчеркнули тот факт, что присутствие в семье неработающих ее членов (отца, матери, дедушки или бабушки) никак не оказывает влияния на социализацию в семье, 23,4 % – оказывает негативное влияние на этот фактор против 24,5 % высказавшихся за его позитивное воздействие. Скорее всего, такое разночтение произошло из-за нечеткости в предлагаемом в данном вопросе ответа: неработающий отец негативно воздействует на процесс социализации из-за того, что не нашел своего места в жизни, в то время как неработающие дедушка, бабушка, мать могут заниматься детьми и в полной мере реализовать воспитательные функции.

Большая часть респондентов имеют средний доход (56,5 %), 18,5 % – выше среднего и 20,6 % – ниже среднего. В целом, исходя из имеющегося дохода логично предположить, что работающие члены семьи имеют возможность активно влиять на социализацию детей в семье.

Рис. 3. Уровень доходов респондентов, %

На рис. 4 представлены результаты анализа мнения экспертов относительно наиболее оптимального уровня доходов семьи для успешной реализации функции социализации.

Рис. 4. Распределение мнений экспертов об оптимальном уровне доходов для эффективной социализации ребенка в семье, %

Большинство экспертов (48,9 %) считает наиболее оптимальным уровень доходов в семье для успешной социализации детей выше среднего (посильны затраты на комфортное проживание, досуг и отдых, образование, но затруднены крупные покупки (недвижимость, автомобиль, др.)). Примечательно, что 10,6 % экспертов считают, что уровень доходов не имеет значения в процессе социализации ребенка.

Исследование показало, что даже при наличии алиментов неполные семьи, особенно при отсутствии отца, имеют более низкий доход по сравнению с полными семьями, и это сказывается на воспитательных процессах (рис. 5).

Рис. 5. Уровень доходов в полных и неполных семьях, %

В таблице представлен рейтинг основных семейных расходов респондентов.

Рейтинг основных семейных расходов респондентов

Источник

Читайте также:  Состояние здоровья населения алтайского края
Adblock
detector