» Здоровые дети- залог успеха!»
статья по зож на тему
Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovye_deti.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна
«Здоровые дети – залог успеха!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №28» г. Нижнекамска (МБОУ « СОШ №28»)
Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимым становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная, и наша задача – выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя».
Что же конкретно могу сделать я, учитель начальных классов? Ответ один: правильно организовать педагогический процесс.
Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, я стараюсь, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы:
1. Утренняя зарядка.
2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
— использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.)
— умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
— стихотворное начало урока.
3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация каждого урока, учебной недели. Низкая работоспособность наблюдается в понедельник и в пятницу, высокая – во вторник и в среду, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы. Четверг рекомендуется
сделать разгрузочным днем т.е. легче уроки и уменьшение их количества.
Тогда пятница и суббота пройдут без высокого напряжения. В соответствии со шкалой трудностей предметов более трудный предмет я ставлю на те уроки, когда работоспособность детей максимальна – это 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность – на 2 уроке.
С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики, поэтому на каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз, в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления:
-массаж груди, лица, рук, ног,
Зарядку для глаз провожу, когда дети работают за компьютерами. По ФГОС мы работаем не реже одного раза в неделю. В классе у нас на стенах и потолке висят геометрические фигуры, к помощи которых я обращаюсь во время зарядки для глаз.
- Быстро поморгать и посмотреть на красный квадрат или на оранжевый треугольник.
- Движение глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой.
- Круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
- Движение глазами по периметру квадрата (на четыре счета).
- Движение глазами по очертанию цифры 8, но с острыми углами.
- Движения глазами по дуге — выпуклой и вогнутой.
- Движение глазами по периметру ромба.
- Движения глазами вертикальные дуги: вначале по часовой стреле, потом – против.
- Зажмуривание глаз изо всех сил, потом широко раскрыть («взгляд испуганного человека»).
- Моргать веками подобно тому, как машет крылышками бабочка.
- Переводить взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
- Свести зрачки к переносице, приблизив при этом указательный палец к носу.
- Делать движения глазами от левого нижнего угла к правому верхнему и наоборот – от правого нижнего к левому верхнему углу.
- Выполнив комплекс, закрыть глаза и в течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.
Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Хорошие результаты даёт и использование на уроках подвижных игр, например, при проведении устного счёта или опроса детей я использую игру «Пересадки».
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках окружающего мира понятия: «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».
Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”. “Игра — как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии, спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк.
Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности уже привело к положительным результатам в моем классе:
-учащиеся стали меньше болеть и пропускать занятия;
-у детей с нарушением зрения на данный момент отмечается улучшение остроты зрения (по данным медицинского осмотра);
-улучшилась успеваемость и качество знаний учащихся по предметам;
-повысилось количество родителей желающих вести здоровый образ жизни.
Хочется надеяться, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
1.Абдрахимова Л.Р. Журнал начальная школа плюс. До и После «Здоровье школьника в системе современного школьного образования»// М.: Баласс.-2012. №1
2.Дибленкова А.Н. Журнал начальная школа плюс. До и После «Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий»// М.: Баласс.-2012. №1
3. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6
4. Соловьева Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. – № 17. – С 23-28.
Источник
Родительское собрание «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».
методическая разработка по теме
Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» — сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Родителям предлагается выполнить комплексы, используемые в работе с детьми, для совместного выполнения во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».doc | 47.5 КБ |
«Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении» | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».
Добрый день, уважаемые родители. Рада вас приветствовать на родительском собрании. Слайд №1.
Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» — сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Слайд №2.
Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в школе осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему, а в домашних условиях поддерживается и закрепляется родителями. Слайд №3.
Познакомившись с медкартами детей, а увидела, что все учащиеся в классе состоят на диспанцерном учёте, похожая картина складывается почти во всех классах школы. Слайд №4.
Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах. Слайд №5.
В неё входит работа с детьми, которая включает в себя:
Организация физкультурно-оздоровительной работы
- Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий)
- Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час бассейн «СпортЛайФ»)
- «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.)
- Организованная двигательная активность
- Самостоятельная двигательная активность. Слайд №6.
- оздоровительные прогулки
- полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.
- Здоровьесберегающие технологии
- артикуляционная гимнастика
- зрительная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- динамические паузы Слайд №8.
Коррекционно-логопедическая работа Слайд №9.
- Витаминизация пищи
- Ароматерапия
- Фитотерапия (чесночные бусы) Слайд №10.
Работа с родителями.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Привлечение родителей к активному участию в жизни школы
- Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
- Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
- Открытые занятия.
- Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
- Выставка рисунков на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).
Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать, как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.
Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.
Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками №1
В классе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком — цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1.Попрость поднять родителей с мест.
2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.
3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты. Слайд №12.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слоники — Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Худышка — Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.
Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.
Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.
Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.
- С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
- Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Слайд №15.
Динамические паузы (музыкальная)
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.
Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд №17. Слайд №18.
Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родительское собрание в 1 классе. Учитель: Агулов a М.В.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет задачи и основные направления (стратегию) развития общего образования в Российской Федерации до 2020 г. Одним из ключевых направлений является направление: Сохранение и укрепление здоровья школьников
«Здоровье ребенка – залог успешности обучения» сохранение, укрепление и развитие индивидуального, физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры здорового образа жизни, основанной на знании и понимании функциональных особенностей своего организма и умении изменить их в лучшую сторону.
Хронические заболевания обучающихся 1 класса «А» (10 человек) № п/п Заболевания Кол-во человек % от общего количества 1 Заболевания ЦНС 1 10 2 Заболевания органов дыхания 1 10 3 Заболевания лор. органов 2 20 4 Заболевания желудочно-кишечного тракта 2 20 5 Заболевания опорно-двигательного аппарата 3 30 6 Заболевания органов зрения 2 20 7 Сердечнососудистые заболевания 2 20 8 Эндокринные заболевания 2 20 9 Патология мочевыводящих путей 2 20 10 Эпилепсия 1 10 11 ММД 4 40 12 Сенсорная тугоухость 1 10
Работа с детьми.
Организация физкультурно-оздоровительной работы Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий) Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час бассейн «СпортЛайФ») «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.) Организованная двигательная активность Самостоятельная двигательная активность
Закаливание. оздоровительные прогулки полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой
Здоровьесберегающие технологии. артикуляционная гимнастика зрительная гимнастика пальчиковая гимнастика дыхательная гимнастика музыкальные паузы
Коррекционно-логопедическая работа. педагог-логопед Стойкова Н.В. учитель логоритмики Литвинова Л. А. учитель хорового пения Мильева Т.А. педагог-психолог Умнов В.С.
Профилактическая работа. Витаминизация пищи Ароматерапия Фитотерапия (чесночные бусы)
Давайте попробуем сделать вместе с вами!
Зрительная гимнастика Улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализирует тонус мышц, снимает зрительное утомления.
Пальчиковая гимнастика Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Упражнения для пальчиковой гимнастики Дерево(лес) Грибок Корзинка Собака Ёжик
Дыхательная гимнастика. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной! Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Музыкальные паузы. снимают напряжение, создают благоприятную атмосферу; объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; развиваю речь, внимание, память, мышление
Прислушивайтесь к потребностям своего тела и к тем сигналам, которые оно вам подает. Просыпайтесь с ощущением свежести и бодрости. Ведите активный образ жизни и поддерживайте себя в прекрасной форме. Ешьте полезные продукты, которые необходимы для вашего организма. Забота о своем организме — это естественная часть любви к себе.
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их любить себя. Луиза Хей Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиз: «Мы живём не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить» (древнегреческий философ Сократ)Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их .
Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера .
Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера .
Цель: расширить представление о роли семьи в формировании психического здоровья ребенка.Задачи:- обсудить влияние способов семейного воспитанияна психическое здоровье ребенка;- найти способы детям;- п.
История возникновения домашних заданий. Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями.Содержание домашних заданий.Условия, при которых домашние задания будут.
Родительское собрание «Здоровье обучащихся как основа эффективного обучения»Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей се.
Источник