Меню

Здоровье воспитателей как его беречь

Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Ястребова Алефтина Алексеевна
Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Гармоничное развитие ребенка возможно при условии, что он будет здоровым. Одной из целей в воспитании является формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно воспитатель должен заложить понятие про здоровый образ жизни.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она включает в себя результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В понятие «здоровье» входят три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое.

У некоторых детей отсутствует заинтересованность в занятиях, рекомендации насаждаются детям чаще всего в нарицательной форме и не вызывают у них положительных эмоций, сами взрослые редко придерживаются правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

От воспитателя требуются значительные волевые усилия, готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса детей и подготовки их к формированию навыков и привычек к здоровому образу жизни.

Профессия воспитателя требует постоянного расходования огромных душевных сил. Один из главных показателей деятельности педагога – это умение владеть собой, держать себя в руках в любых ситуациях.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.Большая часть рабочего времени протекает в напряженной обстановке: постоянная концентрация внимания, эмоционально насыщенная деятельность, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Такие факторы оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Это проявляется в нервозности, раздражительности, усталости, недомоганиях.

Здоровье педагога – многоаспектная деликатная проблема. Профессиональное здоровье педагога является основой эффективной работы ДОУ. Оно определяется как способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Современному педагогу необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие. Напряженная работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Поэтому проблема здоровьесбережения педагогов стоит очень ярко. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Практически все здоровьесберегающие технологии направлены в основном на детей, а осуществляются они педагогами. А как же педагоги могут применять технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если они сами не используют эти технологии в своей жизнедеятельности, да еще имеют проблемы со здоровьем.

Когда дети не видят пример взрослого человека, у них не закрепляется правильный образ мышления, не вырабатывается навык противостоять вредным привычкам.

Здоровье воспитателей – это важная проблема. Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.

Педагоги только тогда смогут добиться более высоких результатов в физическом и психическом развитии детей, и воспитать в них желание вести здоровый образ жизни, когда сами будут регулярно заниматься физической культурой и спортом, соблюдать режим, правила гигиены и закаливания, вести здоровый образ жизни.

Читайте также:  Масло черного тмина вкусы здоровья

Таким образом, полноценное физическое и психическое здоровье педагога – это залог успешного воспитания здорового ребенка.

Минутки здоровья как средство профилактики и сохранения здоровья воспитанников Предлагаю начать с валеологического приветствия «Доброе утро». Доброе утро, улыбнись скорее, И сегодня весь день будет веселее. Мы погладим.

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Цели и задачи: — Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для.

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребёнка» «Ребёнок учится тому, что видит у себя в доме» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

Консультация «Здоровье и мы: Как приучить ребенка вести здоровый образ жизни» Здоровье и мы: как приучить ребёнке вести здоровый образ жизни МБДОУ №2, г. Усолье — Сибирское, Иркутская обл. Воспитатель Меттик Светлана.

Эссе «Здоровый образ жизни как фактор защиты российской культуры» Здоровый образ жизни как фактор защиты Российской культуры. Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана критическим состоянием.

Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.

Источник

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
zdorovye_vospitateli-zdorovye_deti.docx 22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида города Звенигород

Консультация для воспитателей на тему:

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»

Инструктор по физической культуре

Чуклинова Валерия Андреевна

г. Звенигород, 2018

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Предлагаю вашему вниманию консультацию, цель которой звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».

Тема нашей консультации выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы «От рождения до школы», которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели — здоровые дети» верно.

Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.

Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.

Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление, а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.

По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.

Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».

Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»

Здоровье – это состояние полного

3. социального благополучия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.

Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».

Генри Дейвид Торо

Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.

Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».

Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда ( нарисовать на чистом листе ).

Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.

Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.

Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.

Какие же факторы можно отнести к трещине , то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.

Участники высказывают свои предположения,

которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:

ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.

ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.

ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).

Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?

Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.

Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:

— полезные и вредные привычки,

— режим труда и отдыха,

Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.

СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.

ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.

СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.

Правила здорового сна:

1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.

2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.

3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.

Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.

Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.

Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.

В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.

Источник

Adblock
detector