Меню

Здоровье воспитанников школ интернатов

Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования.
статья по теме

Статья посвящена организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Скачать:

Вложение Размер
ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лодысева Ю.А., воспитатель

ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным

изучением предмета физическая культура

Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения.

В наше время подключение системы образования к решению данной проблемы, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс является особенно важным.

Новая стратегия образования в области здоровья включает:

  • просвещение учащихся в вопросах здорового образа жизни;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
  • объединение семьи и школы в вопросах формирования здоровья учащихся.

Здоровье ребёнка и его социально-психологическая адаптация в обществе, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Более половины своего жизненного времени ребёнок находится в школе-интернате. Воспитателям необходимо организовать жизнь и деятельность детей в интернате так, чтобы в нём было хорошо и комфортно каждому ребёнку. Задача взрослых — помогать процессу становления личности, гарантировать его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Для этого необходима правильная организация предметно – пространственной среды, режима и мероприятий по охране здоровья детей – питания, отдыха, физкультурно-оздоровительной работы, прогулок и др.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната являются:

  • введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения школьных и внешкольных занятий;
  • рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса;
  • повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности;
  • обязательное ритмичное чередование на уроках и во внеурочное время, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка;
  • рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок, с учётом норм питания для спортсменов хоккейных групп (повышенная калорийность, витаминизация, ввод таких продуктов как мёд, орехи и т.д.);
  • организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей;
  • активные занятия спортом (хоккейные тренировки на льду и на земле входят в состав учебно-тренировочного процесса), в свободной деятельности воспитанники предпочитают такие виды спорта как футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, для занятий которыми созданы все условия;
  • взаимодействие детей с конкретным бытовым трудом реализуется с помощью образовательных проектов: «Домоводство», «Первые шаги в кулинарии».

Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка.

В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, мини футболу, плаванию, волейболу, гиревому спорту, стрельбе и т.д.

Общешкольные мероприятия, классные часы, круглые столы: «Компьютер – друг или враг?», «Сберечь зрение – сохранить здоровье», «Здоровье в твоих руках», «О правильном питании спортсмена», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание, уроки физкультуры, ежедневные тренировки, спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Воспитатели школы -интерната в организации проведении самоподготовки учитывают:

  • обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски;
  • виды учебной деятельности;
  • продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  • позы обучающихся, чередование поз;
  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты на самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
  • наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на самоподготовке и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;
  • психологический климат на самоподготовке.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности воспитанников важное место воспитатели на самоподготовке уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Воспитателями школы-интерната учитывается и тот факт, что человеку необходимо не только физическое здоровье, но психологическое. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе.
Психологически здоровый человек:

  • умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки;
  • владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией;
  • способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами;
  • способен действовать;
  • способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности;
  • имеет чувство юмора, остроумен;
  • способен радоваться жизни, любить и быть любимым;
  • принимает себя, удовлетворен своей жизнью, самодостаточен;
  • способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;
  • стремиться творить добро, помогать, заботиться о ком-либо.

Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности.

Формирование и поддержание психологического здоровья учащихся – одна из задач, решаемых школой-интернатом. Главными критериями успешности этой работы являются полноценное психическое и личностное развитие ребенка в разные возрастные периоды. Именно поэтому работа воспитателей базируется на решении следующих задач: выявление трудностей, возникающих у учащихся в образовательном процессе, особенно в адаптационные периоды и оказание им своевременной помощи, развитие познавательной деятельности и личностной сферы школьников и формирование у воспитанников жизненно важных знаний и навыков, таких как умение оценить себя, свои способности, интересы, склонности, умение найти пути собственного самосовершенствования, сделать выбор (поведенческий, профессиональный), умение строить взаимоотношения с людьми, общаться. Поддержанию благоприятного психологического климата среди воспитанников способствует реализация таких образовательных проектов, как: «Стань звездой!», «Дороги, которые мы выбираем». Положительное влияние на формирование культуры здоровья воспитанников оказывает активная пропаганда «моды на здоровье», реализуемая в проекте «Я выбираю ЗОЖ!»

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего со спортсменами, можно определить, помимо успешного освоения учащимися общеобразовательной программы и результативности воспитательной работы, сохранностью здоровья детей при повышенных физических нагрузках, их спортивными достижениями, уверенностью ребят в своих силах, нацеленностью на успешность в будущем.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения являются: внимательное отношение педагога к здоровью воспитанников и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни, а также общий настрой школы-интерната на создание благоприятных условий успешной реализации учебно-тренировочно-воспитательного процесса, содействующего укреплению здоровья.

Таким образом, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.

Источник

Прием детей

4. Ребенок, поступающий в школу-интернат, должен иметь индивидуальную карту школьника (форма N 26) из школы, где он ранее обучался; на детей, поступающих в 1-й класс, форма N 26 заполняется и выдается детской поликлиникой.

В индивидуальную карту школьника (форма N 26) вносятся все данные обследования ребенка, а также результаты анализов мазков из зева и носа на бациллоносительство дифтерии, проведенных не позднее чем за 3 дня до поступления ребенка в школу-интернат, а также сведения об отсутствии у ребенка за последние 3 недели контактов с инфекционными больными в квартире, где он проживал, и детском коллективе, если поступающий ребенок в нем находился.

5. Каждый ребенок, принятый комиссией перед поступлением в школу-интернат, должен пройти диспансеризацию в детской поликлинике по месту своего жительства с обязательным осмотром специалистами (окулистом, отоларингологом, психоневрологом, кожно-венерологом, фтизиатром) и лабораторно-клиническим обследованием (общего анализа крови и мочи, испражнений яйца глист, рентгеноскопии грудной клетки).

Кроме того, ему должны быть проведены все профилактические прививки (против оспы, полиомиелита, противодифтерийные, БЦЖ) и другие лечебно-профилактические мероприятия (санация полости рта, дегельминтизация, подбор очков и т.д.).

6. Все полученные данные по диспансеризации ребенка вносятся врачами поликлиники в индивидуальную карту школьника (форма N 26) с общим заключением и рекомендацией режима для ребенка.

7. Все дети в первый день поступления в школу-интернат подвергаются медицинскому осмотру врачом школы-интерната с обязательным измерением температуры, тщательным осмотром кожных покровов, волосистой части головы, слизистых оболочек и подвергаются санитарной обработке. Врач школы-интерната обязан собрать подробный анамнез ребенка, обращая особое внимание на эпидемиологический анализ.

Лечебно-профилактическая работа

8. Врач школы-интерната, совместно со специалистами детской поликлиники, должен 1 раз в год в начале учебного года провести углубленный осмотр всех воспитанников с антропометрическими измерениями, определением остроты зрения, слуха, состояния зубов, нервной системы и т.п.

9. При проведении углубленного осмотра врач школы-интерната производит распределение детей на группы для занятий по физкультуре, а также устанавливает им объем и режим работы в мастерских, на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, по самообслуживанию и при участии в общественно-полезном труде в соответствии с индивидуальными показаниями:

берет на особый учет (форма N 30) детей ослабленных, отстающих в физическом развитии, с дефектами зрения, перенесших ревматизм и т.д., для систематического наблюдения и лечения;

повторно осматривает их и систематически контролирует проведение назначенных им оздоровительных мероприятий (индивидуальный режим, диетпитание, направление на специальное лечение, ношение очков и т.д.).

10. Все полученные данные углубленного осмотра как врачом школы-интерната, так и врачами-специалистами детской поликлиники вносятся в индивидуальную карту школьника (форма N 26).

11. На основании данных углубленного осмотра воспитанников школы-интерната врач составляет план оздоровительных мероприятий, который обсуждается на педагогическом совете школы-интерната, утверждается директором школы-интерната и неуклонно проводится в жизнь всеми работниками школы-интерната с помощью медицинского персонала.

12. Врач и медицинская сестра осуществляют систематический контроль за проведением занятий по физической культуре, занятий детей в соответствующих группах и т.д. (санитарное состояние физкультурного зала, его проветривание, одежда и т.д.) и за проведение процедур по закаливанию организма ребенка (утренняя гимнастика, зарядка, душ и т.д.).

Перед соревнованиями, перед поступлением в спортивные секции и перед туристическими походами врач должен повторно тщательно осмотреть детей и дать им свое медицинское заключение.

13. Медицинский персонал проводит (воспитанникам) в установленные сроки плановые профилактические прививки (ревакцинацию оспы, дифтерии, БЦЖ и т.д.) лечебно-профилактические мероприятия (санация полости рта, носоглотки, дегельминтизация, рентгеноскопия и др.) с привлечением врачей узких специальностей поликлиники (офтальмолог, отоларинголог, психоневролог, стоматолог и др.).

Для оказания медицинской помощи нуждающимся воспитанникам медицинский персонал проводит ежедневно прием в установленные для этого часы.

14. Заболевший ребенок, не требующий госпитализации, помещается в изолятор. Изолятор должен соответствовать всем медицинским требованиям и иметь необходимое медицинское оборудование, инструменты и медикаменты. Изолятор должен круглосуточно обслуживаться персоналом (воспитанники школы-интерната к обслуживанию больных в изоляторе не допускаются).

Все дети с инфекционными заболеваниями подлежат обязательной госпитализации.

15. Дети, оставленные для лечения в изоляторе школы-интерната, должны быть обеспечены соответствующим лечением и уходом. На каждого больного, находящегося в изоляторе, должен быть заведен вкладной лист к индивидуальной карте (форма N 26), куда ежедневно заносятся все данные течения заболевания и проводимых лечебных мероприятий.

После выписки больного из изолятора врач школы-интерната записывает в индивидуальную карту (форма N 26) краткие сведения о перенесенном им заболевании.

16. В целях предупреждения инфекционных заболеваний среди воспитанников школы-интерната медицинский персонал должен иметь тесный контакт с эпидемиологами тех районов, куда отпускаются воспитанники на дни отдыха или отпуска, и получать систематические сведения о наличии инфекционных заболеваний в указанных районах.

17. По возвращении из дома воспитанники допускаются в школу-интернат после профилактического осмотра медицинским персоналом школы-интерната. При длительном отсутствии допускаются после медицинского осмотра и представления справки лечащего врача с указанием причины отсутствия и отсутствия противопоказаний к посещению школы-интерната.

18. Медицинский персонал обязан учитывать не явившихся в школу-интернат воспитанников и выяснять с помощью воспитателей причины их отсутствия.

19. При появлении инфекционных заболеваний среди воспитанников школы-интерната врач и медицинская сестра обязаны:

а) немедленно изолировать больного и принять необходимые меры к его госпитализации;

б) организовать текущую и заключительную дезинфекцию;

в) организовать мероприятия по предупреждению распространения инфекций (наложение карантина, выявление бациллоносителей, контроль за всеми контактными детьми и т.д.);

г) сообщить о выявлении инфекционного заболевания директору школы-интерната и в городскую (районную) санэпидстанцию или эпидемиологу поликлиники.

20. Медицинский персонал контролирует обязательное прохождение персоналом школы-интерната осмотра врачами-специалистами (венерологом, фтизиатром), исследований на кишечное и дифтерийное бациллоносительство, а также на гельминты как при поступлении их на работу, так в дальнейшем в установленные сроки.

Санитарный контроль

1. За санитарное состояние школы-интерната отвечает ее администрация и врач.

2. Медицинский персонал контролирует выполнение санитарно-гигиенических норм и требований и санитарное содержание школы-интерната:

а) соблюдение нормы площади и санитарное благоустройство участка школы-интерната, обеспечивающие возможность использования его для активного отдыха, проведения спортивных занятий и обучения на учебно-опытном участке;

б) соблюдение норм площади спальных, классных и других помещений;

в) осуществление правильной маркировки парт и рассаживания детей согласно росту;

г) осуществление мероприятий по охране труда учащихся: подбор баз для прохождения учебно-производственной практики, исключающих возможность вредного влияния производственных факторов на здоровье учащихся, обеспечение инструментарием, станками в соответствии с их возрастом и ростом, обеспечение спецодеждой, индивидуальными средствами защиты, правильный режим труда, соответствие трудовой нагрузки возрастным особенностям учащихся;

д) соблюдение гигиенических требований при выполнении работ по самообслуживанию и общественно-полезному труду;

е) соблюдение гигиенических норм освещенности рабочих мест учебных и учебно-производственных помещений;

ж) соблюдение оптимального температурного режима в помещениях школы-интерната;

з) систематическое проведение влажной уборки и тщательное проветривание всех помещений.

3. За соблюдение воспитанниками правил личной гигиены несут ответственность воспитатели и медсестры. Медицинский персонал контролирует:

а) как проводится систематическое мытье детей (в бане, душе и т.д.), смена постельного и нательного белья;

б) соответствие одежды воспитанников сезонным условиям;

в) соблюдение правил индивидуального пользования воспитанниками полотенцем, мылом, зубной щеткой, гребенкой и т.п.;

г) организацию проведения закаливающих процедур (обтирание, обливание, ножные ванны и т.п.).

4. Врач школы-интерната совместно с администрацией составляет режим для воспитанников и контролирует его выполнение.

5. Медицинский персонал контролирует правильность организации питания воспитанников:

а) разрабатывает рацион питания, составляет меню в соответствии с физиологическими нормами питания воспитанников школ-интернатов и следит за его выполнением;

б) контролирует качество поступающих продуктов и условия их хранения;

в) контролирует соблюдение правильности технологического процесса приготовления пищи;

г) проверяет санитарное состояние пищеблока;

д) снимает пробу пищи и дает разрешение на ее употребление с записью в бракеражную тетрадь;

е) производит теоретический подсчет калорийности и соотношения ингредиентов — белков, жиров, углеводов, витаминов, основных солей в пище не менее 1 раза в 10 дней;

ж) контролирует режим питания.

6. В случае несоблюдения администрацией санитарно-гигиенических требований медицинский персонал школы-интерната доводит об этом до сведения гор(рай)санэпидстанции.

Санитарно-просветительная работа

1. Медицинский персонал:

а) проводит санитарно-просветительную работу среди родителей, детей и обслуживающего персонала путем систематического чтения лекций, проведения бесед по вопросам гигиены и профилактики заболеваний, широкого использования кино, плакатов и других наглядных пособий, выпуска бюллетеней, стенных газет, организации уголков здоровья, постановки спектаклей и т.п.;

б) организует из числа детей с помощью воспитателей, педагогов санитарные посты, которые помогают в работе медицинскому персоналу (соблюдение санитарного режима в помещении, личной гигиены детей и т.п.);

в) организует и контролирует работу санитарного актива общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Врач проводит занятия с детьми по программе ГСО, а сестра — по БГСО.

2. Врач школы-интерната оказывает консультативную методическую помощь педагогам в преподавании уроков охраны здоровья путем указания соответствующей литературы, консультаций педагогов, приобретения наглядных пособий и т.д., посещает уроки охраны здоровья и совместно с заведующим учебной частью школы-интерната контролирует качество их преподавания.

3. Медицинская сестра ведет систематические занятия по вопросам санитарии и гигиены с техническим персоналом.

Учет и отчетность

1. Врач школы-интерната ведет учет своей работы и медицинскую отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.

2. Отчет о своей работе врач представляет по форме N 95 с объяснительной запиской ежегодно к 3 января директору школы-интерната и заведующему поликлиникой.

Примечание: Врач должен иметь следующую документацию:

1. Индивидуальную карту школьника (форма N 26).

2. Карту диспансеризации (форма N 30).

3. Книгу записи приема амбулаторных больных (форма N 74).

4. Журнал регистрации инфекционных заболеваний (форма N 60).

5. Картотеку профилактических прививок (форма N 63).

6. Книгу записи санитарно-просветительной работы (форма N 38).

7. Журнал изолятора (форма N 129).

8. Санитарный журнал (форма N 153).

1. Врач школы-интерната входит в состав педагогического совета школы-интерната с правом решающего голоса и должен принимать активное участие в его работе.

2. Врач школы-интерната обязан вносить на рассмотрение администрации школы-интерната предложения по охране здоровья детей и по выполнению санитарных правил.

Примечание: В случаях невыполнения администрацией школы-интерната предложений врача последний обязан довести об этом до сведения вышестоящих органов народного образования и здравоохранения для принятия соответствующих мер.

3. Врач школы-интерната имеет право освобождать по медицинским показаниям воспитанников школы-интерната от учебных занятий, работы в мастерских, на производстве, от работы по самообслуживанию и занятий общественно-полезным трудом и др., а также от участия в экскурсиях, туристических походах и т.д.

4. Врач школы-интерната в своей работе пользуется печатью и бланками школы-интерната.

5. Для медико-санитарного обслуживания воспитанников школы-интерната под непосредственным руководством врача школы-интерната работает медицинская сестра.

6. Медицинский персонал школы-интерната активно участвует в конференциях, обходах, специально организованных семинарах, докладах, периодически проходит курсы специализации и усовершенствования по плану детской поликлиники, в ведении которой он находится.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: минусы клееного бруса по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Источник

Читайте также:  Отп банк страхование здоровья
Adblock
detector