Меню

Здоровье водителя как фактор риска

Здоровье водителя

Автомобиль прочно вошел в наш повседневный обиход и стал незаменимым средством передвижения, делая жизнь современного человека комфортной и мобильной, а динамичный ритм миллионных мегаполисов и больших городов заставляет нас неуклонно следовать необходимости автомобилевладения, как образу жизни. Именно поэтому, в настоящее время некоторые люди вынуждены ежедневно проводить за рулем своего автомобиля многие часы подряд. В равной степени это относится, как к профессиональным водителям, так и к рядовым автолюбителям. И конечно же у каждой медали имеется обратная сторона. И эта обратная сторона — здоровье непосредственно водителя.

Каждой профессии присущи какие-либо специфические заболевания, возникающие в процессе трудовой деятельности человека. Не является исключением и профессия водителя.

Основным фактором риска возникновения многих профессиональных заболеваний водителей является гиподинамия, т.е отсутствие физической активности в течение продолжительного времени.

Современные автомобили оснащены эргономичными кабинами, органами управления и средствами контроля за движением, которые позволяют водителю комфортно, не прилагая достаточных физических усилий, практически без движения управлять транспортным средством. Пониженная подвижность, малая нагрузка на мышцы являются основными факторами риска возникновения различных заболеваний. Последствия гиподинамии могут быть достаточно серьезными. Прежде всего нарушаются обменные процессы в организме, которые вызывают нарушение сна, быструю утомляемость, усталость — эти недомогания возникают из-за того, что при малоактивной подвижности вместе с кровью к тканям головного мозга поступает слишком мало кислорода. Впоследствии у человека развивается атеросклероз — заболевание сосудов кровеносной системы, которое в свою очередь может вызвать инфаркт, ишемическую болезнь сердца и инсульт.

Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила профилактики при длительном нахождении за рулем: делать остановки приблизительно через каждые два часа езды и выполнять легкую разминку с приседаниями, наклонами и круговыми вращениями туловища, которые улучшат кровообращение малого таза или просто прогуливаться рядом с автомобилем. сосредоточить свое внимание на минимизации отрицательных факторов, вызванных длительным нахождением за рулем машины.

Постарайтесь максимально сократить отрицательные факторы, вызванные продолжительным нахождением за рулем автомобиля. Гораздо проще предупредить возникновение профессиональных заболеваний водителя различными профилактическими мероприятиями, чем запустить болезнь и окончательно потерять трудоспособность, а при визите на очередной медосмотр узнать неприятные нюансы, возникшие со здоровьем. И не стоит откладывать визит к доктору, если возникли какие-либо неполадки в самочувствии. Своевременно выявить начальные признаки профзаболеваний водителей возможно лишь при регулярном прохождении медицинских осмотров. Там же можно получить и квалифицированные методические рекомендации по профилактическими мероприятиям для предупреждения различных профзаболеваний, связанных с работой водителя. Не забывайте — человеческий организм постоянно требует к себе внимательного отношения.

Источник

Советы по сохранению здоровья для водителей

Позвоночник

Больше всего страдает позвоночник водителя, особенно сильную нагрузку испытывают шея и поясница. Минимальный вред от долгого пребывания за рулем — боль в спине (она появляется из-за защемления нервов), тяжелое последствие — остеохондроз и другие болезни позвоночника. Часто из-за неправильной посадки (когда корпус слишком сильно наклонен к рулю, а ноги вытянуты к педалям, поза «банана») создается сильное давление на межпозвоночные диски, которое усиливает дорожная тряска. Это ослабляет позвоночник и делает его менее устойчивым к травмам.

Чтобы снизить нагрузку на позвоночный столб, врачи рекомендуют выбирать ортопедические кресла с поддержкой поясницы и соблюдать правильную посадку в водительском кресле: следует опираться всей спиной о сиденье — таким образом давление на позвоночный столб распределяется равномерно. Также важно положение подголовника: он должен находиться на уровне шеи. Каждые 2–3 часа рекомендуется останавливаться, выходить из машины и делать легкую разминку (наклоны вперед и в бок, вращения тазом, приседания) или просто немного прогуляться. Как рассказала «Здоровью Mail.Ru» заведующая отделением семейной медицины международной клиники Медси Татьяна Коркина, в день за рулем рекомендуется проводить не больше 10 часов, при этом после каждых двух часов непрерывной езды нужно отдыхать 30 минут.

Сосуды

Для водителей опасен варикоз — заболевание, при котором нарушается венозный кровоток и работа венозных клапанов, факторы риска — как обычно, курение и лишний вес. Водители могут страдать и геморроем — варикозом вен прямой кишки. Если вы чувствуете сильную усталость в ногах или они затекают, помогут мази-венотоники, а во время разминки рекомендуется уделить внимание стопам и голеням. В более серьезных случаях необходимо обратиться к врачу и сделать УЗИ вен.

Нарушение работы сосудов из-за долгой статичной позы вызывают и застой крови в малом тазу, а это фактор риска такого заболевания, как простатит. В группе риска те, кто перенес венерические заболевания (что не редкость для мужчин, которые очень много времени проводят за рулем). Профилактика простатита заключается в том, чтобы избегать застоя крови в малом тазу. Для этого нужно много двигаться и регулярно заниматься сексом (он должен быть безопасным).

Питание

Понятно, что если вы по восемь часов в день находитесь за рулем, полноценно обедать и ужинать просто нет возможности. Выручить могут легкие перекусы каждые 2–3 часа (овощи, нежирное мясо, ржаные хлебцы) и крепкий чай или кофе, которые могут стать прекрасным поводом размяться. Но не забывайте, что едой в придорожных кафе легко отравиться, поэтому выбирать заведение нужно осторожно. Ну и конечно, долгая дорога — не повод отказываться от диеты, если вы ее придерживаетесь. Нарушения питания ведут к нарушениям пищеварения, а они, в свою очередь, могут вызвать гастриты, язвенную болезнь желудка, дисбактериозы и другие заболевания желудочно-кишечного тракта, которые несложно предотвратить, но долго и трудно лечить. Кроме заболеваний органов пищеварения, нарушение питания может привести к ожирению, а это уже фактор риска диабета II типа.

Дыхание и сердце

Если наладить питание при желании вполне возможно, то защититься от плохой экологической обстановки на дорогах сложнее. Количество пыли и токсичных веществ, выхлопных газов превышает предельно допустимые концентрации, уберечься от их воздействия почти невозможно — разве что как можно реже открывать окно в машине. Чтобы позволить себе изоляцию, нужны качественные обогреватель и кондиционер, с которыми вы не простудитесь ни зимой, ни летом. Тем же, чья дыхательная система слаба или подвержена заболеваниям, рекомендуется в свободное от поездок время как можно чаще и дольше бывать на свежем воздухе. Также желательно, чтобы чехлы для сидений и другие вещи, находящиеся в салоне, были сделаны из гипоаллергенных материалов.

Для водителей неизбежна гиподинамия, которая вредна не только для вен, но и для артерий — это фактор риска повышенного давления (гипертонии). Его последствия многообразны и печальны (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, инфаркт миокарда). Перерывы во время долгой дороги, правильное сбалансированное питание — прекрасная профилактика и сердечнососудистых заболеваний тоже, но чтобы защитить сердце, надо уметь избегать еще и стресса. Конечно, люди, которые вообще не водят, тоже подвержены стрессу, но в случае с водителями есть некоторые нюансы. Во-первых, водитель постоянно в стрессе, так как управление автомобилем опасно по определению. Во-вторых, он всегда готов к тому, чтобы быстро принять решение, от которого может зависеть здоровье и жизнь. В-третьих, он не может расслабиться ни на минуту. Чтобы избежать перенапряжения, нужен длительный и качественный отдых. В противном случае появляется риск тревожных и депрессивных расстройств. Чтобы этого избежать, нужно хорошо отдыхать, уметь расслабляться и давать возможность нервной системе восстановиться. Горячая ванна, хороший сон и приятные хобби, как это ни банально, помогут снять напряжение и заодно сохранят сердце, ведь повышение артериального давления напрямую зависит от эмоционального состояния и состояния нервной системы.

Читайте также:  Диагностика психологического здоровья учителя

Утомление

Долгая дорога и постоянное напряжение ослабляют внимание и снижают общий тонус — находясь в таком состоянии, можно попасть в аварию. Утомление усиливается при недосыпе: водители начинают засыпать уже через 3–5 часов езды, особенно между полуночью и пятью часами утра.

Татьяна Коркина советует выезжать в длительную поездку только после нормального отдыха и сна. Также рекомендуется делать перерывы. При этом короткие перерывы после относительно кратковременной езды эффективнее, чем длинные перерывы после длительной поездки. Врач советует делать десятиминутную паузу после первых трех часов движения, а потом повторять через каждые два часа.

При долгой езде по дороге без светофоров и пересечений с магистралями другого уровня возникает специфический вид утомления — дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, рассеянностью, недомоганием, отрешенностью, ослаблением рефлексов и замедлением времени реакции. Чтобы избавиться от этого состояния, нужно остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: выполнить вращения головы и туловища, наклоны, повороты, прогнуться в пояснице, согнуть и разогнуть ноги и руки.

Чтобы не упустить момент, когда риск заболеть чем-нибудь из вышеперечисленного станет слишком высок, проходите обследование сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и нервной системы. Автолюбители проходят медосмотр раз в пять лет, но лучше делать обследование ежегодно. Раз в год должны проходить осмотр и профессиональные водители. И конечно, не забывайте автомобильную аптечку.

Источник

Медики назвали пять профессиональных болезней водителей

Профессия водитель опасна для жизни. К такому выводу пришли специалисты медицинской школы Гарвардского университета, изучив медицинские документы водителей такси за 13 лет.

Они выяснили, что на боли в шее и пояснице жалуется практически каждый профессиональный водитель. И связаны они не только со слишком частым вращением головы и туловища — подсчитано, что таксист, наблюдая за боковыми зеркалами, дверьми и пассажирами делает до 150 поворотов за смену, — сколько с вибрацией автомобиля. Медики считают, что это один из самых страшных врагов костной системы. В результате воздействия вибрации происходит изменение костных балок и рельефа суставных поверхностей, что приводит с их стиранию и деформации. В итоге — грыжа межпозвоночная, радикулит и остеохондроз.

Болезни сосудов: из-за сидячего образа жизни нарушается кровообращение. Водители жалуются на боли в ногах, страдают от варикозного расширения вен. У них заболевания желудочно-кишечного тракта из-за несбалансированного и нерегулярного питания.

Нарушение кровообращения в малом тазу приводит к таким расстройствам как простатит, мочекаменная болезнь, эректильная дисфункция. Неблагоприятным фактором специалисты считают и сидения с подогревом, которые могут способствовать развитию воспалительных процессов.

Онкологические заболевания. Водители волей-неволей постоянно вдыхают продукты переработки бензина и дизтоплива. При сгорании бензина выделяется более двух сотен токсичных продуктов, в числе которых такие смертоносные, как окислы углерода и азота, углеводороды, включающие формальдегид, бензапирен, фенол, а также тяжелые металлы. Сообщается также о вреде асбеста, используемого при производстве тормозных колодок. Это вещество считается очень опасным и со временем вызывает рак.

Как советует врач-терапевт Наталья Мурзенко, в медицинское учреждение водители, особенно мужчины, обращаются уже тогда, когда невмоготу. Это значит, что болезнь уже в запущенной стадии, и лечить ее приходится зачастую только хирургическим путем, что требует дальнейшей длительной реабилитации.

— Не пренебрегайте регулярными профилактическими осмотрами, тем более сейчас проводится бесплатная диспансеризация. Это поможет по крайней мере отсрочить возникновение серьезных ситуаций, — советует врач.

А врач-невролог Олег Спасский рекомендует отрегулировать сиденье в машине так, чтобы спинка поддерживала спину и мышцы не были напряжены. Необходима также разминка не менее трех-четырех раз в день: махи руками, повороты корпуса, приседания с прямой спиной, наклоны вперед и в стороны.

— Кстати, не нервничайте за рулем — иначе неминуемо свалитесь в стресс или получите вдобавок заболевания сердца, — добавляет специалист.

Источник

Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств

Методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной
надежности и профессионального риска
водителей различных автотранспортных средств

1. Разработаны ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.А. Аширова, И.В. Федотова, Т.В. Блинова, В.В. Трошин, А.А. Сапрыгин, П.Н. Морозова, М.А. Бобоха); ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (И.З. Мустафина).

2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 6 февраля 2014 г.

3. Введены в действие с момента утверждения.

4. Введены впервые.

Обозначения и сокращения

ВСР — вариабельность сердечного ритма

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИУПВ — интегральный уровень профессионального воздействия

ЛИАЗ — Ликинский автобусный завод

ЛТ — личностная тревога

МАЗ — Минский автомобильный завод

ПДК — предельно-допустимые концентрации

РТ — реактивная тревога

СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник личности

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

УЗИ — ультразвуковое исследование

ФВД — функция внешнего дыхания

Врио руководителя Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации

________________________ А.Ю. Попова

6 февраля 2014 г.

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной надежности
и профессионального риска водителей
различных автотранспортных средств

1. Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

2. Введение

Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность.

Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например, такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать «пробок». Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда.

Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека.

Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мышечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает следующее определение: «Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан. с учетом тяжести этого вреда» (статья 2). Профессиональный риск — это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса.

Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, донозологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.

Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в группе водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников.

В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников.

Внедрение метода позволит дифференцировано определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности.

3. Формула метода

Методика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска.

4. Материально-техническое обеспечение

— стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории;

— стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов;

— стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории;

— стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории;

— стандартное оборудование биохимической лаборатории;

— стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики;

— персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала.

4.2. Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбергера, теста Шульте.

5. Содержание метода

5.1. Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств.

5.2. Первый этап оценки профессионального риска должен включать анализ факторов рабочей среды и трудового процесса. С этой целью следует использовать материалы изучения условий труда водителя, если возможно — в динамике за весь период его работы, в том числе по результатам аттестации рабочих мест.

5.3. Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» ( ГОСТ 12.1.005-88 от 29 сентября 1988 г. № 3388).

5.4. На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ, следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей:

— кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 м 3 воздуха рабочей зоны;

— отнесение вещества к 1-му и 2-му классам опасности;

— наличие отдаленных эффектов воздействия — канцерогенного, мутагенного, эмбриотоксического, тератогенного;

— наличие веществ с однонаправленным действием.

5.5. Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов:

— взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК;

— бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности;

— диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности;

— бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, как канцерогенные вещества, относящиеся к 1-му классу по классификации Международного агентства по изучению рака — с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека.

5.6. При оценке уровня воздействия химических веществ и определении риска необходимо учитывать однонаправленное действие ингредиентов, при котором наблюдается суммирование эффекта:

— диоксидов азота, взвешенных веществ, формальдегида, углеводородов (С1 — 10), критическими органами при хроническом воздействии которых являются органы дыхания;

— свинца, оксида углерода, бензола, действующих на центральную нервную систему;

— бензола, оксида углерода, свинца, вызывающих изменения со стороны крови.

5.7. Количественная оценка риска для отдельных веществ проводится на основании расчета коэффициента опасности (HQ):

АС — средняя концентрация, мг/м 3 (применительно к профессиональной группе водителей целесообразно определить среднегодовую концентрацию с учетом сменных и сезонных колебаний загрязнения воздуха на рабочем месте водителя);

RfC — референтная (безопасная) или предельно допустимая концентрация, мг/м 3 .

Допустимым считается уровень воздействия, если величина HQ ≤ 1.

5.8. Для оценки неканцерогенного риска для водителей, обусловленного комбинированным воздействием смеси химических веществ, присутствующих в кабине водителя и обладающих однонаправленным вредным действием и/или воздействующих на одни и те же органы и системы организма, целесообразно использовать метод расчета индекса опасности (HI):

Допустимым считается воздействие смеси веществ, если величина HI ≤ 1. При превышении HI значения 1, вероятность возникновения вредных биологических эффектов возрастает.

5.9. Расчет канцерогенного риска (CR) от воздействия бензапирена, формальдегида, бензола и других проводится с использованием данных о величине экспозиции и значении факторов канцерогенного потенциала — фактора наклона, единичного риска — в соответствии с руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду ( Р 2.1.10.1920-04 ).

Расчет показателей индивидуального канцерогенного риска с использованием фактора канцерогенного потенциала (slope factor — SF) проводится по следующим формулам:

UR — единичный риск при профессиональной экспозиции, мг/м 3 ;

SF — фактор наклона или канцерогенного потенциала, мг/кг/день (прилож. 1);

240/365 — доля рабочих дней в году;

Т — стаж работы, лет;

T/70 — доля продолжительности экспозиции к средней продолжительности жизни;

10/20 — доля легочной вентиляции за смену к суточной в м 3 .

CR — число дополнительных случаев рака за счет воздействия канцерогенных веществ в экспонируемой группе;

С — средняя концентрация за весь период производственной деятельности, мг/м 3 .

5.10. Канцерогенный риск при комбинированном воздействии нескольких химических соединений рассматривается как аддитивный. Расчет суммарного канцерогенного риска проводится по формуле:

CRкомб — общий канцерогенный риск при ингаляционном поступлении нескольких канцерогенных веществ;

CRj— канцерогенный риск для j-го канцерогенного вещества.

Индивидуальный риск на уровне более 1×10 -4 и менее 1×10 -3 считается приемлемым для профессиональных групп. Индивидуальный риск более 1×10 -3 не приемлем для профессиональных групп.

5.11. С целью оценки профессионального риска от воздействия других факторов рабочей среды и трудового процесса следует проводить измерения шума, вибрации, микроклимата в кабине автомобиля, освещенности на рабочем месте водителя, тяжести и напряженности труда стандартными методами, применяющимися при гигиенических исследованиях, с определением классов условий труда в соответствии с руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда ( Р 2.2.2006-05 ).

5.12. Измерение факторов рабочей среды следует проводить на протяжении всего маршрута движения автобуса, поскольку на результаты измерения влияют особенности маршрута, интенсивность движения, качество дорожного покрытия, шумовой климат улицы, рельеф местности.

5.13. В качестве приоритетных физических факторов рабочей среды у водителей необходимо рассматривать:

— микроклимат в кабине автомобиля, который по степени вредности может оцениваться как вредный первой и второй степени (классы 3.1 — 3.2);

— уровни звука и инфразвука (при нормативах соответственно 60 дБА и 110 дБ лин. условия труда могут соответствовать на разных марках автобусов классам 2 — 3.2);

— уровни общей и локальной вибрации (виброускорение) (при нормативах соответственно 74 дБ и 109 дБ условия труда в зависимости от вида автотранспорта могу: соответствовать классам 2 — 3.1).

5.14. При оценке тяжести труда следует учитывать рабочую позу, количество стереотипных рабочих движений за смену, статическую нагрузку при приложении усилий, прилагаемых к педалям, рычагу ручного тормоза, рулевому колесу, а также физические нагрузки при выполнении ремонтных работ.

5.15. Напряженность труда оценивается по эмоциональным, интеллектуальным, сенсорным нагрузкам, режиму труда и монотонности нагрузок.

5.16. С целью оценки профессионального риска для каждого представителя профессиональной группы водителей необходимо определить интегральный уровень профессионального воздействия (ИУПВ), который выражается количественно в условных единицах:

— для оценки воздействия химических веществ или их смеси, а также пыли — это коэффициент опасности (HQ) или индекс опасности (HI);

— для воздействия физических факторов и факторов трудового процесса класс условий труда, оцененный в условных единицах — 2-й класс — 0 усл. ед., классы 3.1 — 1 усл. ед., 3.2 — 2 усл. ед., 3.3. — 3 усл. ед., 3.4 — 4 усл. ед., 4-й класс — 5 усл. ед.

5.17. При расчете ИУПВ необходимо учитывать возрастные коэффициенты (Kвозр), вычисленные на основании данных о распространенности хронических заболеваний в группе водителей в различных возрастных группах. В табл. 1 они приведены для классов болезней, занимающих первые ранговые места, при этом за единицу принята заболеваемость, относящаяся к возрастной группе 40 — 49 лет.

Возрастные коэффициенты для расчета риска развития
хронической патологии в группе водителей автотранспортных средств

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Обозначение: МР 2.2.0085-14
Название рус.: Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств
Статус: действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 21.05.2015
Дата введения в действие: 06.02.2014
Утвержден: 06.02.2014 Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач РФ
Опубликован: Роспотребнадзор (2014 г. ) Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора
Ссылки для скачивания: