Меню

Здоровье витамины значение для подростка

Роль витаминов и минералов в питании подростков
консультация (8 класс) на тему

Из этой беседы родители узнают, что в период полового созревания важно обеспечить ребенку необходимые витамины и минералы для правильного формирования скелета и поддержания ростового процесса. Познакомятся с конкретными витаминами и их влиянием на различные процессы подрастающего организма.

Скачать:

Вложение Размер
rol_vitaminov_i_mineralov_v_pitanii_podrostkov.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль витаминов и минералов в питании подростков.

В период полового созревания важно обеспечить ребенку необходимые витамины и минералы для правильного формирования скелета и поддержания ростового процесса.

Это интересно! Скелет у человека формируется не только в подростковом возрасте 13-16 лет, но вплоть до 23 лет. Своего максимального роста человек достигает именно к этому возрасту. До этого возраста также рекомендуется периодически принимать поливитамины. Они помогают выработке нужных гормонов для правильного развития.

Основные витамины для подростка:

  1. Витамин D. Помогает формированию скелета, обеспечивает кости и хрящи кальцием;
  2. Группа В. Все представители этой группы в той или иной степени участвую в обменном процессе в организме. Поэтому, они обеспечивают подростка необходимым количеством белков, углеводов и жиров;
  3. Витамин А. Способствует синтезу белков, которые являются важным строительным материалом для тканей, также отлично сказывается на здоровье зубов и костей;
  4. Аскорбиновая кислота (С). Улучшает усвоение других витаминов, укрепляет иммунитет;
  5. Витамин Е. Защищает клетки и ткани от воздействия свободных радикалов, уменьшает количество поврежденных клеток. В результате организм имеет возможность тратить энергию на рост и развитие, а не на восстановление поврежденных участков;
  6. РР, К и Н. Способствуют нормализации кровообращения, улучшают работу тканевых структур;

Это интересно! Данные исследований показали, что только 2% людей на планете имеют тот рост, который заложен генетический. Остальные, в основном из-за нехватки необходимых витаминов для подростков, не дорастают на 10-12 сантиметров!

Суточные нормы витаминов для юношей от 14 до 17 лет

  • Витамин А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,9 мг;
  • В2 – 2,5 мг;
  • В6 – 2,2 мг;
  • РР – 21 мг;
  • С – 80 мг;

Суточные нормы витаминов для девушек от 14 до 17 лет

  • А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,7 мг;
  • В6 – 1,9 мг;
  • РР – 18 мг;
  • С – 70 мг;

Исходя из всех этих необходимых усредненных показателей, ребенок в течение суток должен обязательно кушать мясо (220 г), молоко (500 мл), картофель или крупы (300 г), овощи (300 г), творог (50 г), фрукты (500 г), рыбу (70 г), хлеб ржаной, макаронные изделия. Лучше комбинировать эти продукты с другими, также полезными для детей в этом возрасте.

Какие еще элементы нужны подросткам

Подростки должны получать все необходимое для роста и развития в комплексе. Важная часть отводится правильному питанию. Потому что вместе с едой организм получает не только витамины, но и другие вещества-спутники, которые эффект от витаминов могут усиливать.

Также важно, чтобы в подростковом возрасте человек получал в необходимом количестве минеральные вещества. Минеральные вещества выполняют пластические функции, а также играют роль катализаторов обменных процессов. Самым важным для подростков считается поступление в организм кальция, который нужен для крепости и здоровья костей. Также кальций принимает участие в работе кровеносных сосудов, обеспечивает органы кислородом.
Из минеральных веществ именно в период полового созревания для детей важны цинк и медь, фосфор, марганец. Эти вещества нужны для гармоничного формирования всего тела. В период роста не обойтись каким-нибудь одним витамином, потому что каждый имеет свою зону влияния. Рост организма является процессом сложным. Если какого-то элемента будет недоставать, то избыток других просто может выводиться организмом без полезного использования.

Наибольшее значение для подросткового организма имеют такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо, йод.

Кальций. Около 99 % кальция находится в костной ткани. Кальций относится к трудноусвояемым пищевым веществам. Отрицательное влияние на всасывание кальция оказывает избыток в пище жира, фосфора и магния. Наличие в рационе полноценного белка, молочного сахара и витамина D улучшает усвоение кальция. Легче усваивается кальций из молочных продуктов. Из злаковых продуктов кальций усваивается плохо, так как в них имеет место неблагоприятное соотношение кальция и фосфора.

Овощи и фрукты характеризуются невысоким содержанием кальция, но благоприятным соотношением его с фосфором и магнием.

Железо. Играет значительную роль в питании ребенка: участвует в окислительно-восстановительных процессах, которые у детей идут более интенсивно, чем у взрослых; участвует в процессах кроветворения, находясь в составе гемоглобина, и переносит кислород крови во все ткани и клетки. У детей потребность в железе высокая. Дефицит железа ведет к заболеванию анемия (малокровие), которым страдают в основном дети первых лет жизни.

Развитию дефицита железа способствует неправильное питание детей, частые заболевания желудочно-кишечного тракта и наличие гельминтов (глистов).

Недостаточное обеспечение кислородом клеток головного мозга может привести к снижению умственных способностей, ослаблению памяти, затруднению обучаемости детей.

Хорошими источниками железа являются: мясо (телятина), печень, яичный желток, а также продукты растительного происхождения при наличии в них витамина С, который облегчает усвоение железа.

Йод. Йод участвует в образовании гормона щитовидной железы — тироксина. В нашей стране наравне с дефицитом железа в организме детей отмечается и дефицит йода, который ведет к развитию зоба (увеличение тканей щитовидной железы). Это заболевание встречается в основном у подростков, когда наиболее активно функционируют органы внутренней секреции. Йодная недостаточность также может оказать влияние на физическое и умственное развитие.

Фосфор в той или иной форме входит в состав каждой клетки организма. Он необходим для построения скелета, поддержания кислотно-щелочного равновесия, ферментативных процессов, нормального функционирования железистых органов. Соединения фосфора оказывают благоприятное действие на нервную систему, особенно во время напряженной умственной деятельности.

Магний. Хорошо известна роль магния в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы. Магний обладает антиспастическими и сосудорасширяющими свойствами, а также свойствами стимулировать перистальтику кишечника и повышать желчевыделение. Имеются данные о снижении уровня холестерина при «магниевой» диете. Установлено, что при недостатке магния в стенках артерий, сердца и мышцах отмечается увеличение содержания кальция. При недостатке магния в почках развиваются дегенеративные изменения с нефротическими явлениями.
Наиболее стабильно и в значительных количествах магний представлен в зерновых продуктах – хлебе, крупах, горохе, фасоли и др . В предыдущие годы в нашей стране пытались снизить число больных йододефицитом, употребляя йодированную соль, но проблема осталась, так как неорганический йод в соли разрушается при тепловой обработке, длительном и неправильном хранении. В настоящее время специалисты рекомендуют использовать органические соединения йода — йодоказеин для профилактики йодной недостаточности и ее проявлений. Его используют в качестве пищевой добавки к хлебобулочным изделиям.

Источник

Витамины для подростков.

Целью проектной работы ученицы 8класса является изучение степени осведомленности учеников Татьянинской школы о необходимости приема витаминов и составление памятки для подростков о нахождении витаминов в продуктах питания и о сохранениии их.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_vitaminy.docx 43.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО–ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ. НОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ТАТЬЯНИНСКАЯ ШКОЛА».

Витамины для подростков.

Проект ученицы 8Б класса

учитель химии Захарова З.Г.

Глава 1 «Витамины и их классификация» …………….4

Глава 2 «Витамины для подростков» ………………….8

Список литературы ……………………………………. 15

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы — это питание.
Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест».
В составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества,
необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие
укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К
незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками,
жирами и углеводами относятся витамины. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Витамины входят в состав более 100 ферментов, запускающих огромное число реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться ко все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают наш организм более устойчивым к болезням.
Все, вероятно, знают, что витамины – это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах
содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно
принимать витамины и в каком количестве.
Целью моей работы является изучение витаминов, необходимых для подросткового возраста. Задачи проекта:1)изучить литературные и интернет — источники информации о витаминах; 2)провести анкетирование учащихся 8 класса; 3)составить памятку для учащихся о приеме витаминов и сохранении их в продуктах.
Предметом исследования в моей работе являются витамины, необходимые для укрепления организма подростков.
В своей работе я планирую использовать следующие методы : 1)анализ источников информации; 2)исследование уровня осведомленности учащихся 8 классов о необходимости приема витаминов; 3)составление таблицы — памятки.
С помощью своей работы я хочу показать одноклассникам необходимость дополнительного приема витаминов для нормальной работы организма.

Витамины и их классификация.

§1 История открытия витаминов .

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни( цинга, рахит, полиневрит, куриная слепота и др.), часто заканчивающиеся смертельным исходом. Так, из 160 участников экспедиции Васко де Гамма, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Во второй половине 19 века у ученых не было сомнений, что сходные с человеком симптомы наблюдаются у ряда домашних животных. Для выяснения причин возникновения этих опасных болезней был проведён ряд исследований, в основе которых лежало применение различных искусственно составленных пищевых смесей. Одна из первых попыток кормления животных искусственными пищевыми смесями была предпринята российским ученым Н.И. Луниным. В 1881 году он показал, что длительное кормление мышей смесью экстрагированных из молока белков, жиров и углеводов с добавлением минеральных солей и воды приводило к гибели животных, в то время как контрольная группа, получающая просто молоко, нормально развивалась. На основании этих опытов Лунин пришел к заключению, что для поддержания нормального физиологического состояния организма необходимы какие-то неизвестные вещества, содержащиеся в молоке и отсутствующие в искусственной пищевой смеси. Однако это заключение получило общее признание много позднее, когда были открыты вещества, на наличие которых указал Лунин.

В 1912 году польский врач и ученый К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери- бери, и назвал его витамином (от лат. «вита»- жизнь и «амин»- содержащий азот),так как решил что характерным признаком подобных веществ является наличие у них аминогруппы(-NH 2 ).Позднее оказалось, что аминогруппа отнюдь не является характерной для этих веществ. Некоторые из них могут совсем не содержать азота, однако термин «витамины» получил широкое распространение.

Исследования Функа послужили началом всестороннего широкого изучения витаминов. Ввиду важного физиологического значения витаминов к их изучению активно привлекались ученые разных специализаций — физиологи, химики, биохимики, врачи-клиницисты и др.

В результате витаминология (учение о витаминах) выросла в большую, бурно развивающуюся отрасль знаний.

Так как первоначально химическая природа витаминов была неизвестна и их различали только по характеру физиологического действия, было предложено обозначить витамины буквами латинского алфавита (А, В,С,Д,К). В ходе изучения витаминов оказалось, что некоторые витамины, в частности витамин В, в действительности являются группой витаминов, которые были обозначены следующим образом: В1,В2,В3,В4,В5,В6 и т.д.

По мере выяснения химической структуры витаминов и их биохимической роли стали использовать наряду с буквенным обозначением витаминов и их химические названия.

§2Виды витаминной недостаточности.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания.
Полное отсутствие в организме какого- либо витамина служит причиной авитаминоза — тяжелого заболевания организма. Примеры таких авитаминозов: цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери- бери.
Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витамина- гиповитаминозы , которые проявляются легким недомоганием, быстрой утомляемостью, понижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.
Снабжение организма витаминами приобретает особое значение в конце зимы и весной, когда организм истощает свои ресурсы витаминов и значительно снижена «витаминная кладовая» продуктов питания.
Причинами гиповитаминозов могут быть:
-однообразное и, как правило, неполноценное питание;
-ограниченное питание в период религиозных постов;
-повышенная потребность в витаминах в период беременности и кормления, роста организма и т. д;
-различные заболевания, затрудняющие всасывание или усвоение витаминов и др.

Вредны обе крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так, при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация) организма, получившее название гипервитаминозов. Оно очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются культуризмом — бодибилдингом и нередко неумеренно потребляют пищевые добавки и витамины.

По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:

водорастворимые (В1, В2, В6, РР,С и др.);
жирорастворимые (A,E,D,K).

Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Характерным примером водорастворимых витаминов является витамин С. Витамин С, аскорбиновая кислота, — это витамин над витаминами. Он единственный связан напрямую с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты — нужно много белка. Напротив, при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Витамин С играет важную роль в поддержании нормального состояния стенок капилляров, в сохранении их эластичности. При его недостатке наблюдается повышенная ломкость капилляров и склонность к кровоизлияниям.

Для предупреждения С-авитаминоза не требуется больших доз аскорбиновой кислоты, достаточно 20 мг в сутки. Это количество аскорбиновой кислоты вводилось для профилактики в солдатский рацион уже в начале Великой Отечественной войны, в 1941 г.

Во всех прошлых войнах пострадавших от цинги было больше, чем раненых. Уже после войны комиссия экспертов рекомендовала для предохранения от цинги 10-30 мг аскорбиновой кислоты. Однако нормы, принятые сейчас во многих странах, превышают эту дозу в 3-5 раз, поскольку витамин С служит и для других целей. Чтобы создать в организме оптимальную внутреннюю среду, способную противостоять многочисленным неблагоприятным воздействиям, его необходимо устойчиво обеспечивать витаминов С; это кстати, способствует и высокой работоспособности. Недостаток витамина С приводит к нарушению устойчивости организма к инфекциям и токсинам. В профилактическое питание рабочих на вредных химических производствах обязательно входит витамин С как защитное средство от токсикозов — он блокирует образование опасных продуктов обмена.

Наиболее богаты витамином С такие продукты, как шиповник, болгарский перец, черная смородина, цитрусовые. Но нужно знать, что длительная термическая обработка овощей и фруктов, хранение их в воде, присутствие следов железа и меди активизируют окисление витамина С, что приводит к его разрушению.

Особенности этого класса витаминов:
— не растворяются в воде, но растворяются в жирах и поэтому усваиваются организмом только в присутствии жиров и желчи;

— способны накаливаться в организме при поступлении в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминоза.

Примером жирорастворимых витаминов служит витамин А. Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. Витамин А или ретинол представляет собой непредельный одноатомный циклический спирт, состоящий из шестичленного кольца и боковой цепи, образованной двумя изопреновыми фрагментами и содержащей первичную спиртовую группу.

При его недостатке ухудшается зрение (сухость роговых оболочек; «куриная слепота»), замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых путей, пищеварительной системы.

Он содержится только в продуктах животного происхождения, особенно много его в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире -15 мг %,в печени трески-4;сливочном масле-0,5;молоке-0,025.Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины — каротины. Из молекулы β-каротина образуются две молекулы витамина А.

β-Каротина больше всего в моркови-9,0мг%,красном перце -2,помидорах-1,сливочном масле-0,2-мг%. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при термической обработке (до 30%).

Витамины для подростков.

§1 Особенности подросткового возраста.

12-16 лет –возраст, когда происходит полное созревание организма, формирования репродуктивной системы и одновременно повышение физических и умственных нагрузок.

Начало подросткового периода характеризуется резким скачком роста. Костная система остается слабым звеном организма. Скелет обладает большей прочностью, чем ранее, но может искривляться из-за неправильной осанки.

Часто организм не успевает приспосабливаться к резкому увеличению роста, развитию внутренних органов. Это может привести к нарушениям в работе сердца, нервной системы.

Особенностями психического развития являются:

-эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная ранимость в сочетании с черствостью к другим;

-повышенный интерес к своей внешности;

-формирование самосознания, стремление к самостоятельности, к самоутверждению.

Это объясняется неравномерностью психического и физического созревания.

Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов. С пищей подросток должен получать не только белки, жиры и углеводы, но и минеральные соли и витамины.

Хорошо, когда необходимая потребность в витаминах восполняется за счет сбалансированного питания, употребления:

·свежих овощей и фруктов;

·мясных и морепродуктов.

Однако в современном мире, когда широко распространено длительное хранение и консервация, значительная часть витаминов теряется. Также подростки предпочитают употреблять сладости и продукты быстрого приготовления, которые чаще приносят вред, чем обеспечивают растущий организм необходимыми минералами и витаминами.

Недостаток витаминов в подростковом возрасте приводит к:

Вследствие чего снижается успеваемость в школе, ухудшаются отношения с родителями, учителями, сверстниками.

§2 Витамины для подросткового возраста.

На какие витамины следует обратить особое внимание в подростковом возрасте?

Источники в продуктах

Укрепляет иммунную систему, участвует в процессе роста костей.

Печень, молочные продукты, оранжевые, жёлтые фрукты и овощи.

При его недостатке кожа грубеет, пересыхает, зрение снижается, глаза слезятся.

Обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, поддерживают организм в стрессовых ситуациях.

Хлебные дрожжи, цельно зерновые крупы, необработанные злаки, мясо, овощи.

При их недостатке снижается аппетит, уменьшается количество энергии, нарушается сон.

Способствует повышению аппетита, участвует в заживлении ран, порезов.

Свежие фрукты, овощи, ягоды, зелень.

Его недостаток провоцирует кровоточивость дёсен, ослабление защитного барьера.

Связывает и выводит из организма свободные радикалы, предотвращая тем самым множество заболеваний, повышает устойчивость к стрессам.

Подсолнечное, оливковое, кукурузное масло, орехи.

При его недостатке учащаются кровотечения, снижается работоспособность.

Способствует отложению кальция и фосфора в костях, следовательно, их укреплению.

Сливочное масло, яичный желток, сыр, молочные продукты. Синтезируется в организме под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Недостаток его проявляется кровоточивостью дёсен, плохим заживлением ран.

Мало знать , какие витамины особенно необходимы подросткам, нужно еще обеспечить их потребление. В наш век безумного темпа жизни родителям обычно не хватает времени даже для закупки свежих продуктов, не говоря уже о приготовлении полезных блюд. Решением проблемы может оказаться прием витаминных комплексов. Критерии выбора витаминов:

-сочетание необходимых подростку витаминов в необходимых дозах;

-время и продолжительность приема;

-удобная для приема форма.

Важным моментом является то, что витамины подростку надо принимать после приема пищи. Так они лучше усваиваются организмом. В противном случае прием даже очень хороших препаратов может быть бессмысленным.

§3 Сезонная потребность витаминов.

Потребность в витаминах у школьников зависит от времени года. Наиболее благоприятны для здоровья лето и осень. В этот период в овощах и фруктах содержится больше всего витаминов, да и самих овощей и фруктов очень много. Зимой содержание витаминов в них постепенно уменьшается (в частности, из-за неудовлетворительных условий хранения). Весной содержание витаминов в растительных продуктах питания становится еще меньше. Лучше всего они сохраняются в замороженных овощах и фруктах. В холодное время года потребность организма подростка повышается в жирорастворимых витаминах (А, Е, Д). В этот период необходимо в большом количестве употреблять продукты, в которых эти витамины содержатся — оливковое масло, печень трески, орехи. Кроме того, зимой у школьников часто отмечается недостаток аскорбиновой кислоты- витамина С(шиповник, красный перец, цитрусовые).

Летом подростки могут испытывать нехватку витаминов группы В( В1, В2, В6, В12). Следует обратить внимание на присутствие в рационе рыбы, мяса( особенно печени), цельных злаков.

§4 Способны сохранения витаминов в пище .

Основным источником витаминов являются продукты питания. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергаемых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. хранить продукты в темном и прохладном месте;
  2. не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильником;
  3. мыть продукты в целом виде, нарезать непосредственно перед приготовлением;
  4. не сливать воду, в которой замачивали бобовые и крупы, а использовать ее для их варки;
  5. для варки помещать овощи и фрукты в кипящую воду;
  6. плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку;
  7. свести к минимуму перемешивание пищи при тепловой обработке;
  8. шире применять виды кулинарной обработки, не требующие длительного нагревания;
  9. квашенные и соленые овощи хранить под грузом, покрытым рассолом; не промывать квашеную капусту( тогда теряется 50%, витамина С);
  10. не оставлять продукты в воде на длительное время.

§5 Социологический опрос учащихся.

С целью изучения значимости витаминов для подростков мною был проведен социологический опрос посредством анкетирования 25 учащихся 8-10 классов Татьянинской школы.

Источник

Читайте также:  Причинив легкие телесные повреждения без расстройства здоровья
Adblock
detector