«Здоровье — основа счастья!»
консультация на тему
статья памятка для родителей и воспитателей о том как важно вести здоровый образ жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕ — ОСНОВА СЧАСТЬЯ!» Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития.
К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос» , — гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях б ыта оно не будет налажено.
Большое значение для правильного физического воспитаниядетей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружаетсистематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!) , у него нет определенного режима — днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто — либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.
Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.
Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.
Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды — нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.
Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.
Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания», — пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.
С чего же начинается физическое воспитание?
Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие — либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.) , то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.
Здоровье — основа счастья! Мы все хотим видеть наших детей — счастливыми! Родители, должны сделать все, что в их силах, для обеспечения должного физического и нравственного развития своих детей!
Источник
Час общения «Здоровье- основа человеческого счастья»
специалист в области арт-терапии
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; расширить знания о вредных последствиях социальных болезней (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания) для организма человека.
Задачи: создать условия для осознания учениками содержания понятий:
формировать навыки безопасного и ответственного поведения;
развивать коммуникативные способности;
содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point , листы с нарисованными на них деревьями, ручки, воздушный шарик.
Учитель. Сегодня наш час общения посвящён серьёзной проблеме. Хочу начать с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не сделают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Как вы понимаете ответ мудреца?
Учитель. Здоровье – это действительно бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, здоровье помогает человеку учиться, трудиться, заниматься любимым делом, активно отдыхать. К сожалению, люди не всегда бережно относятся к этой величайшей ценности, иногда безответственным поведением сами содействуют ухудшению состояния своего здоровья.
Тема сегодняшнего часа общения – «Здоровье – основа человеческого счастья».
Учитель. Во время нашей встречи мы попытаемся разобраться, кого можно считать здоровым человеком, от каких факторов зависит наше здоровье, какое влияние оказывают на человека вредные привычки, как сберечь своё здоровье на долгие годы.
Учитель. Как вы понимаете, что такое здоровье?
Учитель. Послушаем, какое определение этого понятия дал известный языковед
19 в. Владимир Даль в своём знаменитом толковом словаре.
Учитель. В наше время специалисты Всемирной Организации Здравоохранения дают следующее определение понятия ЗДОРОВЬЕ.
Учитель. Так что, говоря о том, что такое здоровье, необходимо учитывать духовное благополучие в единстве с душевным и телесным. Как заметили ещё древние, в здоровом теле — здоровый дух. Здоровье – это фундамент счастья, если его понимать как полную гармонию тела, души и духа в их соответствии друг с другом и с окружающим миром. Можно выделить следующие компоненты здоровья.
Учитель. Основа здоровья закладывается при рождении. У организма есть средства борьбы с инфекциями, перегрузками, перегревом и переохлаждением. Каковы эти средства?
(Кожа, слизистые оболочки – «крепость» против микробов; кровь – приносит к тканям тела живительный кислород, уносит вредные вещества; повышение температуры во время болезни и др.)
Учитель. Ещё одним механизмом защиты организма человека от неблагоприятных воздействий является иммунитет.
Подготовленный ученик комментирует схему слайда №6: врождённый иммунитет передаётся по наследству, действует в течение первого года жизни; приобретённый иммунитет появляется после остро перенесённой инфекционной болезни (корь, ветрянка), в ответ на внедрение микробов организм вырабатывает антитела.
Учитель. Можно ли иммунитет приобрести не после болезни, а заранее? Каким образом?
(Можно, для этого следует сделать прививки.
Учитель обращает внимание учащихся на необходимость делать прививки.)
Учитель. Таким образом, у организма есть защитные механизмы, которые позволяют нейтрализовать воздействие на него внешней среды. (Слайд №7)
С древних времён люди задумывались над вопросами: как продлить молодость, избежать заболеваний, дольше прожить. Человек в норме рождается здоровым, с предрасположенностью от природы к долголетию. Русский физиолог И.И.Мечников писал: «Смерть ранее 150 лет – насильственная смерть». Он имел в виду неисчерпаемость внутренних резервов организма при разумном отношении к нем. О каких факторов, на ваш взгляд, зависит наше здоровье?
(Ответы учеников, анализ схемы слайда №8. Учитель обращает внимание учеников на важность образа жизни для сохранения здоровья.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз.
На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счёт 1-6 раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
На счёт 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взор. До усталости глаза не доводить. На счёт 1-6 открыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
На счёт 1-4 , не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд. На счёт 1-6 посмотреть прямо вдаль. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Быстро перевести взгляд по диагонали: направо вверх — налево вниз. Посмотреть прямо вдаль. Повторить 4-5 раз.
«Написать» глазами, не поворачивая головы, слово ЗДОРОВЬЕ.
Аукцион советов «Как продлить жизнь?»
(Ученики по очереди высказывают свои советы.)
Учитель. Не все болезни приходят к нам извне. Человек иногда и сам стесняет свободную жизнь своего организма неправильным образом жизни и вредными привычками. Какие вредные привычки, к сожалению, существуют в нашем обществе?
( Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания)
Учитель. Каковы причины появления этих социальных болезней? Как они влияют на человека? Как от них уберечься? Постараемся дать ответы на поставленные вопросы.
Работа в группах:
Ученики делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается выполнить задание на листе, на котором нарисовано дерево, олицетворяющее одну из названных социальных болезней: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания. (См. приложение 1)
На корнях дерева необходимо записать причины этих вредных привычек, затем представители групп озвучивают результаты работы. Учитель обращает внимание учеников на то, что у всех социальных болезней практически одинаковые причины.
Учитель. Какое влияние оказывают эти вредные привычки на человека? К каким последствиям приводят?
Результаты обсуждения, последствия-«плоды» ребята группы записывают на кроне своего дерева, затем представители групп озвучивают их. Учитель, по необходимости, дополняет ответы учеников, обращает внимание воспитанников на то, что последствия у социальных болезней также схожи.
Учитель. Обсудите в группах и приведите свои доводы, как суметь отказаться от «запретного плода», чтобы сохранить своё здоровье.
(Ученики обсуждают этот вопрос в группах, затем представители высказывают точку зрения своей группы.)
Ученики составляют из отдельных слов высказывания по теме (слайды №12 — 15) и объясняют их смысл:
1) Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
2) Алкоголь – поставщик людей для тюрем.
3) Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.
4) Здоровье даром не даётся, за него надо бороться.
Если ученики согласны с утверждениями (слайд №16), то поднимают руки вверх, если нет – разводят в стороны:
1) Людям веселее проводить время, только если они выпьют.
( Нет. Людям может только казаться, что им веселее. На самом деле, они хотят убежать от своих проблем.)
2) Если беременная женщина употребляет алкоголь или наркотики, она вредит своему будущему ребёнку.
3) От алкогольного отравления люди не умирают.
(Умирают – от чрезмерной дозы спиртного.)
4) От «лёгких» наркотиков зависимости не бывает.
5) Справедливо ли рассуждение «Наркоману может помочь только наркоман»?
( Нет, нужны общие усилия членов семьи, друзей, врачей …)
6) Алкоголь помогает согреться зимой.
(Нет. Рюмка алкоголя расширяет близкие к коже кровеносные сосуды. Это вызывает чувство тепла. На самом деле тело начинает быстрее его отдавать, и его температура понижается.)
7) Человек, в первую очередь, сам несёт ответственность за своё здоровье.
1. Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны.
Должны мы все здоровье сохранить.
2. Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету, выбросить окурок —
И только так здоровье сохранить.
3. Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей здоровье сохранить.
( Во время чтения стихотворения демонстрируется слайд №17.)
Учитель. Надеюсь, каждый из вас осознал сегодня ценность своего здоровья, убедился в том, что его необходимо беречь. Хочется верить, вы сможете сделать правильный выбор между здоровьем и желанием закурить, выпить, попробовать наркотики… Я сейчас дам вам воздушный шарик. Представьте, что это здоровье. Давайте обратимся к нему и, передавая шар друг другу, пообещаем его беречь.
( — Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я занимаюсь спортом.
— Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я не курю.
— Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я делаю зарядку каждый день.
— Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я не употребляю наркотики.
— Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я правильно питаюсь.
— Здоровье, я берегу тебя, и поэтому я принимаю витамины.
Учитель. Желаю вам всем крепкого здоровья и долголетия!
Источник