Доклад «Здоровье детей наша забота».
консультация на тему
Здоровье детей дошкольного возраста имеет важное значение для дальнейшего развития детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_vaiant.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое
Вейделевского района Белгородской области
«Здоровье детей – наша забота»
(консультация для воспитателей)
Воспитатель: Кравцова Оксана Геннадьевна
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье ребенка –
Это важнейший труд воспитателя»
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Здоровье детей дошкольного возраста имеет важное, значение для дальнейшего развития детского организма. Поэтому нужно следить и заботиться о своем здоровье с раннего детства.
Одна из основных задач дошкольного воспитания – формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно поэтому дошкольное учреждение с раннего возраста старается приобщить детей к заботе о своем здоровье. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Для сохранения и приумножения здоровья у дошкольников дошкольное учреждение должно включить в свою работу разные направления деятельности и создать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка.
Для каждого возраста, чтобы правильно формировались понятия о здоровом образе жизни, ставятся свои задачи.
Например: в младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о здоровом образе жизни. Дети понимают самое элементарное, у них формируются представления о себе, как об отдельном человеке, развивается умение заботится о себе и об окружающем мире, правильно выполнять физические упражнения, знать элементарные правила поведения на улице, источники опасности в квартире и группе, понимать, что чистота залог здоровья, выполнять культурно – гигиенические навыки.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются знания о здоровом образе жизни в большем объёме. Дошкольники получают в ходе воспитания четкие знания о себе, своем имени, фамилии, возрасте, элементарные знания о собственном теле, его строении, с выделением отдельных частей (руки, ноги, туловище, голова) для чего они нужны. На примере литературных героев воспитатель показывает детям способы заботы о собственном здоровье, у детей старшего дошкольного возраста формируются знания о безопасном поведении на улице, например в зимнее время нельзя ходить близко около домов, с крыш могут сорваться сосульки, пласты снега, дети старшего возраста знакомятся с правилами поведения в быту, запоминают телефон пожарной охраны, развивают умения следить за чистотой тела и жилища, культурно – гигиенические навыки.
Следуя возрастным особенностям детей, воспитатель создает благоприятную среду для усвоения норм и правил здорового образа жизни для каждого ребенка.
В нашем дошкольном учреждении есть план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей на год.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики, в теплое время года на свежем воздухе, в холодное время в помещении. Утренняя гимнастика создает бодрое и радостное настроение, заряжает ребенка энергией на целый день. Немаловажную роль играют подвижные игры, они оказывают огромное влияние на здоровье детей. Мы проводим их во время занятий, на прогулке, между занятиями.
Три раза в неделю у детей физкультурные занятия, один раз (в зависимости от погодных условий) физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе. Два раза в год педагогами проводятся педагогические наблюдения по физическому воспитанию, это позволяет определить основные двигательные умения детей, увидеть недостатки в работе по физическому воспитанию, провести необходимую индивидуальную работу.
В течение года мы проводим закаливающие процедуры, точечный массаж, игры которые лечат, ежедневно дыхательная гимнастика, организация двигательного режима, витаминотерапия и фитолечение.
В сохранении и укреплении здоровья детей большая роль принадлежит окружающей ребенка природной среде. Это уголки природы в групповых помещениях, правильно оформленный участок детского сада. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, обеспечивают оптимальный тепловой режим, защищают территорию от пыли и шума. Оздоровительный эффект имеет тропа здоровья на участке, учебная экологическая тропа в которую внесены лекарственные растения. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует охране и укреплению их здоровья.
И еще одна главная задача воспитателей по сохранению и приумножению здоровья дошкольников является работа с родителями. Только вместе с родителями, мы сможем добиться желаемых результатов, так как только родители являются для своих детей ярким примером. В работе с родителями нужно использовать различные формы сотрудничества: беседа, консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование.
Мы советуем уделять особое внимание режиму дня в семье. Поведение ребенка, настроение, работоспособность в детском саду, находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Мы все знаем, что выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Воспитатели нашего дошкольного учреждения рекомендуют родителям вечерние прогулки с детьми, спокойные игры перед ночным сном, а в выходные дни полноценный отдых на воздухе. Как можно меньше уделять внимание просмотру телевизионных передач, особенно перед сном, исключить из игр компьютеры, планшеты, приставки. В этом году наш детский сад принимает участие в проекте «Управление здоровьем». Мы разработали целый план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, который используем в течении года.
Используя все эти методические приемы дошкольное учреждение будет выступать, как первое звено непрерывного валеологического образования, целью которого является разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств,
укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Подводя итог можно сказать, что здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия ребенка. И нет задач важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Ведь за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих.
Источник
Доклад на тему «Здоровье детей в наших руках»
статья на тему
Доклад готовился к аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_v_nashih_rukah.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье детей в наших руках»
Рындина Марина Митрофановна- воспитатель
МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования Детский сад «Теремок»
В современном мире перед людьми встает много разных проблем, среди которых самой важной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Дети – наше будущее. И от того, будет ли подрастающее поколение здоровым, зависит станет ли наша Родина сильной, процветающей страной.
Очень важно и сложно вырастить здорового человека. Почти все философы, ученые ставят в ряду ценностей жизни здоровье на первое место. Что такое здоровье?
Здоровье – это одна из характеристик человека, наряду с духовностью и интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможности реализации биологической и социальной функции.
Каким образом можно укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Педагоги и родители стараются в полной мере найти ответы на эти вопросы. Ведь всем известно, что в раннем детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит такой путь развития, когда идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно привычку к здоровому образу жизни сформировать в раннем детстве.
Сохранение и укрепление здоровья детей в нашей стране закреплены в следующих законодательных и нормативных документах: закон Российской Федерации «Об образовании»; «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»» «Конвенция о правах ребенка».
Состояние здоровья дошкольников от года к году ухудшается. Можно выделить несколько причин, влияющих на это: увеличение умственной нагрузки, уменьшение двигательной активности, низкий уровень знаний о здоровом образе жизни как у детей, так и у родителей.
Необходимо учитывать, что здоровье на 50% зависит от человека. Его образа жизни. Педагоги и родители должны помочь детям научиться самим заботиться о своем здоровье. Сделать так, чтобы у них как можно раньше сформировалась привычка здорового образа жизни. Как отложилось у детей в сознании понятие о здоровье, так и будут они к нему относиться. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой. Педагоги обязаны привить ребенку умение в любой ситуации сделать правильный выбор в пользу полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Такие задачи должны осуществляться через создание системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Необходимые условия для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни нам предоставляет система дошкольного образования. Организованная образовательно – воспитательная работа с детьми в большей мере обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Что надо сделать прежде всего в этом направлении:
— уточнить с детьми понятия: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни.
— выявить проблемы формирования культуры здорового образа жизни.
— исследовать состояние здоровья детей дошкольного возраста.
— создать и внедрить в практику педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Дошкольников нужно учить применять усвоенные знания в реальной жизни, развивать у них ответственность за собственное здоровье. Педагогам так же необходимо разъяснить детям основные принципы здорового образа жизни:
— заниматься физическими упражнениями ежедневно, как во время прогулки, так и в помещении;
— закаливать свой организм;
— иметь полноценный сон ежедневно;
— быть дружелюбными и взаимовежливыми;
— бережно относиться к природе;
— своевременно посещать врача и выполнять данные им рекомендации;
— формировать понятие «не вреди себе сам».
Формирование здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ воспитателям рекомендуется осуществлять через занятия, игру, режим, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Для этого можно пользоваться такими методическими приемами:
— беседы и рассказы воспитателя;
-создание проблемных ситуаций;
-сюжетно- ролевые игры;
— рассматривание сюжетных, предметных картинок, плакатов;
— пальчиковая и дыхательная гимнастика;
Ребенок проводит в детском саду треть своей дошкольной жизни. И как будет организована его эта жизнь в большей степени зависит от сотрудников ДОУ. Педагоги должны постараться создать такую развивающую среду, чтобы она помогала укрепить и сохранить здоровье детей.
Прививать интерес к различным видам спорта следует через спортивную работу:
— спортивные досуги, праздники;
— корригирующая гимнастика после сна;
— подвижные игры на прогулке.
Укреплять детский организм, закаливать можно благодаря проведению различных оздоровительных мероприятий:
Педагоги, используя разнообразное физкультурное оборудование и пособия должны обеспечить правильное выполнение различных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств. Применяя все это на занятиях физической культурой, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после сна, воспитатели решают проблемные задачи всестороннего воспитания детей.
В деятельности детского сада работа с родителями является одним из основных направлений. Вопросы охраны и воспитания должны успешно решаться при содействии, понимании и доверии между воспитателями, родителями, медицинскими работниками. Физкультурно – оздоровительная программа даст полноценный результат, если она решается совместно с семьей, если в детском саду создано общество «Дети – родители – педагоги». Работа педагогов должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей невозможно добиться хороших результатов, ведь только они служат ярким примером для своих детей. В работе с семьей нужно использовать следующие формы работы: дни здоровья, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, совместные походы, педагогические беседы и консультации, наглядную информацию, родительские собрания. Все это дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания и формирования у детей навыков здорового образа жизни.
В итоге можно сделать вывод, что с малых лет необходимо приобщать детей в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью других людей. Все воспитательно – образовательные мероприятия, которые проводятся систематически в детском саду дают как правило хорошие результаты. Они помогают приучить детей разумно относиться к своему организму, привить им санитарно – гигиенические навыки и помочь приспособиться к постоянно изменяющимся реалиям окружающего мира. Любому ребенку хочется быть сильным, энергичным, бодрым. Наша цель – научить их думать о собственном здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
1.Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников – Москва, 2007.
2.Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005.
3.Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение, 2005.
4. Шорыгина Т. А. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004.
Источник