Боль в ушах у детей
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Часто родители не понимают, почему их маленький ребенок подолгу плачет безо всяких видимых на то причин. Стоит помнить, что такое поведение может провоцировать боль в ушах у детей.
Даже взрослому человеку очень трудно терпеть зубную и ушную боль, что уж говорить о малышах! И если ребенок постарше уже может сам пожаловаться и точно указать место, где он ощущает боль, то совсем маленькие детки вынуждены сигнализировать о таких болях исключительно своим криком и плачем.
Впрочем, родители довольно просто могут определить в домашних условиях, является ли причиной страданий боль в ухе у детей. Для этого необходимо слегка надавить или постучать пальцем по треугольному хрящику, который располагается возле ушной раковины, со стороны щеки, впереди от слухового прохода (иначе его еще называют козелком). Если после этой манипуляции ребенок отвечает вам усилившимся плачем – значит источник боли найден. Теперь осталось его конкретно локализировать и найти причину, после чего провести необходимое лечение и забыть о том, как неприятно мучилась вся семья от детской боли в ухе.
[1], [2], [3]
Заболевания, которые провоцируют боли в ушах
Причин того, что появляется боль в ушах у детей может быть множество. Но, есть самые распространенные и сейчас мы вас с ними познакомим:
- Отит. Это одна из самых частых болезней, которая вызывает болезненные ощущения в ушах у детей. Примечателен тот статистический факт, что мальчики моложе трех лет значительно чаще страдают этим заболеванием. Что же такое этот отит? Так называют воспаление среднего уха вследствие попадания туда инфекции. В результате этой болезни за барабанной перепонкой пораженного уха скапливается жидкость. Это происходит из-за того, что блокируется евстахиева труба (она служит соединительным элементом между средним ухом и горлом). В итоге такое положение вещей может привести к появлению инфекции. При отите боль в ушах у детей может также возникать во время сморкания.
- Инфекция канала внешнего уха. По другому эту болезнь еще часто называют «ухо пловца» — все из-за того, что чаще других ею страдают именно дети, занимающиеся плаваньем или просто часто посещающие бассейн или другие водоемы. Кроме ощутимых болей есть и другие симптомы этого заболевания. Если канал уха стал красным, мягким (это ощущается при касании) и можно увидеть, что он опух, тогда это свидетельствует о наличии инфекции канала внешнего уха. А если к этому добавляется еще и ощущение закупорки уха и пульсирующая боль продолжительного характера, тогда сомнений в этом диагнозе практически не остается.
- Травма уха также часто становится причиной продолжительных болезненных ощущений. Даже если ребенок говорит, что слышит травмированным ухом хорошо, то визит к врачу-отоларингологу необходимо осуществить в обязательном порядке. В результате удара может повредиться барабанная перепонка и поэтому оттягивать диагностику не рекомендуется.
- Застревание инородного тела в ухе у маленького ребенка – довольно привычное дело, так же, в прочем, как и в носу. Любознательные малыши норовят во что бы то ни стало засунуть маленький предмет в ухо или нос и с интересом наблюдают за тем, что же будет происходить в итоге с их ощущениями. К сожалению, часто такие шалости приводят к достаточно плачевным последствиям. Родители допускают такую оплошность из-за банального недосмотра. Поэтому очень важно при возникновении симптомов боли в ухе сразу же обращаться к доктору. И, конечно же, оставлять маленького ребенка без присмотра наедине с мелкими деталями или предметами совершенно недопустимо.
[4], [5], [6], [7]
Как именно болит детское ухо?
Под словосочетанием «боль в ушах у детей» мы понимаем различные типы болей и разные заболевания, которые могут провоцировать эту боль. Родителям будет полезно выучить специфические особенности, которые могут более четко охарактеризовать боль в ушах у детей. Если боль в ухе появилась через некоторое время после того, как ребенок переболел простудным заболеванием, часто может свидетельствовать о том, что в среднем ухе начался воспалительный процесс, вызванный инфекцией.
Также, причиной болезненных ощущений может стать инфекция внешнего уха, которая проявляется выделениями из ушной раковины, покалываниями или же болью во время прикасаний к уху. С такой проблемой часто сталкиваются дети, занимающиеся плаваньем или просто проводящим много времени в водоемах.
Важно также помнить, что заболевания уха могут вызывать болезненные ощущения не только в самом очаге болезни, но и, к примеру, иррадиировать в зубы и челюсть. От этого самостоятельно определить причину детских страданий становится намного тяжелее. Но опытный врач сразу же видит в чем тут дело.
Если ваш ребенок еще не разговаривает и не может толком объяснить причину своего подавленного настроения и частого плача, то присмотритесь повнимательней к его поведению. Малыш чаще обычного хватается за ушки? Сильно плачет и при этом трясет головой из стороны в сторону? Бьет себя руками по голове? Если ответ на эти вопросы – да, то в таком случае вероятнее всего, вы имеете дело с воспалением уха. Но, помните, что кроме этого, такое поведение часто встречается у деток в период прорезывания зубов ил из-за непривычных ощущений во время раздражения слухового канала водой или выделяющейся серой. Точный ответ сможет дать только ваш педиатр.
Источник
Беседа — презентация «Чтобы уши слышали»
план-конспект по теме
В данной разработке представлен материал о том, как правильно ухаживать за таким важным органом чувств — уши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushi.docx | 17.99 КБ |
chtoby_ushi_slyshali.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Чтобы уши слышали»
Цели: дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие, расширить словарный запас, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование : головные уборы, беруши, демонстрационный материал.
1. Беседа по теме.
Игра «Отгадай звук»
Педагог предлагает ученикам определить на слух, что происходит в классе (шаги, скрип двери, звук колокольчика и т.п.).
— Закройте глаза и попробуйте узнать, что я делаю.
— Как вы догадались об этом?
— С помощью какого органа чувств вы слышали звуки?
Уши — орган слуха. Благодаря им мы можем воспринимать множество самых разных звуков, которыми наполнен окружающий мир: шум ветра, шелест листьев, журчание ручьев, пение птиц и другие.
1. Теоретическая часть.
Тема нашей беседы: «Чтобы уши слышали». Сегодня мы поговорим об органе слуха, вы узнаете, как правильно ухаживать за ушами.
Наше ухо — удивительный прибор, маленький и чувствительный.
Внешняя часть уха состоит из ушной раковины. Через неё по слуховому проходу звук попадает в ухо. Слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. Барабанная перепонка под действием звука начинает вибрировать и передавать его дальше во внутреннее ухо. Внутренне ухо — сложное устройство. Через него звуковой сигнал передается в мозг, где полученная информация считывается, и мы слышим слова, мелодию, шум.
Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.) и влияют на их работу. Массаж ушных раковин делает здоровым весь наш организм.
Ученики под руководством педагога выполняют массаж ушных раковин.
Массаж ушных раковин (движения выполнять 8-10 раз).
Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки».
Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз.
Пальцами надавливать на края ушных раковин в направлении сверху вниз, снизу вверх.
4. «Разминаем мочку уха».
Взяться пальцами за ушные мочки и делать круговые движения.
5. «Послушаем тишину».
Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2—3 сек.
— Послушайте разговор двух людей. (Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку «Две старушки».)
— Здравствуй, тетя Катерина!
— У меня яиц корзина.
— Как поживают домашние?
— Яйца свежие вчерашние!
— Ничего себе вышла беседа!
— Авось распродам до обеда.
— Почему бабушки не понимали друг друга?
Педагог предлагает ученикам заткнуть уши берушами (затычки для ушей) и угадать прозвучавшую песню.
— Определите, какая песня звучит.
— Объясните, почему вы не справились с заданием.
Вывод. Если слуховой проход закрыт или орган слуха поврежден, человек может перестать слышать.
Слух — чудесный дар, и он требует бережного обращения. Для сохранения хорошего слуха, нужно правильно ухаживать на ушами.
Правила ухода за ушами.
Правило 1. Заботясь об ушах, мы должны содержать их в чистоте.
В слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется жёлтое липкое вещество — ушная сера. Её большое количество, накопившееся н слуховом проходе, мешает хорошо слышать. Поэтому уши необходимо мыть каждый день. Правильно чистить уши на-мыленным пальцем. Следите за тем, чтобы мыло и вода не попали внутрь уха.
Запомните! Ковырять в ушах спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами для удаления ушной серы нельзя, потому что можно повредить саму барабанную перепонку.
Правило 2. Берегите уши от холода.
В холодное время года нельзя ходить без головного убора. Из-за переохлаждения организма уши могут заболеть.
Запомните! Если у вас заболели уши, необходимо обратиться к врачу.
Педагог предлагает ученикам выбрать головной убор, который защищает уши от ветра и холода (шапка, косынка, панама, кепка, фуражка).
Правило 3. Оберегайте уши от слишком громких звуков.
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селёдки.
И падали дети с перил.
Учёные выяснили, что длительное воздействие сильного шума (громкая музыка, крики) вредит слуху. Сегодня чаще
всего страдают нарушением слуха молодые люди из-за того, что слушают музыку через наушники на слишком большой громкости.
Запомните! Сильные, резкие звуки могут привести к тугоухости — понижению слуха. Защищайте уши от сильного шума и не шумите сами.
Ведущий произносит слова, при этом каждый раз стараясь говорить тише. Ребята должны услышать и повторить данные слова. Побеждает тот, кто услышит наиболее тихо произнесённое.
Источник
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
Елена Александровна Лескова
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
Занятие в оздоровительной группе в день Здоровья
Тема: «Здоровые уши»
Познакомить детей со строением и значением органа слуха.
Дать простейшие понятия о строении и функциональности уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжать формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.
У каждого ребёнка: воронка склеенная из плотной бумаги.
У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде,ширма и предметы для эксперимента: чайная ложка, 2 стакана, ножницы, спички, баночка с рисом, бумажный лист, канцелярский зажим, камешки, бубен.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках перед столом, на котором стоит ширма.
В начале занятия прочесть (полушёпотом) стихотворение (С. Волкова)
Шелестит листвой берёзка.
Фыр – фыр – фыр! – летит стрекозка
Фьють – фьють – фьють!– поёт пичужка.
Ж – ж – ж! – жужжит над ухом мушка.
Чтоб слышать звуки эти
(знают взрослые и дети,
У людей и зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган – ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам.А теперь подумайте и ответьте:
1. Для чего человеку нужен слух? (Чтобы слышать всё вокруг. Чтобы голова была красивая. Чтобы слышать природу вокруг. Уши должны быть у человека, так природа создала).
2. Посмотрите на рисунок (ст. 13)и скажите: какие звуки может воспринимать человеческое ухо? (Пение птиц, звук гитары, как трещат ветки в костре, звуки леса, шум листвы, шум ветра в деревьях, шелест травы, пение по гитару, всплеск реки (когда рыба плескается).
Молодцы, ваши глаза очень зоркие, каждую деталь заметили, а ваша фантазия подсказала вам, что не далеко от ребят протекает река.
А теперь послушайте, как интересно написала С. Шукшина про строение нашего уха.
Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь
По наружному каналу, через тоненькую плёнку.
Что зовётся перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит там по наковальне,
Звук за стремечком бежит и стремится дале.
Встретит здесь его улитка не простая, скоростная.
Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.
Мозг их быстро расшифрует и решит,что надо делать:
Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне
Или же от злой собаки быстро – быстро убегать.
Ухо состоит из трёх частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.
Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяетесь ролями. Что видно снаружи? (Овал с извилистыми линиями и с ямой внутри. Выемки и впадины). То, что вы описали, называется ушная раковина. Что вы ещё видите? (Глубокая ямка, уходящая вглубь головы.)
Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Почувствовали то, что палец далеко нельзя протолкнуть. И то, что там какое то вещество внутри уха.)Кто знает, как это вещество называется? (Сера.)
А для чего она нужна? Хорошо, не буду вас томить ожиданием, расскажу об этом веществе. Чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Человек может потерять слух, стать глухим. Когда много серы, человек может заболеть – ухо может опухнуть.)
У вас получилось добраться пальчиком до конца прохода уха? (Нет.) природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая — тонкая плёночка. Она называется перепонкой.
Перепонка очень тонкая и повредить её очень легко, если засунуть глубоко в ухо спичку или булавку. Повредить легко, а починить перепонку нельзя, так и можно остаться глухим на всю жизнь.Давайте поиграем в игру: «Слышу- не слышу».
Правила таковы: Я буду произносить различные слова, причём каждое последующее слово буду произносить более тихим голосом и вы должны мне его повторить, чтоб я убедилась, правильно ли вы его услышали.Затем я усложню задание: надо закрыть уши ватным тампоном и я произнесу ещё несколько слов, а вы мне расскажите, когда вы наиболее чётко слышали слова: без ваты или с ватой? (без ваты). Почему? (потому что без ваты, звук шёл в открытое ухо, и ни чего ему не мешало, а с ватой хуже, потому что вата закрывала проход и мешала звуку пробиться до перепонки). Хорошо, молодцы.
А теперь рассмотрите картинку, и назовите, из чего состоит ухо, кто запомнил? При внимательном осмотре можно без труда догадаться, где здесь молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, улитка, три полукружных канала, барабанная перепонка и сама ушная раковина.
И с этим заданием справились, умнички.
Про строение уха мы поговорили, о том для чего нам уши тоже поговорили, про что же мы забыли, ребята, с вами поговорить? (Про то, как беречь уши). Правильно, точно подметили. Вот послушайте диалог пациента и доктора (Э. Мошковская).
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: — Еже!
Отвечает доктор гневно:
А вы, согласны с доктором? (да)
Посмотрите ребята на рисунок, и скажите, влияет ли поведение детей в группе на слух? И как (Влияет и очень сильно. Дети кричат, громко смеются, может от этого заболеть голова, а ещё начаться воспаление уха, это когда в ухе «стреляет»). Значит как нужно вести себя в группе, чтобы избежать таких неприятностей (Нужно разговаривать вполголоса, не кричать, не бегать и стараться не шуметь). Молодцы, знаете правила хорошего слуха. Вот послушайте, какое замечательное стихотворения написала С. Шукшина про то, как беречь свой и чужой слух.
Не кричите слишком громко,
Вас и так прекрасно слышно,
Как вполголоса, спокойно,
вы ведёте свой рассказ.
Не включайте до предела
Плеер, радио и телевизор,-
Тотчас все соседи в доме
Затыкают нервно уши
И стучат в ответ по трубам,
Чтобы стало чуть потише.
Громкий звук – беда для слуха.
Вы не сможете услышать
Громкий рокот самолёта,
Дивной трели соловья.
И, о ужас, голос мамы
Вы совсем не разберёте.
Оттого, что так бездумно
Относились долго к слуху,
Можете вы очень скоро
Стать глухими навсегда.
Печальная история, не правда ли? Интересно, ребята, а вы умеете различать звуки (да). Хотите поиграть в игру «Кто больше услышит звуков?»(да). Тогда нужно позвать в группу тишину, для того чтобы правильно определить источник звука.
Я, стоя за ширмой,произвожу следующие действия:
— переливаю воду из стакана в стакан;
— мешаю воду чайной ложкой в стакане;
— режу бумагу ножницами;
— трясу коробочкой, в которой рис, затем коробочкой, в которой фасоль;
— щёлкаю канцелярской скрепкой – крепителем;
— звеню в колокольчик.
Дети без труда отгадывают многие звуки,лишь звуки : скрепки – крепителя, риса и фасоли в коробочке, вызывают у детей затруднения в ответе. Я прихожу им на помощь и показываю предметы, издающие такие необычные звуки.
Какой у вас, ребята, чуткий слух. Вы определили очень много источников звука, получается вы бережёте свои уши, поэтому и слышите хорошо, а вот я знаю одного мальчика, который не берёг свои уши, и вот что он мне поведал (С. Шукшина).
Я вчера гулял без шапки,
Холод был, но я терпел.
А сегодня я в кроватке,-
Ну, конечно, заболел.
Уши у меня «стреляют»,
Просто как из пушки бьют.
Боль терплю, изнемогая,
Доктор выписал лекарство-
Капли в уши и тепло.
Я на всё уже согласен,
Лишь бы только помогло.
С честью выдержал леченье,
Я теперь почти здоров.
В прошлом все мои мученья,
Снова я гулять готов!
Но теперь без тёплой шапки
На мороз я не пойду.
Уши будут пусть в порядке,
Их, ребята, берегу.
И так, вы достаточно взрослые дети и много знаете про уши, предлагаю вместе составить «Правила хорошего слуха» и отдать детям из старшей и средней группы.
— Ничего не засовывай в ухо!
— Не кричи громко!
— Не слушай громкую музыку в наушниках!
— Избегай простудных заболеваний!
— Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их!
— Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заострённого предмета! Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте!
Вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили. Как вы думаете, уши – важный орган? (да). Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать плеер и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)
Нужно ли их беречь? (да.) А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать посторонние предметы, надевать шапку, если на улице холодно).
Учебно-поисковая лаборатория «Особые дети». Тема: «Нарушение слуха» Слух это величайший дар, которым природа наградила человека. Без слуха невозможно полноценное общение с миром вокруг. Благодаря слуху мы.
Воспитание навыков здорового образа жизни у дошкольников. Занятие по ЗОЖ для детей средней группы «Чем мы слышим» «Чем мы слышим». Цель: • Расширять знания детей о строении организма человека. • Познакомить со строением нашего уха. • Дать знания о том,.
Источник