Меню

Здоровье управляющий совет школы

Управляющий совет в школе.
статья по теме

Управляющие советы — это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Принципиальным отличием Управляющего совета является то, что это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой, где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиваться школе, и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач.

Скачать:

Вложение Размер
upravlyayushchie_sovety.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управляющие советы в школах.

Наверное, на сегодняшний день, нет организации более гибкой и восприимчивой к изменениям, чем школа: новые формы получения образования, новые формы сдачи итоговой аттестации, введение ФГОС первого и второго поколений и т. д.

Не осталась без изменений и форма управления современной школой. Одна из последних тенденций, набирающих обороты в отечественной системе образования, – Управляющие Советы в школах. Каким образом сегодня может быть реализовано государственно-общественное управление образовательными учреждениями?

Управляющие советы — это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» — учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный». Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) — не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.

Нельзя сказать, что ранее к управлению школой не общественные организации (тогда это были шефские организации), Совет школы или родители (родительские комитеты на протяжении многих лет являлись важным управленческим звеном), но в новь созданный Управляющий совет отличается от тех форм государственно-общественного управления, что были в школе раньше. Например, тогда в совет школы входили учителя и родители. В Управляющий совет, помимо них, теперь входят и обучающиеся, и представители учредителя, и кооптируемые представители общественности. Это делает такую форму управления более прозрачной, более открытой для общества. Директор школы перестает быть «единоначальником», его «соуправителем» становится Управляющий совет. Это полноценный, равноправный орган управления, чьи решения обязательны для исполнения.

Принципиальным отличием Управляющего совета является то, что это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой , где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиваться школе , и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач. А далее, когда есть понимание, какие целевые программы надо поддерживать, все органы само- и соуправления, родительские комитет, попечительский совет и т.д.— продолжают работать в рамках разработанной сообща стратегии развития школы , каждый занимается своим направлением

За рубежом такие советы существует очень давно, например, в Нидерландах практика управления школой родителями была известна еще с 1917 года, в США, в отдельных штатах, – с 1918, а в Великобритании в 1987 году была создана Ассоциация школьных управляющих. Полномочия советов также сильно разнятся: есть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); общественные органы с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия).

Так зачем нужен Управляющий совет? Любая организация создается «для чего-то». Задачи, стоящие перед Управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И, наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.

В компетенцию Управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также УС содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.

При этом конечная цель всех усилий – содействие улучшению качества образования.

Таким образом, становится очевидным, что сегодня школа не должна оставаться один на один со своими проблемами. Участие родителей, общественности в жизни школы необходимо. Одной из главных задач Управляющего совета – сплочение сообществ педагогов, учеников и их родителей. Это нужно для того, чтобы обсуждая вопросы развития образовательного учреждения, каждый из членов совета понимал значимость общего дела. Чтобы проблемы школы не были лишь головной болью директора школы, педагогов…Плохо это или хорошо, но факт остается фактом: школа перестала быть учреждением, которое полностью финансируется государством. Общественность к осознанию этого факта надо готовить. И роль Управляющего совета в этом процессе трудно переоценить. Надеюсь, со временем общество поймет и примет как аксиому: школа – наша общая забота. И если родители хотят, чтобы их ребенок учился в хороших условиях, надо эти условия создать.

Источник

Здоровье управляющий совет школы

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Методические рекомендации «Роль Управляющих советов образовательных организаций в создании безопасных условий в школе»

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации работы Управляющих советов образовательных организаций по созданию безопасных условий в школе предназначены в помощь председателям Управляющих советов, администрации образовательной организации, педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, формы работы Управляющих советов при решении вопросов по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, п. 6.2) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Расширяющееся участие Управляющего совета, коллегиального органа государственно-общественного управления образовательными организациями, его включение в процессы принятия значимых для жизни образовательной организации решений открывают новые перспективы для создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.

Управляющий совет как коллегиальный орган государственно-общественного управления должен представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательной деятельности, разрабатывать план работы, включая в него мероприятия по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

Управляющий совет может улучшить условия пребывания детей в образовательной организации, повысить качество и комфортность образовательной среды: безопасность детей, школьного питания, оздоровительные мероприятия, разумное сочетание учения и отдыха. Управляющий совет, определяя стратегию расходов бюджета школы, может поддержать полезные инициативы по отношению к здоровью обучающихся.

Современная законодательная база в системе образования позволяет наделить Управляющие советы реальными управленческими полномочиями, в основе которых лежит распределение компетенций. Это орган управления, с помощью которого родители и другие представители общества реально участвуют в планировании развития школы, финансово-хозяйственной деятельности, организации уклада жизни школы.

К полномочиям Управляющего совета в рамках охраны здоровья и профилактики детского травматизма можно отнести:

— участие в осуществлении мониторинга качества и безопасности условий обучения и воспитания в образовательной организации;
— участие в разработке и принятии Программы развития образовательной организации.

Управляющий Совет может вносить предложения руководителю образовательной организации в части:

— материально-технического обеспечения и оснащения образовательной деятельности, оборудования помещений организации;
— создания в организации необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
— мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

На уровне образовательной организации забота о здоровье обучающихся и их образе жизни закрепляется рядом локальных нормативных актов: Уставом, положениями, распоряжениями, приказами, инструкциями и др. Для достижения системности в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся эти акты должны быть логично связаны между собой и создаваться в определённой последовательности. На основании Устава образовательная организация совместно с Управляющим советом может разработать «Положение об охране и укреплении здоровья, предупреждению травматизма обучающихся».

Анализ содержания локальных нормативных актов по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся может стать одним из начальных этапов работы Управляющего совета по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. Изучив нормативные документы, проведя анализ имеющихся в школе условий для охраны и укрепления здоровья, предупреждения детского травматизма Управляющий совет сможет внести предложения к разделу «Охрана и укрепление здоровья обучающихся» Программы развития образовательной организации.

Школьные факторы, несущие угрозу здоровью обучающихся

Членам Управляющего совета следует хорошо представлять, откуда исходят угрозы безопасности и что делается в школе для профилактики и преодоления этих угроз.

Рассмотрим факторы риска, угрожающие здоровью обучающихся, на которые может воздействовать Управляющий совет, используя свои полномочия:

1) физическая среда, в которой происходит обучение;
2) люди в школе (обучающие, учителя, обслуживающий персонал);
3) отношение администрации образовательной организации к здоровью обучающихся и профилактике детского травматизма.

К отрицательному воздействию физической среды на здоровье обучающихся можно отнести:

— нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (может приводить к простудным заболеваниям или вызывать повышенную утомляемость);
— повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха; неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, накопление в воздухе веществ – всё то, что называется плохо проветренным помещением;
— нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции школы, класса в помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые обучающиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
— воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих при длительном воздействии снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света);
— нарушение светового режима, что может приводить к повышенному утомлению глаз и снижению остроты зрения;
— физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося;
— отсутствие достаточных зон для отдыха, которые позволяют обучающимся свободно передвигаться на переменах.

Воздействие людей также с ильно влияет на состояние здоровья учеников. Агрессивной может быть и среда соучеников. Насмешки одноклассников, а уж тем более старших учеников по поводу избыточного веса могут привести к отказу ребёнка от приёма пищи и такому тяжелому заболеванию, как дистрофия. Насмешки на уроке физической культуры – к отказу от занятий не только в школе, но и вне её. В результате ребёнок всё больше сидит дома, мало двигается, и избыток веса переходит в ожирение, что нарушает деятельность всех органов.

Травму здоровью обучающегося может нанести опытный, но авторитарный учитель. Действия авторитарного учителя могут привести к снижению самооценки обучающегося, формированию комплекса хронического неудачника, невроза нехватки времени на выполнение заданий, подавлению самостоятельной активности ученика. Снижение самооценки формирует «позу неудачника», которая врачами обозначается как сутулость. Невроз, в свою очередь, может спровоцировать гастрит или другие проблемы, а подавление самостоятельности может сделать ребёнка беззащитным перед теми, кто станет предлагать опасные для здоровья практики (курение, приём алкоголя и др.).

Деятельность администрации определяет, насколько будут соблюдаться требования безопасности физической среды, заложенные в санитарных нормах, как будут строиться межличностные отношения, как будут относиться учителя к своим ученикам – как к партнёрам или объекту «вливания информации».

Роль Управляющего совета в охране здоровья обучающихся от факторов риска

Управляющий совет может создавать комиссии, комитеты, рабочие группы (как временные, так и на постоянной основе) по приоритетным направлениям деятельности, в том числе по обеспечению безопасности образовательной деятельности и профилактике детского травматизма.

В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Управляющий совет сочтёт необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работой любой Комиссии возлагается на члена Управляющего совета. Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации.

В организации учебного деятельности в школе нет мелочей, всё значимо, всё сказывается на состоянии и здоровье ребёнка – и мебель, и освещённость, и продолжительность перемен, и использование технических средств, и многое другое, что в определённой мере регламентировано Са­нитарными правилами и нормами.

Управляющий совет может создать постоянно действующую комиссию по контролю соблюдения санитарных норм в помещениях образовательной организации и на её территории. Главной задачей этой комиссии должно стать отслеживание нарушений СанПиН, которые становятся причиной наиболее частых заболеваний и травм обучающихся.

Например, совместно с заместителем директора по административно-хозяйственной работе комиссия может провести проверку состояния учебной мебели на соответствие санитарным требованиям к росто-возрастным особенностям обучающихся. Учебная мебель в кабинетах должна быть промаркирована в соответствии с ростом обучающихся.

Нарушения осанки при неправильно подобранной мебели возникают вследствие позотонического утомления на фоне статической работы, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц, что и происходит при традиционной организации урока.

Комиссия может обратить внимание учителей на эту проблему и стимулировать поиск ими форм организации урока, при которых ребёнок перемещается в классе, часто меняет вид деятельности и позу. Можно порекомендовать учителям продумывать дополнительные приёмы перемещения обучающихся, наприме, работу в малых группах, состав которых меняется.

Для того чтобы разработанная динамическая составляющая урока перешла в повседневную практику, необходимо контролировать её соблюдение. Этой функцией можно наделить ту же комиссию совместно с завучами, отвечающими за качество образовательной деятельности.

Комиссия может осуществлять контроль и за уровнем освещённости помещений школы, потому что недостаток освещения может приводить к нарушению зрения обучающихся. Свет должен быть достаточным, но не избыточно ярким.

Динамическая организация урока исключает длительное зрительное напряжение. Можно добавить рекомендации о регулярном проведении гимнастики для глаз в Положение об охране и укреплении здоровья учащихся и разработать для учителей рекомендации по их выполнению.

Реализуемые в школах учебные программы требуют от учащихся постоянного напряжения, поэтому Управляющие советы должны быть очень внимательны при решении этих проблем. Они должны знать, как в школе решается проблема внедрения передовых здоровьесберегающих технологий и нормирования объёма домашних заданий, потому что всё это поможет избежать перегрузки учащихся и позволит сохранить их здоровье.

Хрононевроз (невроз хронической нехватки времени) может стать предметом внимания Управляющего совета. Высокий темп занятия, большой объём изучаемого материала и домашних занятий приводит к развитию у детей хрононевроза. СанПиНы содержат рекомендации по объёмам домашних заданий (1-й класс – домашнего задания нет; 2–3-й классы – 1,5 часа в день; 4–5-й классы – 2 часа в день; 6–8-й классы – 2,5 часа в день; 9–11-й классы – 3,5 часа в день), но они не могут учесть индивидуальных особенностей учеников, темпа их работы, объёмов памяти и др. Большой объём домашних заданий приводит не только к хрононеврозу, но и к гиподинамии (снижению двигательной активности), что резко замедляет физическое развитие учащихся, ухудшает состояние сердечной и дыхательной систем, способствует развитию ожирения и приносит много других проблем здоровью.

Управляющий совет может инициировать регулярные выборочные опросы о том, сколько времени ученики проводят за выполнением домашних заданий по разным предметам, инициировать подготовку рекомендаций для родителей по оптимальной организации выполнения домашних заданий и проведение бесед классных руководителей и психологов с ними.

Созданная при Управляющем совете комиссия может принять участие в разработке «Программы здоровья», организации спортивной работы, вести наблюдение за выполнением правил безопасности, осуществлять контроль за организацией питания обучающихся, принимать участие в разработке мер по профилактике детского травматизма и вредных привычек, вносить предложения об изменениях правил внутреннего распорядка.

Созданные рабочие группы (на постоянной или временной основе) могут отслеживать развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей условия сохранения и укрепления здоровья детей:

— обследование санитарно-гигиенических условий помещений образовательной организации (воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализация, естественное и искусственное освещение, организация учебного места);
— санитарно-гигиеническую оценку режима дня школьников;
— санитарно-гигиеническую оценку помещений и режима их использования;
— санитарно-гигиеническую оценку игровых и спортивных площадок и режима их использования;
— обеспечение рационального режима питания школьников;
— поддержание необходимых санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательной деятельности.

Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей.

В Управляющем совете может быть создан комитет по пропаганде здорового образа жизни. Целью работы данного комитета может стать изменение ценностного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирование личной ответственности обучающихся за своё поведение. Комитет может инициировать проведение следующих мероприятий:

— профилактики вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье школьников (разработка групповых занятий, элективных курсов, работа учителей-предметников через урок и внеурочную деятельность);
— различных профилактических программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, пропаганде здорового образа жизни;
— разработки и проведения «уроков здоровья», «дней здоровья»;
— спортивных соревнований, туристических походов, «недели спорта»;
— популяризации опыта оздоровления отдельных школьников и классов;
— оформления наглядной агитации;
— поощрения родителей здоровых детей и передачу опыта поддержания здоровья;
— разработку «Странички здоровья» на сайте образовательной организации.

Как Управляющий совет может формировать политику образовательной организации по отношению к здоровью

Управляющий совет, являясь стратегическим штабом образовательной организации, может и должен выработать единое для всех членов Управляющего совета представление о роли образовательной организации в охране и укреплении здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

На основе этого представления необходимо разработать документ, в котором будут содержаться:

— взятые школой обязательства по охране и укреплению здоровья обучающихся, которые становятся частью школьной политики;
— обязательства школы по охране здоровья сотрудников на рабочем месте;
— обязательства родителей по содействию школе в охране и укреплении здоровья обучающихся;
— обязательства обучающихся как активных участников жизненного уклада школы.

Такой документ поможет сформулировать цели, задачи и порядок их достижения.

Приведём примерные задачи, которые Управляющий совет может включить в этот документ:

— создание условий для безопасности жизни и здоровья в ходе образовательной деятельности;
— обеспечение комфортности образовательных сред, производство для этого необходимых ремонтных работ, развитие информационной инфраструктуры;
— обеспечение требований к организации здорового и безопасного питания;
— создание условий для профилактики детского травматизма;
— развитие материально-технической базы учебных кабинетов, их методической и наглядной оснащённости.

Этот документ может быть размещен на сайте образовательной организации, что подчеркнет важность соблюдения всех указанных в нём обязательств:

1) ввести в Программу развития школы разделы, отражающие стратегию охраны и укрепления здоровья;
2) построить систему наблюдения за ходом реализации введенных разделов Программы (мониторинг деятельности по охране и укреплению здоровья, по профилактике детского травматизма).

Формирование ресурсов здоровья у обучающихся

Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимы большие запасы внутренних ресурсов здоровья, прежде всего физических, интеллектуальных, личностных. По мере взросления ученика и перехода на более высокий уровень образования требования к спектру и объёму ресурсов постоянно возрастают. При несоответствии ресурсов и решаемых задач наступает истощение организма и падает уровень здоровья: нарушается осанка, зрение, возникают проблемы с пищеварительной системой, депрессивные расстройства и т. п.

Часть необходимых ресурсов обеспечивает ребёнку семья (качественное питание, активный отдых, доступ к информации и др.); часть должно обеспечить государство (медицинское обслуживание, развитый транспорт, хорошая экология и др.). Большую часть ресурсов здоровья ребёнок обеспечивает себе сам, «взрастив» их внутри себя. В наращивании этих ресурсов большую роль играет образовательная организация.

Приведем примеры некоторых ресурсов здоровья, необходимых для успешного обучения:

— физические ресурсы: физическое развитие и развитие двигательных качеств (физическая работоспособность, выносливость, координация, гибкость, быстрота и др.);
— интеллектуальные ресурсы (умственная работоспособность, познавательная активность, логика, умение критически мыслить, хорошая память и др.);
— личностные ресурсы (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, адекватная самооценка и др.);
— эмоциональные ресурсы (умение управлять эмоциями, сопереживать и др.);
— информационные ресурсы (умение работать с информацией, знания в области здоровья и образа жизни и др.);
— поведенческие ресурсы (навыки соблюдения режима труда и отдыха, активный образ и стиль жизни, исключение рискованных форм поведения и др.).

Роль Управляющего совета в сохранении здоровья обучающихся

Управляющий совет может стать инициатором создания междисциплинарной команды, нацеленной на помощь ученикам в укреплении здоровья. В эту команду могут войти руководители методических объединений по предметам, завуч по воспитательной работе и дополнительному образованию, учителя физической культуры, психологи, социальные педагоги, медицинские работники.

Задача команды – разработать стратегию укрепления здоровья обучающихся, наполнив школьный уклад различными видами активности, создающими условия для закрепления «здоровых» намерений учащихся.

К их числу могут относиться:

— увеличение рекреационных зон для активного отдыха; разворачивание новых секций не столько для спортивного совершенствования, сколько для реализации потребности в движении;
— просвещение сотрудников, учеников и их родителей по вопросам здоровья;
— индивидуализация образовательного процесса;
— внедрение тренингов личностного роста и стрессоустойчивости, предупреждения различного рода зависимостей;
— праздники, фестивали, конкурсы, пропагандирующие преимущества здорового стиля жизни.

Задача членов команды – сформировать заинтересованность в здоровье у всех участников образовательной деятельности, в том числе у учителей, вовлечь в эту работу весь коллектив, всех учеников и их семьи.

Школа – это не только классы, библиотеки, залы. Это и территория самой образовательной организации, которая должна быть привлекательной, способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

С целью благоустройства территории образовательной организации Управляющий совет может выступить инициатором проекта «Комфортная территория школы». Здесь важен творческий подход к благоустройству школьного двора, спортивных площадок, прогулочной зоны, площадки для тренировки по правилам дорожного движения.

Сохранение здоровья учащихся – это не только организация массовых оздоровительных мероприятий, но и ежедневная забота о благополучии каждого ученика. И в эту работу может включиться Управляющий совет. Школьный управляющий – это не тот, кто везде и всем распоряжается и руководит, скорее, он старается найти ту область или проблему, где бы он смог применить свои знания и способности с наибольшей пользой для общего дела.

1. Косарецкий С. Г. и др. Директор и Управляющий совет: работаем вместе. – Москва, 2015.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года).

3. Чечельницкая С. М. Управление здоровьем школьников. – Москва, 2015.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Источник

Читайте также:  Что такое здоровье человека определение для детей
Adblock
detector