Меню

Здоровье учителя залог успеха

Профессиональное здоровье педагога залог его успешной деятельности

Нижегородова Л. А. г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Сегодня проблема психологического здоровья педагога выходит на передний план. Л.М. Митина отмечает, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к учащимся, к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью [1].

Как известно, профессия педагога, относится к профессиям социономического типа и, следовательно, связана с высокими эмоциональными затратами. Так, например, если говорить о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), то его диагностируют от 30 до 90% работающих, причем наиболее часто он встречается у врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. П. Сидоров отмечает, что почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания. Те или иные симптомы выгорания можно наблюдать у 85% социальных работников. У трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов диагностируется СЭВ [4]. По сравнению с прочими профессиональными группами, у педагогов часто наблюдаются невротические расстройства, соматические проблемы. Все это свидетельствует о необходимости актуализации психологической профилактики и восстановления профессионального здоровья педагога.

В педагогике и психологии профессиональное здоровье рассматривается, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя (Т.Г. Глухова, Л.М. Митина и др.) [2] .

Учитывая данную проблему, а также с целью совершенствования качества преподавания в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования до начала курсовой подготовки проводится анкетирование слушателей. Цель данной анкеты – получить сведения об удовлетворенности педагогами их собственной профессиональной подготовкой, а также выявить их потребности в расширении и углублении профессиональных знаний, определить проблемные зоны, касающиеся разных сторон педагогической деятельности, а также способов сохранения профессионального здоровья.

Для оценки представлений педагогов о профессиональном здоровье как ценности и методах его поддержания и укрепления нами были проанализированы ответы 175 педагогов–предметников г. Челябинска и Челябинской области. Слушателям было предложено отметить факторы, которые, по их мнению, способствуют сохранению профессионального здоровья педагога. Было представлено двенадцать факторов, среди которых, три фактора, так или иначе, создают дисбаланс в профессиональной деятельности и говорят о негармоничном развитии личности. Детальный анализ показал:

Факторы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога

кол-во

ответов

Стремление к совершенству

Высокие жизненные притязания

Принятие жизни без критики

Овладение приемами саморегуляции

Использование методов профилактики

Укрепление физического здоровья

В зависимости от выбора можно сделать вывод о знании педагогов способов сохранения профессионального здоровья, рационального использования своих внутренних ресурсов. При этом необходимо обратить внимание на конкретный выбор ответов. Так, например, выбор варианта ответа «здоровая Я-концепция» свидетельствует об адекватном представлении о себе, о своем здоровье, о положительном отношении к себе, что включает в себя, прежде всего, самосохранение, укрепление своего здоровья, в том числе профессионального, как главного условия для эффективной самореализации в жизни в целом и профессиональной деятельности в частности. Примечательно то, что педагоги понимают, что укрепление физического здоровья (98,9%) и умение отдыхать (93,1%) способствуют сохранению их здоровья, однако не все умеют и не все знают, приемы саморегуляции (81,7%).

Выбор «неверных» вариантов ответов говорит о наличии отрицательной Я-концепции, то есть педагоги проявляют деструктивное отношение к самому себе и своему здоровью. Тревожит то факт, что таких педагогов более трети. Так факторами, способствующими сохранение профессионального здоровья, педагоги называют стремление к совершенству (36,6%), чувство долга (36,6%) и высокие жизненные притязания (29,7%). Рассмотрим их подробнее.

Стремление к совершенству или перфекционизм сейчас считается модным. Стремление к совершенству – это стремления быть лучше всех, поэтому многие педагоги стремятся добиться наилучшего результата в своей профессиональной деятельности. Если говорить о плюсах перфекционизма, то он только один, это способность человека заставлять учиться, работать, развиваться «через не хочу», то есть, не стоять на месте. Однако психологи убеждены, что перфекционизм – это душевное расстройство, которое не приносит никакой пользы ни самому перфекционисту, ни окружению. Удовлетворения от результата своей работы перфекционист не получает, так как он постоянно «не дотягивает» до мнимого идеала. Зато есть бесконечное возбуждение, которое, скорее всего, идет от низкой самооценки, порожденной высокой тревогой.

Высокие жизненные притязания или уровень притязаний – это стремление к достижению цели такой сложности, на которую человек считает себя способным. Однако если у педагога преобладает неадекватный его способностям и возможностям уровень притязаний, то это ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать. Поведение педагога становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается уровень тревожности. Это говорит о том, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

И еще один фактор, который слушатели выделяют как фактор, способствующий сохранению профессионального здоровья – это чувство долга. Оно формируется в каждом из нас с самого рождения, в окружении значимых людей, которые учат и воспитывают нас. Сформировавшись в нас, это чувство говорит о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными, в собственной правоте [3].

Читайте также:  Татуировки полезны для здоровья

Следовательно, детальный анализ показал, что все эти факторы создают психологический дискомфорт и влияют на физическое и психическое здоровье педагога.

Таким образом, исходя из полученных результатов в рамках курсовой подготовки, целесообразно проводит соответствующие занятия, целью которых будет целенаправленная работа на создание психологического комфорта, на приобретение новых продуктивных механизмов, обеспечивающих созданию мотивов и интересов быть здоровым, а также умение применять полученные знания. Для реализации данной цели мы разработали модульный курс «Тренинг жизненных умений», который включает в себя 3 блока, при этом у каждого своя цель. Рассчитан модуль на 12 часов по 3 часа в течение 4 дней.

Модульный курс «Тренинг жизненных умений»

Источник

Семинар для педагогов ДОУ «Здоровье педагога — залог успеха в работе»

Будаева
Семинар для педагогов ДОУ «Здоровье педагога — залог успеха в работе»

«Здоровье педагога — залог успеха в работе

Цель: определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.

1. определить уровень отношения педагогов к своему здоровью;

2. познакомить участников с практическими подходами в области здоровьесбережения и стрессоустойчивости;

3. обучить приемам снятия психоэмоционального напряжения, навыкам оперативного восстановления работоспособности.

План семинара-практикума

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В. Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека: «…С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о своём здоровье берёт начало в народной культуре. «Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» — гласит народная мудрость. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимают определённое место в системе физического воспитания.

Новая психология человека третьего тысячелетия – это здоровый образ жизни. Сущность и функции здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Обеспечить его может только сам человек.

К сожалению, в современном мире человек ещё не до конца осознал, что достижения материальной культуры не способны дать ощущение полного счастья. Как остроумно заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брегг, «за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье…».

В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создаёт суррогаты идеала в виде только преуспевающего, «безпроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться, считающего, что за деньги можно купить всё. В противоположность этому необходимо формирование гуманистического идеала. Идея гармонии души и тела не нова. Выражение «Здоровый дух в здоровом теле» принадлежит английскому философу Д. Локку. Проблема духовного здоровья имеет особое значение. Многие специалисты в области медицины считают, 80 % заболеваний берут своё начало в психической дисгармонии.

Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

В целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ определились, сложился системный подход к организации этой деятельности. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя.

«В здоровом теле –дух здоровый»— мы повторяем это снова, однако следовать завету мешает нам и то, и это…

Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться только люди старшего возраста. И в молодости человек должен беречь свое здоровье. Иначе старость он встретит далеко не в лучшей форме.

А как же вы относитесь к своему здоровью? Узнать это вам поможет тест на здоровый образ жизни. Чтобы узнать результат, выберите один из трех вариантов (приложение 1).

Существует несколько советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

Совет 1. Разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Я предлагаю вашему вниманию кроссворд «Здоровье» (приложение 2).

Читайте также:  Чем влечет аборт здоровью

Совет 2. Работа — важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет вам выглядеть моложе.

Я предлагаю вам рассказать о плюсах и минусах работы педагога.

«Плюсы и минусы работы педагога»

Совет 3. Не ешьте слишком много, меню должно соответствовать возрасту- это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало. Периодически балуйте себя и иногда позволяйте себе вкусненькое. Мы хотим порадовать вас и угостить вкусненьким (конфетка в подарок)

Совет 4. Чаще двигайтесь. Учёными доказано, что даже 8 минут занятий спортом в день продлевают жизнь. Я предлагаю вам немного подвигаться. (динамическая пауза)

Совет 5. Дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин, который вырабатывается в организм, когда человек влюблён.

Совет 6. Не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить. (Упражнение «Выход гнева»— написать на листе, что вас огорчает, затем мелко порвать или сжечь).

Совет 7. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Существует определённый закон труда: людям, занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Совет 8. Такое понятие, как распорядок дня все реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет не маловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна и еды.

Совет 9. Также наше здоровье зависит от хорошего настроения. Существует много способов поднять себе, любимой, настроение.

Я предлагаю вам поделиться своим рецептом хорошего настроения. (ответы по кругу)

Замените предложение пословицей.

– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)

– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)

– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)

– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)

Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)

Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)

Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)

– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

I. В физкультурном зале.

1. обучить приемам снятия психоэмоционального напряжения, навыкам оперативного восстановления работоспособности.

2. познакомить участников с практическими подходами в области здоровьесбережения и стрессоустойчивости;

1. Избавляемся от нервного напряжения.

Задачи: развитие слухового внимания, быстроты реакции, ловкости

Подвижная игра «Смена обстановки» (море – отпуск, деревня -родственники, лес – природа.)

Дыхание Пранаяма (дыхательная гимнастика из йоги)

Задачи: познакомить педагогов с дыхательной гимнастикой «Пранаяма»,

Коммуникативная игра «Приветики» (танцевальные движения, медленный бег врассыпную). Под спокойную музыку выполняют танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и др.

Гимнастика мозга (по методике П. Деннисона) (приложение)

Массаж ушей, лба

Массаж пальцев рук, самомассаж

Когда мы нервничаем, то наши руки непроизвольно что – нибудь перебирают или теребят. Это естественная реакция, так как на кончиках пальцев много нервных окончаний. Их стимуляция хорошо помогает справиться с напряжением. Чтобы избавиться от стресса, помассируйте пальцы и ладони. Нажимайте большим пальцем на точку в середине ладони круговыми движениями в течение 2-3 минут

Массаж пальцев рук проводит педагог по собственной инициативе

Задачи: снятие психоэмоционального напряжения, практическое использование способов расслабления.

II. 1. Звукотерапия – пропевание звуков а, о, и, у, ю, в, ш, з, ж, м

Познакомить с приемом звукотерапии, лечебным эффектом при пропевании этих звуков

Учить слышать разные звуки и уметь их воспроизводить

Познакомить с приемами релаксации, используя классическую музыку.

Итог семинара

На этом наш семинар закончился. Хотим вам пожелать крепкого здоровья, успехов в работе.

Рефлексия: Ваше впечатление о семинаре-практикуме? Кому, что понравилось? Ваши предложения.

1. Как известно, нормальный режим питания- это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин.А какой режим питания у вас:

а) именно такой, к тому же вы идите много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

в) Вы вообще не придерживаетесь ни какого режима

б) да, но лишь одну-две сигареты в день;

в) курите по целой пачке в день

3.Употребляете ли вы спиртное:

б) иногда выпиваете с приятелями дома;

в) вы пьете часто, бывает, что и без повода, среди бела дня

4.Пьете ли вы кофе:

б) пьете один или два раза в день;

Читайте также:  Сибирский здоровья мазь от сустава живокост

в) не можете обойтись без кофе, пьете его очень много

5.Регулярно ли вы делаете зарядку:

а) да, для вас это необходимо;

б) хотели бы, но не всегда удается себя заставить;

в) нет, не делаете

6. Вам доставляет удовольствие ваша работа:

а) да, идёте на работу обычно с удовольствием;

б) работа вас, в общем-то, устраивает;

в) вы работаете без особой охоты

7.Принимаете ли вы какие- нибудь лекарства:

б) только при острой необходимости;

в) да, принимаете, почти каждый день

8.Страдаете ли вы от какого- нибудь хронического заболевания:

б) затрудняюсь ответить;

9. Используете ли вы хотя бы один выходной день, для какой- нибудь физической работы, туризма,занятий спортом:

а) да, иногда и оба дня;

б) да, но только когда есть возможность;

в) нет, вы предпочитаете заниматься домашним хозяйством

10.Удачен ли ваш брак:

11.Удовлетворяет ли вас ваша интимная жизнь:

12.Как вы предпочитаете проводить свой отпуск:

а) активно, занимаясь спортом;

б) в приятной, веселой компании;

в) для меня это проблема

13. Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас на работе или дома:

б) есть, но вы стараетесь не реагировать на это;

14.Есть ли у вас чувство юмора:

а) ваши близкие говорят, что есть;

б) вы цените людей, у которых оно есть, и вам приятно их общество;

А теперь давайте посчитаем баллы:

За каждый вариант ответа «а»— 4 балла;

За каждый вариант ответа «б»-2 балла;

За каждый вариант ответа «в»-0 баллов;

Сумма от 38 до 56 баллов. У вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-нибудь. У вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни. То сохраните энергичность, активность до глубокой старости… Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил вы тратите на поддержание себя в спортивной форме? Не лишаете ли вы при этом себя некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими,без них жизнь может показаться вам слишком пресной. А радость- это тоже здоровье!

От 19 до 37 баллов. Чашка кофе — не обязательный атрибут для приятной беседы. У вас не только хорошее здоровье, но и часто хорошее настроение. Вы, вероятно, часто встречаетесь со своими друзьями. Вы не откажитесь и от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразнее.

От 0 до 18 баллов. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье или эти жалобы не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства; если вы не бегаете по врачам, то это заслуга вашего здорового организма, но так не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно от сигарет и спиртного, упорядочите режим дня.

Какой бы результат у вас не получился, можно сделать вывод о том, что заботиться о своем здоровье необходимо каждому человеку!

Кроссворд “Здоровье”.

1. Один из природных закаливающих факторов (вода).

2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).

3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).

4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).

5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).

7. Вид спорта (альпинизм).

8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).

9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).

10. Спортивный инвентарь (коньки).

11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).

12. Вид активного отдыха (туризм).

13. Витаминный напиток (морс).

14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для родителей: «Уверенный в себе малыш — залог успеха во взрослой жизни». Уверенный в себе человек — это человек, который принимает себя. Каково же это представление о самом себе? Родители должны ориентироваться.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха».

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной,.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар » Портфолио педагога как показатель его компетентности».

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Источник

Adblock
detector