Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное здоровье как одна из составляющих
здорового образа жизни.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
- формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
- защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Организационными формами могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
- факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
- семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.
Источник
Проблемы воспитания целостного отношения учащихся к здоровью (физическому, психическому, духовно-нравственному) и здоровому образу жизни
статья (7 класс) по теме
Мысли классного руководителя о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 29.5 КБ |
metodika_i_formy_raboty_klassnogo_rukovoditelya_s_semyami_uchashchihsya_po_vospitaniyu_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey.docx | 14.24 КБ |
polovoe_vospitanie.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы воспитания
целостного отношения учащихся к здоровью (физическому,
психическому, духовно-нравственному) и здоровому образу жизни
Говоря о здоровье, зачастую мы подразумеваем здоровье физическое. Здоров тот, кто не болеет, правильно питается, соблюдает режим труда и отдыха, принимает витамины, высыпается, закаляется, проводит время на свежем воздухе, ведёт подвижный образ жизни. При этом, даже многие взрослые упускают из виду то, что здоровье человека не ограничивается лишь биологическим аспектом.
Формируя у учащихся позицию относительно собственного здоровья, необходимо помнить о том, что человек – это не только физическое тело. Человек также имеет психическую и духовную сферу. Становится очевидным, что здоровье, не сводится к благополучию лишь в одном – биологическом аспекте, но подразумевает благополучие как внешнее, так и внутреннее.
Тема здоровья красной нитью проходит через всю систему воспитательной работы классного руководителя.
Любое воспитательное воздействие тем или иным образом перекликается с темой формирования, поддержания, сохранения здоровья, его физического, психического, духовно- нравственного аспекта.
К работе по формированию стремления к здоровому образу жизни классный руководитель может привлекать также и различных специалистов, работающих в школе. В первую очередь ими могут стать педагог- психолог, социальный педагог, медик, прикреплённый к школе, библиотекарь. Также, неоценимую помощь могут оказать и другие специалисты, если у классного руководителя есть возможность привлечь кого- либо из них, например, для проведения классного часа или экскурсии. Одним из таких специалистов может стать диетолог, косметолог, спортсмен или тренер, сотрудник учреждения здравоохранения или военный лётчик, актёр или писатель, журналист или ветеринар, а также представители многих и многих других профессий.
Немаловажным воспитательным эффектом обладает и личный пример классного руководителя. Ведь каждый согласится с тем, что вещать о вреде курения, размахивая дымящейся в руке сигаретой, не имеет смысла. Ведь подобные действия в первую очередь вызовут возмущение, негодование, усмешку, проявление негативизма, агрессии.
Просветительскую работу также необходимо проводить и с родителями. Например, это может быть родительский лекторий, выступление одного из вышеперечисленных специалистов, на родительском собрании, внеклассное мероприятие, организованное для детей и их родителей.
Первостепенно, учащиеся должны усвоить то, что сохранение собственного здоровья в большей степени зависит от них самих, от того, какой образ жизни они ведут, к чему стремятся.
Быть здоровым, значит быть счастливым! На мой взгляд, это главная мысль, которую мне, как классному руководителю, хотелось бы передать учащимся. Так давайте заботиться о своём здоровье! Давайте все будем счастливы!
Предварительный просмотр:
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни у детей
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка, о его здоровье. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.
Деятельность классного руководителя с родителями учащихся в школе по воспитанию здорового образа жизни представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение семей и условий семейного воспитания;
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса по воспитанию здорового образа жизни у детей в классе;
- Просвещение родителей по воспитанию здорового образа жизни;
- Совместная деятельность родителей и учащихся по воспитанию здорового образа жизни.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. Одна из тем родительских собраний должна затрагивать вопрос о воспитании здорового образа жизни. Например: «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.
Вот какие формы и методы совместной деятельности классного руководителя и семьями учеников по воспитанию здорового образа жизни можно использовать:
- туристические походы, «Дни здоровья»;
- экскурсии на природу;
- спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам, лёгкой атлетике и т.д.
Такие формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса.
Предварительный просмотр:
Проблема полового воспитания на сегодняшний день является очень актуальной. Полоролевые стереотипы, необходимые для дальнейшей социализации детей в обществе, не сформированы у подростков окончательно, что может стать препятствием для их дальнейшей адаптации к социальной среде.
Помощь в развитии черт мужественности у мальчиков и женственности у девочек должны оказывать не только семья, но и классный руководитель. Классный руководитель находится с детьми все время их пребывания в школе. Зная психологические особенности мальчиков и девочек классный руководитель может более эффективно строить воспитательную работу по половому воспитанию учащихся.
Используя соответствующую литературу, классный руководитель должен тщательно изучать полоролевые особенности развития мальчиков и девочек, чтобы наиболее эффективно использовать эту информацию в половом воспитании учащихся, а также в укреплении их духовно-нравственного здоровья.
Ежегодно в подопечном классе классному руководителю надо с помощью психолога школы оценивать уровень сформированности черт мужественности и женственности у школьников в классе.
Воспитательную работу по половому воспитанию нужно строить с учетом данных анализа черт мужественности и женственности у детей подопечного класса.
В процессе воспитания, ни в коем случае, не указывать детям на их неправильно сформированные полоролевые характеристики, так как это может нанести вред их духовно-нравственному здоровью, а самостоятельно и методически верно проводить соответствующую работу.
К решению возникающих проблем классный руководитель должен привлекать родителей, методично и корректно объяснив им суть проблемы.
Воспитательную работу проводить совместно с психологом школы.
Список использованной литературы
1.Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. — № 5. — 1987.
2.Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии. — № 2. — 1987.
3.Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2000.
4.Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров А.М.. 3 изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975.
5.Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М.: Просвещение, 1990..
6.Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. — М.: Педагогика, 1988. .
7.Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации. – М.: Перемена, 1997.
8.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация подготовлена к родительскому собранию в5-6 классах. В ней выделены некоторые виды родительской любви, которые по мнению специалистов только портят детей. Отмечены ош.
Собрание подготовлено для родителей учащихся 5-6 классов.
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател.
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что должно помочь родителям не только определить проблему взаомоотношений с ребёнком, но и р.
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблеему взаимоотношений со с.
Мною дан примерный самоанализ родительского собрания «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей».
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному.
Источник