Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых, а поэтому, как прописано в Законе РФ «Об образовании» (ст. 51) образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе (создать нормальные условия для полноценной реализации его функциональных возможностей и двигательных потребностей, сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения ученика)? Какие для этого использовать методы и средства? Как сделать урок здоровьесберегающим? Какой он этот здоровьесберегающий урок? На все эти вопросы попытались ответить учителя МОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа» Кунгурского района Пермского края.
Урок есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Учителя начальных классов нашего образовательного учреждения подтвердили на практике, какое необходимо соблюдать важнейшее условие для рациональной организации обучения:
– обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми наши учителя вводят разнообразные физкультминутки на уроках.
Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует, по наблюдениям психолога, учителей улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.
Приведем пример этих физминуток:
Для снятия усталости
Мы семь раз в ладоши хлопнем, (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой,10 приседаний) Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны
Шеей крутим осторожно – (Вращение головой вправо и влево). Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. Так. И вправо посмотри.
А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
(Дети садятся за парты)
Быстро руки вверх подняли – В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
Вверх потянемся, пройдемся, (Потягивание – руки вверх, ходьба на месте). И за парты вновь вернемся. (Дети садятся за парты)
Гимнастика для глаз
Выполняется по плакату – схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории восьмерки. Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Кинезиологическая гимнастика(упражнения для межполушарного развития)
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе. «Качание головой» Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Учителя активно включают в учебный процесс и другие инструменты здоровьесбережения: гимнастику для всех частей тела, точечный массаж, релаксацию, работу в режиме динамических поз, перемещение по классу в игре, осуществляют контроль за правильной осанкой, используют шутки, юмор для разрядки напряженной обстановки. Практика показала, что
Необходимо проводить не менее 2-х физминуток, длительность которых должна быть 3 и более минут.
Состав упражнений зависит от особенностей урока.
Необходим специальный алгоритм при выполнении физических упражнений.
Сначала идут упражнения на потягивание. Приводятся в движение мышцы головы и шейного отдела. Затем выполняются упражнения для мышц туловища и ног, а затем обязательно работают мышцы глаз.
Учебные занятия строят с учетом требований, предъявляемых к здровьесберегающему уроку.
Основные требования к уроку с позиции здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в процессе ведения урока (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, творческая работа (норма: 4-7 видов за урок). 3. Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7-10 минут). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. 5.Чередование видов преподавания (не позже, чем через 10-15 минут). 6. Использование учителем методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, взаимодействия, свобода творчества), активные методы (ролевая игра, групповая работа), методы, направленные на самопознание и развитие. 7. Исползование ТСО (динамических дидактических материалов, статичных). 8. Учет позы учащегося. 9. Наличие оздоровительных моментов: физкультминутки, динамическая пауза, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 10. Мотивация учащихся на урок. 11. Психологический климат. 12. Время окончания урока (вовремя, без задержки).
Для здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель обязательно учитывает психологические особенности развития мальчиков и девочек при проектировании учебного занятия, так как мальчики не способны включиться в работу с первых минут, а могут это сделать только через 15-20 минут, тогда как девочки, наоборот, через 15-20 минут требуют отдыха от умственной деятельности. Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным, насыщенным, но самое главное, здоровьесберегающим. Таким образом, у учителей начальной школы была выработана своя система обучения со здоровьесберегающей направленностью. Покажем это на примере: урок начинается с дыхательной гимнастики. Это лучший переход от перемены к учебной деятельности, так как ровное дыхание успокаивает детей, задержка дыхания тренирует легкие, дыхание разными ноздрями – профилактика простудных заболеваний.
Затем работают над мотивацией учения. Определяют тему урока вместе с учащимися, обеспечивая, тем самым, самостоятельный поиск. Для успешного усвоения знаний, учителем задействованы все каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения. При изучении букв, цифр, каких-либо предметов, учитель предлагает заняться лепкой из пластилина, подчеркиванием, обведением предмета.
Изучая звуки, ученики выделяют их не только из речи, песен исполнителей, но и из птичьих голосов, звуков животных. Изучая геометрические фигуры, стараются найти ассоциацию с окружающими вещами. Каждый учитель начальных классов помнит, что в процессе учебной работы, особенно у первоклассников, начинает развиваться утомление. В начале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков, на которые наши учителя обращают серьезное внимание. Напомним о них.
Утомление
незначительное
значительное
резкое
Внимание
Редкие отвлечения.
Рассеянное, частые отвлечения.
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует.
Поза
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища.
Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.
Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.
Движения
Точные.
Неуверенные, замедленные.
Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка.
Интерес к новому материалу
Живой интерес, задает вопросы.
Слабый интерес, отсутствие вопросов.
Полное отсутствие интереса, апатия.
Наблюдения на уроке за учениками начальной школы показали, что при выполнении неинтересной, монотонной работы быстро наступает торможение. Хотя объем выполненной работы и небольшой, но у детей быстро появляется усталость. Вот почему необходимо было изменять характер работы ученика на уроке, чтобы повысить его работоспособность и выполнять задание без видимых признаков утомления.
Включение в урок физминуток и физпауз защищает учеников от преждевременного утомления, устраняет застойные явления в кровообращении и в дыхательной системе, предупреждает нарушение зрения, устраняет длительное растяжение и расслабление мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку.
Снятию утомления на уроке способствуют и другие условия: ситуация успеха, эмоциональный всплеск, словесное стимулирование, смена двигательного режима, о котором сказали ранее. Кроме физминуток, перед упражнениями, требующими особого внимания, учителя проводят разнообразные игры на развитие внимания. Например: «Кулак, ребро, ладонь», «Лягушки-зайчики-совы» и др.
Перед письмом по памяти, изложением и т.п. проводятся игры, которые тренируют память. Например: повторить цепочку действий, показанных учителем, или назвать слова, которые запомнили за 1 минуту и др. Все это хорошо помогает процессу обучения, повышает познавательную активность и не вредит здоровью детей. Одним из факторов разрушающих здоровье детей является поза во время учебного процесса. Эту проблему помогает решать нам оздоравливающая парта.
Работа учителей начальных классов по технологии В.Ф.Базарного помогла преодолеть воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств (через работу в режиме ближнего и дальнего зрения, уроки-экскурсии), информационно-психических факторов (через использование элементов релаксации, оптимистического начала в работе с детьми, щадящий режим подачи информации).
Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, дало позитивный результат: 88% учащихся начальной школы с удовольствием приходят на уроки, 85% нравится работать в классе.
Если ученики умеют преодолевать усталость, проявляют хорошие умственные способности, любознательность, воображение, коммуникабельны, уравновешены, значит, они здоровы, значит, учитель сделал все, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью его ученикам.
Закончить разговор о здоровьесберегающем уроке в МОУ «Голдыревская СОШ » хочется словами М. Норбекова: «Не пугайтесь! Все не так сложно, как вам сейчас представляется. Главное – работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Если вы не привыкли заниматься такими вещами, тогда, конечно, на 1-х порах, придется тяжело. Уж, не знаю, выдержите ли. Надо же когда-то начинать». Успехов тебе, учитель начальной школы, в этом нелегком деле! Берегите здоровье наших детей!
Источник
Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс статья по зож по теме
Выступление на тему «Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс «
Скачать:
Вложение
Размер
vystupl._na_konferentsii_zdorove.doc
55.5 КБ
Предварительный просмотр:
Здоровье школьника и учебно- воспитательный процесс
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни.
Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе идущих в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
По данным исследований Всемирной организации здравоохранения з доровье человека зависит
на 50% — от образа жизни
на 25% — от состояния окружающей среды
на 15% — от наследственной программы
на 10% — от возможностей медицины.
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача : обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
воспитание культуры здоровья
развитие творческих способностей
мотивация на здоровый образ жизни
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
внедрение инновационных педагогических технологий, принятие участия в научно-практических конференциях
Коллектив школы видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы. Если ребенком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны . Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности ребенка сопоставим с его ожиданиями.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Организуя учебно-воспитательный процесс, мы стремимся к соответствию п оказателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:
объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Большое внимание уделяется созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов.
В зоне постоянного контроля находится вопрос р ациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Педагоги школы соблюдают требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Методические комиссии проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по следующим параметрам:
плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
месту, длительности и условиям применения ТСО;
частоте чередования видов преподавания;
наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. В своей работе учителя применяют различные физкультминутки:
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления глаз
в стихотворной форме
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме используются тренажеры по технологии Базарного. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Сейчас многие учителя нашей школы используют специальные тренажеры для глаз, применяя компьютерные технологии.
Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках дыхательная гимнастика, аутотренинги.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
“Хороший смех дарит здоровье”,
мажорность урока,
эмоциональная мотивация в начале урока,
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска разработана система мер, включающая:
1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника . Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.
Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных, из которых можно выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.
2. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов . Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Так многие учащиеся нашей школы с удовольствием посещают спортивные секции, кружки. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов
3.Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Учитель обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.
4.Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. в каждом классе нашей школы есть уголок безопасности, уголок правил дорожного движения. Стараемся добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.
Большая работа проводится и во внеурочное время. Учителями проводятся беседы на классных часах,
уроки здоровья, конкурсы рисунков, походы совместно с родителями, экскурсии, праздники.
Стала актуальной работа учащихся над созданием проектов. Так в нашей школе в рамках недели науки был организован конкурс таких проектов. От нашего класса был предоставлен проект по здоровьесбережению “Курение – это вред или польза”.
Учителями нашей школы разработаны программы дополнительного образования по сохранению здоровья: “Расти здоровым”, “Здоровье – образ жизни”, которые получили положительные экспертные оценки.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
создании эмоционально благоприятной атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),
на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе кратко можно суммировать следующим образом:
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.