Чем опасны детские истерики?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Частые истерики и вспышки гнева у маленьких детей могут быть первыми сигналами о проблемах со здоровьем. Но как понять что это – обычные детские капризы или признаки серьёзной проблемы?
Обычно детские истерики сопровождаются сильным эмоциональным всплеском, приступами ярости, подкреплёнными злостью, агрессией и гневом.
Новые результаты исследований специалистов из Северо-западного медицинского центра позволили разработать методику распознавания характера детских истерик.
Для понимания состояния ребёнка учёные подготовили специальный опросник, с помощью которого можно отличить проявление своенравного поведения, характерного для детей младшего возраста, и выявить признаки нарушений, представляющих риск для здоровья ребёнка. Это поможет родителям и специалистам верно идентифицировать проблему и выбрать правильные пути её устранения.
Несмотря на то, что капризное поведение детей младшего возраста явление нередкое, эксперты выяснили, что постоянное проявление агрессии наблюдается менее чем у 10% детей ежедневно. Эта модель детского поведения характерна для всех народностей и социальных слоёв общества.
«Возможно, результаты этих исследований дадут возможность более глубокого понимания природы и характера поведения детей младшего возраста», — говорит Лорен Воксшлэг, профессор Северо-Западного университета США имени Файнберга.
Совсем недавно для идентификации причин неадекватного поведения дошкольников специалисты брали за основу модель агрессивного поведения подростков, однако позже выяснилось, что данный метод не подходит для детей младшего возраста, потому как природа проявления агрессии у них имеет существенные различия.
В ходе исследований, осуществлённых при финансовой поддержке Национального института психического здоровья, учёные провели анкетирование 1500 семей, где есть маленькие дети от трёх до пяти лет. Вопросы были составлены таким образом, чтобы выявить частоту, характер и продолжительность детских истерик за последний месяц.
Полученные результаты позволили специалистам сосредоточиться на проявлениях атипичного поведения детей. Эксперты обнаружили, что вспышки агрессии могут возникать внезапно и беспричинно. У некоторых детей это наблюдается время от времени, а у некоторых такие истерики явление регулярное.
Возможность оперативного выявления проблемы, позволит специалистам вмешаться и искоренить её на ранней стадии развития до того, как она усугубится и приобретёт необратимый характер. Агрессия и гнев могут быть вызваны повышенной вобудимостью нервной системы малыша, неврологическими нарушениями, плохим самочувствием, переутомлением и рядом других причин.
Для родителей это должно стать первым звоночком, свидетельствующим о проблемах со здоровьем у ребёнка. Не нужно спешить и принимать воспитательные меры, ведь таким образом ребёнок может подавать сигналы о серьёзных проблемах со здоровьем. Игнорировать эти истерические припадки нельзя, иначе пострадает нервная система ребёнка, что может привести к психогенным изменениям.
Источник
Истерики у детей
Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.
Общие сведения
В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.
Причины истерик у детей
Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:
- Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
- Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
- Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
- Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
- Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
- Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
Патогенез
В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.
Симптомы истерик у детей
К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.
Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.
Осложнения
Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.
Диагностика
В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:
- Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
- Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
- Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).
Лечение истерик у детей
Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:
- Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
- Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
- Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
- Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:
- Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
- Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
- Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
- Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
Прогноз и профилактика
Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.
Источник
Истерики у детей — когда нужны врачи?
Мы с вами подошли к финалу в обсуждении детских истерик и вопросов физиологии и здоровья, связанных с ними. В любом случае – истерика, это не способ вас позлить, а способ донести до вас мысли и чувства ребенка, проявления дискомфорта. Чтобы по возможности предотвращать развитие истерик, можно использовать определенные приемы, которые помогут вам устранить истерики на корню. Что нужно делать, чтобы справиться с истериками?
Давайте ребенку полноценный отдых, его нужно всегда вовремя укладывать на ночной и дневной сон, нельзя допускать переутомления малыша, именно оно приводит к сбоям в нервной системе. Если вы наблюдаете, что ребенок утомился во время игры, нужно предложить ему чтение или рисование, как способ отдохнуть. Не стоит отправляться с ребенком в магазин, если он проголодался, дети еще не могут контролировать свое состояние, если они устали, и именно задачей взрослых является строгое отслеживание состояния малыша и его полноценный отдых.
Важно прояснять чувства ребенка, нужно называть их и давать ему понять, что вы понимаете его: «Я прекрасно понимаю, что ты злишься», «я подумала, что мы много сегодня гуляли и ты устал», «ты обиделся на малыша, который не дал тебе игрушку», «ты рассердился, потому что не получил конфетку». Такие ваши действия помогут ребенку учиться высказывать свои чувства и держать их под контролем. Но одновременно с этим нужно давать ребенку понять, что даже при учете его чувств, в поведении его есть определенные пределы: «Я понимаю, что ты рассержен, но нельзя кричать и баловаться в магазине». У ребенка должно быть четкое понимание, что возникают ситуации, при которых истерики и плохое поведение недопустимы. Важно давать ребенку достаточно свободного времени для игр, когда никто не будет отвлекать ребенка, и никто не вмешивается в процесс его игры. У малыша должно быть свое личное пространство.
Ребенку нужно давать возможность самостоятельности по принципу «помочь ему сделать это самому». Не нужно пытаться делать за ребенка все, дайте ему понять, что он уже взрослый, что он вполне может самостоятельно справляться с трудностями, только подталкивайте его к принятию решений и действиям. Это может выражаться в разных вещах – научите его самостоятельно строить из конструктора, взбираться на качели, убирать свои вещи на полку. Также ребенку важно давать право на выбор, когда ребенок понимает, что у него есть право выбора, он почувствует, что с ним считаются и его мнение уважают. Но выбор должен быть там, где есть альтернативы – не стоит предлагать ребенку выбирать, идти или не идти ему в садик, если тут вы уже приняли решение и он должен туда пойти. Выбор должен пониматься ребенком – можно спросить, что он будет есть на завтрак или ужин, куда он хочет пойти гулять, какую майку хочет надеть и предложить варианты. И помните, если вы предложили право выбора, нужно считаться с мнением ребенка и уважать его выбор, даже если вам он не нравится, не стоит навязывать свое мнение. Если же сейчас вы не можете предложить ему реального выбора, не стоит создавать его видимость – просто поставьте ребенка перед фактом: «Сейчас нам нужно ехать к бабушке».
Стоит использовать просьбы, например, если ребенок начинает плакать, просто попросите его, чтобы он подошел к вам, а вы дадите ему что-либо в руки – игрушку, платок, книжку. При этом стоит попросить его отнести эту вещь папе, бабушке, положить ее в другой комнате на полку, найти ей домик. Так ребенок отвлечется на другое занятие и успокоится.
Нужно ли обращаться к врачам?
Иногда бывают такие ситуации, когда истерики – это не просто особенность характера и трудности кризисных возрастов, а отражение более глубоких проблем. Если капризы ребенка или его истерики продолжаются постоянно, это может быть результатом заболеваний или поражений нервной системы ребенка. Стоит посетить детского невролога в тех случаях, если бывают такие ситуации:
— у ребенка во время приступа истерики происходят длительные задержки дыхания или происходят потери сознания,
— истерики прогрессируют, становятся все более и более частыми, при этом поведение ребенка становится агрессивным,
— истерики продолжаются у ребенка, достигшего возраста четырех и более лет,
— ребенок при истериках наносит себе видимые и значимые повреждения или вредит окружающим,
— приступы истерики могут сопровождаться возникновением ночных кошмаров, страхов или резких колебаний в настроении.
— истерики ребенка завершаются приступами одышки или рвоты, сильной усталостью ребенка или его резкой вялостью.
Если же со здоровьем у ребенка все вполне нормально, тогда проблема может заключаться во внутрисемейных отношениях и особенной реакции близких ребенка на его поведение. Не стоит позволять детям получать желаемых результатов при помощи истерик, вам нужно быть терпеливыми и пытаться находить компромиссы. Большую часть истерик вполне можно предотвращать, если знать их истинные причины.
Однако, если все ваши усилия и ваше терпение не оборачиваются никакими положительными результатами, и постоянное плохое поведение и истерики продолжают сохраняться, стоит обратиться за консультацией к неврологу и пройти полноценное обследование. Если по результатам обследований специалистом не будет выявлено никаких отклонений, тогда невролог направит вас на консультации к психологу или психотерапевту, которые будут определять – есть ли у ребенка какие-либо отклонения в психическом состоянии и развитии и нужно ли ему будет проведение медикаментозного лечения. Если у ребенка возбудимый тип нервной системы, ему могут помочь легкие успокоительные препараты и средства. Это могут быть чаи или настои с лекарственными травами, успокоительные сборы. Одним из таких сборов является состав из трав фенхеля, алтея, ромашки, солодки и пырея, одну ложку ромашки и фенхеля смешать с двумя ложками остальных трав, из состава сделать отвар. Две столовых ложки смеси заварить стаканом кипятка, прокипятить на протяжении двадцати минут и процедить. Данный отвар принимают по чайной ложке детям возраста старше года трижды в день курсом по 3-4 недели. Однако, детям-аллергикам подобные отвары применять нельзя! Можно применять детям через день купание в растворе экстракта хвои на протяжении двадцати дней.
Без рецепта врача детям разрешены к применению такие гомеопатические препараты как «Нота», «Нервохель», «Дормикинд» или «Тенотен». Также возможно применение препаратов, в состав которых входит аминокислота глицин. Поможет в подержании нервной системы курс витаминных препартов – «Нейровит», «Нейромультивит» и подобные им. Дозировку данных препаратов можно посмотреть в инструкции, но эффективным будет только курсовой прием препаратов, от разового их применения эффекта ожидать не стоит. Обычно препараты даются на протяжении четырех недель, затем делается перерыв и вновь повторяется курс лечения этим же препаратом. Все более сильные и серьезные препараты могут быть назначены только индивидуально и только врачом со строгим расчетом доз.
Истерика в общественном месте
Психика далеко не каждого родителя выдержит истерику в публичных местах. Зачастую нам легче уступить и дать ребенку желаемую вещь, только бы все это прекратилось и вы не позорились. Но такой способ поддаваться ребенку опасен провокацией все новых и новых вспышек. Нужно стараться не реагировать на осуждающие взгляды окружающих людей, совершенно вам не знакомых. Если уступить ребенку сейчас, в такой ситуации, только с той целью, чтобы вы избежали публичных кандалов, нужно автоматически быть готовыми к тому, что и далее вам придется действовать таким же образом. Если вы в магазине стали отказывать ребенку в покупке игрушки, нельзя отступать сразу. Пусть малыш повозмущается, пусть он топает ногами, выражает свое недовольство и истерит. Если вы будете уверенно заявлять о своем решении, ребенок будет понимать, что истериками он просто ничего не добьется. Истерики в общественном месте рассчитаны не сколько на родителей, сколько на реакцию на ребенка у публики. Стоит быть очень осторожными, привлекая к данному факту окружающих людей, лучше совсем обойтись без помощи посторонних. Просто пережидая вспышку. И тогда кричать и истерить, когда никто не обращает на это внимания, станет совсем неинтересно.
Если все уже позади…
Когда вся истерика уже позади и бушующие страсти уже улеглись, нельзя отказывать ребенку в утешении и ласке, нужно взять его на руки, успокоить и приласкать. Лучше спокойно и внятно поговорить о том, что расстроило ребенка, и почему он так себя повел. Нужно сказать малышу, что вы очень его любите и вам очень приятно с ним общаться, когда ребенок вполне спокоен и рассудителен. Постарайтесь помочь ребенку в выражении его эмоций словами, тогда ему проще будет справиться со своими эмоциями и поведением. Не стоит наказывать ребенка за истерику или обижаться на него.
Источник