Меню

Здоровье технологии воспитатель гпд

Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня»
материал по теме

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра — аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,

Скачать:

Вложение Размер
doklad_zdorvesberegayushchie_tehnol_v_gpd.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФКОУ СОШ имени Н.А.Радищева

в группе продленного дня.

Выполнила: воспитатель ГПД

  1. Здоровьесберегающие технологии в ГПД.

(приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД)

  1. Игра — аспект здоровьясбережения.
  1. Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создаёт объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.

В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.28)» подчёркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно — правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно – ценном образовании. Здоровье является фактором личностно – ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы:

  1. воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
  2. организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
  3. использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и воспитатель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.

Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.

Цель здоровьесбережения : Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

1. Профилактика вредных привычек.

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

1. Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД).

В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.

По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы, 73% не устраивают перерыв между приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.

По данным медицинского обследования обучающихся нашей школы выявлены следующие заболевания: нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), простудные заболевания частые, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти показатели заставляют задуматься.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

  1. внедрены в учебный процесс Здоровьесберегающие технологии;
  2. с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся
  3. создана медико-психологическая служба;
  4. созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;
  5. работает спортивный зал.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:

  1. здоровье и здоровый образ жизни;
  2. соблюдение режима дня;
  3. соблюдение правил личной гигиены;
  4. санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
  5. полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
  6. различные формы физического воспитания:
  1. изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
  2. обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья , всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.

Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.

После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки . Во время самоподготовки проводятся физминутки, разрешается детям передвигаться по классу, если им требуется помощь. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. А также дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия чередуются по дням недели:

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.

Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком.

Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

  1. активного участия в этом процессе самих учащихся;
  2. создание здоровьесберегающей среды;
  3. высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  4. планомерной работы с родителями;
  5. тесного взаимодействия социально-культурной сферой горда.

2. Игра – аспект здоровьесбережения.

Младший школьник большую часть своего времени, проводит в игре. Особенно это заметно во время пребывания его в ГПД.

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве.

В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека – собирание своего «Я». Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.

Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».

3.Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД .

Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:

— интенсификацию учебного процесса;

— несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

— отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,

— недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.

В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении. ГПД иногда превращается в форму организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий. «Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время активно поддерживается учителями-воспитателями, считающими самоподготовку (выполнение домашних заданий по учебным предметам) главным режимным моментом. При этом остальные режимные моменты (посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы) сокращаются по времени проведения. Это ведет к удлинению монотонного учебного дня, что негативно влияет на здоровье детей.

В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость.

Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами .

Источник

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня.
статья

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ГПД. Цели, задачи, виды здоровьесбережения.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_gpd_avtosohranennyy.docx 16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Табунова Ирина Паулисовна, ГБОУ школа 428.

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ГПД.

В современном мире цифровых технологий, когда получить нужную информацию или пообщаться с человеком, находящимся в любой точке мира, можно не выходя из дома, мы понимаем, что дефицит движения может послужить причиной для серьезных проблем со здоровьем. Поэтому так важно в школе правильно организовать деятельность учащихся, чтобы сохранить здоровье. Физические упражнения важны для развития всех систем органов: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной. По статистическим данным «чемпионами» школьных болезней у учеников являются: нарушение зрения, нарушение осанки и нарушение работы органов пищеварительной системы.

Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – взрослых и детей.

Виды здоровьесберегающих технологий:

— медико-гигиенические (требования СанПинов, гигиена, чистота в классе),

— физкультурно-оздоровительные (спортивные занятия, проветривания, закаливания, питание, режим дня),

— экологические (озеленение прилегающих территорий, живой уголок),

— информационно-обучающие (просветительские беседы),

— обеспечение безопасности (инструктажи).

Цель здоровьесбережения – поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни.

— профилактика вредных привычек,

— создание условий для полноценного физического развития,

— просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

— формирование у детей гигиенических навыков.

— пропаганда здорового образа жизни,

Работа воспитателя ГПД требует особенной организации деятельности учащихся, так как первую половину дня дети сидят за партами. Во избежание перегрузки детского организма, ученикам обязательно нужна двигательная активность и своевременная смена видов деятельности. Вторая половина дня ребенка должна быть более динамичной, чем первая, сопровождаться играми, занятиями по интересам, общением со сверстниками. В этот период ребенок должен отдохнуть, морально и эмоционально зарядиться. Прогулка должна сопровождаться подвижными играми и длиться не менее часа. Можно применять прогулки-экскурсии, прогулки-турпоходы, где сочетаются двигательная и познавательная деятельность. При приготовлении уроков обязательны перерывы. Это могут быть динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены. Кроме этого в группе продленного дня рекомендуется проводить такие мероприятия:

— клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров», «Доктор Айболит», «Лесная аптека», «Школа здоровья»…

— спортивные часы: «Самый быстрый», «Сильные, ловкие, умелые»…

В некоторых школах практикуются ароматерапия (вдыхание эфирных масел), фиточай, что имеет благотворное влияние на здоровье детей. Двигательные разминки дают возможность пообщаться, снять напряжение, отвлечься, снять негативные эмоции. Важность прогулки на свежем воздухе неоспорима. По данным Российских ученых 51% детей вообще не бывают на улице после возвращения домой, 73% не устраивают перерывов между приготовлением уроков, приблизительно 40% школьников имеют избыточный вес. 60% учащихся имеют «предболезненные психические расстройства» — игроманию, быструю утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли. Причиной таких неутешительных данных является снижение у детей физических нагрузок, двигательной активности. Вспомним слова, когда-то сказанные ещё Аристотелем: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Школьники должны делать 23 – 30 тысяч шагов ежедневно, но современные дети не делают от этой нормы даже четверти. Также очень важно чередование деятельности.

Здоровье ученика в норме, если ученик:

— в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справляться с учебной нагрузкой,

— в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,

— в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен,

— в эмоциональном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, способен удивляться и восхищаться.

В заключение хочется привести одну замечательную формулу. Это формула индивидуального здоровья: правильное питание, режим дня, регулярные физические нагрузки, труд и отдых, личная гигиена и хорошее настроение.

Источник

Читайте также:  Овсяное молоко рецепт для здоровья
Adblock
detector