Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья
Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:
– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;
– развитие способностей педагогов контролировать физическоездоровье посредством психического;
– освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для укрепления физического здоровья .
Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя
Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Обучение учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
Гармонизация личности учителя
Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:
– психическое здоровье педагогов;
– физическое здоровье педагогов.
Пояснительная записка
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:
Отсутствие правильного режима дня.
Отсутствие достаточной физической активности.
Перегрузки речевого аппарата.
Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Профессиональное здоровье учителя
– способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).
Здоровый учитель – здоровая нация!
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества
МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.
На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.
Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.
Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.
Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.
Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.
Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”
Программа “Здоровье педагога”
Этап
Содержание работы
сроки
исполнитель
Ожидаемый результат
Критерии оценки результата
Диагностика здоровья учителей
1. Организация ежегодных медосмотров учителей
сентябрь
Директор школы
Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение.
Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания.
2. Анализ состояния здоровья педагогов
июнь
Психолог
Предоставление санаторно-курортного лечения
Снижение уровня заболеваемости среди учителей
3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации.
октябрь
Заместитель директора школы по УВР
Методическая помощь
Физкультурно-оздоровительная работа
1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников
Раз в четверть
Психолог
Повышение положительного эмоционального климата в коллективе
2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня
постоянно
Учитель
Снижение утомляемости
Выполнение учебных программ
3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией.
Май, февраль
Директор школы
Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей
Повышение физкультурной активности
Управление процессом оздоровления в педагогической среде
1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни
Сентябрь (педсовет) 1-ый год
Директор школы
Повышение валеологической культуры
Системность в работе
2. Создание школьного совета по здоровью
Октябрь, 1-ый год
Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога”
3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе
Ноябрь (педсовет) 2-ой год
Директор школы
4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса
5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний
Сентябрь, май
Заместитель директора школы по УВР
3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования
4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”
5. Соблюдение требований СанПИНа
Октябрь
постоянно
Директор школы
Совет школы по здоровью
Повышение уровня профессионализма
Заинтересованность в укреплении здоровья
Создание благоприятных условий труда
Снижение утомляемости
Консультационная, просветительская работа
1. Родительские собрания
Раз в четверть
Классные руководители
Получение реальной картины по данному вопросу
2. Встречи за круглым столом с обсуждением тем по здоровьесбережению
Раз в полугодие
Психолог
Повышение потребности в укреплении здоровья
3. Прохождение курсов
По плану прохождения курсов
Заместитель директора по УВР
Повышение знаний по данному вопросу
Применение знаний в практической деятельности
4. Встреча с медицинскими работниками “Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний”
“Профилактика простудных заболеваний”
“Закаливание”
Раз в полугодие
Директор школы, профорг
Повышение знаний по здоровьесбережению
Уменьшение заболеваемости.
Выполнение и соблюдение рекомендаций
Контроль за выполнением программы “Здоровье педагога”
1. Контроль за соблюдением техники безопасности и созданием надлежащих гигиенических условий труда
постоянно
Директор школы, психолог
Снижение утомляемости
Отсутствие травматизма
2. Корректировка программы “Здоровье педагога”
ежегодно
Совет школы по здоровью
Участие всех педагогов в программе
В результате реализации данной программы педагоги школы :
– будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;
– смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
– в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;
– освоят психические средства восстановления организма
По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
– анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;
– анализ результатов медицинских осмотров;
– итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;
– анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.
Источник
Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов. методическая разработка по зож на тему
В работе, раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение
Размер
zdorovesberezhenie_semikina.doc
107.5 КБ
Предварительный просмотр:
здоровьесберегающих технологий в образовании
Номинация «Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников) и педагогов.
Выполнила: Семикина И.М.
В работе, представленной на конкурс, раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях. Учитель, обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного учащегося. Подробно представлено описание создания оптимальных условий для обеспечения сохранения здоровья школьников. Рассмотрены принципы здоровьесбережения, которые основываются на государственных образовательных стандартах и предпологают создание программно-методического и материально-технического обеспечения для организации образовательного процесса и позволяют решить школе проблемы, связанные со здоровьем учащихся. Представлены рекомендации для сохранения психического здоровья, а также профилактика переутомления. Разработанные методические рекомендации позволят педагогам обеспечить здоровьесбережение учащихся на занятиях и во внеурочное время и повысят уровень обучаемости. Современные здоровьесберегающие технологии направлены на профилактику заболеваемости, укрепление физического и психического здоровья, что является следствием повышения результативности воспитательно-образовательного процесса.
Разработаны также рекомендации по здоровьесбережению педагогов. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам педагогической деятельности. Для реализации профилактики педагогического выгорания разработаны рекомендации для учителя — как сохранить здоровье.
Обучать без вреда для здоровья — это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в образовательных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.
Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя.
Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося.
Факторы влияющие на здоровье школьника: учебная нагрузка , средства и методы обучения и воспитания , качество дидактических материалов , педагогические методики , организация физического воспитания , качество оборудования , организация двигательной активности , оздоровительные мероприяти, мотивация учащихся , взаимоотношения ученик-учитель , взаимоотношения ученик-класс , взаимоотношения учитель -родители.
Оптимальность качества педагогических, физиолого- гигиеиических, социально-психологических условий в учебном процессе способны не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса: обученности, воспитанности, социальной активности.
В школе необходимо создание единого здоровьесберегающего пространства, что предполагает:
приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
организация рационального питания (организация диетпитания);
наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышения эффективности учебного труда в школах должна вестись деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной (учебный план, расписание, урок на основе здоровьесбережения)и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;
введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;
введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.
1.Принцип не нанесения вреда
2.Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
(то есть все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного)
3.Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и социального здоровья)
4.Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)
5.Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход
6.Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
7.Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.-
8.Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.
Соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в школе решить следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
-снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления, на уровне предмета;
-организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии, использование режима двигательной активности на учебных занятиях;
-организация правильного питания и питьевого режима школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
-предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозов и т.п.);
-охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, воспитание коммуникативной культуры, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.)
-формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий
-организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Методические рекомендации к уроку в условиях здоровьесбережения.
Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения .
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками.
Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 — 80%.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Темп окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Физкультминутки могут включать в себя не только физические упражнения, но и игры, «этюды для души» — аутотренинга.
Виды физкультминуток : упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения, корректирующие осанку,дыхательная гимнастика.
Ожидаемые конечные результаты: Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Повышение приоритета здорового образа жизни. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Важным направление в работе современного ОУ является здоровьесбережение учителя. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность приобретает проблема эмоционального выгорания, поскольку ориентация деятельности учителей на личность воспитанника требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Рабочий день учителя не ограничивается проведением уроков, внеклассного мероприятия. Вернувшись домой, педагоги продолжают свой рабочий день в процессе подготовки к урокам на следующий день.
Выйдя за порог школы, оставить там, за дверью, все профессиональные мысли и заботы.
Рекомендации учителю как сохранить здоровье.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила.
Правило первое : Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня,
Правило второе : Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
Правило третье : Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.
Правило четвёртое : В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.
Правило пятое: Помнит восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».
Правило шестое : Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Программа: Простые утверждения снимают беспокойство. Повторения коротких, простых утверждений позволяют справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров.
Сейчас я чувствую себя лучше
Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться
Я могу управлять своими внутренними ощущениями
Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякое беспокойство
Чтобы ни случилось, постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса
Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке и т.п.
Применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательнообразовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ОУ и родителей.
Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М.,2003.
Мансуров С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
— это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
— строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения»
— это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог — учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
— это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
— это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
— это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
— естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
— это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
— потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
— это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
— это комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.