Меню

Здоровье состояние организма какая потребность

Валеология

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

В сегодняшнем обществе можно насчитать большое количество болезней, напрямую обусловленных несоответствием реально существующих потребностей личности ее антропогенным потребностям. Под антропогенными потребностями понимаются потребности, проистекающие из человеческой природы, сущности человека как биосоциального феномена. К антропогенным потребностям не могут быть отнесены потребности в табаке, алкоголе, наркотиках. Противоречие между потребностями, выдвигаемыми человеком в процессе жизни, и тем, что ему необходимо и достаточно для жизни и развития, зачастую приводит к таким болезням, как инфаркт, инсульт, гипертензия, рак, болезни легких, СПИД и другие, которые, по данным ВОЗ, являются причиной 70—80 % случаев смерти в развитых странах. В отличие от инфекционных заболеваний, где вирус, бактерия или паразит передают лишь одно заболевание, одна «экзальтированная» потребность чревата опасными последствиями для здоровья в целом.

Основополагающей антропогенной потребностью является потребность в жизни.

В системе потребностей человека можно выделить три основные группы антропогенных потребностей:

• витальные (потребности «существования»);

• эмоциональные (потребности «удовольствия»);

• рациональные (потребности «совершенствования»).

Целью удовлетворения витальных потребностей является производство и поддержание самой жизни человека. Они составляют первую ступень человеческого биосоциогенеза — «от небытия к бытию». Над подсистемой витальных в «пирамиде потребностей» располагается группа эмоциональных потребностей, которые в своей реализации доставляют приятность человеческому существованию и образуют следующую ступень пирамиды — «от бытия к удовольствию».

Витальные потребности представляют собой особое состояние организма человека, обусловленное нарушением внутреннего метаболического равновесия — гомеостаза при изменении констант внутренней среды, а также нарушением биологического уравновешивания с внешним миром, восстанавливаемое в процессе человеческой жизнедеятельности.

К витальным потребностям на биологическом уровне можно причислить потребности человека в пище, воде, воздухе, свете, температурно-климатичес-ком режиме, половом партнере, самосохранении и другие.

Здоровье и психовалеология как ценность человеческой жизни

уровне они проявляются как потребности в жилище, одежде, семье. Сюда же относятся экологические и санитарно-гигиенические потребности. В иерархии потребностей группа витальных потребностей является более предпочтительной по сравнению с другими группами. У человека, нуждающегося в пище, свете, тепле, чувство голода и другие соответствующие чувства доминируют над другими потребностями, отодвигая их на задний план. Сдвиг констант ведет к снижению концентрации жизненно важных веществ в организме (глюкозы, солей, половых гормонов) и субъективно ощущается организмом как отсутствие какой-то недостающей составляющей организма, на которую направляется поиск. В этом поиске витальная потребность будет оказывать мобилизующее влияние на интеллект, память, восприятие, привычки, которые, в конечном счете, будут превращены в орудие для удовлетворения данной потребности. Многие другие антропогенные потребности будут отброшены человеком как совершенно бесполезные и несущественные. И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет удовлетворена витальная потребность. Конечно, такое положение будет справедливо лишь в условиях экстремальной физиологической депривации.

Если взять к рассмотрению лишь одну витальную потребность в пище, можно обнаружить немало связей удовлетворения данной потребности со здоровьем человека. Нарушения в удовлетворении антропогенной потребности в пище может стать причиной инфаркта, инсульта, гипертензии, а также рака пищевода, желудка и молочной железы. Невозможность удовлетворить потребность может быть связана как с самим человеком — субъектом потребности, так и с объектом потребности — предметом или веществом, на которые направлен поиск человека, удовлетворяющего свою потребность. При этом важно не только подобрать соответствующий объект, но и учесть его состояние, доступность, полезность, что выделяет со стороны объекта потребности следующие компоненты: вещественно-объектный, энергетический, средовой и информационный.

Возьмем другую важнейшую витальную потребность — потребность человека в активности. Невозможность удовлетворить потребности организма в физической активности, малоподвижный образ жизни и труда может вести к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, остеопорозу. В результате крупномасштабных исследований установлено, что рак толстой кишки и молочной железы (у женщин) встречается реже среди физически активных людей по сравнению с теми, у кого снижена двигательная активность. Потребность в физической активности, как показывает практика, вытесняет во многих случаях потребность в курении, а значит, и связанные с ним болезни — бронхит, эмфизему, рак легких. Имеются данные, свидетельствующие о том, что риск за-

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

болевания остеопорозом меньше у людей, постоянно занимающихся физическими упражнениями, и что последние способствуют улучшению здоровья некоторых наркоманов и психически больных. С занятием физическими упражнениями изменяются функции сердца, выталкивающего в сосуды большое количество крови, что ведет к снижению частоты сердечных сокращений в состоянии покоя. С другой стороны, снижается опасность возникновения сужения коронарной артерии («сердечный приступ»). Липопротеины — мельчайшие частички, разносящие жир и холестерин по всему телу, меняются таким образом, что повышается количество холестерина в липопротеинах высокой плотности по сравнению с таковым липопротеинов низкой плотности, предрасполагающих к атеросклерозу или ишемической болезни сердца. Уменьшается общий уровень жиров, что снижает риск сердечных заболеваний и повышает до 10 % объем плазмы.

Ведя речь об антропогенных потребностях, мы оставляем за рамками проблемы те потребности, которые испытывают и удовлетворяют ежедневно миллионы граждан, но которые не являются антропогенными, а значит, противоречат человеческой природе, наносят человеку вред. Только от курения в мире ежегодно умирает от 2,5 до 3 млн человек или 1 человек каждые 10 секунд.

Сердечно-сосудистые заболевания ежегодно уносят до 12 млн жизней в мире, и их жертвами, как свидетельствует практика, зачастую становятся люди в трудоспособном возрасте. ВОЗ считает, что оптимизация потребностей человека и приведение его поведения в соответствие с человеческой природой позволит сократить смертность от этих болезней вдвое. В США затраты на лечение сердечно-сосудистых заболеваний еще в 1988 году составляли 88 млн долларов. Наше государство и сегодня не в состоянии дать медицине такие суммы.

Эмоциональные потребности представляют собой определенное состояние психики, вызванное неудовлетворенным чувственным отно пением к предметам и явлениям окружающего мира. В реальной жизни эмоции являются биологически целесообразными для существования человека, с точки зрения приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Основу эмоциональных потребностей составляют эмоциональные состояния человека, проявляющиеся как переживания и чувства.

В настоящее, далеко не простое для нашего общества время, в условиях острых политических, экономических, идеологических и национальных противоречий неимоверно возрастает психотравматизирующее влияние внешней среды. Прежде всего это социальная напряженность, стрессогенные ситуации, социальное расслоение, реальность безработицы.

Читайте также:  Актинидия польза для здоровья

Здоровье и психовалеология как ценность человеческой жизни

Изучение психогенных неврозов и предваряющих их конфликтов с неизбежностью позволяют сделать вывод, что душевное здоровье (как и соматическое) существенно обусловлено системой потребностей человека. До конца понять проблему здоровья человека, игнорируя связь его с потребностями, невозможно. Ибо пока человек жив, он является носителем потребностей.

Эмоциональные потребности связывают потребности витальные, то есть физиологические изменения внутренних органов, включая изменения химического состава крови, частоты дыхания и пульса, тонуса артерий и артериального давления, деятельность потовых желез, пищеварительного аппарата (это не набор разрозненных признаков, а увязанные между собой реакции организма), и деятельность, выраженную в определенных поведенческих реакциях.

Рациональные потребности контролируются и сохраняются усилием воли. Они направляются на достижение сознательно поставленной (либо человеком, либо обществом) цели. К рациональным потребностям можно отнести трудовые, эстетические, познавательные, интеллектуальные, правовые, орга-низаторско-управленческие потребности, потребности в самосовершенствовании, самоактуализации и другие.

На первый взгляд, данная группа потребностей не оказывает существенного влияния на здоровье человека. Но это лишь первая и поверхностная оценка. Можно привести множество примеров, когда укрепление здоровья становится волевой потребностью человека. Это и ежедневные утренние физические занятия, и закаливание, и различные диеты.

Потребность человека в здоровье на рациональном уровне проявляется и через такую характеристику, как самооценка здоровья. На важность этого фактора указывали Е. Палмор и С. Лукарт. Палмор, изучавший в течение 25 лет изменения потребностей людей с возрастом, пришел к выводу, что субъективное понятие о здоровье играет в долголетии большую роль, чем объективные показатели.

Представление людей о своем здоровье, подчас, важнее самого здоровья. Социологические данные позволяют говорить, что самооценка здоровья у большинства людей ассоциируется с удовлетворенностью жизнью, с удовлетворением каждым человеком своих антропогенных потребностей. Многие ученые считают самой важной потребностью человека — потребность в самоактуализации (термин ввел в науку К. Гольдштейн в 1939 году). Он относится к стремлению людей самосовершенствоваться, выражать свое «Я». А. Маслоу ставит эту потребность в вершину своей «пирамиды потребностей». Эта потребность охватывает многочисленные слои населения: от спортивных арен и залов, где идет спор, кто же «быстрее, выше, сильнее», до научных конференц-залов, где дискуссия ученых мужей призвана установить, кто же «точнее, разумнее, опытнее, мудрее».

Система потребностей определяет деятельность человека, его поведение и образ жизни. В зависимости от системы собственных потребностей человек распределяет время между различными видами деятельности (рабо-

Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека

той. культурными мероприятиями, общественной деятельностью, семейными делами). Он сам волен »выбирать» свой собственный стиль жизни. Помочь человеку понять собственные потребности организма, психики, избавиться от потребностей, наносящих вред — одна из благородных и насущных задач врача.

Основатель философской антропологии Л. Фейербах, и он не единственный в своем подходе, полагал: «Истинный философ — это врач, но такой, который не позволяет своим пациентам догадаться, что он их врач, он обслуживает их в соответствии с их природой, то есть лечит их исходя из них самих и через них самих». Синтез медицинских и философских знаний, несомненно, сделает личность валеолога более симпатичной и обаятельной, позволит ставить диагноз и определять стратегию лечения исходя не только из особенностей организма, но и из своеобразия образа жизни и потребностей пациента.

Источник

Всемирный день здоровья: Факторы, влияющие на здоровье человека

Чтобы укреплять и сохранять здоровье, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы — 15-20%;

состояние окружающей среды — 20-25%;

медицинское обеспечение — 10-15%;

условия и образ жизни людей — 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Остановимся подробнее на наиболее значимых и актуальных на данном этапе факторах:

Состояние окружающей среды

Биологические особенности организма — это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» — в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека. Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

  • через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
  • через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
  • через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма. Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы — растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам. Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п. Вместе с тем человек является частью особой социальной среды — общества. Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Читайте также:  Здоровье как у тайцах

Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.

Условия и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни — есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:

  1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
  2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
  3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
  4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Под рациональным питанием понимают правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания.

Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:

  1. обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей, и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;
  2. удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах;
  3. соблюдение режима питания.

Питание должно удовлетворять потребность организма во всех необходимых пищевых компонентах: белках, жирах, углеводах, витаминах, воде, минеральных веществах, клетчатке и т. д. При планировании и выборе рациона питания следует отдавать предпочтение продуктам, выращенным в своем регионе. Предпосылкой такой рекомендации является то, что растения обычно вырабатывают те вещества, которые помогают им противодействовать неблагоприятным местным условиям, — естественно, что потребляющий эти продукты человек, сам являющийся биочастицей данного региона, повышает свои адаптационные возможности.

В основе построения рационального режима питания должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов следует предусмотреть при организации своего питания следующие обстоятельства:

  • время и частота приема пищи должны согласовываться с режимом работы (учебы);
  • при малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10-15-минутные физические упражнения (гимнастические упражнения, ходьба, танцы и т. п.);
  • при высокой двигательной активности в рационе должна быть предусмотрена соответствующая углеводная и белковая компенсация;
  • пищевой рацион для растущего организма должен отличаться положительным балансом прихода против расхода, что обеспечивает преобладающий анаболизм;
  • основным показателем сбалансированного питания должен быть высокий уровень здоровья, а у взрослого человека — еще и неизменная масса тела;
  • пищу следует «заслужить», то есть питание должно не создавать запасы необходимых веществ для последующей жизнедеятельности, а быть результатом этой жизнедеятельности;
  • напряженной работе должна предшествовать легкая пища, следовать за такой работой — плотная еда.
Читайте также:  Оценка риска здоровью населения является

Не вызывает сомнения, что питание человека является одним из важнейших факторов его жизнедеятельности. Правильная организация питания позволяет поддерживать и укреплять здоровье, а нарушение, как это, к сожалению, чаще всего и бывает в современном мире, ведет к возникновению многих функциональных нарушений и заболеваний.

Культура движения. Мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем и их сонастраивания на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольшим напряжением функций. Снижение двигательной активности ведет к компенсаторной перестройке всех видов обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного. Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции — движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс. Гиподинамия, кроме того, вызывает заметные изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции.

Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Это вызвало нарушение сложившегося в эволюции соотношения между сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным, исполнительным звеном психических процессов, поскольку между ними существует прямая зависимость. Оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние по механизму активного отдыха, либо отдаленное спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта от многократного в течение определенного (недель, месяцев) времени влияния. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека как в профессиональной, так и в бытовой, досуговой и других сторонах его жизни.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.

В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия. Целью рациональной организации жизнедеятельности, является наиболее эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья в режиме конкретных условий жизни для максимально полной реализации возможностей человека в личной и общественной сферах деятельности. Построение рациональной системы жизнедеятельности представляет собой длительный и трудоемкий процесс, так как предполагает учет широкого круга факторов, условий, в которых протекает жизнь данного человека. Укажем на некоторые из таких условий и стоящие в связи с этим перед рациональной организацией жизнедеятельности задачи.

Задачами рациональной организации жизнедеятельности в отношении профессионального статуса человека должны быть, во-первых, обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, а во-вторых — минимизация неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье человека.

При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как оптимальный двигательный режим, психофизиологическая регуляция, рациональное питание, тренировка иммунитета, закаливание, отказ от вредных привычек, психосексуальная и половая культуры и валеологическое саморазвитие. Исходя из этого, при создании рациональной организации жизнедеятельности, необходимо включать в нее все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека. формирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип деятельности человека. Неправильный распорядок дня или частая его ломка вызывают нарушения здоровья, проявляющиеся в утомлении, нарушении сна, повышенной раздражительности, различных заболеваниях.

В задачу построения рационального режима дня входит правильная организация режима сна, питания, смены видов деятельности, чередования труда и отдыха.

Рациональный режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности. При этом все элементы режима проводятся последовательно в одно и то же время, что способствует выработке стереотипов поведения, повышающих приспособляемость к окружающей среде.

Следует отметить, что не существует одинаковой для всех схемы распорядка дня, режима жизни, необходим индивидуальный подход с учетом всех факторов, изложенных выше.

Источник

Adblock
detector