Тема 5. Здоровье и долголетие
1. Здоровье и его составляющие, аспекты и факторы.
Сейчас много говорят о том, что современный человек становится всё более изнеженным и хилым. Внешне он выглядит хорошо, но к сорока годам шумно дышит и с трудом переводит дух, поднимаясь на четвёртый этаж, хватается за поясницу при низких наклонах, чаще появляются головная боль и сердцебиение. Разве это не парадоксально? Здоровый человек жалуется на здоровье? Так в чём же оно состоит, и как узнать, сколько его ещё осталось?
Если Вы ещё не задумывались над своим здоровьем, то Вы приятное исключение. Почему современный человек расплачивается за услуги цивилизации, не парадоксально ли это? Одни учёные призывают: «Назад к природе!». По их мнению, надо вернуться к питанию натуральными продуктами, с детства закалять человека, учить плавить раньше, чем ходить и т.п. Другие учёные надеются на успехи медицины и внутренний голос человека, указывающий, заниматься ли ему закаливанием и тренировками. Правы и те, и другие. Нужно разумно использовать достижения цивилизации и в то же время прислушиваться к своему организму, не очень надеясь на то, что медики найдут «эликсир долголетия». Действительно, увеличение средней продолжительности жизни, столь бурное в первой трети XX века в экономически развитых странах, постепенно замедлилось, а сейчас практически приостановилось. Исключение составляют японцы.
Итак, что такое здоровье? Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Большинство учёных считают, что физическое, умственное, эмоциональное здоровье — это состояние организма, позволяющее человеку в полной мере выполнить биологические и социальные функции и в то же время иметь максимальную уравновешенность с природой и социальной средой.
Кроме того, необходимо различать понятия «объективное здоровье» и «субъективное здоровье». «Объективное здоровье» — когда мы чувствуем часто себя хорошо, но при медицинских обследованиях объективно находятся те или иные нарушения в организме. «Субъективное здоровье» — когда при плохом самочувствии никакие объективные нарушения не выявляются.
В последние годы при оценке резервов организма стали разделять понятия «статическое здоровье» и «динамическое здоровье». «Статическое здоровье» — это определённое состояние организма в период относительного мышечного покоя при отсутствии пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. «Динамическое здоровье» — такое состояние организма, которое определяется путём исследования его функций до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. Таким образом, по «динамическому здоровью» можно судить о резервах функционирования основных органов и систем человеческого организма. —
В.А. Иванченко предлагает следующую формулу определения «динамического здоровья». Оно прямо пропорционально величине резервов организма, степени согласования его биоритмов с ритмами природы и общества и обратно пропорционально деятельности, а также силе действия неблагоприятных факторов окружающей среды. Схематически это выглядит так:
резервы и ритм жизни
Динамическое здоровье =
Существуют понятия индивидуального и общественного здоровья.
Проблема диагностики уровня здоровья включает: 1) оценку состояния различных органов и систем в покое и деятельности: костно-мышечной, нервно-психической, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и т.д.; 2) оценку их резервных возможностей в условиях суб- и экстремальных нагрузок.
Каковы функции здоровья? Прежде всего, здоровье поддерживает определённый уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека, а каждый конкретный период жизни и создаёт запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека в том или ином состоянии.
При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспекты (работоспособность, социальная активность), личностным же ощущениям не уделяется должного внимания. При хорошем состоянии здоровья человек чувствует себя комфортно, он не «чувствует» своих внутренних органов и других частей тела. Это достигается при определённой гармоничности функционирования организма в рамках конкретной структуры.
Р.И. Айзманом выделены пять качеств, которые связаны между собой и могут быть выражены количественно:
уровень и гармоничность физического развития;
резервные возможности основных физиологических систем;
уровень иммунной защиты организма;
наличие /отсутствие хронического заболевания, дефекта развития;
уровень морально-волевых и целостно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.
В зависимости от количественного выражения (степени развития, проявления), каждый из названных признаков может негативно или позитивно влиять на здоровье. Например, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закалённости и в результате — частые простудные заболевания.
Р.И. Айзман отмечает, что очень важным показателем здоровья является также нервно-психическое состояние человека.
Выделены две основные группы факторов, влияющих на представленные элементы здоровья: 1) «факторы риска» — ухудшающие здоровье; 2) «факторы здоровья» — укрепляющие здоровье. В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы, формирующие здоровье:
1 группа — факторы образа жизни 50% (укрепляющие здоровье — отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физическая активность, здоровый психологический климат в семье и на работе, внимательное отношение к своему здоровью; факторы риска — курение, алкоголь, наркомания, злоупотребление лекарствами, несбалансированное питание, гиподинамия, стрессовые ситуации, недостаточная медицинская активность);
2 группа — факторы внешней среды 20% (отсутствие вредных факторов производства, хорошие бытовые условия, оседлый образ жизни, благоприятные климатические и природные условия, экологически чистая среда обитания; факторы риска — вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, миграционные условия, загрязнение окружающей среды);
3 группа — биологические факторы 20% (здоровая наследственность, отсутствие половозрастных особенностей; факторы риска — наследственная предрасположенность к заболеваниям, возрастно-половые особенности, влияющие на возникновение заболеваний);
4 группа — факторы медицинского обследования 10% (высокий уровень медицинской помощи; фактор риска — некачественное медицинское обслуживание).
Диагностика здоровья индивидуума включает определение антропометрических показателей, позволяющих оценить уровень и гармоничность физического развития, состояние функциональных систем организма в покое и под влиянием нагрузочных проб, характеризующие норму и резервные возможности (т.е. резерв адаптации); состояние психо-эмоциональной и волевой сферы, оценку иммунитета, наличие или отсутствие признаков заболевания. Очень важно выявить степень проявления «факторов риска», влияющих на здоровье и генетическую предрасположенность к развитию того или иного заболевания. Такая количественная характеристика здоровья неразрывно связана с понятием нормы. Например, нормальным считается кровяное давление 110-130/70-80 мм рт.ст.; частота сердечных сокращений — 60-80 ударов в минуту и т.д..
В последние годы всё более широкое понимание находит индивидуальная норма (учитывается возраст, пол, биологический тип, экологический фактор, климатогеографические зоны проживания).
Общественное здоровье оценивается по следующим основным демографическим показателям: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость.
Показатель рождаемости за 1992/93 гг. снизился на четверть и составил 9,2 родившихся на 1000 жителей, одновременно показатель смертности за это же время увеличился на 28% и составил 14,6 умерших на 1000 жителей, смертность мужчин примерно в 2 раза превышает смертность женщин, снижается средняя продолжительность жизни (мужчин 58 лет, женщин — 72 года в 1994 году). К окончанию школы процент здоровых детей составляет не более 10%, особенно распространены болезни органов дыхания (до 42%), пищеварения (до 21%), нервно-психические расстройства (до 16%), травмы (до 10%).
Выделяют четыре группы причин, обусловливающих низкий уровень здоровья населения России:
нездоровый образ жизни;
психо-эмоциональное напряжение и стресс;
санитарно-гигиенические нормы на рабочих местах и в быту.
В последние годы широкое звучание получила новая наука -валеология. Это наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления.
Резервами организма стала заниматься новая наука ювенология (лат. juvenis — молодой). В отличие от геронтологии она изучает не старение, а особенности молодого и зрелого организма, его резервы, чтобы найти пути к их упрочению, продлению молодости, творческого здорового долголетия.
Не случайно академик Н.М. Амосов предложил исследовать количество здоровья по сумме резервов основных функциональных систем человека: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.. Ещё он предлагает переориентировать современную медицину, которая нацелена в основном на болезни. Гораздо важнее изучать здорового человека, чтобы дать ему практические рекомендации по такому образу жизни, который укрепил бы резервы организма, способствовал долголетию.
Что представляют собой эти резервы? Их определяют как выработанную в процессе эволюции и индивидуального развития способность органа, системы и организма в целом многократно усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием покоя. Это скрытые возможности человека, обеспечивающие его максимальное приспособление к окружающей среде. Чтобы выявить резервы органа, необходимо дать ему стандартную нагрузку и посмотреть, насколько возрастёт его работа.
Если определять изменения биохимических показателей в крови и тканях — это биохимические резервы. При исследовании функций органов и систем оцениваются физиологические резервы. В процессе труда взвешиваются резервы трудовой деятельности. Исследование психических функций человека даёт представление о резервах его психики.
Под интеллектуальными аспектами здоровья понимается то, как человек усваивает информацию, использует её для развития и адаптации в окружающем мире.
Социальный аспект здоровья отражает способ общения и отношений с разными группами людей (коллегами, родителями, сверстниками, соседями, детьми и т.п.), т.е. с обществом.
Личностный аспект здоровья означает то, как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное «Я», т.е. самоощущение и чувство самореализации. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что человек ценит, и чего он хочет добиться для себя и общества. Некоторые находят способ самореализации в своей работе или карьере, другие — в семье, третьи — в деятельности на благо других и т.д. Гармоничное сочетание разных способов является основой личностного здоровья.
Духовный аспект здоровья отражает суть человеческого бытия, те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают целостность личности, её развитие, её жизнь в обществе.
С возрастом, в процессе индивидуального развития, изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье: если в детском возрасте ведущим является физическое, психо-эмоциональное и интеллектуальное, то в зрелом возрасте духовное, социальное и личностное здоровье становится стержнем, определяющим другие её составляющие.
Источник
Значение здоровья и подходы к его определению
«Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» — гласит народная мудрость. Пожалуй, особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека известный русский врач и писатель В. Вересаев:
С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно! (Записки врача. — М., 1936. — С. 31).
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. И жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие, как заметил А. Шопенгауэр. Напротив, говорит философ, всем другим следует поступиться ради здоровья.
В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды.
Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья,-можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:
- В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье — идеал.
- Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.
- Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные ) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено. Вопросом самостоятельной научной значимости стала возможная классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа П. И. Калью. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира.
Приведенный перечень далеко не полный, но даже он, пишет автор, уже поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия. Несомненное теоретическое и практическое значение имеет выделение наиболее типичных, чаще всего встречающихся признаков — сущностных элементов определения здоровья. Опираясь на выводы, сделанные Калью, посмотрим, какие же в этом плане доминируют подходы.
- Нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству. При данном подходе нормальное функционирование организма в целом — один из основных элементов понятия «здоровье». Дл я всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических ) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование , можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть обязательно болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна . То, что для одного является нормой, для другого уже болезнь. Поэтому вводится понятие «предболезнь» — состояние, переходное от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» имеет уже какие-то патологические признаки, но, тем не менее, еще не нарушает здоровья, а только несет в себе объективные предпосылки для этого. Сами же представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины, биологии. Индивидуальная норма не может быть постоянной, жестко фиксированной в течение длительного времени. На разных этапах онтогенеза ее значение не является неизменным и должно уточняться соответственно возрасту.
- Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Надо заметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела. А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.
- Способность кполноценному выполнениюосновныхсоциальныхфункций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.
- Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и сохранение живого начала в организме.
Это тоже очень распространенный признак в дефинициях здоровья. В данном случае делается акцент на адаптацию как одно из самых главных и универсальных качеств биосистем, их ведущий признак здоровья.
- Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, т.е. оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения.
Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.
- Полное физическое , духовное , умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 г. В нем говорится, что здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критике, в том числе за ее слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.
Завершая анализ сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, П. И. Калью говорит, что все их многообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья.
Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.
Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ .
П. И. Калью обращает внимание на одно принципиальное обстоятельство. Он пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Автор отмечает, что здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс. Поэтому уместно сделать следующие пояснения, связанные с психологией.
Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще И. М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе. Категория состояния, как известно, была введена в психологию Н. Д. Левитовым (О психических состояниях человека. — М. 1964). Ей, по мысли автора, предназначена роль «заполнения разрыва» между психическими процессами и свойствами личности. Автор понимает под состоянием целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, в которой отражается все своеобразие протекания психических процессов. Вне психических процессов, правильно подчеркивает Левитов, нет и не может быть никаких психических состояний. В отличие от психических процессов состояния характеризуются большей целостностью и устойчивостью.
Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В. П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни (Очерки теории и практики экологии человека. — М., 1983).
Источник