Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Воспитание здорового образа жизни
- Здоровье в структуре ценностей современного человека
Здоровье в структуре ценностей современного человека
Здоровье в структуре ценностей современного человека
Чеплевская Людмила Александровна,
директор;
Воронин Александр Иванович,
руководитель ОЭР ГБОУ
школы 438 Приморского района Санкт-Петербурга
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности, указывают на направленность ее поведения.
Ценностные ориентации можно определить как выбор человеком определенных материальных и духовных ценностей как объектов, определяющих ее целенаправленную жизнедеятельность, весь образ жизни, в т.ч. профессиональной.
Именно она позволяет судить о степени воплощения социально необходимых норм, регламентаций, образцов поведения в индивидуальном сознании.
Российское образование вступило в новый этап развития, вызванный сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к формированию ценностных ориентаций. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к модернизации, которая предполагает решение ряда задач — нормативно — правовых, экономических и содержательных. В психолого-педагогическом плане — это задача ориентации образования на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Успешная работа в этом направлении во многом зависит от наиболее значимых профессиональных и общеличностных ценностей учителя.
Ценностные ориентации учителя значимо опосредуют его деятельность, поскольку она осуществляется в рамках социальных систем (типа «человек — человек»). Отмеченное обстоятельство обусловливает необходимость исследования этих аспектов в связи с личностью учителя, обстоятельствами его жизни и особенностями его деятельности.
В нашем исследовании рассматриваются общеличностные ценности учителяв рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения индивида (Ядов В.А.). Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность.
Исследование проводилось с использованием наиболее распространенной в настоящее время методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает
— Терминальные ценности (ценности-цели, к которым следует стремиться); к ним относится здоровье (физическое и психическое); интересная работа, материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); счастливая семейная жизнь и др.;
— Инструментальные ценности (ценности-средства, образ действий, который является предпочтительным); к ним относится аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);исполнительность (дисциплинированность);образованность (широта знаний, высокая общая культура) и др.
В результате исследования, в котором приняли участие 43 учителя средней общеобразовательной школы, получены следующие результаты (фрагмент):
Терминальные ценности (ценности-цели)
Сравнительный анализ полученных данных с результатами других исследователей (Иовенко Е. Ю. и др.) показал, что ведущая роль такой ценности как «здоровье» не меняется на протяжении активной сознательной жизни и не зависит от пола, т.е.носит универсальный характер для обоих полов на протяжении жизни. Не вдаваясь в подробный анализ рангов всех ценностей, можно отметить, что, например, ценность «Семейная жизнь» зависит от пола респондентов. У девушек и женщин она устойчиво занимает одно из первых трёх мест, у юношей и мужчин она не входит в тройку ведущих ценностей, т.е.имеет гендерную обусловленность.
В то же время, по результатам опросов и интервью, у большинства проявляется различие между декларируемыми нормами поведения в отношении здоровья и реальным поведением. При более глубоком рассмотрении оказывается, что ценность здоровья носит не фундаментальный, терминальный, а инструментальный характер.
Ценность здоровья не стала фактом сознания и тем более поведения. Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальных практик; характерна интерпретация здоровья скорее как физической дееспособности, а не наличия или отсутствия конкретных симптомов болезни. Иными словами, для большинства респондентов в настоящее время характерен взгляд на здоровье как на состояние, не препятствующее выполнять им привычные обязанности, а не «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», как определяет его ВОЗ.
1.Иовенко Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов. Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 355-357.
2.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.В. Борзикова, В.В. Водзинская, В.Н. Каюрова, В.С. Магун, Г.И. Саганенко, В.Н. Узунова, А.А.Семенов. Ред.: В.А. Ядов. Ленинград: Наука, 1979, 264 с.
Источник
Значимость здоровья в системе общечеловеческих ценностей
Ценность здоровья для русского человека, как и других народов, всегда была приоритетной. Здоровье рассматривалось как основа труда, а труд как средство выживания и благополучия каждого человека и народа в целом. Русским народом был создан культ здоровья, сформирована целостная система его доминирования и постоянного проявления в повседневной жизни. Прежде всего, это осуществлялось через выработку у человека с раннего детства психологической установки на достижение здоровья в форме привычных слов «здравствуй», «будь здоров», «да здравствует». Для русского человека очень важно состояние духовной близости другими людьми, реальной близости в обществе, единение как возможности выживания общества. Всеобщее духовное и психологическое индуцирование здоровья способствовало развитию человеческой личности, поскольку здравствующие каждый день, будут здравствовать вечно.
На практике была создана система самозащиты на основе самовнушения. Пожелания здравствовать повторялись ежедневно, озвучиваясь в разных назиданиях. Они многократно повторялись в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, молитвах, заклинаниях, клятвах, заговорах. Тем самым, они являлись формами постепенного и образного воздействия на психику развивающего ребенка, затем взрослого человека. Так на протяжении веков формировались стереотипы здорового поведения и мышления человека. Живя по принципу постоянного пожелания здоровья себе и своим ближним, человек приобретал лучшие качества человеческой личности – правдивость, доброту, справедливость, милосердие, совесть.
В более поздних поколениях многое ценное, общечеловеческое и жизненно важное было утрачено под влиянием самых различных причин. На морально-этические принципы жизни народа негативное влияние оказывало и оказывает иностранное и внутреннее навязывание чужой культуры, методическое и планомерное уничтожение обычаев и традиций народа (борьба с язычеством), которые ранее рассматривались как старые религиозные пережитки. Шла подмена истинной культуры народа унифицированной массовой культурой, которая мощным потоком проникает все слои населения с эстрады, кино, телевидения, интернета, средств массовой информации, печати. Утрата народом самобытной культуры и собственного видения мира способствует его уничтожению.
2.3. Содержание и основные аспекты понятия «здоровье»
Определений понятия здоровья великое множество. Строятся они на различных факторах, среди которых наиболее распространены следующие:
1) отсутствие болезни или дефекта;
2) способность выполнять физиологические и психосоциальные функции;
3) способность легко адаптироваться к условиям существования;
4) ощущение комфорта, благополучия.
Здоровье человека, как и болезнь, определяется биологическими и социальными условиями и факторами. Поэтому здоровье следует оценивать какгармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденно и приобретенных в процессе онтогенеза (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).
Зависимость болезней от социальных условий (условий и образа жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр.) отмечена с древнейших времен. Гиппократ говорил, что какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Поэтому здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Оно – состояние, которое позволяет человеку вести полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
Функциональный подход соотносит состояние здоровья объекта с его способностью выполнять те или иные функции по обеспечению своей жизнедеятельности. При этом ощущение комфортности (психическое и душевное благополучие) будет являться следствием успешности выполнения функций, а социальное благополучие будет результатом выполненных усилий. Именно с этих позиций дано определение здоровья в Уставе ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Данное определение здоровья можно дополнить другими:
1) здоровье – неоценимое богатство человека, высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа;
2) непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак низкой общей культуры и медицинской грамотности; разбазаривание здоровья – это не только разбазаривание личного богатства, но и общественного.
Следовательно, здоровье – бесценный дар природы, но в совокупности от человека и общества зависит, сможет ли оно сохранится, умножится или растратится.
Источник
Здоровье в системе общечеловеческих ценностей
Здоровье как категория биологическая и социальная. Его значение в жизни человека и социально-экономическом развитии общества в целом. Специфика здоровья физического, психического и нравственного, их основы и роль. Сущность ценностей и их формирование.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.05.2010 |
Размер файла | 19,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат по физической культуре
«Здоровье в системе общечеловеческих ценностей»
Выполнил: студент 3 курса 1 группы
факультета механизации с/х
Проверил: Махин Е.В.
1. Значение здоровья
2. Здоровье как система общечеловеческих ценностей
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность.
Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. В конечном итоге социальный строй определяет уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс общества.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
2. Здоровье как система общечеловеческих ценностей
Ценность — это понятие, с помощью которого характеризуется социально — исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д.
Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.
Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровье — непременное условие счастья. Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной программе США «Healthy people» выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности): 1) health promotion — обеспечение здоровья; 2) health protection — защита здоровья; 3) preventive services — профилактические и медицинские службы.
Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это — характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.
Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.
Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентации, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла. В свое содержание здоровье как ценность включает множество субценностей, имеющих смысложизненное значение для человека. Здоровье — это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности.
Носителями здоровья, а, следовательно, и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В этом отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье индивида как ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. Здоровье социума (общества) как ценность — это значимость для общества степени реализации смысложизненных возможностей его членов. Пo своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент — это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности — это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью.
Здоровье как ценность по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности. Витальные характеристики здоровья раскрывают значение его биопсихосоциальных показателей, но на индивидном уровне, без включенности человека в систему общественных отношений. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности. Вполне возможна и дальнейшая градация подвидов. Скажем, в социальном здоровье можно выделить политическое, правовое, экономическое и др. его подвиды.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. — М.: Физкультура и спорт, 1992.
2. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. — М.: Диамант, 1998.
3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. — М.: Медицина, 1999.
Источник