Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни.
статья по теме
Статья посвящена формированию здорового образа жизни у учащихся через просветительскую работу с педагогами, учащимися и их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни. | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Казакова Евгения Николаевна – учитель истории и обществознания
Телух Алёна Михайловна – учитель музыки
Туканенков Владимир Аркадьевич — учитель истории и обществознания
Место работы: ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404
Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни.
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в решении этой задачи отводиться педагогам и родителям учащихся.
Анализ методической литературы показывает, что в настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание.
Работа такого плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.
Первое направление — обучение школьников навыкам обеспечения PJ: может осуществляться:
1. через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений);
2. через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин: использование на уроках компонентов ортобиотики здоровьесберегающая технология обучения (ключевые понятия, приемы личного ортобиоза (релаксации на рабочем), экспресс-тесты для выявления уровня здоровья, компакт-советы), позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течении жизни.
Второе направление — развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:
1. широкий круг мероприятий, приуроченных к Дням здоровья, конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся, командные спортивные игры для 1-11 классов, конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.
Третье направление — создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организации работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.
В решении данной задачи служит мониторинг здоровья подростков, сопровождающийся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.
Мониторинг здоровья позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного врача, социального педагога, психолога, учителя физкультуры.
Итогом скрининг-контроля является получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников, создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды.
Проведение родительских семинаров способствует созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.
В работе с родителями им предоставляется информация о здоровом образе жизни, содержании уроков биологии или основ безопасности жизни, где раскрываются вопросы, пропагандируется доверительный тон между родителями и детьми, касающиеся здоровья, вовлечение родителей во внеурочную деятельность и внеклассные мероприятия.
Цель семинаров — формирование прочной мотивации на здоровый образ жизни, а в качестве семинаров:»Факторы риска здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни».
Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ в нашем учебном заведении дополняются и другими формами работы с учащимися: регулярные просветительские беседы с медицинскими работниками, классные часы соответствующей тематики, уроки здоровья.
Таким образом, просветительская работа с педагогами учащимися и их родителями приводит к обеспечению жизнедеятельности каждого ребенка на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обуславливает успешность обучения.
I. Просветительская работа с педагогами.
1.Заседание МО по проблеме ЗОЖ и здоровьесбережение детей на уроках и во внеклассной деятельности.
Несомненно, что успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Сегодня состояние школьного образования можно охарактеризовать следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. Это связано с напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения, а также большим психоэмоциональным напряжением, вызванным условиями жизни и обучения. На современном этапе актуальной становится цель – сохранить и преумножить здоровье детей в школах.
Поэтому, основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока нужно руководствоваться заповедью “Не навреди”. С целью обеспечения условий для развития и саморазвития ученика, выявления его индивидуальных особенностей, проводится мониторинг изучения учебных возможностей школьников по самым разным направлениям. Это диагностика изучения личности учащегося, его познавательных способностей, анкетирование по здоровьесбережению, диагностирование мотивации учебной деятельности и др. При моделировании уроков, других занятий, необходимо использовать данные мониторингового исследования интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую систему. Составной частью ее являются учебные задания различного уровня сложности: от самых простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Реализация валеологического пространства осуществляется за счет коррекции образовательных программ, разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, таких как: технология индивидуального обучения, модульного обучения, проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Учитель-предметник и, в особенности, классный руководитель, должны видеть свою цель в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического и психического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления.
Поэтому важно включить в работу с классом следующие моменты:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинским учреждением микрорайона для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся и консультации учителей других предметов.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
- Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
- Организация просветительской работы с родителями.
В связи с этим, функции классного руководителя в реализации валеологического воспитания выглядят следующим образом:
- Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы, программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
- Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
- Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
- Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
- Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
- Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
Один раздел в папке классного руководителя должен быть отведён материалам диагностических исследований класса. Это схемы, таблицы, графики, анкеты, записи бесед с детьми и родителями, правила техники безопасности и т.д. Например, такие, как представлены ниже.
Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.
Источник
Доклад «Роль педагога в сбережении здоровья школьников».
Содержимое публикации
«Роль педагога в сбережении здоровья школьников».
Воспитатель: Демина С.В.
Прежде чем сделать ребенка умным,
сделай его здоровым и крепким.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. Сохранение и укрепление здоровья ребенка — государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, включающей в себя учебный процесс, внеурочную деятельность, взаимодействие с социумом.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Всероссийские исследования показывают увеличение заболеваемости детей по всем классам уже в раннем возрасте. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение и воспитание детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Педагог должен уметь:
· владеть основами здорового образа жизни;
· устанавливать контакт с коллективом учащихся;
· прогнозировать развитие своих учащихся;
· моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
· личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с классом. Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, занятиях, побуждать детей совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебно — воспитательный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного самосовершенствования. Помочь ребенку принять позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха». Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат сопоставим с их ожиданиями.
В условиях научно-технической революции обучение в современной школе сопровождается все нарастающим объемом информации. Учащиеся расходуют большое количество энергии, связанной с умственной работой, что приводит к утомлению, выражающемуся в вялости, сонливости, плохом аппетите и, в конечном итоге, в отсутствии интереса к учению.
ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ компетенций ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ — это ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, надо помочь ему в этом.
2. Каждый урок или занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку, занятию.
В практике общеобразовательных школ используются такие методы формирования здоровьесберегающей компетентности как:
Очень эффективными для формирования здоровьесберегающей компетентности на уроках и занятиях являются физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Значение физкультминуток ещё и в том, чтобы обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ещё в начале прошлого века выдающийся физиолог И.М.Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению утомленных зрительных центров.
Чаще всего я использую упражнение, которое расслабляет и отлично тренирует глазную мышцу, предотвращают ее спазмы и утомление.
Некоторые медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга. Важна на уроке или занятии и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качество переходит и на личность ребенка, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет игра. Игры – хороший отдых и на уроке и во внеурочное время (динамические паузы); они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Роль педагога в сохранении здоровья учащихся значительна. Он старается выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке или занятии, но и вне, в повседневной жизни. Позиция «когда я здоров — это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» — губительна. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать учащимся необходимые знания, умения навыки, не менее важная задача — сохранить при этом их здоровье.
Источник