О правилах здорового питания для школьников
1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой
Помните, что ежедневное здоровое горячее питание, организованное в школе, способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний, успешности, успеваемости, достижению новых свершений в физической культуре и спорте, защите организма от возбудителей инфекционных заболеваний, формированию привычки правильно питаться и здоровых пищевых предпочтений.
2. Соблюдайте правильный режим питания
— Время приема пищи должно быть каждый день одинаковое, это имеет большое значение и способствует заблаговременной подготовке организма к приему пищи.
— Принимайте пищу сидя за столом, не спеша, все тщательно пережевывайте, не спешите — продолжительность перемены для приема пищи достаточная (не менее 20 минут).
3. Не пропускайте приемы пищи
Для правильного развития организма человека важен каждый прием пищи, который имеет свое значение и свой состав. Получайте в школе горячий завтрак и(или) обед.
Меню завтраков в обязательном порядке включает горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополнительно могут быть добавлены продукты — источники витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты).
Меню обедов включает овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель).
4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки
— Соблюдайте режим питания – не реже 5 раз в день (основные приемы пищи – завтрак, обед и ужин; дополнительные приемы пищи – второй завтрак, полдник и второй ужин).
— Не переедайте на ночь – калорийность ужина не должна превышать 25 % от суточной калорийности.
— Обогащайте привычную структуру питания блюдами и продуктами с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов (блюда с добавлением микрозелени, ягод, меда, обогащенный витаминами и микроэлементами хлеб, кисломолочная продукция).
— Отдавайте предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленым на пару, запеченым, пассерованным и припущенным блюдам.
— Сократите количество сахара до двух столовых ложек в день, соли — до 1 чайной ложки в день. Не досаливайте блюда, уберите солонку со стола.
— Исключите из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты источники большого количества соли (колбасные изделия и консервы).
— Сократите до минимума потребление продуктов-источников сахара (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы). Замените их на фрукты и орехи.
— Мойте руки перед каждым приемом пищи.
— Мойте руки правильно. Тщательно не менее 30 секунд намыливайте ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, мойте с теплой проточной водой, затем ополосните руки еще раз и вытрите насухо.
Источник
Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям
Эта статья для вас, если вы переживаете о рационе питания школьника и заботитесь о том, чтобы ребёнок получал максимальную пользу из продуктов. Приводим нормы и рекомендации медицинских и научных организаций. Рассказываем, как решить проблему, если питание в школе оставляет желать лучшего.
Каким должно быть питание школьника
Вот главные рекомендации по здоровому питанию школьника и всей семьи от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.
Соблюдение БЖУ
Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — это строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего белка — в бобовых. Насыщенные жиры — их больше всего в рыбе и орехах — обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные — если первые в большом количестве содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых, крупах.
Потребление достаточного количества воды
Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды — пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы ввести воду в постоянную привычку, придётся механически заставлять себя выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.
Включение в рацион овощей, фруктов, орехов, бобовых
Согласно предписаниям ВОЗ, овощи и фрукты являются основным компонентом правильного питания. Рекомендуется употреблять не менее 400 грамм в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые, орехи, цельные злаки.
Отдельно отметим, что ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора, в программе питания школьников половина белка должна быть растительного происхождения, а не животного.
Ограничение соли и сахара
Согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо следить за размером порций и ограничить потребление соли до пяти граммов в день — это примерно одна чайная ложка. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.
Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задержанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и отучается наслаждаться едой без добавок.
Ограничение молочных продуктов
Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени, орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить по стакану молока в день. Кроме того, молочка нередко ведёт к проблемам с кожей — акне, высыпаниям, аллергии. Согласно Минздраву, если выпивать более одного стакана молока в день, то это негативно отразится на организме.
Регулярные приёмы пищи
В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.
Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по меню питания школьника.
За завтраком должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.
Если ребёнок учится в традиционной школе, он так или иначе будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это, когда ребёнок дома: кормите полноценной домашней едой, подсовывайте полезные продукты. Лайфхак: приносить фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.
Почему меню в школе не всегда правильное
Для школ разработаны специальные документы, которые устанавливают как требования к поставкам и организации питания, так и санитарно-гигиенические нормы: посадочные места, перечень посуды. За качеством еды следит администрация школы, но в теории приветствуется общественный контроль со стороны родителей.
Но несмотря на все стандарты, питание школьников в школе оставляет желать лучшего. В некоторых регионах даже не налажены поставки горячей пищи.
А там, где горячее питание имеется, меню не всегда соответствует последним рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и других научно-медицинских объединений. Как правило, в школе готовят по советским стандартам, далёким от передовых исследований. А санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — у каждого школьника есть история про таракана в столовой.
Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе
Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, питался горячей и свежей едой домашнего приготовления, в качестве которой вы всегда уверены, то присмотритесь к семейному обучению.
Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что экономишь время и не отвлекаешься. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.
Источник
Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения
статья по теме
Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?
- Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.
- Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение.
- Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям, прослеживается улучшение посещаемости занятий и успеваемости.
- Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение.
- Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.
- Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
- Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rol_shkolnogo_pitaniya.doc | 49.5 КБ |
rol_pitaniya.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
« Роль школьного сбалансированного горячего питания
в сохранении здоровья подрастающего поколения »
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
Результаты широкого эпидемиологического мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что сегодня две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, до 80% выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии. Здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе.
Таким образом, совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.
Организация питания в школах с учетом применения современных технологий обеспечивает ряд таких преимуществ, как снижение себестоимости и повышение качества питания обучающихся.
На реализацию проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в федеральном бюджете на 2008 и 2009 годы было предусмотрено ежегодно выделять по 500 млн. руб. Эти средства были направлены на приобретение для пищеблоков общеобразовательных учреждений современного оборудования, позволяющего внедрить технологии приготовления пищи, максимально сохраняющие ее полезные и питательные свойства. Реализация этих мер позволяет сделать питание школьников более качественным, сбалансированным и доступным по цене.
Еда является одной из главных жизненных потребностей. Она дает нам: достаточно питательных веществ, необходимых для поддержания состояния тканей тела (белки, железо, кальций), энергию для физической активности (углеводы, жиры) и питательные вещества, необходимые для регулирования происходящих в организме процессов (витамины и минеральные соли).
Недостаток энергии или питательных веществ может вызвать заболевания, такие как белковое или энергетическое голодание, авитаминоз, дефицит минеральных солей.
Поскольку привычки в питании развиваются в раннем возрасте, важно начать воспитание по проблемам питания до того, как закрепились поведение и взгляды. Школа играет важную роль в развитии у детей способности критически относиться к выбору пищи в моменты, когда у них есть для этого возможность.
Положительное отношение к здоровому питанию, уважение к привычкам в питании среди окружающих и развитие навыков, необходимых для принятия решений, являются для преподавателей более важными аспектами образования по вопросам питания. Результатом негативного подхода может стать убежденность детей в том, что здоровое питание никогда не может быть вкусным и доставлять удовольствие, поэтому образование по проблемам питания и привитие навыков здорового питания должны стать частью школьной программы образования по проблемам здорового образа жизни. Преподаваемые темы, используемые материалы должны быть представлены в плане работы школы.
Область питания широка и включает в себя широкий круг тем. Основными предметами являются: питание и здоровье; привычки в питании; наличие и доступность пищевых продуктов; производство пищевых продуктов; качество пищи и ее приготовление дома .
Традиционно проблемы питания преподаются в курсе биологии (переваривание, питательные вещества, функции пищи), географии (производство и распределение пищевых продуктов, продовольственная ситуация в мире, системы питания в различных странах), истории (привычки в питании в прошлом и настоящем), а также домашней экономики и домоводства (приготовление пищи, гигиена, информация о пищевых продуктах).
Очень важным моментом в формировании привычки здорового питания проводится через изучение в начальной школе Программы «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования при помощи компании «Nestle» позволяет сформировать у учащихся и их родителей правильное отношение к своему здоровью и его укреплению и сохранению посредством изучения правил здорового питания.
В Программу входят 15 тем, которые расширятся нашими педагогами на занятиях и во внеурочное время. Дети осваивают программу в игре, разгадывая ребусы, загадки, отвечая на вопросы.
Изучение программы находит свое отражение в творчестве ребят: рисунки, поделки, театрализованные представления. В ходе изучения курса повышается уровень образованности и воспитанности учащихся в вопросах здорового питания.
Программа по проблемам питания, наряду с общими вопросами питания, должна учитывать интересы возрастных групп и взгляды родителей. Родителей можно привлекать к проведению уроков, экскурсий, семейных мероприятий, приготовлению полезных для здоровья закусок и блюд, к помощи в организации процесса питания в школе или к планированию меню.
Практика организации питания в школе убеждают нас в преимуществе школьных столовых. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
— обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
— следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
— развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания;
Для решения этих задач школой задействован целый ряд сотрудников, которые систематически решают данные задачи. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. В школе ведутся два бракеражных журнала: бракераж сырой и бракераж готовой продукции, журналы выдачи готовых порций, распределения не выданных порций и журнал предварительных заказов. Кроме того, бракеражная комиссия играет роль активного связующего звена между предприятием питания и столовой школы.
Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по строгому графику, соблюдение которого контролируется комиссией.
Совсем иной функции у комиссии по контролю за организацией и качеством питания. Среди членов комиссий кроме администрации школы, учителей есть члены общешкольного родительского комитета и члены ученического совета. Деятельность данной комиссии имеет своей задачей организовать питание таким образом, чтобы выполнялись все требования санитарии и гигиены, а также требования, предъявляемые к питанию школьников различного возраста. Кроме того, данная комиссия является связующим звеном между школьно-базовым комбинатом питания и школьной администрацией. В задачи данной комиссии входит также выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе. Ежемесячно ведется оформление документации и отчет за безналичные средства перед отделом питания.
Для лучшего понимания важности организации правильного питания в школе организуются выступления на Педагогическом совете, Совете школы, родительских и ученических собраниях, школьной газете и настенной печати.
Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?
Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.
Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи . Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение.
Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям, прослеживается улучшение посещаемости занятий и успеваемости.
Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение.
Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.
Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.
Учитель начальных классов, заместитель директора по ВР Холина Ю.В.
Источник