Меню

Здоровье школьников национальный проект здоровье

Здоровье школьников национальный проект здоровье

В России на протяжении многих последних лет наблюдается кризис со здоровьем школьников и молодежи. Кризис с каждым годом нарастает, о чем говорят официальные данные. Итоги всероссийской диспансеризации, в ходе которой осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей, т.е. почти 95% всего детского населения, показывают, что только 32% детей признаются здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16% страдают хроническими болезнями. При этом среди выпускников средних школ здоровыми признаются только около 10% молодых людей. Нынешнее поколение студенческой молодежи самое больное за последние 20 лет. Встает вопрос: как выйти из этого кризиса со здоровьем детей и молодежи?

В национальных проектах «Здоровье» и «Образование» четких путей выхода из сложившейся ситуации не указано. По радио и телевидению постоянно говорят о генеральной направленности проектов: в здравоохранении — профилактика заболеваний с помощью диспансеризации, оснащение больниц и поликлиник необходимой медицинской аппаратурой, а в области образования — компьютеризация школ. В опубликованном виде национальные проекты нигде нам не встречались.

Наш 35-летний опыт изучения проблем сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи и поиск здоровьесберегающих технологий в условиях медицинского вуза позволяет с полной уверенностью утверждать, что в ряду многих негативных факторов, ухудшающих здоровье детей и молодежи, ведущим является малая двигательная активность.

Никакое самое хорошее медицинское обслуживание не может обеспечить человеку безболезненное существование, если этот человек не обеспечивает своему организму биологической потребности в физической нагрузке.

Потребность в движении в разном возрасте различная: в младших классах — не менее 13-14 часов в неделю детям надо бегать; в старших классах не менее 10-11 часов также надо бегать; в студенческом возрасте физическую нагрузку следует выполнять не менее 7-8 часов в неделю.

Исходя из этих цифр, напрашивается конкретный вывод: только уроки школьной физкультуры 2 раза в неделю по 45 минут, как бы хорошо они не были организованы, никогда не смогут обеспечить нормальное физическое развитие школьников и оградить их от различных
болезней.

Путь только один — широкомасштабная внеклассная спортивно-массовая работа, т.е. организация спортивных секций при школах, при домоуправлениях и т.д. Это направление по оздоровлению учащейся молодежи озвучил вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на спортивном форуме, прошедшем 21 февраля 2008 года в городе Казани, когда отметил, что спортом в стране занимается только 20% школьников.

В физическом воспитании детей и молодежи существует очень серьезная проблема: здоровых детей не так много и спортом заниматься не каждый может, следовательно, детей надо приглашать заниматься в оздоровительные группы — группы общефизической подготовки, не делая акцент на росте спортивных результатов.

Существует еще одна важная проблема: у нынешних детей заметно снижена потребность в движении, они не так подвижны, как их сверстники 30-40 лет назад. Ученые объясняют это тем, что дети, родившиеся у родителей с низким уровнем двигательной активности, наследуют эту низкую двигательную активность, т.е. изменения происходят уже на генетическом уровне. Отсюда вывод: к сегодняшним детям надо подходить с другими мерками. Если раньше детей ограничивали от перегрузок, то теперь надо увлекать интересными занятиями. Просто бегать они не хотят, да и долго не могут.

Вузовские занятия физической подготовкой по 4 часа в неделю в рамках учебного расписания на 1-2 курсах также не полностью обеспечивают потребность молодого организма в движении. Поэтому значительные усилия преподавателей кафедры физического воспитания должны быть направлены на формирование у студентов интереса к занятиям спортом в условиях вуза в вечернее время или к самостоятельным занятиям физическими упражнениями по месту жительства.

У населения сложилось убеждение в том, что здоровье каждому человеку должны обеспечить медицинские работники. Большинство людей, много и часто болея, винят врачей, руководителей здравоохранения в плохой организации медицинской помощи и не хотят посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свой образ жизни и спросить: «А какие я прилагаю усилия, чтобы сохранять здоровье на высоком уровне?». К сожалению, людей, строго выполняющих все гигиенические требования (режим питания, двигательная активность, отсутствие вредных привычек и др.), встречается довольно мало. Поэтому одной из главных задач в проектах «Здоровье» и «Образование» должна стоять задача обучения всех слоев населения основам здорового образа жизни.

О необходимости обучения молодых людей основам здоровья, даже в медицинском вузе, говорят проводимые нами исследования. Так, в 2002-2008 годах были обследованы 1189 студентов (845 девушек и 344 юношей) 6 курса лечебного факультета с помощью специализированного программно-аппаратного комплекса «Варикард», позволяющего определить напряжение регуляторных систем организма и риск развития заболеваний у практически здоровых людей.

Наши исследования показали, что у 41,4% девушек и 36,9% юношей наблюдается состояние напряжения регуляторных систем, которое характеризуется снижением работоспособности и может способствовать появлению различных заболеваний. У 16,8% обследованных девушек и 22,1% юношей выявлено выраженное состояние предболезни, а у 1,4% девушек и 4,7% юношей выявлен срыв адаптации (болезнь). Таким образом, только 40,4% девушек и 36,3% юношей имели физиологическую норму в состоянии регуляторных систем, большинство из этих студентов все годы учебы в вузе занимались различными видами спорта.

Студенты 6 курса лечебного факультета медицинского вуза за предыдущие годы учебы изучили все медицинские дисциплины, познакомились со многими сотнями различных заболеваний, знают причины их возникновения и способы их предупреждения, а себя оздоровить не могут. На наш взгляд, причина этого заключается в том, что ни в школе, ни в вузе, даже в медицинском, основы здоровья не преподаются в виде отдельного предмета. Получается так, что выпускники медицинских факультетов приобретают знания по основам болезней, а основы здоровья остаются для них не до конца осмысленными.

Наши и многочисленные литературные данные по вопросам оздоровления учащейся молодежи, информация об организации профилактики заболеваний населения в России и в разных странах мира показывают, что усилиями работников здравоохранения можно снизить только в основном инфекционные эпидемические заболевания, а с неинфекционными болезнями, такими как сердечно-сосудистые, с поражениями опорно-двигательного аппарата, простудными заболеваниями и многими другими, врачи справиться никогда не смогут, если сам пациент не изменит свой образ жизни, не откажется от вредных привычек, не увеличит двигательную активность.

Знания по здоровому образу жизни все население России должно получать с ранних лет, уже при посещении детского сада, при обучении в школе, колледже, вузе. Таким образом, ни система здравоохранения должна отвечать за здоровье учащейся молодежи, а система образования. Медицинских же работников обучают приходить на помощь в случае болезней, что они и делают. Перестроить систему здравоохранения и нацелить ее на реальную профилактику заболеваний населения пока что не удается.

Правительство Российской Федерации, администрации городов и регионов в последние годы стали выделять значительные средства на строительство Дворцов спорта, спортивных комплексов, плавательных бассейнов. Такой подход к увеличению спортивной базы городов не решает проблему нехватки спортивных залов или решает ее не полностью. Наиболее рациональное расходование больших денежных средств — это строительство тысяч школьных спортивных залов (пристройки к зданиям школ, реконструкции старых помещений под спортивные залы и т.д.). Увеличение спортивной базы школ позволит ввести не только 3-и, но и 4-ые уроки физкультуры в неделю.

Улучшение физического воспитания детей и молодежи позволит также решить и еще очень важную проблему. У нас в стране официальная статистика говорит о высоком проценте бесплодия у молодых женщин и мужчин. На наш взгляд, репродуктивная функция молодых людей в значительной степени страдает из-за их отставания в физическом развитии и низкой двигательной активности.

«Здоровье детей и молодежи — высший приоритет нашего государства», — так сказал 27 февраля 2008 года на встрече с избирателями в Нижнем Новгороде кандидат на пост Президента России Дмитрий Медведев. Наши многолетние исследования убеждают нас в том, что основные усилия в ходе реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» должны быть направлены на оздоровление учащейся молодежи средствами физической культуры.

Источник

Госдума призвала правительство инициировать разработку федерального проекта по сохранению здоровья школьников

Государственная дума рекомендовала Правительству России инициировать разработку федерального проекта в составе нацпроекта «Здравоохранение», направленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Это позволит разрешить накопившиеся проблемы, выделить дополнительное финансирование и установить контроль.

Данный призыв стал важным пунктом принятого Госдумой постановления, которым утверждены рекомендации, подготовленные по итогам больших парламентских слушаний «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации».

«Включение таких положений в федеральный проект позволит комплексно и системно разрешить накопившиеся проблемы в области медицинского сопровождения школьников. Выделение дополнительного финансирования и дополнительный контроль за медицинской составляющей в сфере образования, формирование новых принципов в школьной медицине – все это новые возможности, которые станут реальными при поддержке Правительства Российской Федерации», – цитирует пресс-служба Комитета по охране здоровья Дмитрия Морозова.

Читайте также:  Валентин гафт здоровье сейчас

В постановлении отражены серьезные проблемы школьной медицины, на которые неоднократно обращал внимание комитет: снижение уровня организации оказания медицинской помощи детям, неурегулированные вопросы по возможности оказания педагогами первой помощи (соответствующий законопроект внесен в Госдуму), порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом, обязанность родителей сообщать образовательной организации информацию о состоянии здоровья несовершеннолетних, если для них требуется создание особых условий обучения.

В конце июня замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти сообщила, что Минздрав разработал и утвердил 85 региональных программ в рамках федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Субъекты РФ уже приступили к их реализации. Особое внимание в программах уделяется формированию школьной медицины.

Эксперты констатируют: около 68% детей дошкольного возраста имеют множественные нарушения здоровья; у 55% детей – проблемы со зрением, головные боли; наблюдается рост психических расстройств (это общемировая тенденция).

Источник

Программа «Здоровье» для обучающихся 1 — 11 классов
рабочая программа

Программа «Здоровье» для обучающихся 1 — 11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zdorove.doc 231 КБ

Предварительный просмотр:

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов» на 2009 – 2014 годы

Инструктор ЛФК Черкашина Ю.С.

программы здоровья муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2009-2014 годы

Внутришкольная программа «Здоровье» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2009-2014 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

  • Федеральный закон от 10 апреля 2000 года №51-ФЗ «Об Утверждении Федеральной программы развития образования»,
  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ,
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»,
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»,
  • Конституции Российской Федерации,
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
  • Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803,
  • Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО),
  • Закон ЯНАО «Об Окружной целевой программе «Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 – 2010 г.г.», принятый Государственной Думой ЯНАО 15.02.2006 года.

Кем принята Программа

Педагогическим советом МОУ СОШУИП № 3

Разработчики и исполнители Программы

О.Н. Минин, заместитель директора по физкультурно-оздоровительной работе;

Ю.С. Черкашина, инструктор ЛФК.

Цель и задачи Программы

Цель: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

  • систематическое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • развитие психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся для своевременной профилактики дезадаптации школьников;
  • организация системы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся;
  • создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • обобщение опыта работы педагогических работников школы по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • развитие программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по аспектам здоровьесбережения;
  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

Основные направления Программы

  • Кадровое обеспечение работы школы по сохранению здоровья учащихся
  • Материально-техническая база кабинетов, обеспечивающих здоровьесберегающий образовательный процесс
  • Создание здоровьесберегающей внутренней среды
  • Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
  • Урок – здоровьесберегающая форма обучения учащихся
  • Работа с педагогическим коллективом по укреплению здоровья педагогов
  • Диагностика и мониторинг состояния здоровья и заболеваний обучающихся

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2009 – 2014 годы

1. Подготовительный этап 2009 — 2010 учебный год

Цели: создание материально-технического, нормативного и программно-методического обеспечения реализации Программы.

  • создание рабочей группы;
  • оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных);
  • распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта;
  • выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся;
  • анализ актуальности рассматриваемой проблемы (изучение медкарт, тестирование, диагностика);
  • разработка программы мониторинга;
  • составление Карты индивидуальных показателей обучающихся;
  • обновление методических материалов по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе;
  • обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса: разработка программ дополнительного образования, элективных курсов и элективных учебных предметов, способствующих формированию здорового образа жизни у обучающихся (с 1 по 11 классы);
  • разработка подпрограмм «обучение здоровью» для учителей, родителей, учащихся.

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги).

2. Практический этап 2010 — 2013 гг.

Цель: реализация Программы

  • реализация программы мониторинга состояния физического и психического здоровья обучающихся;
  • реализация разработанных программ дополнительного образования, элективных курсов и элективных учебных предметов, способствующих формированию здорового образа жизни у обучающихся (с 1 по 11 классы);
  • профилактическая работа по предупреждению заболеваний, реализация программы «Обучение здоровью»;
  • обеспечение качественного и рационального питания школьников и учителей, организация диетического питания;
  • организация сотрудничества семьи и школы;
  • организация и проведение спортивных праздников и соревнований с участием педагогов и родителей;
  • организация и проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, месячники, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
  • ежегодный анализ промежуточных результатов реализации Программы «Здоровье», коррекция плана реализации программы.

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместитель директора по методической работе), учителя -предметники.

3. Обобщающий этап 2013 — 2014 учебный год.

Цель: анализ результатов эксперимента.

  • обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью;
  • корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента;
  • оформление рекомендаций, памяток, пособий по организации здоровьесберегающей деятельности.
  • Обобщение и распространение опыта работы школы по реализации Программы «Здоровье»

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместитель директора по методической работе), учителя, родители.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Использование в деятельности школы системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей, анализ состояния здоровья и выработка мер коррекции.
  • Снижение заболеваний желудочно-кишечного тракта на 5%.
  • Снижение числа часто болеющих обучающихся (на 10%).
  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников (по результатам «Президентских состязаний» на 0,05).
  • Повышение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях — не менее 90% от общего числа учеников школы.
  • Повышение числа педагогов, использующих в практической деятельности здоровьесберегающие технологии до 100%.
  • Увеличение числа родителей, участвующих в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Система организации контроля за выполнением Программы

Управление Программой осуществляет Директор школы через своего заместителя по физкультурно-оздоровительной работе, который в системе проводит мониторинг реализации Программы, своевременно вносит коррективы по предупреждению рисков и негативных последствий реализации Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляет педагогический совет школы.

Начало XXI века в России ознаменовалось глубинными социальными изменениями, которые отражаются и на системе образования. Среди участников педагогического процесса растет осознание того факта, что без решения проблемы сохранения и развития здоровья учащихся и учителей вряд ли произойдет гуманистическое обновление российской школы, а любая инновация в ней будет обречена на провал. Не случайно в школы пришли специалисты разного профиля – медики, психологи, логопеды, социальные педагоги, валеологи, инструктора ЛФК, пытающиеся совместно с учителями оздоровить образовательную среду.

Наш Ямало-Ненецкий автономный округ характеризуется тяжелыми климатическими факторами, такими как, “синдром полярного напряжения”, в основе которого лежат космические излучения и геомагнитные флюктуации, перестройка суточной периодики организма, диктуемая нарушениями среднеширотной фотопериодичности, низкие температуры с ветром, характер питания, переключающего метаболизм с углеводного типа на жировой.

Современная школа находится в поиске новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных, психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Как отмечают ямальские педиатры, по числу выявленных заболеваний у детей первое место занимают заболевания костно-мышечной системы, затем – органов зрения, органов пищеварения, нервной и мочеполовой систем.

Учитывая, что нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей усвоения учебного материала, мы все усилия медицинского персонала и учителей направляем на устранение тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению.

Образовательная система располагает реальными возможностями для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни.

Но можно ли сформировать культуру здоровья учащихся только на уроках физкультуры или уроках здоровья? Вряд ли. Необходима целостная система учебно-воспитательной работы в этом направлении. С этой целью должна быть разработана программа «Здоровье», ориентированная на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный, полезный эффект оздоровления как учащихся, так и учителей.

Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет существования школы. В школе реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся, результатом чего является стабилизация, а по некоторым показателям и снижение уровня заболеваемости.

Цель программы «Здоровье»: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

  • систематическое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • развитие психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся для своевременной профилактики дезадаптации школьников;
  • организация системы дополнительного образования, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся;
  • создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • обобщение опыта работы педагогических работников школы по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • развитие программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по аспектам здоровьесбережения;
  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

Одним из методов реализации программы является создание системы наблюдения за состоянием здоровья ребенка на основе педагогических наблюдений, медицинских обследований, изучения медицинской документации, создание нормальных санитарно-гигиенических условий обучения, питания, комфортной психологической среды.

Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровье»:

  • Использование в деятельности школы системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей, анализ состояния здоровья и выработка мер коррекции.
  • Снижение заболеваний желудочно-кишечного тракта на 5%.
  • Снижение числа часто болеющих обучающихся (на 10%).
  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников (по результатам «Президентских состязаний» на 0,05).
  • Повышение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях — не менее 90% от общего числа учеников школы.
  • Повышение числа педагогов, использующих в практической деятельности здоровьесберегающие технологии до 100%.
  • Увеличение числа родителей, участвующих в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

1. Подготовительный этап 2009 — 2010 учебный год

Цели: создание материально-технического, нормативного и программно-методического обеспечения реализации Программы.

  • создание рабочей группы;
  • оценка имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, организационных, информационных);
  • распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта;
  • выявление структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье обучающихся;
  • анализ актуальности рассматриваемой проблемы (изучение медкарт, тестирование, диагностика);
  • разработка программы мониторинга;
  • составление Карты индивидуальных показателей обучающихся;
  • обновление методических материалов по использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе;
  • обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса: разработка программ дополнительного образования, элективных курсов и элективных учебных предметов, способствующих формированию здорового образа жизни у обучающихся (с 1 по 11 классы);
  • разработка подпрограмм «обучение здоровью» для учителей, родителей, учащихся.

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги).

2. Практический этап 2010 — 2013 гг.

Цель: реализация Программы

  • реализация программы мониторинга состояния физического и психического здоровья обучающихся;
  • реализация разработанных программ дополнительного образования, элективных курсов и элективных учебных предметов, способствующих формированию здорового образа жизни у обучающихся (с 1 по 11 классы);
  • профилактическая работа по предупреждению заболеваний, реализация программы «Обучение здоровью»;
  • обеспечение качественного и рационального питания школьников и учителей, организация диетического питания;
  • организация сотрудничества семьи и школы;
  • организация и проведение спортивных праздников и соревнований с участием педагогов и родителей;
  • организация и проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, месячники, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
  • ежегодный анализ промежуточных результатов реализации Программы «Здоровье», коррекция плана реализации программы.

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместитель директора по методической работе), учителя -предметники.

3. Обобщающий этап 2013 — 2014 учебный год.

Цель: анализ результатов эксперимента.

  • обработка и анализ полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью;
  • корректировка исследования описание хода и результатов эксперимента;
  • оформление рекомендаций, памяток, пособий по организации здоровьесберегающей деятельности.
  • Обобщение и распространение опыта работы школы по реализации Программы «Здоровье»

Ответственные: зам. директора по ФОР, зам. директора по МР, зам. директора по ВР, рабочая группа (инструкторы ЛФК, медицинские работники, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместитель директора по методической работе), учителя, родители.

Программа «Здоровье» реализуется по следующим направлениям:

  1. Кадровое обеспечение работы школы по сохранению здоровья учащихся
  2. Материально-техническая база кабинетов, обеспечивающих здоровьесберегающий образовательный процесс
  3. Структура управления здоровьесбережением
  4. Создание здоровьесберегающей внутренней среды
  5. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
  6. Урок – здоровьесберегающая форма обучения учащихся
  7. Работа с педагогическим коллективом по укреплению здоровья педагогов
  8. Диагностика и мониторинг состояния здоровья и заболеваний обучающихся

Программой охвачены все педагоги и учащиеся с 1 – 11 класс.

Кадровое обеспечение работы школы по обеспечению

  • Заместитель директора по ФОР
  • Школьный врач
  • Школьный фельдшер
  • Школьная медицинская сестра
  • Стоматолог
  • Школьные логопеды – 2 человека
  • Школьные педагоги-психологи – 3 человека
  • Инструктора по лечебной физкультуре – 2 человека
  • Инструктор по физической культуре
  • Учителя физкультуры – 5 человек

Материально-техничекская база кабинетов, обеспечивающих

здоровьесберегающий образовательный процесс:

  • Медицинский кабинет (медикаменты, весы, перевязочный материал)
  • Физиокабинет (электрофорез, тубус-квору, соллюкс)
  • Стоматологический кабинет (рентген-аппарат, стоматологическое кресло, депофорез, лазерный аппарат, стоматологическая установка)
  • Кабинет логопеда (коррекция речевых нарушений с использованием БОС-технологии, наглядные пособия, зеркала, методический материал)
  • Кабинет педагогов-психологов (водяной светильник, святящийся-крутящийся шар с подсветкой, установка «Млечный путь», увлажнитель воздуха, «блуждающий ветер», мягкие диваны, телевизор, наглядный материал)
  • Кабинет ЛФК (специальный инвентарь для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата)
  • Два спортивных зала: большой для 5-11 классов и малый для 1-4 классов (шведские стенки, маты, мячи, скакалки и др.)
  • Тренажерный зал (велотренажер, беговые дорожки, силовые тренажеры, штанги, гири)
  • Лыжная база (ботинки, лыжи, палки)
  • Спортплощадка на улице
  • Тир
  • Компьютерный кабинет, с установленной программой по технологии БОС-здоровье
  • Комната психологической разгрузки для учителей (светящееся табло на потолке «Звездное небо и созвездие», музыкальное сопровождение, мягкие диваны и кресла)
  • Школьная столовая

Создание здоровьесберегающей внутренней среды:

  • Оптимальный световой режим: искусственное и естественное освещение учебных помещений, местное освещение классных досок
  • Цветовое решение интерьера и мебели
  • Расстановка оборудования и регулируемой мебели
  • Адаптация первоклассников в учебном процессе («Школа подготовки», ступенчатый режим расписания, дополнительные каникулы)
  • Наличие зон активного отдыха (спортивная площадка на улице, площадка во дворе школы для прогулок ГПД, школьные коридоры)
  • Соответствие величины нагрузки максимально допустимой норме (составление учебного плана, расписание уроков, расписание дополнительного образования с учетом соблюдения санитарных норм и правил)
  • Организация питания
  • Посадка учащихся с учетом заболеваний органов зрения и слуха
  • Озеленение классов и школьных коридоров
  • Оборудование для очистки воды
  • Наличие кондиционеров в кабинетах, где находится специальная техника
  • Наличие вентиляционного оборудования в учебных кабинетах

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса

Анализ основных параметров состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет существования школы. В школе организуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся, результатом чего является стабилизация, а по некоторым показателям и снижение уровня заболеваемости.

Динамические паузы на уроках (2-3 раза по 1-2 мин.) и пальчиковые игры.

Занятия лечебной физической культурой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детей, имеющих хронические заболевания (1-2 раза в неделю). Данные занятия ориентированы на укрепление здоровья школьников и включают комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия и упражнения, направленные как на развитие основных физических качеств, так и на коррекцию нарушений осанки и плоскостопия. Группы учащихся комплектуются в начале учебного года по данным медицинского обследования, с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса. Сроки пребывания детей в группах не ограничены и зависят от степени улучшения состояния здоровья детей.

Для 1-2-ых, 5-ых и 9-ых классов проходят уроки здоровья , с использованием технологии БОС. Основные задачи технологии БОС — Здоровье – это формирование правильного стереотипа диафрагмально-релаксационного дыхания с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний ЧСС (частота сердечных сокращений); максимальное снижение ЧСС на выдохе и, как результат, увеличение индивидуальной величины ДАС (дыхательная аритмия сердца); обучение методам релаксации.

  • Уроки здоровья с применением технологии БОС – здоровье для 1-2 классов (2-3 раза в неделю по 17 занятий с каждой группой);
  • Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания на уроках здоровья для 5-ых классов (2 раза в неделю);
  • Элективный курс уроков «БОС – здоровье» для 9-ых классов (1 раз в неделю в течение 15 занятий)

Клуб «Здоровье» для 1-2 классов; целью клуба «Здоровье» является формирование мотивации на здоровье с применением метода биологической обратной связи и здоровый образ жизни учащихся.

Спортивный час для учащихся, посещающих ГПД. Проводится с целью физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания.

Медицинские работники школы: врач-педиатр, фельдшер и медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Ежегодно проводятся плановые медицинские осмотры 1-11 классов школьным врачом. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет выявить у ребёнка не только имеющиеся проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

Для укрепления и сохранения здоровья налажен тесный контакт с детской поликлиникой. Помимо школьного медицинского осмотра, 1 раз в год проходит плановый углубленный осмотр врачами-специалистами (хирург, ортопед, ЛОР, офтальмолог, невропатолог, стоматолог и др.) детей 1-ых, 5-11 классов. Они дают рекомендации педиатру, работающему в школе и родителям. Это, в свою очередь, позволяет иметь целостную картину о состоянии здоровья школьника. Данные заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, а по результатам разрабатывается совместно с другими специалистами индивидуальные планы работы.

Ежегодно работники школы проходят обязательный медицинский осмотр перед началом учебного года. Также в школе проходит плановая вакцинация учащихся и учителей, способствующая повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды.

Организация питания. Так как наш округ относится к числу неблагополучных по заболеваниям эндокринной и иммунной систем, ежедневно проводится профилактика J-дефицита (в таблетках) и профилактика авитаминозов (добавление в школьное питание витамина С в третьи блюда). Кроме этого, для детей, имеющих ограничения в продуктах питания создан отдельный стол диетического питания. Так же, помимо бесплатных завтраков, для всех учащихся 1-11 классов школы, правом на бесплатные обеды по решению педагогического совета обладают учащиеся кадетского и спортивного (хоккейного) классов, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию (инвалиды, опекаемые) и дети, проживающие в социально опасных условиях (многодетные и малоимущие). Следовательно, в нашей школе осуществляется 100% охват горячим питанием всех школьников.

Учитывая систему полного дня, придаем большое значение таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим работы, расписание занятий, выполнение санитарно-гигиенических норм.

При уборке помещений используются специальные моющие средства, проводится кварцевание. Гигиенические требования к состоянию учебной мебели и ее соответствию возрасту учащихся выполнены полностью.

Учебно-трудовая нагрузка учащихся не превышает нормы предельно допустимой. На уроках применяются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям учащихся, а также используются новые педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Перед началом занятий в начальных классах проводится утренняя гимнастика (10 минут). Продолжительность перемен в первой и второй половинах дня между уроками 10-20 минут. На больших переменах в начальной школе проводятся «веселые переменки» (подвижные игры, эстафеты). Для учащихся 1-2 классов, посещающих группы продленного дня, организованы прогулки и подвижные игры на свежем воздухе после уроков (1,5-2 часа). С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз.

Уровень физического развития учащихся зависит от состояния физического воспитания в школе. Наряду с уроками по физической культуре (2 раза в неделю) в школе проводятся массовые физкультурно – спортивные мероприятия (конкурсы, праздники, олимпиады) по общешкольному плану. В школе работают спортивные секции (волейбол, баскетбол, настольный теннис, мини-футбол, лыжи) и тренажерный зал.

Заботясь не только о физическом, но и о душевном развитии и здоровье учащихся, служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения помогает в разрешении проблемных ситуаций, которые связаны не только с пребыванием учащихся в школе, но и затрагивает ситуации, возникающие вне школы. За время работы служба усовершенствовала навыки по оказанию помощи учащимся, их родителям и всему педагогическому коллективу.

Деятельность службы педагогов – психологов и социальных педагогов осуществляется в рамках следующих направлений:

  • психологическая диагностика учащихся;
  • развивающие психологические занятия с учащимися;
  • психологическое консультирование учащихся;
  • индивидуальная коррекционная работа с учащимися;
  • психологическое обучение родителей;
  • психологическое консультирование родителей;
  • совместная методическая работа педагогов, психологов, социальных педагогов;
  • психологическое обучение педагогов;
  • психологическое консультирование педагогов;
  • учет посещаемости и успеваемости;
  • предупреждение и профилактика правонарушений, правовой всеобуч;
  • организация и отдых детей в каникулярное и внеурочное время;
  • совместная работа школы, семьи и общественности;

Вся деятельность осуществлялась на основании нормативно-правовой документации (законодательных и рекомендательных документов).

Таким образом, в настоящее время школа идет по пути осознанного усиления валеологического компонента в воспитательной деятельности по сохранению физического здоровья учащихся, что подтверждается стабилизацией уровня заболеваемости.

Урок – здоровьесберегающая форма обучения учащихся:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении
  • Дифференцированный подход в обучении
  • Соответствие величины нагрузки максимально допустимой норме
  • Игровая форма деятельности учащихся
  • Использование элементов методики В.Ф. Базарного
  • Выполнение заданий с двигательной активностью
  • Дозировка домашнего задания
  • Динамические паузы

Работа с педагогическим коллективом

по укреплению здоровья педагогов:

  • Группа «Здоровье»
  • Участие в городских соревнованиях в составе команды «Учитель»
  • Организация «Дней здоровья»
  • Поездки в бассейн п.Харп и г.Салехард
  • Укрепление здоровья через приобретение санаторно-курортных путевок
  • Цикл бесед по профилактике различных заболеваний
  • Прохождение ежегодного медицинского осмотра
  • Санация ротовой полости на базе школьного стоматологического кабинета
  • Вакцинация против гриппа, гепатита, дифтерии и др.

Диагностика и мониторинг состояния здоровья

и заболеваний обучающихся

Одной из главных задач в области охраны здоровья подрастающего поколения, является создание оптимальных условий жизнедеятельности ребенка на разных этапах его развития. Уровень физического развития учащихся напрямую зависит от состояния физического воспитания, оздоровительной работы в школе.

По данным медицинского осмотра учащихся начальной школы наблюдается стабильность в физической группе и группе здоровья (таблица 1) но, важно, отметить у величение процента учащихся, отнесенных к I группе здоровья . У обучающихся 5-11 классов наблюдается снижение количества учащихся, отнесенных к основной группе, увеличивается процент учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к I группе здоровья (таблица 2).

Сравнительная диаграмма групп здоровья

в 1-4 классах за последние 3 учебных года

Сравнительная диаграмма групп здоровья

в 5-11 классах за последние 3 учебных года

Так как в МОУ СОШУИП №3 работа по оздоровлению обучающихся идет непрерывно, то снижается процент таких заболеваний как: бронхиальная астма; кариес; нарушение зрения; заболевания опорно-двигательного аппарата; неврологические заболевания; эндокринные заболевания.

Система коррекционной помощи детям с нарушениями речи в нашей школе постоянно развивается и совершенствуется с учетом современных педагогических и технических достижений. В результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания улучшается психо-эмоциональное состояние, работоспособность большей части детей.

По окончании всех занятий БОС в учебном году 100% учащихся показывают удовлетворительные результаты. Практика показывает, что применение БОС технологии реально влияет на общее состояние здоровья учащихся. Исходя из этого показателя, наблюдается положительная динамика в здоровье детей, сокращается количество уроков, пропущенных по причине болезни после проведенных занятий с детьми.

Также, хочется отметить уровень физической подготовленности (СУФП) обучающихся по школе, он составляет 0,19 (средний), что соответствует уровню физической подготовленности – «хорошо».

Не остается незамеченной и работа тренеров МОУ СОШУИП №3, чьи дети занимают победные и призовые места. Это настольный теннис (II место), баскетбол (I место), мини-футбол (III место), волейбол (II место).

Разрабатывая программу «Здоровье» на 2009 – 2014 года, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь школы, не заорганизовывала бы детей, педагогов, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и самое главное нравилась бы детям.

План на ближайшие 3 – 4 года:

  • Продолжить проведение совместных мероприятий: «дней здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
  • Посещение родителями занятий по валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
  • Работа физиокабинета.

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, учителей и родителей на 2009 -2014 учебный год

Источник

Adblock
detector