Состояние здоровья и способы его укрепления у младших школьников, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида
Представления о здоровье получили свое выражение в уставе Всемирной организации здравоохранения как “состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Следовательно, понятие “здоровье” надо рассматривать не только как отсутствие или наличие нарушений в структуре и функции разных органов и систем, но и как уровень физического развития и функциональных возможностей организма, возможности его адаптации к окружающим условия среды.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению детей с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Одним из распространенных нарушений является нарушение интеллектуального развития. Дети с данным видом нарушения в развитии обучаются в специальных коррекционных школах 8 вида. Для повышения эффективности процесса физического воспитания у младших школьников с легкой степенью нарушения интеллектуального развития проведен анализ состояния здоровья и уровень физического развития. В результате проведенного исследования по данным анализа медицинских карт получены следующие данные: у 11% учащихся выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы, у 15% – выявлены ЛОР заболевания, у 8 % – заболевания мочеполовой системы, у 5% – заболевания эндокринной системы, у 12% – заболевания желудочно-кишечного тракта. Анализ полученных данных доказывает, что 51% школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности нуждаются в дополнительных формах физкультурно-оздоровительной работы направленной на укрепление состояния здоровья.
Для оценки уровня физического развития было проведено сравнение показателей младших школьников обучающихся в специальной коррекционной школе 8 вида с данными школьников из общеобразовательной школы того же возраста (табл.1). При сравнении средних показателей веса, роста, окружности грудной клетки (пауза), жизненной емкости легких и силы кисти, у мальчиков и девочек из специальной коррекционной школы 8 вида все показатели значительно снижены, в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.
показатели
возраст
Сила кисти, кг
Примечание: 1– средние значения мальчиков общеобразовательной школы; 2 – средние значения мальчиков специальной коррекционной школы 8 вида.
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети из специальной коррекционной школы, значительно уступают сверстникам из общеобразовательной школы в показателях уровня физического развития. Сниженный уровень физического развития объясняется тем, что у 51 % детей выявлены соматические заболевания, а это в свою очередь вызывает снижение двигательной активности и оказывает неблагоприятное влияние на развитие и формирование двигательной сферы детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Анализ различных форм физкультурного образования школьников с нарушением интеллектуального развития показал, что наиболее приемлемой формой повышения двигательной активности учащихся будет являться дополнительная форма физической культуры, которую можно реализовывать в виде проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в дополнительное (внеурочное) время. Одной из эффективных форм организации работы с детьми младшего школьного возраста в специальных коррекционных школах 8 вида является проведение спортивных праздников. Нами были разработаны сценарии проведения физкультурно-оздоровительных праздников для учащихся 1-4 классов специальной коррекционной школы 8 вида. При проведении спортивных праздников учащиеся приобщаются к занятиям физической культурой, прививается интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развиваются морфофункциональные способности, происходит закаливание организма и повышается уровень физической подготовленности. В течение 1 и 2 учебной четверти было проведено 4 физкультурно-оздоровительных мероприятия для младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Всего в праздниках участвовало 55 учащихся из младших классов специальной коррекционной школы 8 вида. Первым проводился физкультурно-оздоровительный праздник “веселые старты”, затем физкультурно-спортивный праздник “делай как мы, делай лучше нас”, праздник спортивной направленности “путешествие в Олимпию” и праздник “зимние забавы”.
Для проверки эффективности разработанных физкультурно-оздоровительных праздников и определения их влияния на двигательную сферу младших школьников с нарушением интеллектуального развития было проведено тестирование физических качеств учащихся таких как: челночный бег, прыжок в длину с места, наклон вперед из и.п. стоя, бросок набивного мяча (вес 1кг) двумя руками из-за головы из и.п. сидя, бег 30 м. Для определения наиболее эффективного праздника проводилось анкетирование специалистов по физической культуре и самих участников.
Программа праздников состояла из двух частей. В первой части физкультурно-оздоровительных праздников проводились беседы “О значении занятий физической культурой в жизни человека”, “Способы закаливания школьников”, также были организованы встречи со знаменитыми спортсменами. Вторая часть программы праздников состояла из специально подобранных эстафет, игровых заданий, направленных на развитие различных двигательных способностей младших школьников с нарушением интеллектуального развития. В структуру праздника входили организованные моменты, торжественное открытие праздника, приветственное слово команд, между эстафетами проводились показательные выступления спортсменов, подводились итоги праздника, а участники обязательно получали призы.
В каждом физкультурно-спортивном празднике проводилось по шесть эстафет или игровых заданий. Эстафеты и игровые задания были подобраны таким образом, чтобы у детей комплексно развивались двигательные качества, смекалка, восприятие, мышление, прививались эстетические качества, воспитывались морально-волевые качества.
В программу первого праздника – “веселые старты” входили такие эстафеты как: “эстафета по кругу”, “музыкальная эстафета”, “эстафета от незнайки” и игровые задания “успей пробежать”, “передай – садись” и “одень лыжника”. В программу праздника были включены сказочные персонажи “незнайка и доктор”, которые проводили эстафеты. Между эстафетами выступали спортсмены с показательными номерами (приложение 1).
Программа второго праздника “делай как мы, делай лучше нас” состояла из эстафет “попробуй догони”, “эстафета с шишками”, “эстафета веселый мяч” и игровые задания “сбей кегли”, “синие и красные” и “тоннель”. В празднике также участвовали сказочные персонажи и задавали загадки участникам состязаний (приложение 2).
Программа третьего праздника “путешествие в Олимпию” состояла из эстафет “передай факел”, “эстафета от Зевса”, “олимпийские кольца”, “кто точнее” игровые задания “кто первый”, “к олимпийской медали”. При проведении праздника была рассказана история развития олимпийский игр и организована встреча с олимпийским чемпионом по боксу Алексеем Тищенко.
Программа четвертого праздника “зимние забавы” состояла из эстафет “снежный лабиринт”, “передай снежок”, “новогодняя собирай-ка” и игровых заданий “зимний слалом”, “пролезь через сугроб” и “льдинки”. Этот праздник проводился на открытом воздухе на спортивной площадке расположенной на территории школы. Сказочные персонажи снеговик и дед мороз проводили программу праздника и награждали призами всех участников.
После проведения физкультурно-спортивных праздников в результате проведенного анкетирования получены следующие данные среди участников (табл.2):
Источник
Организация работы по здоровьесбережению обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. В течение пяти лет использования коллективом школы–интерната № 101 здоровьесберегающих технологий сложилась своя система работы, которая нашла свое отражение в данной статье. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости страны. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г. «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» [1], инструктивным письмом Министерства Образования №48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений» [2], в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате № 101, VIII вида» организованна работа с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для нашей школы. Так как из 114 воспитанников нашего учреждения, отстающих в умственном развитии – 114 (100%), в физическом – 23 (20 %); детей находящихся в «группе риска» по медицинским показания — 44 человека (38,6%); имеющих III группу здоровья — 14 (12, 2 %), IV группу – 53 (46,5 , V группу -47 (41,3%); имеющих инвалидность 86 (75%) человек.
В течение пяти лет использования коллективом школы–интерната № 101 здоровьесберегающих технологий сложилась своя система работы, которая нашла свое отражение в программе воспитания и социализации, составленной на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. [3]
В данной программе определена цель, задачи, ценностные установки, основные направления и содержание воспитания и социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего учреждения. Определена совместная деятельность школы, семьи, общественности. Намечены результаты воспитания и социализации воспитанников.
В первом разделе программы «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» определена основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
В разделе «Ценностные установки воспитания и социализации школьников» определены ценности на основе перечня обязательных базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главной ценностью нашего учреждения для детей с ограниченными возможностями является здоровье.
В третьем разделе программы «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся» одним из направлений воспитания и социализации младших школьников определена спортивно-оздоровительная деятельность.
В четвертом разделе «Содержание воспитания и социализации учащихся» приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Пятый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся» формулирует, раскрывает основные условия повышения эффективности совместной деятельности школы, семьи и общественности, в области здоровьесбережения.
В шестом разделе «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.
Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращение используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется конкретизация представлений о здоровьесберегающем пространстве школы, объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, объединенных в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений, как педагогического пространства, так и субъектов в нём действующих.
Здоровьесберегающая воспитательно-образовательная среда школы включает в себя следующие компоненты:
- Ежегодный анализ изменений состояния здоровья учащихся, определение группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами;
- Плановая вакцинация, с целью профилактики различных заболеваний;
- Ежеквартальные медосмотры персонала школы;
- Оснащение медицинского блока всем необходимым оборудованием;
- Замена светильников искусственного освещения, приобретение новых школьных досок, с целью создания внутришкольных условий, способствующих сохранению здоровья учеников;
- Организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья школьников;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников;
- Активное внедрение технологии психолого-медико-педагогического сопровождения;
- Работа психолого-медико-педагогический консилиума. На консилиуме составляется профессиональный разговор о каждом ребёнке конкретно на уровне медицинских работников, психолога, логопеда, учителя, воспитателя. Эта форма работы позволяет проследить развитие ребёнка, изменения в динамике;
- Реализация программы профилактики правонарушений, позволяющей обеспечить безопасность детей, как в процессе обучения, так и за стенами школы. В рамках данной программы проводится работа с детьми, имеющими отклонения в поведении, учащимся предоставляется возможность посещения различных кружков, клубов или секций;
- Родительский всеобуч в рамках работы школьного центра «МиР» (Мы и родители). Совместно с родителями проводятся классные часы, родительские собрания, организуются занятия «Родительского университета», на которые администрация приглашает врача-педиатра, нарколога, психолога;
- Включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий:
- утренняя гимнастика,
- прогулка. Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся;
- реализацию программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитательские часы;
- физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах;
- спортивные часы во второй половине дня;
- общешкольные спортивные соревнования;
- дни здоровья;
- участие в городской Спартакиаде школьников и учителей;
- беседы врача,выпуски газет, направленных на профилактику заболеваний и формирование здорового образ жизни;
- занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультурой имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»;
- Работа с педагогами по сохранению психоэмоционального и личностного здоровья;
- Работа с педагогами по повышению компетентности в сфере здоровьесбережения;
- Взаимодействие с центром реабилитации инвалидов «Фламинго»; филиалом медико-социальной экспертизы инвалидов; областной, городской психолого-медико-педагогической комиссией;
- Ежегодная сезонная витаминотерапия блюд с повышением содержания аскорбиновой кислоты;
- Ежедневная витаминизация, путём включение в рацион овощей, фруктов, сока;
- Ежегодный мониторинг в целях изучения состояния здоровья и особенностей развития учащихся.
Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы проводится по нескольким направлениям:
- Состояние здоровья учащихся (Статистический медицинский анализ)
- Развитость физических качеств (Выполнение контрольных нормативов)
- Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе (Методика «Наши отношения»)
- Исследование самочувствия педагогов в школе (Методика Н.П.Капустиной)
- Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися (Методика Ю.В.Науменко) [4]
- Мотивация учащихся к занятиям физической культуры (Методика Ю.В.Науменко)
- Психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко)
- Определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (Методика Ю.В.Науменко)
- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова).
Результатом использования здоровьесберерегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве школы становится выпускник, имеющий:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Источник
➤ Adblockdetector