Восемь способов сохранить здоровье школьника
консультация по зож на тему
Восемь способов сохранить здоровье школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Восемь способов сохранить здоровье школьника | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Восемь способов сохранить здоровье школьника
1. Соблюдать режим дня
Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 — 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов.
2. Чередовать нагрузки
Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.
3. Пить витамины
Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.
4. Правильно питаться
Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.
5. Говорить о хорошем
Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов — лучшая защита от усталости и депрессии.
6. Выключить телевизор и компьютер
Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор — рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.
7. Заваривать травяные сборы
Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
8. Не требовать слишком многого!
Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом — например, в рисовании, музыке или фотографии.
Источник
Как сохранить здоровье школьника?
статья по теме
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи обычно советуют родителям, что делать, чтобы сохранить в нормальном состоянии здоровье их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_zdorove_shkolnika.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сохранить здоровье школьника?
«Здоровье до того перевешивает
все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля».
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи обычно советуют родителям, что делать, чтобы сохранить в нормальном состоянии здоровье их детей.
Перед поступлением в школу нужно пройти углубленный медицинский осмотр в детской поликлинике, посетить педиатра, окулиста, невропатолога, стоматолога и лор-врача. В конце учебного года рекомендуется обязательно проверить у ребенка зрение, осанку. Если он часто болел простудными заболеваниями, то нужен осмотр педиатра. Очень важно организовывать летом оздоровление ребенка в соответствии с рекомендациями врачей.
Как известно, все болезни от стрессов. Поэтому сначала надо подумать о том, не испытывает ли ваш ребенок в школе постоянное психологическое напряжение. Ведь именно оно может спровоцировать и неуспеваемость, и даже болезни.
Как реагировать, если ребенок говорит:
- «Все! Больше в школу не пойду! Мне неинтересно!»
Можно ответить: «А что тебе интересно, расскажи». Ребенок должен понять по вашей реакции на его слова, что вы его услышали и поняли. Ему легче согласиться с неизбежным, когда не приходится доказывать и отстаивать свое право на переживания и мнение.
Можно сказать: «Ты устал, после каникул сразу втянуться в школьную жизнь трудно, я тоже после отпуска не сразу получаю удовольствие от работы, но это пройдет. Я рядом».
- «Меня не любят одноклассники!»
Сначала нужно попытаться узнать подробности, а дальше необходимо повернуть разговор так, чтобы обсудить сильные стороны ребенка, его плюсы и показать, что таких, как он, больше нет. Можно привести пример из своей жизни, о похожем случае, похожих переживаниях и проговорить о том, как вы справились.
- «На уроки к этой учительнице ходить не буду! Она мне не нравится (я ее боюсь)!»
Такие школьные ситуации всегда должны рассматриваться с трех сторон — ребенка, родителей и учителя. Часто дети, жалуясь, манипулируют родителями. Поэтому нужно разбираться. Сначала выслушайте ребенка, дайте ему понять, что его чувства вы понимаете и разделяете. Затем спросите у него, как может выглядеть эта ситуация со стороны учителя. Если бы он был на его месте, то как бы поступил. Спросите, как ребенок сам видит решение проблемы, если ходить на уроки все равно придется. Дайте ребенку возможность самому проанализировать ситуацию и найти решение.
Если же вы видите, что уроки этого учителя являются стрессом для ребенка на протяжении времени, нужно идти на беседу в школу.
Важно! Дома родители никогда не должны негативно отзываться о школе, учителе.
- «Вот начнут ставить оценки, и я буду получать только 5!»
Родители делятся на тех, кому важны знания ребенка, и тех, кому важен внешний результат (оценки).
Говорите ребенку, что оценка — не самоцель, что надо просто учиться и овладевать знаниями, а это значит, что не всегда и не все получится сразу. Нельзя культивировать роль оценки в семье. Кто гонится за «пятеркой», живет очень в большом стрессе, а детей нужно беречь.
- «У меня ничего не получается! У всех «пятерки», а я никогда их не получу!»
Нужно сказать, что не всегда и не у всех все получается сразу, это норма жизни. Здесь можно привести примеры из своей школьной жизни. При этом лучше сказать «у тебя все получится», нежели «не всем быть отличниками». Это будет эффективнее.
Как сохранить зрение?
Уроки в школе, напряженное чтение и письмо, а после занятий не прогулка на свежем воздухе, а мультфильмы по телевизору или игры за компьютером. Результат предсказуем — у школьников уже к третьему классу начинаются проблемы со здоровьем.
Чтобы сохранить зрение:
— до 7 лет ребенку вообще не стоит сидеть за компьютером. Ученики 1 — 4 класса могут непрерывно работать за компьютером 15 минут, в 6 — 7 классе — 20 минут. Важно не экономить на мониторе: он должен быть обязательно жидкокристаллическим, с хорошим разрешением. Чем хуже монитор, тем быстрее устают глаза;
— младшим школьником можно смотреть телевизор не больше 40 минут в день! Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2 — 5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана;
— нужно организовать правильное освещение. Свет на рабочий стол должен падать с левой стороны, вечером на столе обязательно должна стоять лампа (оптимально — 60-ваттная лампочка, покрытая матовым абажуром, которая также ставится с левой стороны). При этом остальная часть комнаты не в полумраке, а тоже освещена. Контраст света может привести к ухудшению зрения у ребенка. Лучше всего отказаться от верхнего освещения и использовать несколько бра, чтобы получить рассеянный свет.
Самые простые упражнения для глаз:
Важно: каждые 1 — 2 часа (а для первоклашек — каждые 20 минут) нужно переключать зрение, т.е. смотреть вдаль 5 — 10 минут.
Для снятия зрительного напряжения не менее двух раз в день стоит делать вот такие упражнения:
— сидя на стуле, как можно шире раскрыть глаза, затем крепко их зажмурить — повторить 4 — 5 раз;
— в течение минуты попеременно переводить взгляд с близлежащего объекта на отдаленный.
Комплекс упражнений для улучшения зрения
1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него — глаза легко «соединятся».
7. Частое моргание глазами.
8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Каждое упражнение повторять не менее шести раз.
Хулигана кормим арбузами, рассеянного школьника — мясом!
Стресс, переутомление и напряженная учеба — все это провоцирует развитие у школьников гастритов и других проблем с желудочно-кишечным трактом.
Что делать, чтобы избежать неприятностей?
— Ребенок обязательно должен завтракать, причем день должен начинаться не только с бутербродов, но и каши.
— Прием пищи должен быть через каждые 3,5 — 4 часа. (Поэтому не забывайте давать ребенку в школу еду. Рассчитывать на то, что школьник купит на карманные деньги что-нибудь полезное для желудка, не стоит. Скорее всего, все ограничится покупкой орешков и напитка.)
— Питание должно быть разнообразным, избегайте фаст-фуда!
Чем кормить, если школьник…
Нельзя: колбасы, сосиски, копчености, мясные консервы, в которых есть такие добавки: нитрат калия (Е-252), нитрат натрия (Е-251) и нитрит натрия (Е-250). Они придают изделиям стойкий «мясной» розовый цвет, их количество изготовители строго дозируют, не допуская превышения. Но, накопившись в организме подростка, они могут провоцировать раздражительность и немотивированную агрессию.
Нужно давать: геркулесовую кашу на завтрак (в нее можно добавить ложку пшеничных отрубей). Она очищает организм от всего ненужного, а в пшеничных отрубях много магния, который обладает успокаивающим действием. Много магния и в белой фасоли, шиповнике, пшене, моркови, орехах, арбузах.
…легковозбудимый, у которого проблемы с засыпанием
Нужно: идеальный вариант для ужина — индейка. Если есть время, хорошо сделать ее с грецкими орехами. Белое мясо индейки содержит много триптофана и витамина В3, а грецкие орехи дополнят ужин витамином В6.
Перед сном — чашка горячего молока с медом
Нужно: продукты, богатые витаминами группы В и Е, а также холином — блюда из печени, почек, беконной свинины, мяса домашней птицы, яиц, бобовых, зелени. Полезно заправлять винегрет и салаты нерафинированным подсолнечным маслом. Из сладкого — халва или печенье с кунжутом. Все эти продукты богаты витамином Е.
Улучшает память и марганец — он есть в зеленых овощах с листьями, в горохе и свекле.
…часто в плохом настроении
Нужно: продукты, богатые витамином РР и фолиевой кислотой (витамин В9). Сельдерей, морковь с абрикосами или курагой, зерновой хлеб, свежая рыба, морепродукты, финики, инжир, чернослив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иванова Автор — учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа «Сохрани здоровье».
Материал для родителей.
Беседа с использование здоровьесберегающих технологий. В доступной форме рассказывается о значении зрения, о строении глаза, о необходимости беречь зрение.
Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностях человеческой жизни.Познакомить детей с правилами,помогающими сохранить здоровье.
С введением в 1 классе новых стандартов второго поколения, наша школа тоже перешла в 2011 учебном году на новые стандарты (ФГОСы) в 1 классе. Работаю по программе «Школа России». Одним из .
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи.
Протокол родительского собрания № 4 от «26» декабря 2018г. «Сохранить здоровье – сохранить жизнь».
Источник
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник