Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе.
статья на тему
Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Очень часто учитель активно занимается вопросами повышения эффективности и качества обучения и не уделяет должного внимания вопросам здоровьесбережения, в образовательном процессе. «Ничего так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье и, наоборот, слабое здоровье мешает ей» Ф.Бекон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе. | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе.
Актуальность опыта. Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Очень часто учитель активно занимается вопросами повышения эффективности и качества обучения и не уделяет должного внимания вопросам здоровьесбережения, в образовательном процессе. «Ничего так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье и, наоборот, слабое здоровье мешает ей» Ф.Бекон.
Решение вопросов здоровьесбережения участников образовательного процесса вызывает затруднение как у учителей, так и у учащихся. Это связано с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки. Крайне важным является переход от восстановления утраченного здоровья к его сбережению.
Сохраняя и укрепляя здоровье участников образовательного процесса, мы можем влиять на эффективность образования.
Новизна опыта. Конкретизировано представление о здоровьесберегающих технологиях для общеобразовательной школы; разработан инструментарий для измерения показателей физического здоровья и эмоционального благополучия школьника; установлена взаимосвязь между использованием в педагогическом процессе школы здоровьесберегающих технологий и состоянием физического здоровья и эмоционального благополучия школьника
Теоретическая значимость опыта. Рассмотрено понятие «здоровьесбережение», которое раскрывается, как процесс укрепления и сохранения здоровья, повышение ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Эффективность обучения рассматривается с позиции здоровьесбережения, при этом здоровьесбережение понимается как средство повышения эффективности образования.
Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности учителя средней школы в аспекте сохранения здоровья и формирования эмоционального благополучия учеников. Процесс здоровьесбережения позволяет сохранять и развивать ресурсы здоровья, что, в свою очередь, повысит эффективность обучения учащихся.
Педагогические технологии на уроках математики и физики в контексте здоровьесбережения.
Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, возникновение у учащихся состояния усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных и других заболеваний. В настоящее время учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Возникновение интереса к математике и физике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
— создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
— формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни;
— формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
— профилактика вредных привычек.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки . Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к изменению отношений к себе и своему здоровью.
Так, например, при изучении новой темы на уроках физики или математики ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель называет правильный ответ, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться, подпрыгнуть, присесть; если неправильный – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением, так же, возможны различные варианты.
Очень важно на уроках физики, чтобы ребята являлись участниками физических процессов и явлений. С этой целью мы инсценируем эти явления и процессы. Например, при изучении темы «Диффузия», девочки играют роль молекул духов, а мальчики – молекул воздуха. Показываем явление диффузия – ребята смешиваются, двигаются хаотично по классу. Тот же метод разрядки на уроке при изучении темы «Смачивание, несмачивание». Ребята делятся на три группы, молекулы поверхности, молекулы воды и молекулы, которые притягиваются сильнее (слабее) к смачиваемой поверхности. Мы моделируем, конкретные ситуации «Зонт и вода», «Нефть и перья птиц» и т.д. Ребята видят эти процессы на молекулярном уровне, и в то же время – это игра, разрядка, отвлечение формальной обстановки.
На уроках геометрии, ребята очень часто не могут пространственную ситуацию перевести на плоскость, поэтому в 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Итак, назову основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
— рациональная плотность урока;
— в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
— количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
— в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
— необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
— на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
— нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
— необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
— необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Итак, здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья – это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Е сли мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Источник
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников.
статья по теме
Выступление на ШМО о необходимости сохранеия здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
Здоровье в обществе в последние годы начинает занимать одно из первых мест в иерархии потребностей человека. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.
Актуально также воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности при сочетании с валеологическим образованием каждого человека, начиная с самого раннего возраста, и просвещение родителей в области строительства здоровья детей и подростков в семье.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья — я могу ;
- для психического — я хочу ;
- для нравственного — я должен .
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50% ? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. Ведь не секрет, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т. е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.
Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Ситуативная тревожность разрушает динамику мозга. Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Работоспособность зависит от ряда факторов:
- психофизилогия личности учащегося:
- время реакции на сигнал, с
- память,
- внимание,
- скорость переработки информации;
- функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т. д.);
- возраст и год обучения;
- социально-бытовые;
- воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
- психологический климат, совместимость, нейротизм;
- режим дня;
- методология;
- учебный фактор.
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т. д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он “работает на резервах организма”
Внешние факторы могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками.
И такой фактор, как воздушно-тепловой режим , в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума , он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.
Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы.
Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики — сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.
Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателей умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.
Сам процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости — задача сложная и решение ее должно быть комплексным — педагог, семья, коллектив школы.
Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему — четвертому уроку.
УТОМЛЕНИЕ — это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.
Различают две фазы утомления:
I фаза проявляется признаками возбуждения, повышенной двигательной активностью, дефицитом внимания (это охранительное возбуждение является защитной реакцией организма).
II фаза в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости, сонливости (указывает на резкое напряжение ЦНС, напряженное охранительное торможение).
В охране здоровья ребенка важно не исключение утомления как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления, поскольку переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к не
Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению — длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8—12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15—25 минут.
На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.
- ослабление активного торможения — потягивание, отвлекаемость;
- ослабление процессов возбуждения — снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень, и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:
- 1-я часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,
- 2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,
- 3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.
Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую часть отводит на опрос домашнего задания.
Фазу вырабатывания можно сократить ситуацией игры.
Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.
Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.
Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.
Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки. В 1-х классах в 1-ю четверть рекомендуется проводить физминутки дважды за урок на 10—15-й и 25—30-й минутах. Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность физкультминуток — 40—60 секунд.
Источник