Меню

Здоровье школа дети учителя

Роль педагога в здоровье сберегающей педагогике.
статья по зож (1, 2, 3 класс) по теме

Роль здорового образа жизни актуальна всегда. Для учителей эта статья станет небольшим конспектом-напоминанием в проведении уроков и мероприятий.

Скачать:

Вложение Размер
zozh.docx 18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в здоровье сберегающей педагогике.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровье сбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить:

— высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;

— способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;

— знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека;

— основ здоровья, здорового образа, жизни (ЗОЖ);

— владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровье сберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;

— умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Что педагог должен уметь:

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

2) владеть основами здорового образа жизни;

3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;

4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5) прогнозировать развитие своих учащихся;

6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровье сберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровье сбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровье сбережения должным образом.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1) изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;

2) изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

3) изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровье сберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Преемственность воспитания и обучения дошкольников и младших школьников

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого.

Преемственность, по мнению Я.А. Коменского, органически связана с принципами постепенности и систематичности в обучении и воспитании детей.

К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие ее формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы — 5-м классам.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя до школьного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год-два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений и навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Установлено, что с переходом детей из дошкольного учреждения в школу количество локомоций существенно снижается. При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что в этот период движения приобретают важную роль в жизни детей.

Интересно, что ни один взрослый человек не в состоянии сделать в сутки столько движений, сколько дети шестилетнего возраста, что, в свою очередь, отражается на формировании ребенка.

Формируется скелет ребенка: начинают быстро расти ноги, изменяется форма позвоночного столба, а вместе с тем и расположение ребер. Детский позвоночник и межпозвоночные хрящи отличаются большой эластичностью, поэтому в этом возрасте очень важно обращать внимание на позу ребенка за партой, не разрешать носить ему тяжести. При нарушении этих правил могут возникнуть боковые искривления позвоночника — сколиозы. При поддержании определенной позы основное напряжение ложится на скелетные мышцы. В связи со статическим напряжением этих мышц уменьшается кровоток и приток питательных веществ, за счет чего в крови накапливаются продукты обмена, отсюда быстрая утомляемость ребенка при статической работе.

Немаловажное значение в этом возрасте имеет образование условных рефлексов, связанных с движением. Ученые доказали (Н.Ю. Бабаев), что они в этот период образуются довольно быстро, и двигательные навыки, если в их основе лежат условные рефлексы, значительно устойчивее. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение, как фактор, способствующий физическому развитию и воспитанию личности в целом. «Без движений невозможно ни познание природы, не тем более переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания» (К.М. Быков).

Системный характер функциональных отклонений в здоровье младших школьников способствует понижению выносливости, повышению утомляемости детей, а также нарушениям в их физическом и функциональном развитии. Итогом отмеченного обстоятельства является нарушение осанки, сердечнососудистые и нервно психические дисфункции.

Анализируемая проблема резко обостряется на современном этапе НТР в связи с дальнейшей интенсификацией учебного процесса. Попытка введения различных форм организации двигательной активности в учебном процессе младших школьников и увеличение их продолжительности принимались неоднократно, но сложившаяся система школьного обучения, ориентированная в основном на успеваемость школьников, рассматривает двигательную активность в структуре урока, как ограничивающую и отнимающую время, необходимое для умственной работы. Поэтому применение различных форм двигательной активности в начальной школе носит бессистемный, даже спонтанный характер. Характерная черта работы учителей начальных классов – многопредметность. В классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал начальной школы. В этой ситуации легко определить какие предметы могут временно дополнять учебный материал друг друга. Эта специфика открывает широкие возможности для осуществления меж предметных связей. Еще Я.А. Коменский говорил: «Все, имеющее связь, преподавать во взаимной связи».

Если в учебном процессе будут использованы формы преемственности и перспективности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников, а также реализованы меж предметные связи с необходимым дидактическим обеспечением (дидактические подвижные игры и упражнения на уроках в начальных классах, физкультминутки и физкультурные паузы), то эффективность учебного процесса значительно повысится, так как это будет способствовать повышению качества жизни детей младшего школьного возраста (что особенно важно, поскольку к моменту поступления в школу значительная часть детей уже имеет значительное отставание в своем физическом развитии), а также закреплению знаний по другим предметам.

Источник

Здоровый учитель — здоровые дети.
материал по теме

Сегодня государству нужны здоровые граждане. Перед педагогами страна ставит очень серьезные, порой сложные задачи. Для успешного решения поставленных задач, необходимо чтобы учитель был здоровым, ведь современные условия жизни выдвигают перед учителем большие требования: организм подвергается постоянной все возрастающей эмоционально — психологической нагрузке. Учитель также должен обладать соответствующим комплексом знаний и навыков по укреплению и поддержанию собственного здоровья и здоровья детей. От того, кто и как будет учить наших детей зависит то, как мы будем жить завтра.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovyy_uchitel.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Ускова Н.Ю., Ермакова Г.И.

Здоровый учитель для здоровых детей

Здоровье — самое главное в жизни человека. Сегодня государству нужны здоровые граждане. Перед педагогами страна ставит очень серьезные, порой сложные задачи. Для успешного решения поставленных задач, необходимо чтобы учитель был здоровым, ведь современные условия жизни выдвигают перед учителем большие требования: организм подвергается постоянной все возрастающей эмоционально — психологической нагрузке. Учитель также должен обладать соответствующим комплексом знаний и навыков по укреплению и поддержанию собственного здоровья и здоровья детей. От того, кто и как будет учить наших детей зависит то, как мы будем жить завтра.

Данная проблема очень актуальна в нашей школе. Средний возраст наших учителей — 46 лет, увеличивающееся количество экспериментов в образовании, снижение роли семьи в воспитании и обучении детей, все это приводит к увеличению эмоционально-психологической нагрузки и, как следствие, к синдрому эмоционального выгорания. Осознав важность происходящего, мы взялись за оздоровление нашего коллектива.

Провели диагностическое социопсихологическое исследование психических процессов, приводящих к синдрому эмоционального выгорания у членов педагогического коллектива, который показал следующие результаты. Повышение уровня тревожности у педагогов к 40-50- годам. У 40% диагностируется легкая депрессия ситуативного или невротического характера, что свидетельствует о наличии раздражителей в личной, социальной жизни или профессиональной деятельности. У 11% диагностируется субдепрессивное состояние (к 40-50 годам увеличивается количество педагогов с субдепрессивным состоянием). 83% членов педагогического коллектива в своей деятельности мотивированы на успех, хотя отмечается увеличение количества педагогов, мотивированных на неудачу к 50-60 годам.

Так как средний возраст педагогов нашей школы превышает 45 лет, а возможности омолаживания коллектива отсутствует, то синдром эмоционального выгорания угрожает большинству членов нашего коллектива и назрела насущная необходимость срочной коррекционной работы с членами педагогического коллектива.

Мы проанализировали факторы риска современного образования (по данным РАО) и выяснили, что решающим для нашей школы выступают психолого — педагогические факторы:

— психологический климат в школе, классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

— стрессовая педагогическая тактика (тактика педагогического воздействия)

— стиль педагогического общения учителей в коллективе и учителей с учащимися;

— степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учителя и учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);

— личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

— состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

— обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения;

— степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

— низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

В 2012 году мы обратились к заведующей кафедрой педагогики и психологии Надежде Алексеевне Солововой, которая помогла нам наметить пути решения проблемы, разработать программу «Здоровый учитель – здоровые дети».

Работу начали с просветительской деятельности, в рамках которой провели тематическое совещание «Здоровый учитель – здоровые дети», для мотивации педагогов к работе, объяснением модели здоровья учителя, как г лавное условие реализации программы — мот и вация на здоровье и здоровый образ жизни через рег у лярное воспитание соответствующей культуры здоровья:

—физической — управление движением;

—физиологической — управление процессами в теле:

—психологической — управление своими ощущени я ми и внутренним состоянием;

—интеллектуальной — управление мыслью и размыш лениями, направленными на совершенствование позитив ных нравственно-духовных ценностей.

Цель нашей работы — создание условий для формирования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется согласно комплексно-целевому плану по следующим направлениям:

Организация сотрудничества и заключение договоров с градообразующими предприятиями, СИПКРО, медицинскими и спортивными организациями. Нас поддержала администрация муниципального района. Начали оформление портфолио педагогов с результатами психодиагностики – для отслеживания динамики. Оформление информационных стендов — как реклама здорового образа жизни учителя

Почти невозможно контролировать каждую стрессовую ситуацию в нашей жизни, но можно контролировать многие наши реакции на стресс. Естественно, что это весь тяжело, но возможно. Так что основной принцип борьбы со стрессами — постоянный самоконтроль. В ходе тренингов учителя легко научились пользоваться несколькими простыми советами, следуя которым можно научиться преодолевать неприятные жизненные ситуации:
1. Постарайтесь быть по жизни философом (а когда это необходимо, вспоминайте про чувство юмора, через его призму жизнь видится гораздо проще);
2. Не встречайте стресс в боксерской стойке. Представьте, что вы либо облако, либо бестелесное существо, через которое пронесется негатив и не «застрянет».
3. Старайтесь смотреть на все со стороны. Так легче держать себя в руках.
4. Никогда не жалуйтесь. От этого легче не станет. Но, однако, это не значит, что не нужно рассказывать о своих проблемах близким, тем, кто вас понимает и поддержит. Разговор помогает снять напряжение и проанализировать ситуацию рассказчику.
5. Не тратьте зря время на тревоги и опасения, ищите положительные стороны событий.
6. Старайтесь любить себя больше, чем вы до этого делали.
7. Не находитесь в состоянии неподвижности, ищите выход. Кроме вас никто вашу проблему не решит.
8. Помогайте другим. Житейский опыт может вам пригодиться.
9. Не отчаивайтесь и не переставайте бороться.
10. Умейте отделять факты от внутренних убеждений.
11. Посмотрите на ситуацию по-новому, с иной точки зрения, чем та, которая была у вас до этого.
12. Учитесь отдыхать, находясь в стрессовых ситуациях. Физические нагрузки помогают на время «отключиться» от проблем. Это очень хороший метод отдыха для мозга.
13. Не употребляйте алкоголь с целью утопить в нем свои беды. Это лишь усугубит ваши проблемы.
14. Просто замечательно, если у вас есть хобби. Обычно любимые увлечения помогают расслабиться и приносят массу приятных эмоций.
15. Думайте позитивно. Настраивайте себя на положительный результат, итог.
16. Используйте самовнушение. Можно написать список предложений, положительно влияющих на ваше эмоциональное состояние.
17. Кричите или плачьте. Иногда это бывает очень полезно и необходимо.
18. Слегка надавите на виски. Массирование нервов облегчает боль и устраняет различные недомогания.
19. Слушайте музыку. Ничто так не расслабляет и не успокаивает, как позитивная музыка.
20. Считайте до десяти. Прежде чем среагировать на ситуацию, сосчитайте до десяти про себя. Такая пауза дает возможность взять себя в руки.
21. Примите горячую ванну (можно добавить травяные сборы). Горячая вода очень хорошо расслабляет.
22. Прогуляйтесь по местности с красивым пейзажем. Радующая глаз картина расслабляет и сглаживает негатив.
23. Составьте список ваших удовольствий. Затем выберите что-нибудь из этого списка и займитесь этим.
24. Займитесь чем-нибудь глобальным. Например, сделайте ремонт. Обычно, такие серьезные перемены очень хорошо отвлекают от проблем и очень часто помогают не только взглянуть на происходящее с новой точки зрения, но и найти выход из ситуации.
25. Во время стрессового периода постарайтесь не употреблять чай и кофе, так как эти напитки являются мощными стимуляторами нервной системы
26. Если вы совершенно не в состоянии себя контролировать и вас посещают мысли о самоубийстве, то это весомый повод, чтобы обратиться к помощи психолога или, хотя бы, позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи.
Поддержка и сопереживание лучше всего проходит среди тех, кому вы действительно доверяете. Только такие люди смогут стать для человека плечом и опорой в сложной жизненной ситуации. Нужно всегда помнить, что безвыходных положений не бывает. Таким образом, у нас в коллективе образовалось несколько референтных групп, в которые вошли педагоги приблизительно одного возраста.

Педагоги школы посещают занятия по волейболу, фитболлу, каланетике, бассейн. Участвуют в районных сборных по футболу, волейболу, плаванью. Приглашаем узких специалистов для лечебных процедур–массаж. Для педагогов создаются условия для поездки в санатории, даже во время учебного процесса. Медосмотр педагогов по программе диспансеризации.

Организация экскурсий, поездок в театр, на концерты в г. Самару, Корпоративные мероприятия, которые вот уже 4 года не проводившиеся в нашем коллективе, после начала реализации программы возобновились. Выезды на природу (за грибами) , дни Здоровья («Веселые старты» с шефами, родителями и др.). Участие в общественной жизни поселения и муниципалитета.

Повышение квалификации. Аттестация рабочих мест в соответствие с требованиями.

Комплектование нагрузки и ее распределение. Оказание методической помощи в организации УВП, в реализации ФГОС, подготовки к профессиональным конкурсам.

Это еще только наши первые шаги в реализации программы. Мы хотим, чтобы педагоги школы обладали сформированными компетенции в области здоровьебсережения и здоровьеформированиясвоего здоровья и здоровья субъектов образовательного процесса.

  1. Алексеев А.В. Искусство управлять собой. Воронеж, 1994
  2. Соловова Н.А. Технология формирования педагогических команд в образовательных учреждениях. Теория. Тренинг. Диагностика. Самара, 2007
  3. Соловова Н.А. Мониторинг эффективности эксперимента «Апробация вариативной модели регионального компонента базисного учебного плана. Самара, 2009
  4. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления стресса. Воронеж, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учеба-это нелегкий труд,в процессе которого школьники сильно устают,поэтому грамотный педагог должен выстроить учебный процесс таким образом,чтобы труд приносил учащимся радость новых открытий.

Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья детей.Развитие у детей интереса к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.Воспитание любви к физической культу.

Здоровье — самое главное в жизни человека. Для успешного решения поставленных задач, необходимо чтобы учитель был здоровым, ведь современные условия жизни выдвигают перед учителем большие требов.

Ни для кого не секрет, что профессия уитель является стрессогенной, духовно опасной. Но, не стоит забывать о том, что педагог-ключевая фигура учебно-воспитательного процесса.

Социально-образовательный проект направлен на сохранение психического и физического здоровья учителя.

Здоровье педагога – важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитать ответственное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребенка.

Чтобы учить детей и чувствовать радость, видеть жизнь в светлых тонах, учитель должен быть здоров душой и телом.

Источник

Читайте также:  Мои простые правила здоровья
Adblock
detector