Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
статья по теме
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_-_glavnaya_cennost_semi_obshchestva_gosudarstva_chelovechestva.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тришкина В.М., преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье зависит от следующих факторов:
50% — образ жизни
20% — экологическая обстановка
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.
По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.
Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.
Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.
Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества». «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».
Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.
Влияние семейного фактора: частые конфликты, ассоциальность поведения родителей, денежный барьер, отсутствие организации жизни, сниженность питания, безнадзорность в быту, неправильное отношение к ребенку, подавленность личности, физические наказания, низкий уровень физиологической сопротивляемости, авторитарность родителей, низкий уровень подготовленности к школе.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов.
Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.
Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.
Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования. Ведь именно со здоровья начинается успешное обучение.
Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.
2. Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
3.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988
Источник
Проект «Здоровье детей»
Социальный проект «Здоровье детей»
Социальный проект «Здоровье детей» реализован АНО «Малыш и семья» совместно с Союзом педиатров России, Научным центром здоровья детей РАМН, Комиссией по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни, экологии, развития благотворительности и милосердия Общественного совета ЦФО и Национальным фондом развития здравоохранения в 2009-2913 гг.
Целевая аудитория проекта
Проект был реализован на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Цель проекта: поддержка семей с детьми и охрана здоровья матери и ребенка.
- повышение статуса семьи в обществе
- повышение семейных ценностей
- воспитание духовно-нравственных традиций семейных отношений
- содействие в борьбе с депопуляционными тенденциями в России
- пропаганда идей здорового образа жизни в семье
- стимулирование женщин на рождение детей
- обучение женщин вести здоровый образ жизни в течение всей беременности и после рождения ребенка
- обучение молодых родителей уходу за ребенком
- обучение молодых родителей воспитанию здорового и счастливого ребенка
- объединение беременных и родивших женщин для общения и обмена опыта по рождению и воспитанию детей
- создание единой адресной базы данных и сайта для последующих рассылок информации по воспитанию малыша и сохранению здоровья всей семьи.
Содержание проекта
Информационно–образовательное направление:
- распространение учебных, информационно-образовательных материалов и книг «Мама и малыш» в женских консультациях и родильных домах
- организация консультаций врачей-педиатров, психологов
- работа бесплатной телефонной «горячей линии»
- работа информационно-образовательного интернет-сайта с целью возрождения семейных ценностей, рождения детей и сохранения здоровья семьи
- адресная и электронная рассылка учебных, информационно образовательных материалов и подарков для всей семьи
- организация и проведение праздников здоровья для всей семьи.
- бесплатное распространение среди родителей предметов первой необходимости, учебных и информационно-образовательных материалов для сохранения здоровья ребенка и всей семьи в женских консультациях и родильных домах РФ
- адресная почтовая рассылка для всей семьи
- организация и проведение праздников здоровья с распространением подарков для всей семьи.
- Анкетирование женщин в женских консультациях и роддомах для формирования и ежедневного пополнения базы данных мам, проведения мониторинга состояния здоровья матерей и детей,осуществления оперативной электронной и адресной рассылки учебных, информационно-образовательных материалов и подарков для всей семьи.
Реализация проекта в роддомах и женских консультациях
Каждая женщина при постановке на учет в женской консультации и каждая родившая женщина при выписке из роддома после заполнения анкеты получила от врача:
- книгу «Мама и малыш»
- учебные, информационно-образовательные материалы по сохранению здоровья ребенка и семьи, о важности ведения здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний
- рекомендации относительно ухода за ребенком
- материалы по воспитанию духовно-нравственных традиций семейных отношений
- предметы первой необходимости для себя и малыша.
Реализация проекта посредством «горячей линии»:
По телефону бесплатной горячей линии родители смогли получить:
- консультацию врачей-педиатров по здоровому образу жизни, сохранению здоровья семьи, уходу и воспитанию здорового и счастливого ребенка, методам профилактики и лечения заболеваний
- информацию о программах поддержки семей, реализуемых в Российской Федерации
- информацию о проведении мероприятий, праздников, направленных на сохранение семейных ценностей и здорового образа жизни
- подробности о реализации проекта «Здоровье детей» в своем городе.
Реализация проекта посредством электронной и адресной рассылки:
- Каждая готовящаяся стать матерью и родившая женщина, внесенная в базу данных мам, после заполнения анкеты в женской консультации или родильном доме получала по почте/через интернет-сайт учебные, информационно-образовательные материалы, книги «Мама и малыш», а также подарки для всей семьи в течение всего времени реализации проекта «Здоровье детей».
Результаты реализации проекта
- обучение родителей здоровому образу жизни
- обучение родителей уходу за ребенком
- обучение родителей воспитанию здорового и счастливого ребенка
- доступность для родителей информации по профилактике основных болезней детского возраста
- доступность для родителей информации о заболеваниях и лекарственных препаратах
- доступность для родителей лучших предложений в области медицины, страхования, питания, одежды, ухода за детьми, отдыха, безопасности и домашнего комфорта
- ориентация женщин на создание семьи и рождение ребенка
- формирование здорового образа жизни граждан
- улучшение здоровья нации
- улучшение демографической ситуации в Российской Федерации
- повышение семейных ценностей и статуса семьи в обществе
- воспитание духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Источник
Здоровье семьи, женщин и детей (FWC)
Кластер Здоровье семьи, женщин и детей (FWC) занимается вопросами, связанными с медико-санитарными потребностями уязвимых групп населения на всех стадиях жизни — от беременности и родов, в детстве и подростковом возрасте, в зрелые годы и в пожилом возрасте.
Главная цель и концепция
Целью кластера FWC является укрепление здоровья на протяжении жизненного цикла путем содействия странам и партнерам в области определения, разработки, осуществления и оценки подходов и мероприятий, способствующих улучшению здоровья и, тем самым, развитию человеческого потенциала. Конечным результатом будет улучшение здоровья на протяжении всего жизненного цикла.
Кластер работает со странами и другими партнерами над следующими задачами:
- женщины всех возрастных групп обладали, по возможности, наилучшим здоровьем; и женщины и мужчины достигли наивысший возможный уровень сексуального и репродуктивного здоровья;
- снижать смертность новорожденных и укреплять здоровье детей и подростков путем защиты от основных причин болезней и смерти, а также с помощью их профилактики и лечения; и
- способствовать улучшению здоровья и социального взаимодействия пожилых людей путем укрепления здоровья, оказания первичной, долговременной и паллиативной помощи и создания благоприятной окружающей среды.
Кластер FWC работает над достижением следующих целей во всем мире:
- безопасные беременность и роды для всех женщин, а их дети рождаются живыми и здоровыми;
- здоровое начало жизни для новорожденных;
- дети полностью реализуют свой потенциал;
- подростки имеют возможности для укрепления своего здоровья, а также для роста и развития в безопасной и благоприятной окружающей среде;
- женщины и мужчины ведут здоровый образ жизни, в частности в отношении сексуального и репродуктивного здоровья;
- все люди из групп риска защищены от болезней, предотвратимых с помощью вакцин;
- страны решают проблемы и реализуют потенциальные преимущества, связанные с их стареющим населением.
В кластере FWC размещается также объединенная Группа по учету гендерной проблематики, аспектов справедливости и прав человека, которая активизирует, поддерживает и координирует процесс институционального учета этих аспектов на всех уровнях ВОЗ.
Помощник Генерального директора
Флавия Бустрео
Помощник Генерального директора — Здоровье семьи, женщин и детей
Департаменты
Гендерные аспекты, справедливость и права человека (GER)
Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков (МСА)
Иммунизация, вакцины и биологические препараты (IVB)
Общественное здравоохранение, окружающая среда и социальные детерминанты здоровья (РНЕ)
Репродуктивное здоровье и научные исследования (RHR)
Старение и жизненный цикл (ALC)
Партнерства
Альянс по изучению политики и систем здравоохранения (HSR)
Глобальный альянс по кадровым ресурсам здравоохранения (GHWA)
Партнерство по охране здоровья матерей, новорожденных и детей (NMC)
Специальная программа по научным исследованиям, разработкам и подготовке специалистов в области репродукции человека (HRP)
Контакт
Family, Women’s and Children’s Health
World Health Organization
20 Avenue Appia
1211 Geneva 27
Switzerland
Источник