Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 3 — Категория «здоровье» в контексте развития гуманитарного знания |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | |||||||||
Категория «здоровье» в контексте развития гуманитарного знанияЗдоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, утрату профессиональной работоспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Как очень сложный и системный феномен, здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин. Современная жизнь характеризуется ростом «болезней века», обусловленных высоким ритмом жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, экологическим неблагополучием, стремительным темпом научно-технического прогресса и многими другими факторами. Современный специалист работает, как правило, в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и руководства, риска и прочих «радостей» служения делу. Но есть люди, у которых данная ситуация пробуждает скрытые ранее ресурсы, духовное совершенствование и успешную самоактуализацию. Поэтому актуальным является вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции?
Основываясь на взглядах К. Роджерса, других психологов гуманистического направления, можно заключить, что обобщенная модель психологического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты. Источник Проект-исследование «Здоровый образ жизни»За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни. Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников. Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем. Проектно — исследовательская работа МБОУ Школа № 1, 5 кл. учитель физической культуры Здоровый образ жизни и его элементы. …………………………………………………..…..….4 Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. А поскольку именно в детстве, закладывается модель поведения человека, мы считаем, что наше исследование и дальнейшие шаги по реализации проекта очень актуальны сегодня. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине. В процессе изучения материалов по теме мы увидели, что все авторы: Карачев П. Н., Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. и др. считают, что здоровый образ жизни – системное понятие. Необходимость ведения ЗОЖ связана прежде всего с внутренней мотивацией человека, с внутренней культурой и самосохранительным (или здоровьесберегающим) поведением. В статье Дружилова С.А. рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Феномен здорового образа жизни представлен как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья. Приводятся три составляющие психической модели индивидуальной здоровьесозидающей деятельности: образная, понятийно-логическая и действенная. Вайнер Э. Н. Рассматривает факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ. Зароднюк Г.В Ларионова М.Н. рассматривают составляющие ЗОЖ, приводятся рекомендации для самостоятельных занятий физической культурой и способы создания условий оптимальной работоспособности. Цель нашей проектно-исследовательской работы – изучить состояние здоровья семиклассников и создать условия для его сохранения. За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни. Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников. Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни. 3. Формирование здоровьесберегающей среды в классе. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ Далее мы обратились к изучению литературы о здоровом образе жизни и выяснили, что означает данный термин. Наиболее общим определением является образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление или сохранение здоровья. В научной литературе просматриваются следующие подходы феномену и характеризующему его понятию «здоровый образ жизни»: 1) Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. Можно выделить следующие два основных направления раскрытия содержания комплексного понятие «здоровый образ жизни»: а) как характеристика активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; б) как характеристика ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья. 2) Здоровый образ жизни как форма бытия, важнейшим фактором которого является проявление активности человека. Внутри этой градации можно выделить два вида проявления активности: а) Здоровый образ жизни как деятельность (система целесообразных действий) человека, создающая условия хорошего состояния его здоровья. б) феномен «здоровый образ жизни» как поведение человека (англ. health behaviors – «поведение здоровья») человека, которое базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактики заболеваний. При этом предполагается, что такое здоровьеохранительное поведение реализуется человеком вне работы. 3) Здоровый образ (стиль) жизни как форма (способ) организации всей жизнедеятельности человека; при таком понимании индивидуализированный здоровый образ жизни в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Конкретные исследования показали продуктивность такого подхода при изучении влияния эмоциональной, познавательной, поведенческой и практической (действенной) составляющих мотивации работников на здоровый стиль жизни. Так или иначе, но ЗОЖ базируется на взаимодействии между условиями и моделями целесообразной активности человека (деятельности, поведения). Формирование у человека адекватной модели активности способствует снижению риска возникновения заболевания и сохранению здоровья . [1] В разных источниках приводятся разные составляющие здорового образа жизни. Мы приводим достаточно широкий список элементов ЗОЖ:
Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – многоплановое понятие. Формирование здорового образа жизни идет на трех уровнях: социальном, инфраструктурном, и личностном. Пока будем работать на первом уровне, ведя информационно — просветительскую работу, занимаясь пропагандой ЗОЖ и одновременно создавать условия для его формирования. В работе мы хотим остановиться на двух элементах здорового образа жизни: на правильном питании и необходимой для поддержания здоровья двигательной активности, т.к., на наш взгляд, эти два направления в первую очередь необходимы человеку. Состояние окружающей среды неподвластны семиклассникам, вредными привычками, такими, как курение и пр. наши одноклассники пока не обзавелись. Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употребление только полезных продуктов питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным. Одним из принципов здорового образа является рациональное питание. Питание — процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, и должно быть четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма. Сейчас стали очень модны различные диеты: это и раздельное питание, и белковая диета и сыроедение, и голодание. Однако врачи-диетологи говорят о вреде этих модных течений. Даже при лечении ожирения используется только правильное, т.е. сбалансированное питание! Сегодняшняя жизнь полна соблазнами, время «сжалось» и события чередуются очень быстро. Люди постоянно находятся в стрессовом состоянии, т.к. необходимо очень много успеть за ограниченный промежуток времени. Поэтому очень часто вместо сбалансированного завтрака или обеда люди питаются фастфудом или вообще обходятся без приема пищи. При необходимости принимают лекарства с моментальным эффектом, но рано или поздно здоровье даст сбой. «Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.» — отмечают Г.В. Зароднюк и М.Н Лариононва. [2] Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:
Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков. Нами разработана памятка о здоровом питании. (Приложение 2.) Она содержит правила питания, рекомендации по потреблению различных продуктов и топ-10 вредных продуктов. Мы планируем распространить памятку пока среди 7-классников и очень надеемся, что ребята воспользуются нашими советами. Второй составляющей здорового образа жизни является двигательная активность. Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность. Гиподинамия (мышечное голодание) не менее опасна, чем кислородное голодание, чем недостаток пищи и витаминов. Разница лишь в том, что недостаток кислорода или пищи быстро ощущается и чутко улавливается организмом, вызывая целый ряд тягостных ощущений и симптомов. Двигательная же недостаточность до определенного времени развивается незаметно. Нередко она сопровождается даже приятными ощущениями. Установлено, что скелетные мышцы, если их не тренировать, дряхлеют уже у 30-летнего человека. Таким образом, недостаточная двигательная активность является серьезной угрозой здоровью и долголетию человека. Установлено, что люди, ведущие физически активный образ жизни, дольше живут, реже болеют атеросклерозом, гипертонией и ишемической болезнью сердца. Главным нашим инструментом является наше тело. Только с его помощью мы можем выполнять различные функции. Очень важно, чтобы тело было в порядке! Если у вас много свободного времени, то можно посещать различные кружки и секции, где используется двигательная активность. Но если вы – занятой человек, или идет урок, и вы выполняете напряженную работу? В этом случае может выручить маленькая зарядка для глаз или физминутка сидя. Мы нашли несколько физминуток для старшеклассников (и для глаз, и для позвоночника). Попробуем проводить их в классе. (Приложение 3) Двигательная активность разнообразна. В зависимости от склонностей человека можно выбрать конкретные физические упражнения. Но при выборе двигательной активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Основные требования к физическим упражнениям:
В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие. Информирование, пропаганда да даже устрашение малоэффективные способы вразумления нерадиво относящихся к своему здоровью людей, наиболее действенная тактика — осознание ими ценности жизни через собственный опыт болезней, проблем. В юности, молодости гораздо меньше людей, жаждущих беречь свое здоровье, чем в зрелом, пожилом возрасте. Бывает, «первые звоночки» заставляют некоторых спохватиться, пожалеть о бездумно проведенном прошлом, но может быть и так, что практически ничего не влияет на исправление человека, поэтому, например, у нас в стране столь невысокая продолжительность жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека: для достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности.
Физкультминутки для старшеклассников (по системе Мирзакарима Норбекова) Автор:Ковалев Геннадий Алексеевич,учитель физической культуры Ростовская область Аутомануальный комплекс (массаж) Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
Массаж ушных раковин Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой. Гимнастика для глаз Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Упражнения для шейного отдела позвоночника Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
Источник ➤ Adblockdetector |