Меню

Здоровье сегодня как предмет исследования

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 3 — Категория «здоровье» в контексте развития гуманитарного знания
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования 3
Категория «здоровье» в контексте развития гуманитарного знания
Психологическая адаптация детей-сирот в период обучения в ВУЗе
Все страницы

Категория «здоровье» в контексте развития гуманитарного знания

Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, утрату профессиональной работоспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Как очень сложный и системный феномен, здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Что же означает здоровье? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений здоровья. Можно выделить четыре модели определения здоровья:
а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;
б) биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;
в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной деятельности; социальным признакам придается приоритетное значение;
г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей; здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни.
Состояние здоровья устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических и географических условий.
Многие формулировки определения «здоровье» нуждаются в уточнениях и подвергаются критике за слабую практическую направленность. Исчерпывающего определения понятия «здоровье» пока ещё не существует.
Благополучие состоит из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека – это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и в своем будущем. Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье.
С учетом аспектов образа жизни и состояния организма выделяют:
физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;
— психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств;
— социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Современная жизнь характеризуется ростом «болезней века», обусловленных высоким ритмом жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, экологическим неблагополучием, стремительным темпом научно-технического прогресса и многими другими факторами. Современный специалист работает, как правило, в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и руководства, риска и прочих «радостей» служения делу. Но есть люди, у которых данная ситуация пробуждает скрытые ранее ресурсы, духовное совершенствование и успешную самоактуализацию. Поэтому актуальным является вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции?
Во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической психологии, крупнейшими учеными (Э.Фромм, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) стала изучаться проблематика здоровья личности, появились первые разработки психологических концепций здоровья.
В конце 1970-х гг. в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья. За сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в достаточно обширную и влиятельную область исследований и их практических приложений.
В числе приоритетных вопросов психологии здоровья является выявление психологического оптимума жизнедеятельности человека и выработка критериев его оценки и самооценки. Многие ученые сходятся во мнении, что в качестве центрального объекта исследований здесь должна выступать «здоровая личность». Соответственно, особое значение приобретает гуманитарное познание — изучение феномена здоровья с человековедческой позиции.
Гуманитарный подход обращен к духовному миру человека и представляет собой ценностно-смысловое освоение атрибутов человеческой жизни. Объекты гуманитарного знания постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения на одну проблему. Свидетельством этого являются работы по созданию психологических моделей здоровой личности, существенно обогатившие рациональный взгляд на проблему психического здоровья.
Центральным звеном, характеризующим «здоровую личность» является психологическое здоровье как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию человека, как с самим собой, так и между человеком и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом. Таким образом, психологическое здоровье способствует созданию гармонии между различными аспектами внутри человека: рациональными и эмоциональными, психическими и телесными, разумом и интуицией и т. д., а также между человеком и обществом. В то же время психологическое здоровье обеспечивает возможность полноценного функционирования и развития в процессе жизнедеятельности.
Здоровый человек способен реализовать свой потенциал, использует все свои способности и таланты, движется в направлении полного осознания себя и сферы своих переживаний. В этой связи К.Роджерс выделил пять основных характеристик здоровой личности.

  • Открытость переживанию, т.е. способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства.
  • Экзистенциальный образ жизни, предполагающий тенденцию жить полно и насыщенно в каждый момент существования, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее.
  • Организмическое доверие, то есть способность личности принимать во внимание свои ощущения, рассматривать их как основу для принятия решения, а не социальные нормы или суждения других. Таким образом, по мнению Роджерса, организмическое доверие есть достоверный источник информации, позволяющий решать, что делать и как поступать.
  • Эмпирическая свобода, то есть внутреннее чувство ответственности за свою жизнь, осознание множества возможностей выбора и способность сделать свой личный выбор, зависящий исключительно от самого человека.
  • Креативность, то есть богатые творческие возможности, которые находят свое применение в различных сферах.

Основываясь на взглядах К. Роджерса, других психологов гуманистического направления, можно заключить, что обобщенная модель психологического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. И как следствие из этого – глубокого убеждения о ценности человеческой жизни, как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимым качеством является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темного начала» в другом так же, как и в себе.
Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий своего поведения, так и поведения окружающих.
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».
В своем предельном выражении категория «психологическое здоровье» фиксирует антропоцентрический эталон здоровья, определяет направленность развития и характер актуализации собственно человеческого в человеке. Психологическое здоровье – это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития.
Образовательное учреждение оказывает существенное влияние на психологическое состояние детей. Анализ концепций психологического здоровья показывает, что они могут быть приняты как варианты содержательного раскрытия, интерпретации ориентиров и достижений образовательного процесса, связанных с личностным развитием. Представленная выше модель психологического здоровья человека с известной долей условности может отражать идеальные результаты образования. Это дает возможность рассматривать психологическое здоровье в качестве показателя эффективности образовательных стратегий; утверждать, что образование, обеспечивающее детям культурно и духовно наполненную среду, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой поддержания психологического здоровья детей. Вопрос реальных влияний современного образования на психологическое здоровье детей — это повод для специальных исследований и обсуждения.

Источник

Проект-исследование «Здоровый образ жизни»

За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни.

Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников.

Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать состояние здоровья ребят;
  • Выявить через анкетирование особенности их образа жизни;
  • Составить рекомендации по сохранению здоровья;
  • Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.

Скачать:

Вложение Размер
rodicheva_zozh.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем.

Проектно — исследовательская работа

МБОУ Школа № 1, 5 кл.

учитель физической культуры

Здоровый образ жизни и его элементы. …………………………………………………..…..….4

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. А поскольку именно в детстве, закладывается модель поведения человека, мы считаем, что наше исследование и дальнейшие шаги по реализации проекта очень актуальны сегодня.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине.

В процессе изучения материалов по теме мы увидели, что все авторы:

Карачев П. Н., Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. и др. считают, что здоровый образ жизни – системное понятие. Необходимость ведения ЗОЖ связана прежде всего с внутренней мотивацией человека, с внутренней культурой и самосохранительным (или здоровьесберегающим) поведением.

В статье Дружилова С.А. рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Феномен здорового образа жизни представлен как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья. Приводятся три составляющие психической модели индивидуальной здоровьесозидающей деятельности: образная, понятийно-логическая и действенная.

Вайнер Э. Н. Рассматривает факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.

Зароднюк Г.В Ларионова М.Н. рассматривают составляющие ЗОЖ, приводятся рекомендации для самостоятельных занятий физической культурой и способы создания условий оптимальной работоспособности.

Цель нашей проектно-исследовательской работы – изучить состояние здоровья семиклассников и создать условия для его сохранения.

За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни.

Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников.

Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать состояние здоровья ребят;
  • Выявить через анкетирование особенности их образа жизни;
  • Составить рекомендации по сохранению здоровья;
  • Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.
  • анализ литературы;
  • анкетирование;
  • теоретический анализ;
  • обобщение.

1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.

3. Формирование здоровьесберегающей среды в классе.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Далее мы обратились к изучению литературы о здоровом образе жизни и выяснили, что означает данный термин.

Наиболее общим определением является образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление или сохранение здоровья.

В научной литературе просматриваются следующие подходы феномену и характеризующему его понятию «здоровый образ жизни»:

1) Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. Можно выделить следующие два основных направления раскрытия содержания комплексного понятие «здоровый образ жизни»: а) как характеристика активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; б) как характеристика ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

2) Здоровый образ жизни как форма бытия, важнейшим фактором которого является проявление активности человека. Внутри этой градации можно выделить два вида проявления активности:

а) Здоровый образ жизни как деятельность (система целесообразных действий) человека, создающая условия хорошего состояния его здоровья.

б) феномен «здоровый образ жизни» как поведение человека (англ. health behaviors – «поведение здоровья») человека, которое базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактики заболеваний. При этом предполагается, что такое здоровьеохранительное поведение реализуется человеком вне работы.

3) Здоровый образ (стиль) жизни как форма (способ) организации всей жизнедеятельности человека; при таком понимании индивидуализированный здоровый образ жизни в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Конкретные исследования показали продуктивность такого подхода при изучении влияния эмоциональной, познавательной, поведенческой и практической (действенной) составляющих мотивации работников на здоровый стиль жизни.

Так или иначе, но ЗОЖ базируется на взаимодействии между условиями и моделями целесообразной активности человека (деятельности, поведения). Формирование у человека адекватной модели активности способствует снижению риска возникновения заболевания и сохранению здоровья . [1]

В разных источниках приводятся разные составляющие здорового образа жизни. Мы приводим достаточно широкий список элементов ЗОЖ:

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
  • Отказ от курения , наркотиков и употребления алкоголя .
  • Здоровое питание : количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
  • Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес ), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
  • Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
  • На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни .
  • эмоциональное самочувствие: психогигиена , умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление .
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм .

Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – многоплановое понятие.

Формирование здорового образа жизни идет на трех уровнях: социальном, инфраструктурном, и личностном. Пока будем работать на первом уровне, ведя информационно — просветительскую работу, занимаясь пропагандой ЗОЖ и одновременно создавать условия для его формирования.

В работе мы хотим остановиться на двух элементах здорового образа жизни: на правильном питании и необходимой для поддержания здоровья двигательной активности, т.к., на наш взгляд, эти два направления в первую очередь необходимы человеку. Состояние окружающей среды неподвластны семиклассникам, вредными привычками, такими, как курение и пр. наши одноклассники пока не обзавелись.

Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употребление только полезных продуктов питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным.

Одним из принципов здорового образа является рациональное питание. Питание — процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, и должно быть четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Сейчас стали очень модны различные диеты: это и раздельное питание, и белковая диета и сыроедение, и голодание. Однако врачи-диетологи говорят о вреде этих модных течений. Даже при лечении ожирения используется только правильное, т.е. сбалансированное питание!

Сегодняшняя жизнь полна соблазнами, время «сжалось» и события чередуются очень быстро. Люди постоянно находятся в стрессовом состоянии, т.к. необходимо очень много успеть за ограниченный промежуток времени. Поэтому очень часто вместо сбалансированного завтрака или обеда люди питаются фастфудом или вообще обходятся без приема пищи. При необходимости принимают лекарства с моментальным эффектом, но рано или поздно здоровье даст сбой.

«Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.

Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.» — отмечают Г.В. Зароднюк и М.Н Лариононва. [2]

Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:

  1. Еда должна быть разнообразной. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
  2. Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.
  3. Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя – это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время;
  4. Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
  5. Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
  6. Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;
  7. Кушаем богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
  8. Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
  9. Употребляем кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;
  10. Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.

Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Нами разработана памятка о здоровом питании. (Приложение 2.) Она содержит правила питания, рекомендации по потреблению различных продуктов и топ-10 вредных продуктов. Мы планируем распространить памятку пока среди 7-классников и очень надеемся, что ребята воспользуются нашими советами.

Второй составляющей здорового образа жизни является двигательная активность.

Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность.

Гиподинамия (мышечное голодание) не менее опасна, чем кислородное голодание, чем недостаток пищи и витаминов. Разница лишь в том, что недостаток кислорода или пищи быстро ощущается и чутко улавливается организмом, вызывая целый ряд тягостных ощущений и симптомов. Двигательная же недостаточность до определенного времени развивается незаметно. Нередко она сопровождается даже приятными ощущениями.

Установлено, что скелетные мышцы, если их не тренировать, дряхлеют уже у 30-летнего человека. Таким образом, недостаточная двигательная активность является серьезной угрозой здоровью и долголетию человека.

Установлено, что люди, ведущие физически активный образ жизни, дольше живут, реже болеют атеросклерозом, гипертонией и ишемической болезнью сердца.

Главным нашим инструментом является наше тело. Только с его помощью мы можем выполнять различные функции. Очень важно, чтобы тело было в порядке! Если у вас много свободного времени, то можно посещать различные кружки и секции, где используется двигательная активность. Но если вы – занятой человек, или идет урок, и вы выполняете напряженную работу? В этом случае может выручить маленькая зарядка для глаз или физминутка сидя.

Мы нашли несколько физминуток для старшеклассников (и для глаз, и для позвоночника). Попробуем проводить их в классе. (Приложение 3)

Двигательная активность разнообразна. В зависимости от склонностей человека можно выбрать конкретные физические упражнения. Но при выборе двигательной активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Основные требования к физическим упражнениям:

  • всестороннее воздействие на организм
  • доступность
  • безопасность
  • постепенное повышение нагрузки
  • положительное эмоциональное состояние

В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.

Информирование, пропаганда да даже устрашение малоэффективные способы вразумления нерадиво относящихся к своему здоровью людей, наиболее действенная тактика — осознание ими ценности жизни через собственный опыт болезней, проблем. В юности, молодости гораздо меньше людей, жаждущих беречь свое здоровье, чем в зрелом, пожилом возрасте. Бывает, «первые звоночки» заставляют некоторых спохватиться, пожалеть о бездумно проведенном прошлом, но может быть и так, что практически ничего не влияет на исправление человека, поэтому, например, у нас в стране столь невысокая продолжительность жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека: для достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности.

  1. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781
  2. Зароднюк Г.В , Ларионова М.Н. Основы здорового образа жизни студента.-Санкт-Петербург:Издательство Политехнического университета, 2016. Стр 10
  3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  4. Физическая культура : учебное пособие / В.В. Бобровский, Н.А. Светличная, А.И. Бобровская. — М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. — 60 c.
  5. Трещева О. Л., Карпеев А.Г.,Крижевецкая О.В. , Терещенко А.А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода. «Омский научный вестник» № 1 (125) 2014, стр.154
  6. Карачев П.Н. Формирование здорового образа жизни студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samgk.ru/files/sttk/officialdocs/konkursi/karachaev.pdf
  7. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academia-media.kz/ftp_share/_books/fragments/fragment_22724.pdf

Физкультминутки для старшеклассников

(по системе Мирзакарима Норбекова)

Автор:Ковалев Геннадий Алексеевич,учитель физической культуры Ростовская область

Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.

  • Точка на лбу между бровями.
  • По краям крыльев носа.
  • В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
  • В височной ямке (парные).
  • В области козелка (парные).
  • Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Массаж ушных раковин

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Потягивание ушных раковин сверху вниз.
  • Потягивание ушных раковин снизу вверх.
  • Потягивание ушных раковин назад.
  • Потягивание ушных раковин вперёд.
  • Потягивание ушных раковин в стороны.
  • Круговые движения по часовой стрелке.
  • Круговые движения против часовой стрелке.

Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой.

Гимнастика для глаз

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
  • Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
  • Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
  • Упражнение на аккомодацию.
  • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Скольжение подбородком по грудине вниз.
  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
  • «Сова»: поворот головы вправо-влево.
  • «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

  • «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
  • «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
  • Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
  • Круговые движения плечами вперёд и назад.
  • «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
  • Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Источник

Читайте также:  Всемирная организация здравоохранения здоровье детей

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector