Меню

Здоровье сбережение детей доу

Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях

Ольга Ермакова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях

Если человек воспринимает

свое здоровье как «долг» перед кем-то,

если смысл своего здоровья он видит

в возможности осуществить какое- то

важное дело, он сможет стать значительно

здоровее, чем тот, для кого здоровье

Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым — содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей).

По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.

Педтехнология будет оптимальной,если:

• ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

• ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)

Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую (образовательного учреждения). Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно — развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы.

Здоровьесберегающаясреда представляется как трехкомпонентная структура:

1. Предметная среда — хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности.

2. Коммуникативная среда — межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни.

3. Кррекционно — развивающая среда, оздоровительная среда — формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.

Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье, организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения. Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно — развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников — одно из основных задач детского сада.

В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение.Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т. е.Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

• строгое соблюдение режима дня;

• динамические паузы (физкультминутки);

• обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;

• спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к к негативным последствиям.

Читайте также:  Импликацией не является следующее суждение курить здоровью вредить

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:

*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;

*Упражнения на расслабление мышц лица;

*Упражнения на расслабление мышц шеи;

*Упражнения на расслабление мышц рук;

*Упражнения на расслабление мышц ног;

*Упражнения на расслабление всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток.Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ)— это игра, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.

Вывод: Основное направление здоровьесбережения в ДОУ — движение вперед на пути личносто- ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей. Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях Начинать работу по физическому воспитанию необходимо с определения уровня развития двигательных умений и навыков, то есть с диагностики.

Физкультминутки в дошкольных образовательных учреждениях Назначение физкультминуток в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Комплексы физкультминуток подбираются.

Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни» по курсу «Сохранение здоровья участников образовательного.

Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 412 г. Челябинска» «Здоровьесбережение детей младшего.

Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Консультация для родителей Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться информацией по проблеме здоровьесбережения в системе дошкольного образования. Я выбрала эту тему.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим.

Здоровьесбережение Здоровьесберегающие технологии-это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Здоровьесбережение дошкольников «Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями,.

Здоровьесбережение и образовательный процесс в ДОУ Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающие педагогические технологии нашего ДОУ реализуются.

Здоровьесбережение в ДОУ методом закаливания Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей. Самым эффективным способом для укрепления и сохранения здоровья является закаливание.

Источник

Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей)
консультация (старшая группа)

Что такое здоровье? Это не просто отсутствие той или иной болезни.

Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире. Значение начального жизненного этапа в дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека.

Читайте также:  Охрана здоровья основные социальные проблемы

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie_v_dou.docx 19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей)

Что такое здоровье? Это не просто отсутствие той или иной болезни.

Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире. Значение начального жизненного этапа в дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека.

Первые семь лет жизни – это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.

Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям. Задача педагога Взрослый человек, на которого возложена обязанность по воспитанию ребенка, должен: — привить ему ценностное отношение к здоровью; — научить отказываться от всего вредного для организма; — прививать чувство ответственности за свое здоровье.

Эти задачи должны решаться путем осуществления программы «Здоровьесбережение в ДОУ». Успешность ее выполнения зависит от системного подхода к решению данной проблемы, который использует в своей работе учреждение. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, должна проводиться согласно скоординированной политике, подкрепленной утвержденным комплексным планом действий.

Актуальность темы Согласно ФГОС, воспитатель в своей работе должен применять различные технологии здоровьесбережения в ДОУ. Этим он добьется решения приоритетной задачи, которая стоит перед современным дошкольным образованием, а именно — сохранения, поддержания и обогащения здоровья ребенка, педагога и родителей. Другими словами, всех субъектов учебного процесса, осуществляемого в ДОУ. Воспитание социально-адаптированной личности Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС включает в себя этапы по поддержанию физического состояния ребенка. И это очень важно. Ведь физическое здоровье детей неразрывно связано с их эмоциональным благополучием, а также здоровьем психическим. И только высокий уровень всех этих составляющих позволяет говорить о гармонично развитой личности. Программа по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС построена таким образом, что главенствующим в ней является принцип осознания того, что здоровый ребенок непременно является успешным. Добиться этого позволяет целая система мероприятий, направленных на физическое воспитание детей.

Применение педагогических технологий в настоящее время работа по здоровьесбережению в ДОУ является одним из самых приоритетных направлений воспитательного процесса. Как осуществить эти мероприятия? И здесь на помощь педагогу приходят здоровьесберегающие технологии. Стоит иметь в виду, что при определении здоровья ребенка не стоит останавливаться только на физической составляющей данного определения. В этом случае не стоит забывать о социально-психологической и духовно-нравственной стороне вопроса. Ведь здоровье – понятие многогранное. И оно включает в себя множество различных аспектов.

Здоровьесбережение ДОУ родителей и педагогов – это содействие в становлении культуры здоровья. В данное понятие входит поддержание физического состояния воспитателей, а также валеологическое просвещение пап и мам малыша. Здоровьесбережение в ДОУ с применением соответствующих технологий позволит значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. При этом такая программа сформирует у родителей и педагогов ценностные ориентиры, направленные на укрепление здоровья дошкольников. Но это возможно только в том случае, когда будут созданы условия для корректировки технологий с учетом конкретных условий, а также специализации учреждения. Кроме того, программа, направленная на здоровьесбережение педагогов ДОУ и родителей малышей будет формировать у взрослых положительные мотивации только в том случае, когда она будет опираться на статистический мониторинг физического состояния детей. При этом во все проводимые мероприятия важно вносить поправки, которые касаются интенсивности технологических приемов и обеспечения индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Только тогда все действия помогут достичь цели. Здоровьесберегающие технологии позволят сформировать у ребенка стойкую мотивацию, направленную на ведение активного образа жизни. В таком случае малыш будет жизнерадостен, открыт к общению и оптимистичен. Достижение поставленной цели является залогом успешного развития всего спектра качеств и свойств личности.

Разновидности педагогических технологий, что должен включать в себя план по здоровьесбережению в ДОУ? В него должны входить все мероприятия, направленные на использования различного вида здоровьесберегающих технологий.

— физкультминутки (динамические паузы);

технологии, имеющие эстетическую направленность;

— гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная; — оздоровительный бег;

— коммуникативные и развлекательные игры;

— занятия по теме «Здоровье»;

— технологии воздействия цветом, музыкой;

— сказкотерапия и т. д.

Этапы внедрения План по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется при прохождении нескольких ступеней.

Так, этапами внедрения подобных технологий являются:

1. Анализ физического развития и исходного состояния здоровья. При этом важно учесть уровень развития валеологических навыков и умений детей. Немаловажным фактором для проведения анализа должна стать и здоровьесберегающая среда, существующая в ДОУ.

2. Организация необходимого пространства.

3. Установление контактов с другими сотрудниками детского учреждения.

4. Самообразование воспитателя ДОУ по здоровьесбережению с изучением всех приемов и методик данного направления.

5. Внедрение различных форм работы по укреплению и сохранению здоровья различных категорий взрослых и детей.

6. Работа с родителями малышей, имеющая валеологическую направленность.

Все описанные выше технологии должны быть включены в план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения. Его действия в дальнейшем должны иметь комплексную направленность. Только в таком случае у ребенка сформируется привычка к ведению здорового образа жизни. Работа по внедрению данных технологий должна проводиться не только воспитателями. Необходимо, чтобы в ней принимали участие инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи, логопеды. Только в таком случае ребенок научится понимать собственные эмоции, начнет управлять поведением, а также почувствует и услышит свое тело.

Применение оздоровительных режимов, что еще должно предусматривать здоровьесбережение детей в ДОУ?

В эту программу непременно включаются:

— разнообразные оздоровительные режимы, среди которых гибкий и адапционный, по сезонам и щадящий;

— комплекс мероприятий развивающего характера, в который входит прохождение «дорожек здоровья», воздушное закаливание, хождение босиком, полоскание рта и горла, бодрящая гимнастика и т. д.;

— разнообразные физкультурные занятия;

— максимальное применение двигательного режима;

— профилактические мероприятия в виде ритмопластики, сухого бассейна, логоритмики, тактильных дорожек.

В план самообразования воспитателя ДОУ по теме здоровьесбережения непременно должен быть включен вопрос, касающийся организации рационального питания. Необходимо предусмотреть также целый комплекс мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье взрослых. Кроме того, вся деятельность педагога должна проводиться с соблюдением требований СанПиНа. Результаты внедрения педагогических технологий воспитатель, получающий самообразование по здоровьесбережению ДОУ, должен помнить о том, что работа над физическим и психологическим состоянием ребенка – это не отдельные периодические мероприятия. Внедрение в практику соответствующих технологий непременно должно стать идеологией всего образовательного процесса. Ведь его результатом станет создание определенной поведенческой базы личности, которая останется на всю жизнь. Итогом внедрения здоровьесберегающих технологий должно явиться:

— формирование необходимых навыков, содействующих ведению здорового образа жизни, как у детей, так и у взрослых;

— активное взаимодействие всех специалистов ДОУ по вопросам организации оздоровительной и физкультурной работы с малышами;

— проявление терпимости каждого из участников внедрения таких технологий в общий воспитательный процесс ДОУ;

— создание нормативно-правовой базы, рассматривающей вопросы оздоровления подрастающего поколения;

— внедрение в жизнь новейших научно-методических способов;

— организация процесса, направленного на сохранение физического и психического здоровья детей и на создание необходимого здоровьесберегающего пространства не только в ДОУ, но и в семье;

— сохранение и улучшение показателей здоровья детей.

Внедрение подобных педагогических технологий является одним из самых перспективных направлений работы образовательных учреждений. Эта совокупность приемов и методов обучения маленьких детей позволит добиться гармоничного развития личности без ущерба для их физического и психического развития.

При регулярном проведении физкультурных занятий у детей повышается иммунитет. Но как бы много мы, взрослые, ни делали для своих детей, хороший результат можно будет получить только после подключения к процессу оздоровления самого ребенка. Несмотря на свой возраст, он способен сделать многое для своего физического развития. Об этом малышу просто надо рассказать. Для достижения поставленной цели педагог проводит серию занятий под названием «Азбука здоровья». Их темы: «Мой организм», «Я и мое тело» и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свою работу по здоровьесбережения воспитанников объединила в единое целое: комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, оптимальные условий прибывания детей в ДОУ и современный подход к взаимоде.

Программа предназначена для завучей оздоровительных детских садов.

В работе представлен материал по работе с родителями в старшей группе детского сада.

Цель: прививать малышам привычку к здоровому образу жизни; познакомить детей с полезными свойствами некоторых овощей и фруктов, закрепить их названия и внешний вид; показать пользу спортивных игр.

Цель: формирование представлений об основах безопасного поведения, закрепление знаний режима дня в детском саду.Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения в детском саду; формироват.

Привлечь внимание родителей к важности активного совместного отдыха и игр детей и родителей в зимнее время года, в целях воспитания потребности здорового образа жизни, укрепления семейных отношений и .

Воспитатель: Масеева А.АЦель: Привлечь внимание родителей к важности активного совместного отдыха и игр детей и родителей в зимнее время года, в целях воспитания потребности здорового образа жизни, ук.

Источник

Adblock
detector