Здоровье сберегающую технологию деятельностного метода
Автор: Бебнева Инна Федоровна
Организация: МБОУ СОШ №1 г. Ковдора Мурманской области
Населенный пункт: Мурманская область, Ковдорский р-н, нп. Лейпи
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев
Стандарты второго поколения определяют переход от знаниевой парадигмы образования к системно-деятельностной парадигме. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет такое положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.
Свою работу по реализации здоровьесберегающих методик (технологий) я начала с анализа имеющихся условий по внедрению ФГОС в образовательном учреждении, классе, семье. Исходя из заказа родителей по обеспечению здорового образа жизни конкретно своего класса, изучила и подобрала методический инструментарий по программе кружка «Здоровье» (программа утверждена на педсовете, рассчитана на 4 года).
Всю свою работу разделила на несколько модулей. В каждом модуле прослеживается:
- • Знакомство с теоретическим и практическим материалом
- • Разминка логическая и физкультурная
- • Проектно-исследовательская деятельность
- • Моделирование игровых и познавательных ситуаций
Схема занятия состоит из мотивационного, информационного, познавательного, основного и итогового (рефлексивного) блоков.
Модуль «Физкультура и спорт» содержит вопросы физкультурно-просветительской и спортивной направленности. Этому могут помочь соревнования под названием «Спортивная копилка класса»; встречи с ветеранами спорта и ныне действующими спортсменами района; конкурсы знатоков олимпийского и спортивного движения; конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики; подвижные игры с бумагой и книгой, с карандашом и ластиком, с пакетом и мячиком, с партнёром и без, без предметов, тренинги активности; эрудированные игры «Правда ли?».
Модуль «Физкультура и спорт» неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием обучающихся. Обязательным элементом всех занятий является изучение традиций русского народа: праздников и народных игр. Например,
«Праздник русской берёзки»: народные игры «Ручеёк», «Жаворонки»; проект «Берёза – хвори угроза».
«В гостях у чая»: русская плясовая, игра «Скоморохи»; конкурс – подвижная игра «Наливаем чайник»; познавательная разминка «Узнай траву»; проект «Чай здоровью – лучший друг».
«Масленичные забавы»: подвижная игра «У дядюшки Трифона»; катание с гор на санках, тазиках; игры с канатом; хороводы.
Модуль «Безопасный образ жизни» посвящён знакомству с лекарственными растениями и безопасному поведению в природе. В этом модуле использую технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности. В рамках этого модуля выполнены проекты: «Сосна – кладезь витамина С», «Валериана и пастушья сумка – полезные травы».
Модуль «Здоровье и культура моей семьи» освещает аспекты здорового образа жизни:
- Правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;
- Достаточная двигательная активность;
- Балансированное в качественном и количественном отношении питание;
- Достаточный сон;
- Соблюдение режима дня;
- Закаливание;
- Вызывающие положительные эмоции формы досуга;
- Отказ от вредных привычек.
В рамках этого модуля проводится работа с «Паспортом здоровья», который ведётся с 1 по 4 классы. Проведены такие мероприятия: мини-исследование «Вредные привычки», творческая игра «Кристалл здоровья», игровая программа «Витаминка и её друзья»; проект – презентация «Разговор о правильном питании» (Тюнева Анастасия, 3 класс, 1 место по школе).
Вся информация размещается на стенде «Здоровячок».
Активными помощниками в моём классе несомненно являются родители. Они участвуют в акциях и спортивных и культурно-досуговых мероприятиях, тем самым создавая здоровый психологический комфорт в классе. Основная функция такого педагогического общения: сохранить достоинство ребёнка, принять ребёнка таким, каков он есть.
Результаты использования здоровьесберегающих методик (технологий) во внеурочной деятельности через занятия кружка «Здоровье» говорят сами за себя. Результаты опроса учащихся 3 класса.
На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения занятий кружка «Здоровье»?» учащиеся ответили следующим образом:
- Уроки проходят быстрее — 20%;
- Уроки стали интереснее – 27%;
- Повысилась активность на уроке – 10%;
- Изменились взаимоотношения с учителями – 6%;
- Улучшились учебные результаты – 14%.
Мнение учителей. Учитель английского языка: «Изменилась атмосфера урока. После двигательных упражнений учащиеся легче включаются в урок, активнее отвечают и выполняют учебные задания».
Учитель изобразительного искусства: «Повысилась результативность познавательной деятельности учащихся, появилось желание поучаствовать в уроке у тех ребят, которые часто пассивны».
Результаты мониторинга по здоровью учащихся с 1 по 3 класс
с 2016 по 2019 год
Таким образом, системно-деятельностный подход позволил добиться положительных результатов в реализации здоровьесберегающих методик (технологий) через программу «Здоровье» в рамках введения ФГОС НОО: число неболеющих детей увеличилось с 22% до 74% и сократилось число часто и длительно болеющих с 29% до 4%.
Источник
Здоровьесберегающие принципы деятельностного метода обучения.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_printsipy_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.docx | 29.24 КБ |
zdorovesberegayushchie_printsipy_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Охапкина Ирина Николаевна.
Выступление на МО учителей математики, физики и информатики.
Здоровье – первое и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. В российской педагогике и педагогической психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое (душевное) и нравственное (социальное). Все три типа здоровья, при их очевидном различии, тесно связаны между собой. Так, плохое физическое самочувствие отрицательно влияет на психику человека, психическое состояние непосредственно отражается на поведении человека в обществе, нравственной деградации личности может разрушить как психическое, так и физическое здоровье.
Лишь в последние годы педагоги, психологи и физиологи стали уделять пристальное внимание всем трем типам здоровья, и результаты проведенных исследований оказались шокирующими. Так, по данным Института возрастной физиологии РАОи НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в настоящее время среди учащихся здоровыми являются около 10%, разные функциональные нарушения имеют 50% и хронические болезни – 40% школьников.
Ребенок большую часть своей жизни проводит своей жизни. Поэтому управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей должна взять на себя именно школа по всем трем типам здоровья.
Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- пассивное восприятие знаний;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
- систематическая неуспешность ребенка;
- отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения – «объяснение» одно для всех;
- «разрывы» в организации учебного процесса (несоответствие технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся).
Именно педагогические технологии в первую очередь могут и должны обеспечить решение задачи поддержки и укрепления психического здоровья школьников. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствие методов обучения возможностям детского организма.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода обучения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;
- принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально-безопасного минимума;
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создании в коллективе атмосферы доброжелательности;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.
Таким образом, перечисленные принципы деятельностного метода являются механизмом решения задач формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом данные о здоровьесберегающем эффекте технологии деятельностного метода сочетаются с высокой результативностью усвоения содержания программы.
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Охапкина Ирина Николаевна.
Выступление на МО учителей математики, физики и информатики.
Здоровье – первое и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. В российской педагогике и педагогической психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое (душевное) и нравственное (социальное). Все три типа здоровья, при их очевидном различии, тесно связаны между собой. Так, плохое физическое самочувствие отрицательно влияет на психику человека, психическое состояние непосредственно отражается на поведении человека в обществе, нравственной деградации личности может разрушить как психическое, так и физическое здоровье.
Лишь в последние годы педагоги, психологи и физиологи стали уделять пристальное внимание всем трем типам здоровья, и результаты проведенных исследований оказались шокирующими. Так, по данным Института возрастной физиологии РАОи НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в настоящее время среди учащихся здоровыми являются около 10%, разные функциональные нарушения имеют 50% и хронические болезни – 40% школьников.
Ребенок большую часть своей жизни проводит своей жизни. Поэтому управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей должна взять на себя именно школа по всем трем типам здоровья.
Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- пассивное восприятие знаний;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
- систематическая неуспешность ребенка;
- отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения – «объяснение» одно для всех;
- «разрывы» в организации учебного процесса (несоответствие технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся).
Именно педагогические технологии в первую очередь могут и должны обеспечить решение задачи поддержки и укрепления психического здоровья школьников. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствие методов обучения возможностям детского организма.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода обучения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;
- принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально-безопасного минимума;
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создании в коллективе атмосферы доброжелательности;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.
Таким образом, перечисленные принципы деятельностного метода являются механизмом решения задач формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом данные о здоровьесберегающем эффекте технологии деятельностного метода сочетаются с высокой результативностью усвоения содержания программы.
Источник