Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста
Автор: Шебардина Людмила Дмитриевна
Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, — главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
Академик, хирург Н.М. Амосов сказал: «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
Многочисленные исследования последних лет показывают:
1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% — находятся в «третьем состоянии».
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
Еще одна из причин снижения здоровья — дети стали вести малоподвижный образ жизни. Больше их интересуют компьютер, телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им необходимо быть постоянно готовыми к изменениям в обществе, но сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Работая в школе более 20 лет, проанализировав причины заболевания школьников, я пришла к выводу о необходимости решить эту проблему с помощью внедрения здоровьесберегающей технологии. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.На данный период у меня сложилась определенная система использования этой технологии в работе.
В её основу положены основные задачи, которые я ставлю на первое место:
— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
— снижение уровня заболеваемости учащихся;
— сохранение работоспособности на уроках;
— формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Обобщая сказанное выше я, как учитель начальных классов поставила перед собой задачу: создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.
(обратите внимание на слайд, который отражает направления этой деятельности). Остановимся на каждом из направлений.
Создание здоровьесберегающей среды :
В классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей согласно СанПиНов.
Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по триместрам, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета, проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.
Классная комната оборудована техническими средствами обучения.
В учебном кабинете имеется уголок эмоциональной и психологической разгрузки – аквариум.
Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании.
Моя задача — убедить родителей, что необходимо соблюдать простые правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом в школу не каждому ребенку хочется кушать. И все ученики первого класса посещают столовую.
Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе
Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника, правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании методического совета школы и согласован с родителями.
(Слайд «Режим дня»)
Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года я составила расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.
Слайд (Расписание уроков в 1 классе )
Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние организма детей и, как следствие, на работоспособность.
При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации показывает проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.
На уроках часто применяю игровую технологию. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Широко использую нестандартные уроки: уроки – соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Часто на уроках организую групповую и парную работу, в ходе которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. В процессе работы дети размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто работают стоя. При проведении такой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а также решаются задачи здоровьесбережения.
Так же использую:
— фронтальный опрос с использованием мяча, шарика или какой-либо игрушки.
Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
— хлопанье в ладоши;
— сигнальные карточки различного цвета.
Для повышения умственной работоспособности детей я провожу физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
В состав физкультминуток я включаю:
— упражнение по формированию осанки,
-укреплению зрения, мышц рук,
— отдых позвоночника и другие.
Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.
Мною создан комплекс физкультминуток, которыми пользуются коллеги моей школы.
Наглядность, применяемая на уроке, способствует лучшему усвоению нового материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности активно использую компьютерные технологии. Применение компьютера на уроке, подготовка презентаций — эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучать, готовиться. Но, видя результат, не жалко, ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10 минут. Я не только на занятиях строго соблюдаю это правило, но и требую от родителей.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования. И работая по этой программе, я поняла, что именно она поможет мне сделать обучение современным, повысить качество обучения, свой профессиональный рост .
Большое внимание в своей работе уделяю учебно-исследовательским работам по теме «Сохранение здоровья». Мои ученики подготовили исследовательские работы по теме «Вредна или полезна жевательная резинка», «Тайны шипучей воды», где выступали на районных и республиканских конференциях. Бывали частыми гостями в гимназии № 19 города Саранска и являлись призерами. Считаю, такие исследовательские работы ориентируют учащихся на проблемы сохранения здоровья.
Здоровьесберегающая организация воспитательной работы
Реализуя свою технологию провожу классные часы по следующим темам «Учимся не болеть», «Мой паспорт здоровья», «Я и мои способности», «Дерево здоровья»
Уже несколько лет в нашей школе ежемесячно проходят Дни здоровья, где наш класс тоже принимает активное участие. Вместе с родителями организовываем весёлые старты, игры, конкурсы, походы. Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители с детьми моего класса принимают участие в районных и республиканских соревнованиях.
Думаю, что такие успехи достигнуты моими учениками и их родителями, благодаря своему личному примеру. Со школьной скамьи я занимаюсь спортом, защищала честь района и республики на соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. И в настоящее время я веду активную спортивную жизнь, бегаю на лыжах, увлекаюсь туризмом, участвую вместе со своим учащимися в спортивных играх и соревнованиях.
Видимо, поэтому администрация школы предложила в 2006 году с моими учениками организовать спортивный класс. Сейчас это учащиеся 9 класса, в этом году они стали чемпионами Мордовии по КЭС — баскету.
А следующий выпуск, сегодняшние пятиклашки, стали кадетским классом. Сейчас у меня первоклашки, и я постараюсь, чтобы из них выросли здоровые люди, увлеченные спортом.
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности.
Сегодня в начальной школе происходят большие изменения. Российское образование перешло на новые ФГОСы. Одним из компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Уже третий год я веду в 1- 3 классах занятия по внеурочной деятельности — секцию «Крепыши», на которых мы играем, проводим соревнования, выявляем самого сильного, быстрого, ловкого. Эти занятия способствуют укреплению здоровья детей. Но есть в классе одаренные в спортивном плане дети, им такой нагрузки маловато, и я стараюсь таким детям рекомендовать посещение спортивных секций. В предыдущем выпуске, многие дети посещали секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо. Ребята участвовали в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и добивались высоких результатов.
По начальным классам спортивные секции посещают — 30% учащихся. Нам учителям нужно как больше находить одаренных детей и направлять в спортивные секции. Может быть, среди них будущие Олимпийские чемпионы.
Мониторинг состояние здоровья учащихся и эффективности здоровьесбережение.
Ежегодно дети проходят плановый медосмотр врачами ЦРБ, рост и вес соответствует возрасту. Учитывая в работе показания медсестры школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю на родительские собрания медиков.
Внедрение в учебный процесс здорвьесберегающих технологий на протяжении 4 лет позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1 класс – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевания снизился до 16%.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Источник
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
статья
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole._.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Самое ценное у человека — это здоровье, именно оно обеспечит ему
долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и
укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и
духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам
обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый
Здоровьесберегающие образовательные технологии как
составляющей внедрения ФГОС ООО — это комплекс концептуально
взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов
обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного
из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья
– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного
учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным
образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья
учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете
внедрения ФГОС — сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных
технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и
воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения используются основные средства обучения: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
— отсутствие назидательности и авторитарности
— элементы индивидуализации обучения
— наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
— интерес к учебе, желание идти на занятия
— наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников
отмечаются функциональные отклонения.
Задача каждого учителя — изучить основы здоровьесберегающих
технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения
здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по обеспечению здоровья школьников в
образовательном процессе на уроке.
Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.
Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. Включение в урок специальных методических
приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует
больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ
жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,
что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
— выполнение требований СанПиН
— соблюдение этапов урок
— использование методов групповой работы
— использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
— оптимальная плотность урока
— индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
— чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
— оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы
— минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Какова же «Структура современного здоровьесберегающего
У каждого учителя свои методы, приемы.
Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть формулирует новые представления (это наиболее
информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Важное условие урока — это создание положительной психологической
атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие
здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого
возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые
влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в
рекомендациях по проведению урока:
— Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых
— Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
— Средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности – 7-10 минут.
— Количество видов преподавания (словесный, наглядный,
самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
— На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые
соответствовали бы видам работы.
— Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого.
— Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче
мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,
покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что
неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю
динамические игры и паузы, которые хорошо развивают
психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают
функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия
на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные
отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария
обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе
систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка
развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация
внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими
эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу
можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное
— Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,
треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается
эффективность работы всего мозга.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный
анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия
повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной
особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»
является то, что дидактический материал размещается на максимально
возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий
характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого
листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под
порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме
способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими
упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые
быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,
выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения
1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.
Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в
воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Носиком дышу, дышу глубоко,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с
различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их
копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.
Дети их повторяют.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих
напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения
на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Упражнение «Путешествие на облаке»
— Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и
выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако
медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши
лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое
место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное
и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,
выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также
можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») — закрыть глаза,
расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом
устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике
заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного
характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую
позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую
работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую
память, а также снимают утомления и дают возможность избежать
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,
предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –
произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует
общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной
Работа с текстом
1. Словарная работа.
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,
здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и
продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,
называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,
которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно
исполняются, давайте вместе скажем:
2. Контрольное списывание текстов о здоровье.
Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники
ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной
системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить
необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности
учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических
навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья
детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных
изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?
— снижение показателей заболеваемости детей
— улучшение психологического климата в коллективах
— повышение мотивации к учебной деятельности
— прирост учебных достижений
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,
хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым».
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной
программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому,
уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс.
Я постаралась описать систему своей работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе. С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». .
Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Одна из важнейших задач современного образования — помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема.
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа .
Источник