Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
автор: Кулумбегова Анна Васильевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №18 ст.Архонская»
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
МБДОУ «Детский сад №18 ст.Архонская»
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
Воспитатель: Кулумбегова А.В.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
Существует множество определений понятия «здоровье» . Воспользуемся нормативным определением, данным Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
- гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
- детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
- тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологическое просвещение детей и родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1)Подвижные и спортивные игры . Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
5) Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
7) Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.
8) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
- Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся :
1) Физкультурное занятие.
2) Утренняя гимнастика.
3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
4) Массаж и самомассаж.
Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
5) Точечный самомассаж.
6) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
7) Активный отдых.
8) Спортивные развлечения, праздники.
9) День здоровья.
10) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
- игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
- игры, направленные на коррекцию страхов;
- игры направленные на коррекцию агрессии;
- игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
- коммуникативные игры и т. п.
- Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия
2) Артикуляционная гимнастика.
6) Фонетическая ритмика.
Принцины здоровьесберегающих технологий :
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
А теперь к практическим аспектам.
Формы занятий, двигательная деятельность:
— с использованием профилактических методик;
— с применением функциональной музыки;
— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
— через оздоровительные мероприятия;
— создания здоровьесберегающей среды.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте большое внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Источник
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста
Елена Чумак
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Чумак Елена Вячеславовна
В статье рассказывается о формах и методах работы с детьми по формированию основ правильного питания и здоровьесберегающих технологиях.
Важные слова: здоровое питание, здоровьесбережение, гигиена питания, иммунитет и питание.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, низкий уровень двигательной активности семьи — все это не укрепляет здоровье ребенка, а ослабляет. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление здоровья детей, содействие их физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. А также проблема детского питания волнует нас в последнее время всё больше. За годы работы в детском саду мы обратили внимание на тенденцию ухудшения аппетита у детей. Именно поэтому, уделяем особое внимание этой проблеме. Зачастую родители в силу своей занятость предлагают детям пиццу, хот-дог, пепси-колу, «вредные» сладости, чипсы, сухарики — поэтому переступив порог детского сада ребёнок отказывается есть здоровую пищу: салаты, мясо, тушёные овощи, суфле, запеканки. Порой дети не знают этих блюд и как их есть, а питание ребёнка должно быть полноценным, с достаточным содержанием белков, жиров и углеводов, а также микроэлементов и витаминов. Их недостаток ослабляет иммунитет. Иммунитет ребёнка находится в прямой зависимости от качества питания, от достаточного содержания в пище витаминов.
Так как наше здоровье во многом зависит от питания, в своей группе мы проводим следующую работу. Стараемся красиво сервировать стол. В группе есть уголок дежурных. Дежурные надевают фартуки и пилотки, помогают помощнику воспитателя накрывать на столы. Тем самым приобретая практические навыки, которые очень пригодятся им в жизни. Когда приём пищи красиво обставлен, повышается аппетит, улучшается настроение, что имеет эстетически — воспитательное значение. Особое внимание уделяем гигиене приёма пищи: мытьё рук с мылом перед едой, ополаскивание лица, насухо вытершись садиться за стол.
Приём пищи всегда должен быть маленьким праздником, не следует портить детям праздничного настроения. Перед едой мы рассказываем детям о блюдах и продуктах, из которых они изготовлены; объясняем, что пища нужна как источник энергии и строительного материала.Используем художественное слово: стихи, поговорки, загадки, пословицы. Ведь приём пищи это не развлечение ни игра, а серьёзное дело, которым надо заниматься сосредоточенно. Вовремя и с аппетитом принимая пищу ребёнок «строит себя», понимая, что не следует отвлекаться от еды, набивать пищей рот. Организму легче переваривать пищу, когда человек думает о ней, обращая внимание на её вкусовые качества. Мотивируем детей на поощрение: вручаем наклейки за пустые тарелки, объявляем конкурс «Самый чистый стол».Во время еды совершенствуем навыки еды: учим правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку. Выходя из-за стола — тихо задвигать стул и благодарить взрослых.
Весной и осенью для профилактики простудных заболеваний и повышения иммунитета, мы предлагаем детям лук и чеснок.Устраиваем витаминные дни: родители приносят фрукты по желанию ребёнка. Даём напиток шиповника, который готовиться на кухне медицинской сестрой. Проводим гимнастику после сна и соленое закаливание.
Играем с детьми в дидактические игры: «Из каких растений изготовлены эти продукты питания?», «Дополни каждый ряд», «Готовим обед», «Мы ходили в магазин». Беседуем — «Знакомимся со своим организмом», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Как организм человека перерабатывает пищу», «Роль лекарств и витаминов». Читаем произведения соответствующей тематике К. Чуковского, В. Маяковского, А. Барто, С. Маршака.
Большую работу по питанию и оздоровлению детей проводим также с родителями. В раздевалке есть информационный стенд, папки-передвижки, на которых мы размещаем материал о правильном питании, о вредных привычках.
Весной мы предложили родителям поучаствовать в проекте «Будь здоров!». В рамках которого они проявили себя в викторинах, конкурсах, играх.Изготовили книжки самоделки: «Книга хорошего аппетита», «Чтоб здоровым подрастать – надо полезные блюда знать!», «Правильное питание – залог здоровья», «Приятного аппетита!». А также познакомились с «Экраном питания», на котором мы отмечаем, как ел ребёнок. Совместно с родителями и детьми провели развлечение «Как хлеб растёт». На родительском собрании показали непосредственно образовательную деятельность «Еда в удовольствие», презентацию «Здоровое питание детей».
Другим очень важным фактором здоровья является двигательная активность детей. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении.
В нашей группе есть физкультурный уголок с разнообразным традиционным и нестандартным оборудованием: султанчики, «тарелочки – шумелочки», «коррегирующие коврики», массажные дорожки, «осьминог», «разноцветные ручейки», «радуга». Это оборудование мы используем в оздоровительных целях.Здесь же находятся картотеки: утренней гимнастики, физкультурных минуток, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики, гимнастики после сна.А так же атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки, ленты. В нашем спортивном уголке есть альбом «Белгородские спортсмены — наша гордость». Рассматриваем с детьми альбом «Виды спорта».Играем в дидактические игры: «Что полезно для зубов, что не полезно», «Четвёртый лишний», «Спортивное домино», «Мой режим».Проводим беседы о физкультуре и спорте: «Зачем мы занимаемся физкультурой?», «Легко ли стать спортсменом?», «История появления мяча», «Здоровье — это спорт».Систематически проводим с детьми досуги и развлечения: «Волшебный обруч», «День здоровья», «Весёлые старты». В нашем детском саду есть солевая комната, которую мы регулярно посещаем.
Вместе с родителями провели праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Остров сокровищ». Эти праздники способствуют гармонизации детско — родительских отношений, развивают ребёнка и взрослого, формируют умение выполнять движения в детско — родительской паре. Эти мероприятия вызывают у родителей и детей ощущение радости и удовольствия от встречи друг с другом, от совместной двигательной деятельности, способствуют их эмоциональному сближению.
В уголке для родителей у нас есть консультации: «Здоровый образ жизни», «Как провести с пользой для здоровья ребёнка выходной день», «Закаляйся — если хочешь быть здоров!», «Играем вместе». Выпустили газету «Моя спортивная семья», где поместили фотографии из семейного альбома, отражающие спортивный досуг.
Главное в нашей работе – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с. 207- 208
2. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мир» Масалова Л. Л. Сан. – Пет. Детство – Пресс 2010 с. 35-42
3. «Разговор с матерью» Б. Спок Москва Издат. полит. лит. 1990 с. 293
4. Большая энциклопедия «Мать и дитя» Минск Современный литератор 2000 с. 553- 559
5. Сценарии спортивно-театрализованных праздников Н. И. Соловьёва, И. А. Чаленко Москва «Школьная пресса» 2008 с. 81-85
6. Журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2010 с. 43-44
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2016 с. 118-121
8. Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и занятия» Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников 1-7 лет И. А. Лыкова Москва «Сфера» 2009 с. 74
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с учётом здоровьесберегающих технологий Бюджетное Дошкольное Учреждение «Детский сад№3» Советского района г. Воронеж «Физическая культура становится средством тогда, когда она.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности «Ребёнок на улице» у детей старшего дошкольного возраста Цель работы: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в целом (об устройстве проезжей части, светофоре.
Формирование основ здорового образа жизни через реализацию современных здоровьесберегающих технологий. Формирование основ здорового образа жизни через реализацию современных здоровьесберегающих технологий. Подготовила воспитатель: Воронина.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.
Выступление на РМО «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических игр» Фотоотчет выступления на районном методическом объединении на тему «Формирование основ правильного питания у дошкольников посредством дидактических.
Педагогический проект «Организация правильного питания» для детей дошкольного возраста Педагогический проект «Организация правильного питания» Цель: формирование у дошкольников полезных навыков и привычек, связанных с правильным.
Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: — Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. — Дать сведения.
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО.
Источник