Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе
наталья немкова
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
Существует множество определений понятия «здоровье». Воспользуемся нормативным определением, данным Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
• гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
• детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
• тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• валеологическое просвещение детей и родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
2) Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
5) Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
7) Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.
8) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
1) Физкультурное занятие.
2) Утренняя гимнастика.
3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
4) Массаж и самомассаж.
Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
5) Точечный самомассаж.
6) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
7) Активный отдых.
8) Спортивные развлечения, праздники.
9) День здоровья.
10) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
• игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
• игры, направленные на коррекцию страхов;
• игры направленные на коррекцию агрессии;
• игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
• коммуникативные игры и т. п.
3. Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия
2) Артикуляционная гимнастика.
6) Фонетическая ритмика.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
А теперь к практическим аспектам.
Формы занятий, двигательная деятельность:
— с использованием профилактических методик;
— с применением функциональной музыки;
— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
— через оздоровительные мероприятия;
— создания здоровьесберегающей среды.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте большое внимание на питание!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Здоровьесберегающая технология это — система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Перед детским садом.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе МКДОУ Введение Болен – лечись, а здоров – берегись (русская пословица) Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе. Задачи: Формирование элементарных представлений.
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида села Аскино муниципального района Аскинский.
Самопрезентация «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе» Видео Уже 17 лет я работаю воспитателем МБОУ «СОШ №4» ДО №8 «Малыш», г. Прохладного, Кабардино-Балкарской республики. И сегодня я представляю.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Здоровьесберегающие технологии, используемые для речевого развития дошкольников «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им,.
Источник
Здоровьесберегающие педагогические технологии
ЕЛЕНА ГОРДЕЕВА
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические техно-логии». Введение понятия «здоровьесберегающие образовательные техно-логии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассмат-ривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогике, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспе кты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологи:
организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);
психолого- педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого- педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);
социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);
лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).
Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровьясубъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровье сберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечения высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровью, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
медико – профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно – оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно – ориентированного воспитания и обучения);
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения здоровьеобогащения педагога (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни);
сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно – игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж);
коррекционные (арт – терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно – развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используе-мых для достижения педагогических целей.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики.
Секреты доброты – необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
Секреты успешности (в делах и в жизни и вообще) – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
Секреты результативности – целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
Секреты соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.
Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик, возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.
Секрет истинности – интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.
Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегаю-щих технологий:
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса ДОУ;
учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
учета и развития субъективных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддерживания его активности, самостоятельности и инициативности;
субъект – субъективного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организаций педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он смог максимально реализоваться;
педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Мой «Янтарь» .
Презентация «Педагогические технологии в ДОУ» В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические.
Источник