Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.
консультация
Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.
Прежде чем рассмотривать здоровьесберегающие технологии, обратимся к показателям сравнительного анализа состояния здоровья детей, который проводился в НИИ гигиены и охраны здоровья детей. Показателями сравнительного анализа выявлена неблагоприятнаятендеция ухудшения здоровья детей за последние 10 лет. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, у детей раннего дошкольного возраста уже имеются: неврологические проявления, болезни органов дыхания, аллергические реакции, отклонения со стороны сосудистой системы, растет число детей с заболеваниями органов пищеварения и многое другое.
В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.
В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.
Основа здоровой среды пребывания малышей в группе — прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому, здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:
— Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)
— Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.
Для формирования двигательной активности детей в группе выделены три зоны. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, качалки, туннель-палатка, кольцеброс. В другой части группы — мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и др. пособия. (Необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста). В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.
С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.
1.Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность 10 минут.
Занятия проводятся в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. С соблюдением гигиенических условий.
2.Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка — игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.
3.Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!
Технологии сохранения стимулирования здоровья:
Физкультминутки— проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.
Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,
Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать.
Лапками похлопает, Действия согласно тексту.
Крепко свой бочок потрет
И опять гулять пойдет.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности.
Например: «Зайка беленький сидит…»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.
Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.
Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.
5. Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.
Пальчиковая гимнастика — проводитсяв разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.
Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка. Массаж среднего пальца – на кишечник. Массаж безымянного пальца – на печень. Массаж мизинца – на сердце.
6.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так», 6-7раз.
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к
губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф», 4 раза.
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох), 4 раза.
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд. И другие.
7.Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.
Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.
Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
( Играем с одеялом в «прятки»; поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «потягушечки-порастушечки»).
Тянем ручки, тянем ушки,
Ручкой облачко достали и немного выше стали!
Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.
Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.
(Повороты к подушке и назад).
А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!
(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).
А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком и попрыгайте легко.
(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно — сосудистую и нервную системы).
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох),
Ротиком подули (3-4 раза).
Солнышко вдыхаем — сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!
8. Гимнастика ортопедическая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а так же после сна. Рекомендуется в качестве профилактики болезней свода стопы и плоскостопия.
«Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело», — утверждал Гипократ. К сожалению, у современных детей «с фундаментом» возникает все больше проблем. Именно поэтому мы решили внедрить в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование:
— дорожки для профилактики плоскостопия;
-массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»;
— «косички» с узелками (по ним можно ходить);
— мелкие предметы, тонкие платки, шарфы (желательно из газа) – для захвата пальцами ног;
— массажные и простые мячи разных размеров идр.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
Елена Неклюдова
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
«Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста»
Здоровье ребенка — превыше всего…
и наша задача сохранить его.
Воспитать ребенка здоровым — значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Задачи здоровьесбегающих технологии:
• Создавать условия для своевременного и полноценного физического и психического развития.
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
• Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
• Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• Пропагандировать здоровый образ жизни.
Для сохранения и улучшения здоровья детей, мы используем следующие виды современных здоровьесберегающих технологий:
• Физкультурно-оздоровительные.
Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством мед. персонала ДОУ.Туда входит:
• мониторинг здоровья дошкольников (лист здоровья);
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
•организация профилактических мероприятий в детском саду: вакцинация от гриппа.
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты).
Чтобы противостоять различным вирусам и инфекциям, мы предлагаем родителем повысить иммунитета у детей, рекомендуем в детский рацион включать свежие овощи и фрукты. И так как маленькие дети часто отказывается от здоровой и полезной пищи, мы предлагаем родителям из гарнира, котлеток и овощей сооружать настоящие картины-аппликации, потому что такая креативная еда поднимет детям настроение и вызовет у них желание быстрее покушать.
В целях снижения заболеваемости детей мы проводим следующие профилактические работы: группу постоянно проветриваем, включаем кварц, в зимний период времени смазываем полость носа мазью виферон. В рацион питания включаем лук, чеснок, дети носят чесночный бусы.
С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности, мы разработали физкультурно-оздоровительные технологии, которая включает в себе разнообразные формы двигательной активности, которые вы можете прочитать на слайде.
Каждое утро мы проводим утреннюю гимнастику, которая вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. В группе имеется картотека утренней гимнастики, комплексы меняем через каждые две недели.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковую гимнастику проводим несколько раз в день, во время ННОД и в любое свободное время.
Чтобы снимать умственное и эмоциональное напряжение, во время ННОД, по мере утомляемости детей используем физминутки с длительностью 1- 2 минуты.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка очень нежная, поэтому во время ННОД и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы проводим дыхательную гимнастику, которая способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Мы учим детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).Для этого мы используем игры на развитие речевого дыхания: «Футбол» «Чья птичка дальше улетит!». «Шторм в стакане» «Катись, карандаш!» «Весёлые человечки с султанчиками», «Чудливый ветродуй» и т. д. В группе имеется картотека игр для развития речевого дыхания.
Для психического здоровья детей необходима сбалансирование положительных и отрицательных эмоций, поэтому во время перевозбуждения детей и перед сном и используем релаксацию. Включаем спокойную классическую музыку, звуки природы
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. 2 раза в неделю в спортивном зале инструктором физического воспитания проводятся физкультурные занятия в соответствии с программой.
1 раз в неделю наши дети посещают бассейн. Во время плавания мышцы активно работают. Кроме того, вода оказывает массажный эффект на все тело, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию. В водной среде отсутствуют статические нагрузки на мускулатуру скелета, минимизируются нагрузки и на позвоночный столб. Плаванье способствует равномерному распределению напряженности мышечного каркаса, что самым положительным образом сказывается на формировании правильной осанки.
Ежедневно на прогулке проводим подвижные и спортивные игры, в групповой комнате – игры малой степени подвижности. Мы используем игры на бег, прыжки, метание, ориентировка в пространстве. Такие игры способствуют укреплению многих систем организма (сердечной, дыхательной, опорно — двигательной, развитию двигательной активности. В группеимеется картотеки подвижных игр на развитие основных видов движения: бег, прыжки, метание, ориентировку в пространстве.
Ежедневно после дневного сна, проводим гимнастику пробуждения с длительностью 3- 5 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
СЛАЙД 17 Одно из основных направлений в оздоровлении детей является закаливание. С этой целью в летнее время года дети спят в маячках, при открытой форточке, во время сна в групповой комнате проводим сквозное проветривание, снижая температуру до 18С.
Для профилактики плоскостопия проводим босохождение по разным видам дорожек. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожки прекрасно массажирует ступни малышей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
На ладонях рук располагаются системы высокоактивные точки соответствующие всем органам и участкам тела. Регулярное воздействие на биологически активные точки рук и стоп способствует активации защитных функций организма. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Су-Джок терапия мы проводим с массажными мячами, бигудями, которые находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.
В группе имеется картотека игр с массажными мячами.
По работе с родителями используем анкетирование, беседы, консультации, буклеты, папки – передвижки, информационные листы с комплексами упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых в виде открытого мероприятия с родителями.В этом году мы провели 2 досуга: «Петрушка в гостях у ребят», «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие мероприятия устанавливают эмоционально-тактильный контакт родителей с детьми в процессе физического воспитания.
Вывод: Таким образом, комплексное осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий позволила нам уменьшить число заболеваний по сравнению с начало года. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем составляет 3 — 7 дней. Были дети, которые в течение года не болели ни разу. У детей отмечается положительный эмоциональный тонус, улучшилось взаимопонимание, общение, повысилась концентрация внимания во время занятий и игр.
Источник