Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного
Лариса Ипполитова
Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного
Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог — новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.
Здоровье — самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.
Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач (наслайде)
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Это технология признана научным открытием Академией медицинских наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.
Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?
Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. «Не усади!» – заповедь Базарного.
Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.
Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение снимает стресс, дает возможность ребёнку расслабиться.
Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.
Гимнастика для глаз полезна всем. В процессе занятий для разминок и фмзкультминуток, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий.
Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут
В нашей группе есть “Диаграмма” для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь зверей к транспорту. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость.Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево.
А вот этот тренажёр называется схема зрительно-двигательной траектории Базарного.
• Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно.
Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение.
Синий – цвет осуществления желаний.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
• «Обход»взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
o только глазами при неподвижной голове и туловище;
o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
•Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.
К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.
1. расслабиться и подвигать зрачками слева — направо; затем справа налево; повторить 3 раза;
2. медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;
А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.
3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.
Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.
Работаем мы в группе не долго по этой методике, но уже можно сказать, что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается интерес к знаниям. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Применение методики В. Ф. Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний, здоровье детей значительно улучшилось.
Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к ребёнку нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.
Источник
«Здоровьесберегающая технология по системе Базарного В.Ф»
консультация на тему
Я хочу поделиться с вами опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Вкратце скажу, что Базарнов это врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, который занимается профилактикой близорукости. Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания, как в детском саду, так и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика Базарного | 65.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Здоровьесберегающая технология по системе Базарного В.Ф»
Автор-составитель: Богачева Н.И.
Я хочу поделиться с вами опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Вкратце скажу, что Базарнов это врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, который занимается профилактикой близорукости. Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания, как в детском саду, так и дома.
И так 1 технология Базарного — режим динамических поз. Когда дети на протяжении занятия меняют несколько поз. Сидя за столом, стоя и даже лежа на ковре. При положении детей стоя, используем массажные коврики, на них дети стоят без обуви. Так как массаж стоп ног оказывает оздоравливающий эффект на весь организм в целом. На стопе имеется проекция всех органов. Такая технология повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы, и приносит огромное удовольствие.
Следующая технология Базарного –
деятельности в режиме подвижных
объектов и зрительных горизонтов.
Особенностью этой технологии является то, что дидактический материал размещается на максимально удаленном расстоянии от детей. Благодаря этому повышается эффективность зрительного восприятия. Например: не поворачивая головы, найдите в зале зеленое яблоко, мяч, цветок. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами. Для повышения активности детей используем подвижные сенсорно-дидактические подвески, которые развешаны под потолком в группе. На них закрепляем различные учебные объекты, например: геометрические фигуры, зимующие и перелетные птицы, овощи, фрукты и т.д. В ходе образовательной деятельности предлагаем что-то найти, проанализировать. Такая технология позволяет увеличивать двигательную активность детей в ходе образовательной деятельности. На занятии по математике мы применяем тренажеры с изображением цифр. Предлагаю вам нарисовать по ходу стрелочек цифры в воздухе пальчиком, ногой, локтем, плечом. Для снятия напряжения используем спираль с летящей бабочкой или снежинкой. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. Пользуемся диаграммой для разгрузки глаз. Например: дети прослеживают путь сказочного героя. Это диаграмму используем для закрепления пространственных представлений вверх-вниз, вправо-влево. А сейчас уважаемые родители, предлагаю вам вместе со мной сделать не сложный комплекс для глаз, который мы делаем с нашими воспитанниками.
1. Сделать глубокий вдох, наклоняясь вперед – выдох. 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем открыть. 4 раза.
3. Руки на пояс по переменно смотреть на левый и правый локоть. 4-5 раз.
4. Смотреть сначала на картинку, а затем на кончик своего пальца. 4-5 раз.
5. Руки вытянуть вперед и смотреть на кончики пальцев поднимая и опуская руки. 4-5 раз.
Базарнов В.Ф. выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так как наша группа смешанная то в дальнейшем в наших планах разделить игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию. У девочек будут все игры и игрушки, которые формируют женское начало, а у мальчиков – мужское. Игрушки для девочек будут учить их нежности, добру, скромности. А игры мальчиков — мужеству, храбрости, выдержке.
Благодаря творческому сочетанию здоровье укрепляющих технологий Базарного позволило нам увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Так же такие технологии помогают нам обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья.
Источник
Технологии здоровой жизни
Здоровьесберегающие технологии доктора Базарного
Система Базарного в действии
В 70-х годах ХХ столетия в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка.
Главной целью учёных и медиков, которые составляли основу нучно-исследовательской группы, стал поиск решений, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения. Ведь проблема деградацией психо-физического здоровья детей в ходе образовательного процесса звучит всемирным набатом уже почти 2 столетия. В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровее развитие детей, а так же подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.
Назовём лишь некоторые из основных факторов, подрывающих здоровье детей / взрослых в учебном и производственном процессах:
Переориентация видовой телесной вертикали, на которую подключёна работа не только органов чувств, но и генофонда на чуждый природе ребёнка (человека) сидячий динамический стереотип.
Систематическое пребывание тела в обездвиженности и, как следствие, формирование косно-закрепощённого динамического стереотипа (детей «овощей» — на этапе детства).
Угнетение активности генофонда на фоне подавления симпатической и доминирования эмбриональной парасимпатической активности в режиме согбенного тела с опущенной книзу головой.
Дезорганизация пространственной синхронизации электрических потенциалов коры головного мозга.
Дезорганизация скоординированной целостности тела («собранности»), угасание произвольно – волевых целенаправленных способностей и, как следствие, нарастание статических нейро — мышечных напряжений (стрессов – по Ганс Селье, 1936).
Возрастающие в поколениях статические нейро-мышечные напряжения и, как следствие, выгорание полевого генома.
Пресечение в режиме «близорукого» узкоформатного зрения свободы работы базового психогенетического механизма – зрительного сканера; распад утилизированных в память чувств образов мира.
Хроническая сенсорная депривация (депрессия).
Опираясь на результаты исследований проведённых Владимиром Базарным, его учениками и последователями была разработана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно — воспитательных режимов и технологий. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые 44 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения и полезные модели, имеющих положительные заключения научных центров РАН и РАМН. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были массово реализованы на практике.
Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом требования организма человека. Школьная мебель, известная как «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения получили глубокое научное обоснования и стали революционным подходом в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.
Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат.
Функциональное предназначение технологий
Запатентованных В. Ф. Базарным изобретений и полезных моделей, предназначенных для содействия здоровому, гармоничному развитию детей в грудничковом, младенческом, дошкольном и школьном периодах:
Подвесные музыкальные и физкультурно – оздоровительные люльки для повышения эффективности адаптации младенца к гравитационному прессу земли и гармоничного развития ребёнка на грудничковом этапе.
Техническое устройство для раннего развития ориентировочно – поисковых реакций младенца и за счёт этого повышения эффективности развития мозга и его функций.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у мальчиков мужественно – волевых качеств.
Технологии и технические средства обустройства среды для раннего формирования у девочек материнских и женственных качеств.
«Тактильная азбука» для повышения эффективности развития чувств и грамоты ребёнка.
«Жестово — образная азбука» для обучения грамоте и одновременного развития пространственного зрения и функций мозга.
Азбука и наборы подвижных слов и слов для игрового обучению ребёнка грамоте в режиме кукольного театра.
Дифференцированно ориентированное на мальчиков и девочек функционально — развивающее обустройство пространства вокруг детского дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.
Сообразное сенсорным ритмам обустройство учебно – познавательной среды.
Приёмы и технические средства раннего овладения чтением — письмом — рисованием в режиме развития чувства пространства и перспективы.
Сообразные природе эндогенных ритмов ребёнка «экологически чистые» образные прописи.
Технические устройства, предупреждающие утомление учащихся в процессе чтения и письма.
Набор различных типов мебели, обеспечивающие неутомительное обучение и выполнение зрительно – умственных работ в режиме малых форм двигательной активности.
Широкоформатное экологическое панно для обучения детей в режиме дальнего зрения и зрительно-образного моделирования.
Конструкции для одновременного развития зрительно – моторной реакции и овладения навыками ускоренного чтения.
Наборы технических средств для обучения художественно — образному чтению детей в режиме свободного перемещения в свободном пространстве.
Сенсорная матрица для раннего запечатления детьми пространственно-метрических отношений.
Настольные и напольные сенсорные конструкции для овладения детьми пространственно – геометрическим и образно- математическим мышлением.
Комбинированный учебный и физкультурно-оздоровительный класс.
Технические устройства коррекции возникших в процессе учёбы отклонений в развитии зрения и позвоночника.
Тренажёрная система для развития в учебном процессе зрительно – моторной реакции и вестибулярной стойкости тела и психики.
Источник