Здоровьесберегающее воспитание
§ формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
§ формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
§ формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья
Содержание, виды и формы деятельности
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
Медицинская сестра, классные руководители
Диспансеризация в детской поликлинике. Профосмотры детей в условиях школы.
Медицинская сестра, соц. педагог школы
Анализ пропусков занятий по болезни.
Медсестра, классные руководители.
2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.
Эстетическое оформление школы и классов.
Рациональное расписание уроков.
Таразанова С.В., методист
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям.
Захарова А.А., зам. директора соц.педагог, медсестра.
Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
Хохлова Т.В., соц. педагог
Проведение малых форм физического воспитания: физкультминутки, подвижная перемена.
3. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
Прививки детей согласно приказам Минздрава
Профилактическая работа во время эпидемий.
Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы.
Ваганова О.М., библиотекарь
4. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
Профилактика нарушения осанки на уроках.
Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций.
Участие школьников в районных и областных соревнованиях.
Источник
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
статья по физкультуре по теме
Одной из задач общеобразовательной школы на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровьесберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов.
Используя в своей педагогике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности (хореографии, спорте, музыке и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivacionnye_osnovy_zdorovesberegayushchego_vospitaniya_detey.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Одной из задач общеобразовательной школы на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, особенно дети с девиантным поведением, а также дети из групп риска и различных неформальных групп, где доминирует свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Известно, что наряду с приобретенными навыками культуры поведения (позитивного или негативного, асоциального) существует врожденные, генетически детерминированные мотивации, являющиеся тем базисом, на котором выстраивается конструкция личностно ориентированного поведения всей жизни человека. Следовательно, педагогам для успешной работы в сфере обучения и воспитания чрезвычайно важно знать и использовать в своей практике природные мотивации детей и подростков.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровьесберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности (хореографии, спорте, музыке и т.д.).
В комплексной оценке поведенческих реакций детей можно выделить следующие модули генетически обусловленных мотиваций:
-подчинение этнокультурным требованиям;
-подчинение микросоциуму (стиль поведения «Все как один»);
-стремление лидировать среди своих сверстников;
Так, дети от 3 до 7 лет переживают период доморального уровня нравственности. Их главным воспитателем является страх, они постоянно боятся наказания – реального или гипотетического, воображаемого. Самосохранение – это главная мотивация у малыша, помогающая ему избегать многие неприятные инциденты, которые могут ухудшить его здоровье.
Педагогу, работающему с детьми этого возраста, рекомендуется подкреплять и усиливать данную поведенческую реакцию посредствам игровой деятельности. В этом возрасте у детей слабо развито мышление, поэтому только в конкретной игре ребенок очень быстро усваивает определенный, воспитывающий вид поведения, который будет в дальнейшем определять его морольно-нравственный и культурный уровень.
Дети от 7до10 лет – прагматики. Они уже знают, что жизнь на земле для них не вечна, она когда-то закончится, но хотят прожить отведенное им время счастливо. В этом возрасте дети находятся на конвенционном соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. Это их главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья. Если они видят пример взрослых (прежде всего, своих пап и мам), видят, что они придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством и т.д., то дети копируют эти поведенческие реакции, они еще не совсем осознанно, но соглашаются с поведением взрослых.
Задача педагога в этот период развития ребенка состоит в тесном взаимодействии с родителями, ибо они (родители) – пока еще главный и основной пример для своих потомков. Также, разумеется, и образ жизни самого педагога может лечь в основу будущего поведения детей. Если педагог обучает культуре поведения, приема пищи, ношения одежды, говорит о вреде курения, алкоголя и т.п., а сам в это время небрежно одет, а в перерыве между занятиями курит на глазах у детей или даже появляется в общественном месте в нетрезвом виде – никаких положительных условных рефлексов. Следовательно, позитивных поведенческих реакций и мотиваций у ребенка не вырабатывается. Напротив, дети, видя негативный пример со стороны родителей, педагогов и подражая последним, будут именно так себя вести, как они наблюдали из наглядного примера окружающих их взрослых людей.
В этом возрасте у детей уже развито и образное мышление, поэтому на занятиях по сохранению и укреплению здоровья педагогам можно рекомендовать использование различных видов искусства как абстрактное отображение действительности.
Уровень нравственности у подростков 10-14 лет остается конвекционным, но они (подростки) уверены, что будут жить вечно. Это период полового созревания и сложнейшей психогормональной перестройки всего организма и разбалансировки ряда функциональных систем. В это время дети могут быть раздражительны без видимых причин, у них хуже, чем у детей младшего возраста, развита пространственная ориентация. Это период различных травм, ссадин, синяков, ушибов. В этом возрасте примером подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребята в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если ребенок в этом возрасте попадает в компанию курящих, как правило, он будет курить, с пьющими – пить или употреблять наркотики.
Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Педагогу и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми. Это сделать сложнее, нежели, зная закономерности морфофункционального развития детей, вовремя направить их на путь созидательной, творческой деятельности. Афоризм «Природа не терпит пустоты» необходимо помнить всегда.
Педагогам рекомендуется в своей воспитательной работе по «конструированию» здоровья делать акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей. Дети должны быть чаще на показательных занятиях, соревнованиях или бенефисных концертах других детей, видеть, чего они достигли, а, следовательно, могут достигнуть и они сами, утверждаться на примере здорового образа жизни и позитивных поведенческих навыков своих сверстников и даже более старших по возрасту детей.
Что же касается юношества, старшеклассников, то здесь здоровьесберегающий мотивации более разнообразны. Педагогам следует учитывать, что в этот период главная мотивация – самосохранение – еще не становится значимой. В то же время подростки уже начинают задумываться о своей будущей профессии, и у них доминирует автономный уровень нравственности. Поведение детей этого возраста пока еще определяется микросоциумом, но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы (старше 14 лет) уже знают многие социальные законы, им известно, что здоровому человеку легче получить престижное образование и сделать карьеру. В этом возрасте у детей мотивацией здоровьесбережения становится карьерные устремления.
В связи с этим педагог обязан во время занятий по сохранению и укреплению здоровья разъяснить детям, что здоровье – это не только самая важная ценность в жизни, но и что при наличии здоровья можно получить хорошее образование, как в нашей стране, так и за рубежом. Известно, что наиболее престижные частные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или даже при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.
После пятнадцати лет большое место в жизни молодого человека отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать сексуально мотивированное здоровьесберегающее поведение от 15до 20 лет. В этот период педагогу, занимающемуся вопросами сохранения здоровья и учитывающему в своей педагогической работе природные мотивационные установки, можно с успехом развивать темы гармоничного физического воспитания (силы, выносливости, ловкости, формирования красивой осанки, гигиены и эстетики одежды, медицинские аспекты профессиональной ориентации, престижа и безопасности тех или иных профессий, введение в наркологию и т.д.). В это время естественно будет восприниматься такие темы, как нравственность и здоровье, духовное здоровье и т.д.
В заключение хочется отметить, что проблема определения положительной мотивации учебной деятельности является актуальной, и будет находиться в центре нашего внимания.
Источник
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
Янина Позднякова
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.
К основным направлениям оздоровительнойдеятельности в нашем детском саду мы относим:
• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
• организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
• физическое воспитание детей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережениюнеобходимо следующее:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
• Оздоровительная гимнастика.
• Привитие детям гигиенических навыков.
• Физкультминутки во время занятий.
• Массовые оздоровительные мероприятия.
2. Работа с семьей.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Выступления на родительских собраниях.
• Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
• Проведение семинаров – практикумов.
• Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
• Посещение научно практических конференций освещающих проблемы оздоровления.
4. Создание условий и развивающей среды.
• Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:
— формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
— целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
— способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
— проведение одного занятия на свежем воздухе;
— в течение летнего оздоровительногопериода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
• диагностика физического развития;
• игры на свежем воздухе;
• спортивные праздники; развлечения, досуги;
• совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.
Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры.
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду,мы опираемся на принцип единства взаимодействия:
Родители ребёнок педагог.
Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
• упражнения после сна (в постели) для детей групп раннего и младшего дошкольного возрастов;
• босохождение по дорожкам «здоровья»;
Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.
Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.
Сложившаяся в ДОУ система воспитательно — оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
С целью реализации данной программы в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.
Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.
В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Они проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким либо причинам не желающие выполнять упражнения просто наблюдают или выполняют частично. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения на данный момент.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули «Гусеница», «Туннель Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала анкетирование). Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья».
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение- основа здоровья«, «Как выработать у детей правильную осанку«, «Зимняя прогулка» и т. д.).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.
Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.
Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.
Картотека считалок для детей дошкольного возраста За высокими горами Ходит Мишка с пирогами. — Мишка, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Дай отведать пирожок! — Пирожок не дорог.
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.
Лэпбук «Музыка» для детей дошкольного возраста Лэпбук по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Диканова Л. В. Цель — обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической.
Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Источник