Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ
Любовь Ворошева
Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ
«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
воспитатель МБДОУ N11
1. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО здоровьесберегающая предметно– пространственная развивающая среда.
2. Требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса,которая:
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;
создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей и социальных партнёровв образовательной деятельности.
3. Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106
4. При создании предметной среды в своем детском саду мы руководствуемся следующими принципами,определенными во ФГОС дошкольного образования:
полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
5. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом.
6. В настоящее время образовательное пространство нашего детского сада приводится в соответствие с требованиями ФГОС ДО, санитарными требованиями к условиям пребывания детей в ДОУ и конструируется как здоровьесберегающее, адаптивно – развивающее, обеспечивающее проведение педагогами систематических физкультурно — оздоровительных мероприятий с детьми, родителями.
7. Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.
8. В структуру здоровьесберегающего пространстваДОУ входят следующие компоненты:
1.Инфраструктура детского сада:
спортивный /музыкальный зал,
летняя спортивная площадка,
участки на территории д/сада.
2. Здоровьесберегающая предметно –развивающая среда:
Центры здоровья в группах,
Центры двигательной активности,
Центры экологического образования в старшей группе,
Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья,
Центры обучения ПДД,
Центры конструктивной деятельности,
Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.
В каждой группе есть место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.
3. Образовательно –методическая среда:
Образовательная программа ДОУ,
Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
Библиотека методической литературы,
Система работы с родителями,
Журналы Здоровья,
Картотеки оздоровительных технологий и игр,
Нетрадиционное оборудование для закаливания.
4. Здоровьесберегающее пространство для родителей:
Информационные стенды в группах,
Наглядно – информационный материал для родителей,
Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий,
Консультативная медицинская работа,
Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
При оснащении групповых комнат, физкультурного зала, мы учитываем
«Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, которые предполагают наличие содержательно-насыщенной,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей среды.
При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:
Санитарно – гигиенические требования,
Возрастные и индивидуальные особенности,
Федеральные государственные требования,
Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д.
Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, чтобы для детей было достаточно места для удовлетворения двигательной активности. В физкультурном зале все необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта. Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Хотя в нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако они ещё не полностью удовлетворяют требования ФГОС. Поэтому нам предстоит ещё много работы по оснащению предметно – развивающей здоровьесберегающей среды.
Мое пожелание: Что бы в нашем дошкольном учреждении эта задача решалась
через реализацию программ дополнительного образования детей:
— «Элементы корригирующей гимнастики».
ВЫВОД:Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким«. Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.
Формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации «№273 – ФЗ, в которой говорится.
Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ (Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.) дефектолог.
Моделирование игрового пространства в ДОУ Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Теремок» Моделирование игрового пространства в ДОУ Воспитатель.
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован.
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО как фактор внедрения ФГОС По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому.
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.
Создание музейно-образовательного пространства в ДОУ как средство социализации старшего дошкольника СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Мамедова Е. В., воспитатель Ковалева.
Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада Современная жизнь ставит перед человечеством всё новые и новые экологические проблемы. Велика вероятность того, что они будут возникать.
Выступление на педсовете «Расширение социокультурного пространства ДОУ» Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников связано.
Эффективная организация психологического пространства в ДОУ Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и.
Источник
Модель организации здоровьесберегающего пространства в ДОО
методическая разработка по теме
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства — комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально — нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovie_v_dou.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Жизнь в ХХΙ веке ставит перед нами много новых проблем, но, как и прежде, самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую очередь – приоритетная функция государства. Однако само здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди и условия жизни его окружают.
Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Позвольте представить Вашему вниманию модель организации здоровьесберегающего пространства на примере нашего образовательного учреждения.
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства — комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально — нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К характеристикам здоровьесберегающего пространства относятся:
- Морально — психологический климат .
Стратегию и тактику построения среды необходимо выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:
— в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе !»
— содействовать становлению ребёнка, как личности ;
— обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
— развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности ;
— знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас, взрослых, способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества
В каждом образовательном учреждении необходимо создавать здоровьесберегающие эколого — гигиенические условия , к ним относятся: соблюдение основных санитарно — гигиенических требований к оборудованию, освещению, вентиляции, озеленению помещений. Соблюдение гигиенических норм снижает утомляемость дошкольников, возможность нарушений осанки и зрения, риск аллергических реакций.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе необходимо обращать внимание на:
- личную гигиену;
- проветривание;
- влажную уборку;
- режим питания;
- правильное мытьё рук;
- обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
- полоскание ротовой полости после еды;
- ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
- Современный дизайн.
В ДОУ следует уделять особое внимание вопросам окраски и освещения интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.
Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми, соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.
- Рациональный режим жизни, труда и отдыха.
Образовательный процесс (режим дня) необходимо строить в соответствии с требованиями СанПин, обязательно выделять пространство для организации двигательной активности детей, создавая центры с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. А также, обязательно наличие центров уединения для отдыха детей, центров книги и т.д.
- Современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьсбережения.
Использование современных программ, методик и технологий, позволяет повысить качество системы работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих методик, программ и технологий .
- Медико — профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- Физкультурно — оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
- Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Для создания здоровьесберегающего пространства в нашем учреждении были определены следующие направления :
Создание условий для сохранения и обеспечения здоровья воспитанников. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей развивающей среды в дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ – это, прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий. В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование музыкального и физкультурного залов, бассейна, где проводятся ежедневно утренняя гимнастика, как важный элемент двигательного режима. А так же физкультура как основная форма обучения двигательным навыкам и умениям, музыкальные занятия и праздники. Помещение группы должно быть свободным для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей.
В группах должны находиться центры двигательной активности — уголок физкультуры, в котором есть различные атрибуты для самостоятельной двигательной активности, для совместных малоподвижных игр и развлечений. Разнообразие атрибутов повышает интерес к выполнению различных движений, ведёт к увеличению двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие, на состояние здоровья ребёнка.
Каждый педагог должен использовать различные виды гимнастик для снятия усталости после НОД, для закаливания, для профилактики или просто для поднятия настроения и тонуса. Поэтому в каждой группе должны быть картотеки различных гимнастик и т.д.
Не маловажное значение имеет и нетрадиционное физкультурное оборудование – массажные дорожки для восполнения нехватки тактильных ощущений, профилактики плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений. Шнуровки для развития моторики, мозаики, пазлы и т.д.
Обязательным условием является прогулка, правильная ее организация, прогулочное оборудование. На уличных физкультурных участках должен иметься комплект оборудования, предназначенный только для физического развития, для двигательной деятельности. Прогулка имеет оздоровительное значение. Прогулка способствует повышению организма к выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях, удовлетворять свои потребности в движении.
Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в нашем ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями. Вся образовательная деятельность планируется с учётом уровня умений и знаний, все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей, поэтому и работоспособность детей высокая.
Повышение компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения . Чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходим определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути. Для этого мы используем следующие формы работы по психологическому просвещению педагогов:
- методические совещания;
- семинары – практикумы;
- групповые и индивидуальные консультации;
- наглядная агитация;
- подготовка памяток;
- дискуссии;
- деловые игры;
- мастер-классы;
- метод анализа конкретной ситуации;
- проведение педагогических советов в нетрадиционной форме;
- круглые столы;
- посещение занятий направленных на здоровьесбережение ;
- подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы,
- изучение научно-методической литературы;
- выставки.
В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно – гигиенических условий.
Одна из основных функций управления – мотивирование педагогов на сохранение и своего собственного здоровья и здоровья воспитанников – отсутствие больничных листов и травматизма как детского, так и взрослого. Для этого в нашем учреждении используется материальное и моральное стимулирование персонала – денежные поощрения из фонда надбавок и доплат стимулирующего характера, публичное поощрения.
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения. Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых , которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей следует формировать и у родителей.
С целью валеологического просвещения родителей и вовлечения их в процесс создания условий для здоровьесбережения организуются следующие формы работы с родителями:
- Консультативный материал в родительском уголке
- Памятки
- Организация экскурсий в спортивные учреждения
- Участие в спартакиадах
- Круглые столы по вопросам здоровьесбережения
- Беседы
- Нетрадиционные формы работы с родителями
- Практические показы, практикумы
- Совместные физкультурные досуги, развлечения
Приобщение детей к здоровому образу жизни. Ну и конечно вся основная работа по здоровьесбережению направлена на воспитанников ДОУ. с целью формирования навыков здорового образа жизни мы используем в работе с детьми следующие формы:
- Утренняя гимнастика
- Физминутки во время НОД
- Пальчиковая гимнастика
- Динамическая пауза
- Ритмическая гимнастика
- Бодрящая гимнастика, дорожки здоровья
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Самомассаж, точечный массаж
- Релаксация
- Прогулка
- Подвижные игры
- Сюжетно — ролевые игры с включением динамического компонента
- Физкультурные занятия на улице, в зале, в бассейне
- Спортивные праздники и развлечения
- Двигательная активность на прогулке
- Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию у ребенка серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни: беседы, игры, чтение художественной литературы, просмотры видеофильмов.
Вывод: проблема приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного дня деятельности и одного человека. Поэтому стабильная положительная динамика показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность), а также устойчивое здровьесберегающее пространство в ДОУ может свидетельствовать о выполнении и общественного, и государственного заказа. Достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей работа возможна только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения и семья работают согласовано, целенаправленно.
- Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
- Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХІ века/Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2000. – 88с.
- Малахова С.Ю./Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство: теория и практика» — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012 ч.2 – 88 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
- Хомич Е. С. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 234-236.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал поможет при работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Одной из главных целей образовательной программы ДОУ является создание единого здоровьесберегающего пространства, а также воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного реб.
Консультация дает материал о принципах оздоровительно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья» Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!».
Из опыта работы МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково.
Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ.
Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъекто.
Источник