Меню

Здоровье сберегающая среда это

Здоровьесберегающая среда

Нестерова И.А. Здоровьесберегающая среда // Энциклопедия Нестеровых

Для хорошего состояния здоровья необходимо создание адекватной здоровьесберегающей среды, которая позволит человеку вести полноценную жизнедеятельность и развиваться.

Понятие здоровья

Проблема создания здоровьесберегающей среды актуальна в валеологии и педагогике достаточно давно. Прежде чем рассматривать здоровьесберегающую среду, как элемент здорового образа жизни, следует уяснить что такое здоровье. Чаще всего при формулировке определения здоровья авторы опираются на трактовку, данную Всемирной организацией здравоохранения (далее ВОЗ).

ВОЗ под здоровьем понимает «состояние полного физического, психического и социального благополучия» [1]. ВОЗ формулирует так называемую триединую концепцию здоровья, которая препятствует восприятию здоровья, как только физического. Оно указывает на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Подходы к трактовке термина здоровье

Трактовка термина «здоровье»

Здоровье – это «состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды». Существует шесть «показателей индивидуального здоровья»:

  1. генетические,
  2. биохимические,
  3. метаболические,
  4. морфологические,
  5. психологические,
  6. социально-духовные.

Здоровье включает в себя биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Имеет место «взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье».

Здоровье – это «такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [5]

Здоровье – есть состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует, так как трудно найти организм, все части которого имели бы нормальные величину, силу, форму и структуру и все отправления, которых совершались бы вполне правильно.

Д.Н. Давиденко. Выделяет следующие виды здоровья:

  • соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма);
  • физическое здоровье (уровень роста и развития органов);
  • психическом здоровье (состояние психической сферы);
  • нравственном здоровье [6].

Указывая на единство «духовно-телесного начала» в человеке, рассуждает о здоровье Е.А. Сигида. По его мнению, динамическое равновесие на «физиологическом и социальном уровнях» обеспечивает адекватное развитие индивидуума в среде обитания. Возникновение же противоречий между биологической природой человека и средой его обитания в духовно-социальной системе общества непременно приводит к «патологическому, деструктивному процессу на уровне организма» [7].

Итак, современной наукой предлагается множество формулировок, определяющих термин «здоровье», что, несомненно, позволяет представить это понятие как комплексное и разноуровневое. При этом заметим, что каждый специалист трактует это понятие со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки.

Понятие здоровьесберегающей среды

Термин здоровьесберегающая среда во многом опирается на трактовку здоровья. В настоящее время имеет место устоявшаяся трактовка термина «здоровьесберегающая среда».

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей [8].

К сожалению, в настоящее время имеют место примеры необоснованного применения термина «здоровьесберегающая среда» прибегают необоснованно, используя его для описания либо условий здоровьесбережения, либо системы здоровьесберегающих мероприятий, либо отдельных результатов здоровьесберегающей деятельности администраторов образовательных учреждений.

Так, Г.И. Тушина предлагает считать здоровьесберегающей средой «совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников» [9].

Здоровьесберегающая среда базируется на здоровьесберегающей компетентности педагога, которая, по мнению Е.А. Юговой, представляет собой комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих [10].

Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

Что касается понимания здоровьесберегающей среды, то подчеркнем, что в понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих. Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия.

История здоровьесберегающей среды в образовании

Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Даже в относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний, индекс здоровья школьников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания по разным предметам, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин «школьных болезней», на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. [11]

Толстой Л.Н. выделяет особое «школьное состояние души», при котором «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то «полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания».[12]

Ушинский К.Д. еще более категоричен: «Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет. Как мало еще сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках»[13]. Все это, по-видимому, определило особую роль образовательных учреждений в охране и укреплении здоровья школьников.

В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований, открытием детских спортивных школ.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь образовательных учреждений. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами система дошкольного образования раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считал, а делом чести работать не по традиционным, а по своим программам.

В конце XX в. в России получило распространение новое научное направление науки и практики – валеология.

Валеология – наука о здоровье и оздоровительных технологиях.

В завершении подчеркнем, что существует множество подходов к определению понятия здоровья. Наиболее приемлемым для педагога является определение, данное ВОЗ. Именно данному определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Источник

4.1 Сущность понятия «здоровьесберегающая среда»

Результатом реализации функции сохранения и укрепления здоровья образовательным учреждением, с нашей точки зрения, должно стать создание здоровьесберегающей среды. Т. Ф. Акбашев отмечает, что естественным местом здравотворения является сеть образовательных учреждений [2].

Л. Б. Дыхан считает, что для решения проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка в школе необходимо рассматривать образовательную систему в виде целостной образовательной среды, понимая под этим термином тип среды, состоящий из элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе получения ими образования.

С нашей точки зрения, ценной является сама идея преобразования педагогической системы в направлении, способствующем сохранению здоровья. Однако данное определение требует уточнения. Недостаточно информативной является разработанная с позиции комплексного подхода описательная компонентная модель образовательной среды в аспекте сохранения и укрепления здоровья ребенка, предложенная Л. Б. Дыхан. Так, автор структуру здоровьесберегающей среды описывает следующим образом: организация процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим учащихся; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание.

Мы считаем, что названных компонентов явно недостаточно, они не в полной мере обеспечивают сохранение здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания в образовательном учреждении. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть учащиеся, все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители (см. таблицу № 2).

Как показали результаты исследований, только работа в трех направлениях (с учащимися, учителями и родителями) дает положительные результаты. Эффективным также является взаимодействие специалистов, работающих в образовательных учреждениях, с сотрудниками Центра ПМСС (Центр Психолого-медико-социального сопровождения).

Опираясь на теоретические выводы М. Я. Басова (в качестве жизненно важных отношений ребенка со средой взяты его основные биологические и социальные потребности, позволяющие научно обоснованно выделить компоненты образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья) и результаты проведенных нами исследований, мы определили основные характеристики здоровьесберегающей образовательной среды:

  • создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СанПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата; социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования;
  • обеспечение рационального и сбалансированного питания;
  • организация качественного медицинского обслуживания;
  • создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
  • оптимальная, физиологически оправданная организация учебного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;
  • учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся, коррекция содержания образования (внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы); введение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;
  • организация внеучебной работы, направленная на реализацию потребностей и возможностей детей и преподавателей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; обучение здоровому образу жизни;
  • формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, организация групп для занятия физкультурой лиц с различной патологией; применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;
  • изучение состояния здоровья учащихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развития; исследование факторов риска заболеваемости;
  • исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;
  • субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения;
  • изучение педагогического процесса, разработка и использование экспертно-функционального подхода, позволяющего анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье;
  • использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Реализации функции сохранения и укрепления здоровья образовательным учреждением способствуют здоровьесберегающие технологии. До сих пор у ученых нет однозначного понимания того, что же представляют собой здоровьесберегающие технологии. Большой вклад в решение данного вопроса внес Н. К. Смирнов [303].

С нашей точки зрения, самым важным в характеристике любой технологии, реализуемой в образовательном учреждении, является то, насколько она сохраняет здоровье учащихся, является ли она здоровьесберегающей. Схема экспертизы технологий с точки зрения влияния на здоровье, которая разработана нами, позволяет дать ответ на этот вопрос.

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:

1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.

2. Изменение условий школьной среды и режима работы школы.

3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности школой у участников образовательного процесса.

4. Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью, формирование культуры здоровья.

5. Налаживание сотрудничества между школой и родителями.

6. Улучшение материально-технической и учебной базы школы.

7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Источник

Читайте также:  Здоровье человека критерии состояния здоровья реферат

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector