Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
Ольга Турусина
Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ
Древние римляне говорили: «Здоровье -наивысшее благо».Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.
Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.
Здоровье сберегающая педагогика декларирует — заботу о здоровье, как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий, развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогическиих ресурсов.
Здоровьесберегающая образовательная средапредставляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.
Здоровье сберегающие технологии — совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья,комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоро-вьесбережения.
Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группыздоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей, проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов);
2. физкультурно-оздоровительные (направленына укрепление здоровья и физическое развитиеребенкачерез развитиефизических качеств,двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений,организациисистемы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы);
3. образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение);
4. обеспечения социально-психологического благополучияребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педа-гогическом процессе ДОУ);
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ-ленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, валеологическое образование,потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек);
Развивающая предметно-пространственная среда– один из компонентов образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.
Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной средыдолжно обеспечивать и гарантировать:
• сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному ростусотрудников образовательной организации;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания,образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
Современная здоровьесберегающая предметная средадолжна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования: быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровьесберегающийподходчерез соблюдение следующих условий:
• Санитарно — гигиенические требования;
• Возрастные и индивидуальные особенности;
• Федеральные государственные требования;
• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д;
Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована такимобразом, чтобы детям было достаточно места для удовлетворения двигательнойактивности.
Структура здоровьесберегающегопространства ДОУвключает следующиекомпоненты:
1.Инфраструктура детского сада:
• участки на территории ДОУ
2. Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда:
• Центры здоровья в группах,
• Центры двигательной активности.
• Центры экологического образования в старшей и подготовительной
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и
здоровья,
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.
3. Образовательная среда:
• Образовательная программа ОО,
• Банк образовательных методик и технологий,применяемых педагогами
в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
• Библиотека методической литературы,
• Система работы с родителями,
• Банк интерактивных форм работы с педагогами по
Здоровьесбережению,
• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т. п.
4. Здоровьесберегающеепространство для родителей:
• Информационные стенды в группах;
• Наглядно — информационный материал для родителей;
•Родительские собрания;
Организационно — педагогические ресурсы.
Для эффективногоформирования в ДОУ здоровьесберегающей среды необходимо: разработка концепции здоровья сбережения в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения,проектирование и моделирование здоровьесберегающего образовательного процесса,разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторингсостояния здоровьесберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровьесберегающих проектов.
1. Шарафулина Ж. Е. Формирование здоровье сберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода. Диссертация. Кострома-2014.- С. 30-32
2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста М. : Федеральный институт развития образования, — 2014. – С. 5-7.
3. Тверская Н. В. Управление развитием здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы. Диссертация – 2005.
Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.
Консультация «Дети и современная социокультурная среда» Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников,.
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» Консультация для воспитателей. «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению.
Квест-современная технология в ДОУ Квест — (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально — один из способов.
Образовательная среда в ДОУ. Центр экологии и экспериментирования Задачи: 1. Развитие первичных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. 2. Умение обследовать.
Образовательная предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ Хочу поделиться с вами оформлением группы и приёмной. В этом шкафу-паровозике у нас хранятся коробки с лего, кирпичиками, кубиками для НОД.
Образовательная среда ДОУ. Театральный уголок Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольника. Это хорошая возможность раскрыть творческие способности ребёнка,.
Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ Авторы статьи — проекта: Савина Анна Сергеевна; Худышина Татьяна Сергеевна Сетевая образовательная среда (СОС) как ресурс профессионального.
Современная образовательная деятельность по ФГОС Тема: «Современная ООД по ФГОС» Перед тем, как начать свой доклад, я хотела бы уточнить следующее — слово «занятие» как таковое теперь.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.
Источник
Здоровьесберегающая образовательная среда и социальная компетентность учащихся
статья (здоровый образ жизни) по теме
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии — это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_os_i_sots.kompetentnost_uch-sya.doc | 572 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая образовательная среда и социальная компетентность учащихся.
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии — это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
- Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)
- Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
- Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия).
- Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие и воспитание учащихся без нанесения ущерба их здоровью.
Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.
Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой преподавателя на учебном занятии и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.
Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.
В результате работы всех здоровьесберегающих технологий должна организовываться здоровьесберегающая образовательная среда.
Цель здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, этим формируя социальную компетентность учащихся.
Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия учащегося, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед педагогами стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения.
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.
Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся.
2. Целостность учебно-воспитательного процесса, предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
3. Обновление содержания образования и использование здоровьесберегающих технологий. Это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), и использование ее педагогических возможностей.
5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья учащейся молодежи в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляю таким образом:
- Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (из информации отдела здравоохранения).
- Понятие среды включает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, а также все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, в которых он растет и развивается. Образовательная среда – это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном и социально-предметном окружении
- Новое поколение растет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовой информации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономической ситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы – философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивных и при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ на фоне родительской беспомощности или равнодушия, необходимо выработать новую концепцию образовательной политики в отношении соматического, психического и социального здоровья учащейся молодежи.
- Разрушительные последствия для здоровья учащихся несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение, криминальное поведение. Особо следует отметить множественные нарушения физического, психического и психологического здоровья в результате действия дидактогенных факторов (учебные перегрузки, отсутствие адекватных программ обучения для детей с отклонениями в здоровье и промежуточными, пограничными формами нарушений здоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.
- Педагоги призваны способствовать формированию здоровье сберегающей образовательной среды. С этой точки зрения волнует, какие и в какой мере педагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколько здоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.
Эффективность педагогических технологий можно выразить в виде формулы, где Э = Р, где Э – эффективность = Р – результатам.
Главное, какого результата мы хотим добиться, что положим в основу этого результата? ЗУНов? Творчества? Здоровья? Как воспитать у детей потребности к жизни в здоровой среде?
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.
Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В. Врума . Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.
Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.
М = З — Р * Р — В * Валентность
Теория справедливости . Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Дисбаланс нужно снимать.
Модель Портера — Лоулера . Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.
Можно изменить процесс для улучшения мотивации учеников. Сложность мотивации через потребности заключается в том, что имеем дело с разными людьми, всегда есть большая вероятность невыполнения их личных потребностей.
Пирамида потребностей Маслоу
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
- Физиологические (голод, жажда, . );
- Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха. );
- Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
- Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
- Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов ).
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.
Основная цель педагогической работы – содействие созданию максимальных условий для саморазвития личности. Можно ли создать такую педагогическую среду, которая бы учитывала особенности каждой личности? Оказалось, что мы должны учесть множество факторов (асимметрию головного мозга, тип темперамента и мышления, самооценку и проч.).
Самая примитивная модель содержит где-то 260 параметров, по которым можно выстроить более 1500 разных типов. Каждый физик знает, что система с таким количеством оснований, неуправляема, т.е. алгоритмическая конструкция психолого-педагогической технологии рассыпается вмиг. Это не значит, что мы не должны изучать и учитывать личностные особенности учащихся. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности необходим.
Каждый учащийся имеет свои собственные цели образования (в идеале закон «Об образовании» предоставляют ему веер различных целей – выбери, что подходит тебе и обществу). А учебное заведение должно обеспечить ему условия для самопознания, самореализации, само актуализации, создать образовательную среду, в которой бы достигались эти цели.
Взрослые нередко забывают об одном простом условии: потребность в само актуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его базовые потребности. Принципиальной характеристикой образовательной среды, способствующей само актуализации, является способность этой среды обеспечить удовлетворение жизненно важного комплекса потребностей учащегося и, прежде всего, физиологических. Речь идет о функционировании пространственно-предметного компонента образовательной среды и соблюдение санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т.д. Эти проблемы касаются биологического выживания организма и в случае неудовлетворения быстро вытесняют все другие. Когда физиологические потребности удовлетворены, на первый план выдвигаются потребности в безопасности, проявляющиеся в избегании боли, страха, гнева, стремлении к порядку и стабильности. Учащиеся чувствуют себя спокойнее в такой среде, где установлены четкая организация и режим, стабильный порядок и определенные требования, которые не ограничивают проявление и развитие их индивидуальности, а напротив, помогают создать оптимальный уровень безопасности. Но даже если потребность безопасности полностью удовлетворена, ребёнка нельзя «втолкнуть» в развитие, что не всегда понимают педагоги и родители. Необходимо с уважением относиться к любому выбору детей, признавать их право на страх, медлительность или задержку развития. Здесь особенно нужна психологическая поддержка и понимание взрослых.
Если возможности образовательной среды способствуют удовлетворению потребности в безопасности, то актуализируются потребности в любви и принадлежности, уважении и признании, общественном одобрении.
И, наконец, последний уровень потребностей – это потребность в само актуализации. Важным является наличие возможности образовательной среды удовлетворять потребности учащихся в значимой деятельности, т.е. когда они могут осуществлять свое личное развитие в кружках, клубах, пользоваться библиотекой, компьютером, Интернетом, заниматься проектной, исследовательской, конструкторской деятельностью, соответствующей их склонностям. Для одних это может быть моделирование костюмов, для других – разработка программного обеспечения для учебного компьютерного класса. Хорошо, когда учащиеся могут в специально создаваемой обстановке (на круглых столах, встречах с философами, писателями, политиками) свободно дискутировать о глобальных, государственных, региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека. Это позволяет выстроить реалистические планы своего будущего.
Обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей здоровье сберегающей образовательной среды является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, тем самым формируя социальную компетентность учащихся.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, — быть руководителем жизни на пути к будущему» 1 .
Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела ( расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты
( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.
Формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.
А как же использовать зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров . Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Какие же ориентиры могут использоваться на уроках?
- Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Источник