Здоровый образ жизни — залог успешного воспитания ребенка
статья (младшая группа) по теме
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни семьи — залог успешного воспитания ребенка
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип«Здоровье — это отсутствие болезней».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину — от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников
- Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
- Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
- Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
- Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
- Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
- Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
- Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
- Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
- Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
- Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
- Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
- Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
- Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей . Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
- Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
- За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений(телевизор, радио т.т.)
- За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
- Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
- Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа, в той или иной ситуации, зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Источник
Консультация «Здоровье ребенка – залог успешного развития»
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в дЛсаду для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывание детей в дошкольном учреждение — это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановке в коллективе.
Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждение предусматривает
формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, по мимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо помнить позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научится управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знания ребёнком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и с в семье.
Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребёнка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.
Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-экономических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объём гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребёнок относится(так же, как и взрослый) к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни ребёнка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.
Как и многие привычки, навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребёнка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в д\сад, ребёнок 5-7лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно тут же предоставить ему возможность определить правильность и последовательность надевания разных предметов одежды. При подготовке к дневному сну ребёнок постепенно привыкает аккуратно складывать снятую одежду, ставить на место обувь.
Усваивая элементы здорового образа жизни, ребёнок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему легче выбрать игру; он узнаёт о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.
Недостаточная теоретическая разработанность ряда психофизиологических и медико-педагогических проблем в их взаимосвязи и недостаточная реализация существующих рекомендаций на практике нередко приводит к издержкам в области охраны здоровья детей, поэтому необходимо широко внедрять основы здорового образа жизни в повседневную. Оздоровительно-образовательную работу с детьми. Реализация принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико-педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.
В условиях реализации новых педагогических технологий, направленных на демократизацию и гуманизацию общественного дошкольного воспитания, возникает потребность в организации дифференцированных режимов дня, двигательной деятельности и обучения, которые должны сыграть свою положительную роль в развитии детей с разным уровнем здоровья.
Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придётся сталкиваться.
Источник
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка
Алевтина Геннадьевна Дементьева
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
— Приобщение детей к физической культуре.
— Использование развивающих форм оздоровительной работы.
В основе здоровьесберегающих технологийлежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, ндивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологииможно разделить на три подгруппы:
1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем детском саду созданы все условия для реализации здоровьесберегающего процесса:
1. Изучена научно-методическая литература, создан банк информации по проблеме здоровьесберегающего пространства.
2. Создана материально-техническая база, способствующая психическому и физическому здоровью: предметно-развивающаясреда способствует эмоциональному благополучию всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель; разработана система программного обеспечения для каждой возрастной группы; разработана модель физкультурно-оздоровительной работы; разработана модель выпускника дошкольного учреждения.
3. Внедрены и апробированы здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.
Работа по здоровьюсбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и врача-педиатра и начинается с приходом детей в детский сад. Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей.Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: это ритмическая гимнастика, сюжетные танцы, подвижные игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Воспитание здорового ребенка осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по физкультуре.Форма организации данной деятельности гибка и разнообразна: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, сюжетно-игровая, тренировочного типа, тематическая, по интересам.
Во все виды деятельности,режимные моменты обязательно включены: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика после сна
Нельзя не сказать о закаливании. Закаливание, важное звено в системе здоровьесбережения. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур – прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,мы используем разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми и родителями; педагогические беседы — общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
1. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI.M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. — № 4. — с. 65-
2. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1999.-137с.
3. Выготский JI.C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
4. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. — № 1.-е. 108-121.
5. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — М. : Изд. Учитель -186 с.
Физическое воспитание в детском саду. Нестандартное физкультурное оборудование для детей младшего дошкольного возраста Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.
Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.
Источник