Меню

Здоровье ребенка профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Евгения Казачкова
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Методическая разработка «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

инструктор по физической культуре

Казачкова Евгения Валерьевна

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса.

Основные требования (критерии)педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

К их числу относятся и здоровьесберегающие технологии.

Это технологии, направленные на сохранение,поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

• формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

• создавать психологически комфортную среду в группах;

• обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

• развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

• корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

• формировать представления о значении внутренних органов в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;

• развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

— Развитие предвидения последствий своего поведения по сохранению и укреплению здоровья.

— Разработка психолого-педагогических условий погружения ребенка в среду, влияющую на физическое здоровье.

Стопа — часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава.

Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами.

Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования является охрана жизни, укрепление и сохранение здоровья, а так же развитие физических способностей подрастающего поколения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление физического здоровья детей. Профилактика плоскостопия является одним из приемов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Основное средство профилактики плоскостопия – гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

На ряду, с традиционными формами (ходьба по дорожкам с различными раздражителями, босохождение,различными видами ходьбы: на носках на пятках и т. п.) используется и нетрадиционное оборудование – палочки, камешки, детали конструкторов, веточки, фантики и многое другое. Это вызывает большую заинтересованность детей, вызывает интерес и любознательность.

Обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционного оборудования.

профилактика плоскостопия;

— использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики плоскостопия.

— закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

Читайте также:  Психическое здоровье дошкольников практикум

— формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

— формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики плоскостопия;

— осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

— выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

— воспитание физических качеств;

— приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

— укрепление мышц стопы и голени ног.

— повышение уровня физической подготовленности.

— сформированность осознанной потребности в выполнении

упражнений в домашних условиях.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, реализовывая основные гигиенические принципы – постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Продолжительность таких занятий не велика (10 мин, а оздоровительный эффект очень большой.

При выполнении комплексов гимнастики для стоп используются упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.

Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися детям стихами, потешками или веселой музыкой. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности (Приложение 1). С детьми 6 – 7 лет профилактические игры можно проводить в форме эстафеты (Приложение 2).

В результате работы, при помощи проводимых профилактических мероприятий сводится вероятность развития плоскостопия у детей дошкольного возраста к минимуму и воспитывается в них осознание необходимости использования профилактических упражнений и игр в повседневной жизни.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Во время игр, способствующих профилактике плоскостопия, дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Раздражаясь, стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной, комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами и направлена на формирование здоровой личности.

Список использованных источник

1. Шарманова, С. Б., Федоров, А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возрастасредствами физического воспитания: учеб. пособие. –Челябинск: Урал ГАФК, 1999. – 112 с.

2. Краснова И. Плоскостопие: мишка косолапый [Текст]/Краснова И. //Няня. – 2006. — № 10. – с. 30-31

3. Максимова А. Мягкие шаги / Максимова А. //Здоровье школьника. – 2010. — № 8. – 83 с.

4. Нагорнова С. Здоровые стопы – уверенный шаг [Текст]/ Нагорнова С. //Вы и ваш ребенок. – 2008. — № 1. – с. 38-39

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

6. Чеменева А. А., Есина Л. М. Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Учебно-методическое пособие / под научно-метод. ред. Чеменевой А. А. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2004. – 73 с.

Читайте также:  Напитки для здоровья зубов

7. Шилкова И. К. и др. Физическое воспитание как средство сенсомоторного развития дошкольника: Учебное пособие / И. К. Шилкова, А. С. Большев, Н. Ю. Кузьмичева, В. Ю. Кулакова, Ю. А. Лебедев, Ю. Р. Силкин, Л. В. Филиппова-М. : Московский психолого-социальный институт; Нижегород. гос. архитект-строит. ун-т. Гуманитарно-худож. ин-т., 2001. – 284 с. (Серия «Библиотека дошкольника»)

8. Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». – 2009

9. В. Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» — 1994

10. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» — 2007

12. http://www.nmedik.ru/lechenie/other/ploskostopie.html (Приложение 1)

Комплексы упражнений направленные на профилактику плоскостопия.

Каждый комплекс можно начинать с массажа стоп.

«Массаж стоп щетками».

(используются щеточки небольших размеров индивидуальные для каждого ребенка)

В руки щетку мы берем,

По подошве проведем (4 раза).

Проведем от пятки к пальцам,

А затем наоборот (4 раза).

Постучим по пальчикам.

От большого, до мизинца,

А затем наоборот.

Постучим по серединке

Пусть попляшут все щетинки.

(убирают щетки в свои кармашки)

Оборудование: смятая цветная бумага трех цветов (можно использовать фантики).

Дети пальцами ног (педагог контролирует, чтобы дети чередовали правую и левую ногу, собирают бумагу в коробки по цветам.

Мы бумажки соберем

И в коробки разнесем

И уборка ерунда –

Сделаем все быстро (Да)

(дети садятся на стульчики)

Наши ножки поиграли.

И немножечко устали.

А теперь пусть отдыхают

И носочки надевают.

Оборудование: палочки (можно использовать веточки, карандаши, камушки, детали мелкого конструктора).

(карандаши рассыпаны на ковре, дети берут по одному, зажимая, пальцами ног и приносят на маленький коврик под веселую музыку).

И нести нам палочки

«Ходьба по коврику»

Теперь пусть ножки отдохнут.

И по коврику пройдут.

(когда все палочки собраны, дети друг за другом по коврику с выложенными палочками).

Оборудование: набивные мячи, кубики.

Дети сидят на стульчиках с набивными мячами малых размеров, перед каждым ребенком на полу стоит кубик высотой 15 – 20 см. Дети зажимают мяч между стопами, переносят его справа налево, стараясь не задеть кубик.

Мячик прыгать научите,

Через куб перенесите.

После выполнения дети, зажимая мяч между стоп, прыжками, относят его в корзинку.

Дружно мячики берем

И в корзинку их несем.

Оборудование: бумага, карандаш (можно использовать маркеры, гуашь, кисти;трафареты для обведения и образцы для рисования: например, солнышко, домик, ромашка…).

Дети, сидя на стульчиках, перед ними на полу лежат листы бумаги, карандаши и рисуют на листе бумаги, зажав карандаш пальцами ног.

Вот художники у нас,

Посмотрите, высший класс!

Солнце, воздух и цветы!

(при использовании трафаретов, деталей для обведения)

Одной ножкой трудно рисовать,

Надо другой помогать!

(одной ногой поддерживают деталь, трафарет сверху, второй, в которой между пальцами зажат карандаш, обводят деталь, трафарет)

Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Пальчиками карандаш возьми

И детали обведи.

Теперь пусть ножки отдыхают,

Побегают и поиграют.

Дети бегают на носочках под веселую музыку.

Оборудование: платочки (20 x 20)

Дети сидят на стульчиках. На полу перед ними платочки. Пальцами ног дети собирают платочек в гармошку и сминают его (стирают).

Вот так, вот так

Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут, чередуя ноги.

Еще нужно полоскать.

Вот так, вот так.

Очень любим полоскать.

Вот так, вот так.

Накрывают платком стопу ноги и покачивают из стороны в сторону.

А теперь мы их посушим.

Вот так, вот так.

Очень весело посушим.

Вот так, вот так.

Разглаживают платочки на полу всей ступней.

Читайте также:  Психологическое здоровье семьи дошкольника

Мы совсем большими стали,

Нашим мамам помогали.

Платочки нам стирать не лень,

Мы стираем каждый день!

Оборудование: палочки (полоски из плотного картона, веточки, фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки (или составляют узор по образцу –схеме-рисунку: солнышко, домик).

В этом домике живут

Песни весело поют,

Сидя на диванчике.

Дети садятся на стульчики, приподнимают ноги и выполняют танцевальные движения ступнями.

Работа с родителями.

Консультации для родителей:

«Профилактика плоскостопия у ребенка»

«Как правильно выбрать ребенку обувь?»

«Пальчиковая зарядка для ног»

«Ходьба босиком, польза хождения босиком»,

«Массаж ног – эффективный вид закаливания».

Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия»

Обучение родителей специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.

Провела мастер класс с родителями на тему:

«Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из подручного материала».

Фото отчет от родителей о выполнении с детьми профилактических упражнениях с детьми дома.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными,

жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — задача каждой семьи.

А начинать нужно с профилактики заболеваний.

Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Эстафета с машиной.

Оборудование: машина, с привязанной веревочкой.

Дети строятся в две команды. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до отметки, затем возвращается и передает ее следующему. Игра проходит под веселую музыку.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в две линии, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Побеждает, та команда, которая первой передала палочку и не уронила на пол.

В конце каждой эстафеты дети садятся на пол и растирают ступни ног.

Победили наши ножки.

Мы погладим их немножко.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить! Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата.

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для родителей Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только.

Профилактика плоскостопия у ребенка. Упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия 1. «Танцующий верблюд И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток (носки.

Конспект коррекционного занятия по физкультуре «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Конспект коррекционного занятия по физкультуре старший дошкольный возраст Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему «Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей 3–7 лет» Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Профилактика плоскостопия в домашних условиях» Плоскостопие — это деформация стопы с уплощением ее сводов. И это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Профилактика плоскостопия для детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в пря мой.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа имеет поперечный и продольный своды, которые необходимы для амортизации и равновесия при движении. Но иногда возникает их патологическое.

Консультация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Особенную радость родители испытывают и в тот момент, когда наступает время активных действий – малыш учится ходить. Помогая крохе совершать.

Самообразование «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Источник

Adblock
detector