Меню

Здоровье ребенка по воронцову

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Здоровый наследник.

Интервью с Игорем Михайловичем Воронцовым.
Справка: Воронцов И.М. — главный педиатр Северо-западного федерального округа, заведующий кафедрой педиатрии ФУВ и ПП, профессор, доктор медицинских наук, почетный академик Международной академии интегративной антропологии, Член королевского колледжа врачей Великобритании.
Сам Игорь Михайлович представляется просто как детский врач.

Вопрос: Игорь Михайлович, что включает в себя понятие здоровый ребенок?

Мы относимся к здоровью как к некой данности, полученной от Бога или в результате длительной эволюции. Есть большое количество специалистов в медицине, в частности мои коллеги педиатры, которые профессионально обязаны проводить оценки здоровья. У них есть разнообразные шкалы критериев здоровья. Они вкладывают в это в основном свое соматологическое, как мы говорим, понимание. То есть здоровье по состоянию органов, систем, функций.

Есть понятия здоровья, в которые вкладывается чуть-чуть элемент социальной дееспособности. Есть круг жизненных задач, функций, которые человек должен выполнять, должен быть независимым от помощи окружающих. И такие критерии существуют. На этих критериях работает система социальной квалификации уровня здоровья. Это определённый уровень классификации здоровья. Такие подходы применимы и к детям, конечно же, тоже.
Но вот сейчас стоит вопрос о том, что, наверное, где-то мы сталкиваемся с довольно существенными сдвигами в самом существе человека. Очень длительная история эволюции биологической, потом очень длительная история эволюции социальной. Человек сам меняет тот мир, в котором живет. И теперь очевидно вполне естественно, что этот измененный мир сам стал менять человека. Появляется своего рода порочный круг эволюции. Мы, простите, немножечко испакостили эту природу, мы ликвидировали много ценного того, что в ней было и теперь мы вынуждены нести за это определённую расплату. Нужно подчиняться новым законам, которые диктует нам вот эта измененная природа.

Это медикам очень тревожно. И возникает сегодня необходимость немножко по-новому смотреть на здоровье. Прежде всего, отдавая должное тому, что человек не может рассматриваться с позиций узкоспециальных, профессиональных, с позиций каких-то отдельных областей медицины, в частности педиатрии, как существо исключительно биофункциональное, сугубо органное, которое функционирует в этом мире на каких-то упрощенных, чисто физиологических законах. Нет, нам сегодня обязательно нужно говорить о здоровье как о здоровье психосоматическом. И понятие интеллекта и его функции, понятия духовности человека, они должны вписываться в этот контур здоровья с определенной обязательностью.

Я понимаю, что здесь возникнет очень много позиций и разных точек зрения. Есть платформа не только для дискуссий, но и для очень мощной конфронтации. Мы сегодня слишком как-то гиперболизировали понятие личностных свобод, прав. И при этом все-таки забываем о том, что свободы и личностные права должны обязательно быть ограничены тем кругом каких-то критериев свобод, которые не наносят ущерба, не являются паразитирующими на правах свободы других людей. Как говорил один из моих учителей, здесь, в Педиатрической академии, академик Баиров, великой мудрости был человек, и ученный, и врач, я все время вспоминаю его слова. Его традиционный тост на выпускных вечерах был: «Будьте счастливы, но не за счет других». Эта формула, которая вмещает в себя абсолютно всё.

Мы сегодня наблюдаем, что в природе человека происходят в какой-то степени очень многие, тонкие достаточно сдвиги. В моей соматической сфере я вижу появление большого количества детей с очень своеобразными клиническими проявлениями. С такой-вот минимальной, но, тем не менее, очень своеобразной функцией ряда тканей, органов и так далее. Еще более, так сказать, знаменательны и чуть-чуть тревожны те сдвиги, которые сегодня фиксируются в частности и у нас в стране, и еще более внимания этому уделяется за рубежом, сдвиги в состоянии интеллекта и психики. Это настолько яркие сдвиги, что они зачастую становятся основой для формирования каких-то спекулятивных концепций.

Например, вы слышали, наверное, в средствах массовой информации, да и не только, даже и в некоторых научных сферах сегодня дискутируется о якобы появлении какого-то нового подвида человека. При чем все это сегодня сосредоточено в детском возрасте. У них даже есть очень интересный термин «дети индиго». Много говорится о своеобразии их интеллекта, психики, о своеобразии поведенческих особенностей. Но вот с точки зрения моей, как педиатра, это просто вариант дисациированного развития, когда одни психические функции как-то немножечко акцентуируются, гиперболизируются, выходят на первые позиции и становятся очень яркими. А другие наоборот отходят в сторону. И вот эти тенденции сегодня находят яркое статистическое подтверждение. Но я бы сказал все-таки к сожалению. Мне мало импонируют такие вот сдвиги психологические, интеллектуальные, которые констатируют наши коллеги во всем мире. Это целый ряд таких вот по сути пограничных состояний психики, которые в педиатрии называются аутизмом и аутизмоподобными синдромами.

Сегодня весь мир захлестывает проблема синдрома дефицита внимания. Это дети, которые не могут сосредоточиться на чем-то. Дети, которые являются двигательно гиперактивными, иногда мало координированными в своих движениях. Для школы предлагается такой простой симптом этой патологии: «симптом беспокойных ног». Ребенок может сидеть на уроке, и как будто бы слушать учителя, а ноги у него под партой все равно куда-то бегут, двигаются. Вот это пример дисациированного состояния нервной системы, которое, безусловно, скажется как-то на всех особенностях не только поведения, но и жизни, и судьбы этих детей.

Есть, наверное, сегодня в этих вот изменениях сущности человека и какой-то позитивный момент. И я вижу, и мои коллеги отмечают, что появляется большее количество детей, студентов одаренных, с очень ярко выраженными какими-то способностями. Но параллельно есть и другие отклонения. То есть сегодня мы наблюдаем нарастание разнообразия свойств и признаков, в том числе поведенческих. И надо все-таки стараться отделить здесь позитивное от негативного. Потому что многие из этих сдвигов, безусловно, определяются некоторой все-таки нехорошей ситуацией в окружающей среде. Среда эта меняется с течением времени достаточно жестко, очень динамично. Мы только сейчас стали понимать, насколько это все не безразлично для человека.

Источник

Здоровье ребенка по воронцову

Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка: (1)

Эпидемиология инфекционно-воспалительных заболеваний и роль грибов рода Candida у новорожденных детей: ЛИТЕРАТУРА

Состояние здоровья детей Российской Федерации (по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г.): (1)

«>Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка:

Четвертый международный молодежный научный форум стран Балтийского региона «ЭКОБАЛТИКА’2002»

Организация питания детей в Российской Федерации: проблемы и пути решения: (1)

Организация питания детей в Российской Федерации: проблемы и пути решения: tabfirst

К 125-летию со дня рождения Г.Н. Сперанского: (1)

ДНК-диагностика наследственных заболеваний у детей в Российской Федерации: состояние и проблемы: tabfirst

Законодательное обеспечение предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в контексте вопросов планирования семьи: ВИЧ-инфекция

Премия Правительства РФ в области науки и техники за 2001 год

Значение компьютерных технологий в профилактической педиатрии: профилактическая педиатрия

Эффективность новой организационной формы преемственного лечения и реабилитации детей с тяжелой перинатальной патологией: дети, организация медицинской помощи, перинатальная патология, катамнестическое наблюдение.

Отраслевая научно-исследовательская программа Новые технологии в превентивной, клинической педиатрии и детской хирургии в 1998 году: Отраслевая научно-исследовательская программа в 1998 году

I Всероссийский съезд детских врачей (1912): I Всероссийский съезд детских врачей, смертность, уход, инфекция, сыворотка.

Ольга, Лена, Наташа и другие. тигры

Софронова Е.И. Где ты моя Родина?

Проблемы охраны здоровья детей России

Доклад на Конгрессе педиатров России. Февраль 1999 г.

Множество определений понятия , приводимых в специальной и популярной литературе, указывает лишь на то, что это понятие еще не сформулировано до такой степени, чтобы стать общепринятым.

Хорошо известно определение понятия , предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения: здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В приложении к здоровью детей это определение выглядит обедненным и нуждается в дополнениях.

Согласно С.М. Громбаху [4], показателями здоровья детей служат отсутствие заболеваний; нормальный уровень (состояние) основных функций организма; своевременное и гармоничное развитие; высокая реактивность организма.

И.М. Воронцов (1990) определяет здоровье ребенка как совокупность свойств организма, влияния семьи, воспитания и окружения, которые обеспечивают отсутствие хронических заболеваний и значимых аномалий развития; относительную редкость и легкость течения острых заболеваний; отсутствие синдромов, риска для здоровья; адекватность психологической поддержки (воспитание, обучение) и мер стимуляции развития; элиминацию и коррекцию факторов риска для последующих периодов жизни; оптимальные темпы онтогенеза (т.е. роста, интеллектуального и функционального развития).

В целом эти критерии могут быть приняты, хотя вызывает серьезное возражение термин синдромы. И.М. Воронцов не считает возможным использование понятия диатезов или семейного предрасположения.

На мой взгляд, к критериям здоровья ребенка следует относить [2]:

— оптимальный для конкретного возраста показатель достигнутого развития ребенка — физического, нервно-психического и интеллектуального;

— достаточный уровень проявлений функциональной и социальной адаптации, адекватное поведение в семье и коллективе;

— высокую степень сопротивляемости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, соответствующие возрасту показатели иммунобиологической реактивности;

— отсутствие пограничных состояний (проявлений диатезов) и признаков хронических заболеваний.

В моем понимании здоровье ребенка — это соответствующее возрасту устойчивое физическое и интеллектуальное благосостояние растущего человека в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и экологической среды, питания и воспитания.

Все эти и многие другие определения в основном характеризуют индивидуальное здоровье отдельного ребенка. Однако для характеристики коллективного здоровья детей их явно недостаточно. Согласно акад. РАМН Ю.П. Лисицыну [5], контуры общественного здоровья отражаются в показателях заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития и пр. Этот же авторитетный автор указывает, что общественное (коллективное) здоровье — это отражение социальной политики государства.

Между состояниями полного здоровья и инвалидности лежит широкий спектр переходных состояний, систематизированных Б.А. Кобринским (1992): полное здоровье (норма и варианты нормы) — функциональные отклонения — неспецифические синдромы и пограничные состояния — хронические болезни — декомпенсация (утрата) функций и инвалидность. Исключение из этой последовательности составляют врожденные пороки, инвалидизирующие острые заболевания и травмы. Этот же спектр отклонений в каждый данный момент обнаруживается при оценке состояния коллективного здоровья детей.

В настоящее время повсеместно в детских поликлиниках принято распределение детей по 5 группам медицинского здоровья, предложенным еще в 1970 г. НИИ гигиены детей и подростков (Г.Н. Сердюковская). Однако здоровье взрослого человека и ребенка должно рассматриваться не только в биологическом, но и в социальном плане. В одной из последних своих работ проф. С.М. Громбах [4] указывал на обоснованность выделения групп социально-гигиенического здоровья детей, подчеркивая, что распределение детей по этим группам может не совпадать с их распределением по группам медицинского здоровья. Однако это правильное по сути предложение крупного ученого-гигиениста не получило дальнейшего развития.

Наше предложение состоит в том, чтобы при оценке коллективного здоровья детей выделять 4 группы их медицинского здоровья и 4 группы социального здоровья. Распределение детей по группам медицинского здоровья необходимо для планирования и оценки специфических потребностей службы здравоохранения, прежде всего детских поликлиник, реабилитационных и других центров. Распределение детей по социальным группам здоровья имеет общественное значение, отражающее состояние и положение детей по их участию в повседневной жизни, учебе, спортивно-оздоровительных мероприятиях и т.п.

Что касается медицинских групп здоровья, то первые три группы соответствуют принятым критериям. Предлагается исключить подразделение на группы детей с хроническими формами болезней в компенсированном, субкомпенсированном и декомпенсированном состоянии. Дети с такими состояниями могут включаться в подгруппы III группы (IIIA — дети с компенсированными проявлениями хронической болезни, IIIБ — дети с хроническими болезнями с неполной компенсацией функций) либо при периодической или постоянной декомпенсации функций могут быть отнесены к категории детей-инвалидов (IV группа).

Таким образом, предлагаются следующие группы медицинского здоровья:

I группа — здоровые дети, состояние которых соответствует вышеприведенному критерию. В эту же группу могут быть отнесены дети с отдельными стигмами дизэмбриогенеза, не требующими коррекции, дети с патологическими привычками. Должна быть выделена подгруппа особого внимания, которую составляют дети с повышенным семейным, экологическим, социальным риском;

II группа — здоровые дети с функциональными или морфологическими отклонениями от нормы, пограничными состояниями, требующие более пристального внимания и консультаций специалистов;

III группа — дети с хроническими заболеваниями;

IV группа — дети-инвалиды.

По состоянию социального здоровья дети разделяются также на 4 основные группы:

I группа — здоровые дети, хорошо адаптированные к конкретным условиям окружающей среды в семье, детском коллективе, школе;

II группа — практически здоровые дети, у которых имеются незначительные и временные ограничения их социальных функций в связи с перенесенным острым заболеванием или по другим устранимым причинам (дети, освобождаемые от физических нагрузок в школе, нуждающиеся в частичной изоляции, например, в связи с энурезом и т.д.);

III группа — дети, которые нуждаются в продолжительном или частом ограничении социальных контактов — длительно и часто болеющие, дети с хроническими формами болезней в состоянии компенсации или частичной компенсации отдельных функций, ослабленные и дети в состоянии социальной депривации; дети с ограниченными сроками инвалидности;

IV группа — дети с полным ограничением социальных функций — дети-инвалиды, лишенные речи, возможности передвигаться, дети с психическими болезнями, врожденными уродствами, а также больные туберкулезом, злокачественными опухолями.

Группы медицинского и социального здоровья не всегда могут совпадать. Так, многие дети с ограниченными сроками инвалидности могут быть отнесены к III группе социального здоровья. Но подавляющее большинство школьников (по С.М. Громбаху — 90%, хотя в настоящее время — меньше, по крайней мере, 50-70%) должны быть отнесены к I и II группам социального здоровья, т.е. к категории практически здоровых в социально-гигиеническом отношении детей.

Несомненно, любая классификация — схематична. Поэтому отнесение ребенка к группам медицинского и социального здоровья определяется педиатром при осмотре детей в детской поликлинике, школе.

Россия подписала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая обязывает гарантировать право детей на получение квалифицированной медицинской помощи. Это предусматривает достижение соответствия затрат на охрану здоровья детей, на потребности в их медицинском обеспечении с приоритетом превентивной, профилактической медицины детства, что возможно только при государственном обеспечении службы охраны здоровья матерей и детей. Необходимо всемирное развитие профилактического направления педиатрии.

Предложения:

1. Необходимость сохранить государственную систему охраны здоровья матери и ребенка с приоритетом профилактической, превентивной педиатрии. Это не исключает параллельного существования частной (платной) медицины с выбором врача и т.п. Однако введение в государственных лечебных учреждениях нельзя считать допустимым и законным.

2. Разработать и ввести в действие региональные и территориальные программы профилактической, превентивной педиатрии; поручить коллективу авторов подготовить соответствующее руководство для врачей-акушеров, перинатологов, педиатров.

3. В современных условиях педиатрическая проблема здорового ребенка не должна терять своего значения. Особое внимание следует обратить на состояние нервно-психического здоровья детей. Поэтому крайне важным представляется принятие государственной программы с ориентацией врачей на мониторинг нервно-психического развития.

4. Принять действенные меры для развития нейропсихологии раннего детского и подросткового возраста. Ввести должность нейропсихолога.

5. Рекомендовать после обсуждения и принятия окончательного варианта распределение детей по группам медицинского и социального здоровья.

6. Разработать комплексы биометрических показателей (показатели нервно-психического развития, средние статистические показатели физического развития, периферической крови, системы гуморального и клеточного иммунитета) для каждого критического периода (или этапа) развития детей.

7. Принять единую концепцию риска развития хронических болезней начиная с антенатального периода. В научные исследования следует ввести в качестве стандарта многомерный корреляционно-регрессионный анализ факторов риска: генетического, экопатогенного, экономико-социального и медико-организационного. Для этого необходимо устранить существующее отставание в области применения методов современной аналитической эпидемиологии при анализе заболеваемости и болезненности детей.

8. Перейти при оценке состояния здоровья детского населения от разовых к проспективному компьютерному мониторингу здоровья детей, особенно в экологически неблагополучных регионах (что осуществлено на территориях, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС).

9. Содействовать распространению компьютерного мониторинга здоровья детей, разработанного кафедрой профилактической педиатрии и реабилитологии Российской медицинской академии последипломного образования (В.А. Доскин, Р.В. Тонкова-Ямпольская и соавт., 1999).

10. Ввести территориальные регистры детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов.

11. Передать в ведение акушерской службы неонатальный период развития и возложить на нее ответственность за патологию периода новорожденности, ибо перинатальная смертность и болезни новорожденных, в особенности энцефалопатии — это чаще всего пролонгированная патология плода.

12. Распространять опыт создания отделений раннего возраста при детских поликлиниках или восстановления детских консультаций, и других форм усиления профилактической работы с детьми раннего (возможно, и дошкольного) возраста.

13. Наметить перспективы расширения скрининга новорожденных: помимо действующих программ массового обследования на фенилкетонурию и гипотиреоз , наметить введение скрининга на муковисцидоз , органические ацидурии .

14. Медицинская общественность, и прежде всего педиатры, должны содействовать развитию сети оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей, детских и семейных санаториев.

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N1-2000, с.5-9

Литература

1. Здоровье детей России (состояние и проблемы). Под ред. акад. РАМН проф. А.А. Баранова. М 1999; 273.

2. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. Лекция для врачей. Приложение к журн. Рос. вестн. перинатол педиатр. М 1994; 67.

3. Воронцов И.М. В кн.: Методология и социология педиатрии. Ст-Петербург 1991; 5-27.

4. Громбах С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестн Акад мед наук СССР 1984; 4: 75-80.

5. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М 1986; 191.

6. Щеплягина Л.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка. Научные приоритеты. Мат. конгр. педиатров России. М 1999; 548-549.

Источник

Читайте также:  Здоровье это хорошее самочувствие тест

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector