Меню

Здоровье ребенка по ушами

Ушные инфекции у детей

Что такое ушная инфекция

Ушная инфекция у детей и взрослых — это воспаление слизистой оболочки полостей среднего уха, которое возникает при попадании туда инфекции (бактерии, вирусы, грибы). Такая инфекция называется — острый средний отит.
Заболеть отитом можно в любом возрасте, но дети болею ушными инфекциями чаще, чем взрослые. К 5-ти годам 5 детей из 6-ти уже переболеют отитом, как минимум, один раз. Ушные инфекции занимают первое место среди причин, по которым родители обращаются к врачу-оториноларингологу.

Каковы симптомы острого среднего отита у детей

Острый средний отит у детей является наиболее распространенной инфекцией и проявляется сильной болью в ухе, повышением температуры тела, нарушением общего состояния ребенка (раздражительность, вялость, отказ от еды). В некоторых случаях отит может проявляться только одним симптомом – снижением слуха, когда инфекции в ухе уже нет, но в барабанной полости остается жидкость после воспаления, которая препятствует проведению звуков.
Острый средний отит может перейти в хроническую форму, когда воспаление в среднем ухе сохраняется длительное время (более 3-х месяцев). В таких случаях образуется перфорация (отверстие в барабанной перепонке). Лечение в этом случае будет более сложным и длительным.

Как определить, есть ли у ребенка ушная инфекция

Дети болеют ушными инфекциями еще до того, как научаться говорить. В раннем возрасте ребенок, к сожалению, пока не может сказать «У меня болит ухо» и задача родителей – самостоятельно наблюдать и обращать внимание на симптомы, которые могут указывать на то, что у ребенка болит ухо:

  • Малыш постоянно трогает ухо (или оба уха);
  • Плохой сон;
  • Отказ от еды;
  • Плач и беспокойство;
  • Выделение жидкости из уха;
  • Повышение температуры тела (особенно у младенцев и детей младшего возраста);
  • Нарушение равновесия и ориентации в пространстве;
  • Проблемы со слухом, слабая реакция (или ее отсутствие) на тихие звуки.

Причины появления отита у детей

Частыми причинами, которые провоцируют возникновения отита у ребенка, являются простуда, ангина или другая инфекция верхних дыхательных путей.

Строение слухового прохода

Орган слуха разделяется на наружную (ухо) и центральную часть (слуховой нерв и слуховые центры головного мозга). Наружная часть (ухо) разделяется на наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Фото 2. Наружное, среднее и внутреннее ухо человека, строение и функции.

Наружное ухо, состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.
Среднее ухо, в котором возникают ушные инфекции, расположено между барабанной перепонкой и внутренним ухом и состоит из барабанной перепонки, барабанной полости, слуховой трубы, слуховых косточек и полостей ячеек сосцевидного отростка.
Внутреннее ухо — это лабиринт, который состоит из улитки, преддверия и полукружных каналов. В улитке звук преобразуется в нервный импульс. Преддверия и полукружные каналы являются частью органа равновесия.

Почему дети болеют отитами чаще, чем взрослые

Есть несколько причин, по которым дети чаще, чем взрослые, заболевают ушными инфекциями. Главная причина – анатомические предрасположенности:

  1. Слуховая труба у детей короче и менее извитая, чем у взрослых, что повышает риск попадания инфекции и жидкости из носоглотки, полости носа.
  2. У детей часто увеличивается носоглоточная миндалина (аденоиды), которые как часть иммунной системы, реагируют на бактерии и вирусы, проходящие через нос и рот. Аденоиды расположены возле слуховой трубы, поэтому инфекция часто может проникать в среднее ухо.
  3. Иммунная система ребенка не так эффективна, как у взрослого, потому что она все еще развивается и не может пока противостоять ушным инфекциям.

Как ЛОР-врач диагностирует наличие инфекции в среднем ухе

Первое, что сделает ЛОР-врач — собирает анамнез, задавая вопросы родителям. Была ли недавно у ребенка простуда или боль в горле? Наблюдаются ли проблемы со сном? Часто ли он трогает свои ушки? Затем доктор выполняет осмотр ушей с помощью светового отоскопа, оценивая состояние барабанной перепонки. Покраснение и выпуклость указывают на инфекцию.
Если диагноз не очевиден, то врач также может выполнить ребенку тимпанометрию уха с помощью специального прибора — тимпанометра. Миниатюрный микрофон, динамик и устройство, которое изменяет давление в ухе, помогают выяснить насколько податливая барабанная перепонка при разных давлениях.

Как лечить отит у ребенка

Врачи, как правило, назначают приме антибиотика в течение 7-10 дней. Также облегчить состояние при боли и температуре помогут обезболивающие препараты, например, ибупрофен или ушные капли, сосудосуживающие капли в нос (3-5 дней) для улучшения вентиляции барабанной полости через слуховую трубу.

Читайте также:  Физкультурная группа здоровья справка врачи

Всегда ли врач назначает антибиотики

Иногда боль в ухе не вызвана инфекцией, а некоторые ушные инфекции могут исчезнуть без антибиотиков. Осторожное и разумное использование антибиотиков помогает предотвратить развитие бактерий, которые становятся устойчивыми к антибиотикам.
Если доктор назначает антибиотик, важно убедиться, что ребенок принимает его строго по предписанию и в течение определенного врачом времени. Несмотря на то, что вашему ребенку может становится лучше, слишком ранняя отмена приема лекарства может привести к возобновлению инфекции. Также важно повторно посетить врача, чтобы он мог проверить, прошла ли инфекция.

Как быстро проходит ушная инфекция

Улучшение должно наступить спустя несколько дней после начала лечения. Если уже прошло несколько дней, а вашему ребенку не становится лучше — это повод снова обратиться за помощью к врачу. Для лечения может потребоваться смена антибиотика. Как только инфекция проходит, жидкость все еще может оставаться в среднем ухе, но обычно исчезает в течение 3-х-6-ти недель.

Если у ребенка часто возникают отиты

У некоторых детей отиты могут возникать до 5-6-ти раз в год. Но если инфекция продолжает возвращаться, а антибиотики не помогают, врачи рекомендуют хирургическое лечение. Оториноларинголог может предложить санацию носоглотки (аденотомия – удаление аденоидов) и шунтирование, при котором в барабанную перепонку помещается небольшая вентиляционная трубка (шунт), чтобы улучшить поток воздуха и предотвратить скопление жидкости в среднем ухе. Наиболее часто используемые трубки остаются на месте в течение 6-9-ти месяцев, пока они не выпадут.

Можно ли предотвратить появление инфекций в среднем ухе

В настоящее время лучшим способом предотвращения ушных инфекций у детей является снижение факторов риска. Соблюдение следующих мер поможет снизить риск возникновения и развития ушных инфекций у вашего ребенка:

  1. Вакцинация.
  2. Часто мойте руки. Мытье рук предотвращает распространение микробов и может помочь предотвратить простуду или грипп вашего ребенка.
  3. Избегайте воздействия на вашего ребенка сигаретного дыма. Исследования показали, что дети, которые находятся рядом с курильщиками, чаще страдают от ушных инфекций.
  4. При кормлении ребенка грудного возраста держите его под углом 45 градусов, а не горизонтально.
  5. Строго соблюдайте назначения лечащего врача при лечении инфекций верхних дыхательных путей.
  6. Не позволяйте больным детям проводить время вместе. В максимально возможной степени ограничьте воздействие вашего ребенка на других детей, когда ваш ребенок или его друзья по игре больны.
  7. Закаливание.

Этот материал для Вас подготовила:

Врач-оториноларинголог высшей категории, Стаж работы: более 20 лет. Ведет прием взрослых и детей с рождения.

Источник

«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье

Елена Александровна Лескова
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье

Занятие в оздоровительной группе в день Здоровья

Тема: «Здоровые уши»

Познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Дать простейшие понятия о строении и функциональности уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжать формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.

У каждого ребёнка: воронка склеенная из плотной бумаги.

У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде,ширма и предметы для эксперимента: чайная ложка, 2 стакана, ножницы, спички, баночка с рисом, бумажный лист, канцелярский зажим, камешки, бубен.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках перед столом, на котором стоит ширма.

В начале занятия прочесть (полушёпотом) стихотворение (С. Волкова)

Шелестит листвой берёзка.

Фыр – фыр – фыр! – летит стрекозка

Фьють – фьють – фьють!– поёт пичужка.

Ж – ж – ж! – жужжит над ухом мушка.

Чтоб слышать звуки эти

(знают взрослые и дети,

У людей и зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган – ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам.А теперь подумайте и ответьте:

1. Для чего человеку нужен слух? (Чтобы слышать всё вокруг. Чтобы голова была красивая. Чтобы слышать природу вокруг. Уши должны быть у человека, так природа создала).

Читайте также:  Фармацевтическая компания здоровье флуконазол

2. Посмотрите на рисунок (ст. 13)и скажите: какие звуки может воспринимать человеческое ухо? (Пение птиц, звук гитары, как трещат ветки в костре, звуки леса, шум листвы, шум ветра в деревьях, шелест травы, пение по гитару, всплеск реки (когда рыба плескается).

Молодцы, ваши глаза очень зоркие, каждую деталь заметили, а ваша фантазия подсказала вам, что не далеко от ребят протекает река.

А теперь послушайте, как интересно написала С. Шукшина про строение нашего уха.

Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь

По наружному каналу, через тоненькую плёнку.

Что зовётся перепонка, дальше вглубь.

Молоточек постучит там по наковальне,

Звук за стремечком бежит и стремится дале.

Встретит здесь его улитка не простая, скоростная.

Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.

Мозг их быстро расшифрует и решит,что надо делать:

Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне

Или же от злой собаки быстро – быстро убегать.

Ухо состоит из трёх частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.

Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяетесь ролями. Что видно снаружи? (Овал с извилистыми линиями и с ямой внутри. Выемки и впадины). То, что вы описали, называется ушная раковина. Что вы ещё видите? (Глубокая ямка, уходящая вглубь головы.)

Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Почувствовали то, что палец далеко нельзя протолкнуть. И то, что там какое то вещество внутри уха.)Кто знает, как это вещество называется? (Сера.)

А для чего она нужна? Хорошо, не буду вас томить ожиданием, расскажу об этом веществе. Чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Человек может потерять слух, стать глухим. Когда много серы, человек может заболеть – ухо может опухнуть.)

У вас получилось добраться пальчиком до конца прохода уха? (Нет.) природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая — тонкая плёночка. Она называется перепонкой.

Перепонка очень тонкая и повредить её очень легко, если засунуть глубоко в ухо спичку или булавку. Повредить легко, а починить перепонку нельзя, так и можно остаться глухим на всю жизнь.Давайте поиграем в игру: «Слышу- не слышу».

Правила таковы: Я буду произносить различные слова, причём каждое последующее слово буду произносить более тихим голосом и вы должны мне его повторить, чтоб я убедилась, правильно ли вы его услышали.Затем я усложню задание: надо закрыть уши ватным тампоном и я произнесу ещё несколько слов, а вы мне расскажите, когда вы наиболее чётко слышали слова: без ваты или с ватой? (без ваты). Почему? (потому что без ваты, звук шёл в открытое ухо, и ни чего ему не мешало, а с ватой хуже, потому что вата закрывала проход и мешала звуку пробиться до перепонки). Хорошо, молодцы.

А теперь рассмотрите картинку, и назовите, из чего состоит ухо, кто запомнил? При внимательном осмотре можно без труда догадаться, где здесь молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, улитка, три полукружных канала, барабанная перепонка и сама ушная раковина.

И с этим заданием справились, умнички.

Про строение уха мы поговорили, о том для чего нам уши тоже поговорили, про что же мы забыли, ребята, с вами поговорить? (Про то, как беречь уши). Правильно, точно подметили. Вот послушайте диалог пациента и доктора (Э. Мошковская).

Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Читайте также:  Влияние бытовой техники здоровье

Отвечает доктор: — Еже!

Отвечает доктор гневно:

А вы, согласны с доктором? (да)

Посмотрите ребята на рисунок, и скажите, влияет ли поведение детей в группе на слух? И как (Влияет и очень сильно. Дети кричат, громко смеются, может от этого заболеть голова, а ещё начаться воспаление уха, это когда в ухе «стреляет»). Значит как нужно вести себя в группе, чтобы избежать таких неприятностей (Нужно разговаривать вполголоса, не кричать, не бегать и стараться не шуметь). Молодцы, знаете правила хорошего слуха. Вот послушайте, какое замечательное стихотворения написала С. Шукшина про то, как беречь свой и чужой слух.

Не кричите слишком громко,

Вас и так прекрасно слышно,

Как вполголоса, спокойно,

вы ведёте свой рассказ.

Не включайте до предела

Плеер, радио и телевизор,-

Тотчас все соседи в доме

Затыкают нервно уши

И стучат в ответ по трубам,

Чтобы стало чуть потише.

Громкий звук – беда для слуха.

Вы не сможете услышать

Громкий рокот самолёта,

Дивной трели соловья.

И, о ужас, голос мамы

Вы совсем не разберёте.

Оттого, что так бездумно

Относились долго к слуху,

Можете вы очень скоро

Стать глухими навсегда.

Печальная история, не правда ли? Интересно, ребята, а вы умеете различать звуки (да). Хотите поиграть в игру «Кто больше услышит звуков?»(да). Тогда нужно позвать в группу тишину, для того чтобы правильно определить источник звука.

Я, стоя за ширмой,произвожу следующие действия:

— переливаю воду из стакана в стакан;

— мешаю воду чайной ложкой в стакане;

— режу бумагу ножницами;

— трясу коробочкой, в которой рис, затем коробочкой, в которой фасоль;

— щёлкаю канцелярской скрепкой – крепителем;

— звеню в колокольчик.

Дети без труда отгадывают многие звуки,лишь звуки : скрепки – крепителя, риса и фасоли в коробочке, вызывают у детей затруднения в ответе. Я прихожу им на помощь и показываю предметы, издающие такие необычные звуки.

Какой у вас, ребята, чуткий слух. Вы определили очень много источников звука, получается вы бережёте свои уши, поэтому и слышите хорошо, а вот я знаю одного мальчика, который не берёг свои уши, и вот что он мне поведал (С. Шукшина).

Я вчера гулял без шапки,

Холод был, но я терпел.

А сегодня я в кроватке,-

Ну, конечно, заболел.

Уши у меня «стреляют»,

Просто как из пушки бьют.

Боль терплю, изнемогая,

Доктор выписал лекарство-

Капли в уши и тепло.

Я на всё уже согласен,

Лишь бы только помогло.

С честью выдержал леченье,

Я теперь почти здоров.

В прошлом все мои мученья,

Снова я гулять готов!

Но теперь без тёплой шапки

На мороз я не пойду.

Уши будут пусть в порядке,

Их, ребята, берегу.

И так, вы достаточно взрослые дети и много знаете про уши, предлагаю вместе составить «Правила хорошего слуха» и отдать детям из старшей и средней группы.

— Ничего не засовывай в ухо!

— Не кричи громко!

— Не слушай громкую музыку в наушниках!

— Избегай простудных заболеваний!

— Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их!

— Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заострённого предмета! Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте!

Вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили. Как вы думаете, уши – важный орган? (да). Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать плеер и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)

Нужно ли их беречь? (да.) А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать посторонние предметы, надевать шапку, если на улице холодно).

Учебно-поисковая лаборатория «Особые дети». Тема: «Нарушение слуха» Слух это величайший дар, которым природа наградила человека. Без слуха невозможно полноценное общение с миром вокруг. Благодаря слуху мы.

Воспитание навыков здорового образа жизни у дошкольников. Занятие по ЗОЖ для детей средней группы «Чем мы слышим» «Чем мы слышим». Цель: • Расширять знания детей о строении организма человека. • Познакомить со строением нашего уха. • Дать знания о том,.

Источник

Adblock
detector