Здоровье детей от 1 года до 2 лет: на что обратить внимание
Правильное развитие малыша в раннем возрасте — залог успеха его здоровья в будущем. Об особенностях ухода, вскармливания, режима дня для ребенка раннего возраста рассказывает заведующая педиатрическим отделением Центра семейного здоровья медицинской корпорации «Медлайф», кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории Елизавета Александровна Вельдер.
Итак, если на 1-м году жизни вы посещали врача ежемесячно и провели ряд профилактических мероприятий, к году пора подводить итоги.
Ребенок в возрасте 1 года должен ходить самостоятельно или с поддержкой за 1 ручку, уметь произносить от 5 до 10 звуков, слогов или слов, обозначающих предметы и действия. Дневной сон остается 1-2 раза в день, продолжительность ночного сна составляет 8-10 часов. Физическое развитие ребенка в 1 год считается нормальным при массе тела около 10 кг, росте 75 см. Количество прорезавшихся зубов к 1 году — 8.
Питание ребенка старше года не меняется существенно: в рационе остаются каши, овощные и фруктовые пюре, мясо, супы на мясных бульонах, кисломолочные продукты. Прием пищи — 4 раза в день с полноценным завтраком, обедом, полдником и ужином. Ночное кормление грудным молоком или его заменителем, молочной смесью, сохраняется до возраста 1 год 6 месяцев. Не приветствуется введение в рацион детей до 3 лет таких продуктов, как сосиски, колбасы, макароны, пироги, пельмени, пицца, а также питание в ресторанах и кафе.
«Питание ребенка старше года не меняется существенно: в рационе остаются каши, овощные и фруктовые пюре, мясо, супы на мясных бульонах, кисломолочные продукты».
В возрасте 1 год требуется углубленный медицинский осмотр такими специалистами, как невролог, ортопед-травматолог, офтальмолог, детский хирург, отоларинголог, стоматолог. Проводится исследование клинических анализов крови и мочи. Если на 1-м году жизни выявлялась патология по данным УЗИ внутренних органов, эти исследования повторяют.
Важный аспект — вакцинопрофилактика: на первом году жизни ребенок подлежит вакцинации против целого ряда инфекций согласно Национальному календарю прививок, утвержденному Министерством здравоохранения РФ. К возрасту 1 год должна быть закончена 3-кратная профилактика вирусного гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. 1 раз в год проводится профилактика кори, краснухи и паротита. С 2015 года в календарь вакцинации добавлена профилактика пневмококковой инфекции. В возрасте 1 год 6 месяцев продолжается ревакцинация против ряда инфекций. Следует помнить о предпочтительном использовании инактивированных импортных очищенных вакцин, так как они легче переносятся и вызывают меньше побочных эффектов. Обязательным правилом вакцинации является отсутствие острых инфекционных заболеваний в течение 2 недель до вакцинации и прием антигистаминных препаратов за 2-3 дня до вакцинации с целью профилактики аллергических и температурных реакций на прививку. В случае возникновения реакций на проведенную вакцинацию последующее проведение профилактических прививок возможно после консультации с врачом аллергологом-иммунологом.
«Обязательным правилом вакцинации является отсутствие острых инфекционных заболеваний в течение 2 недель до вакцинации и прием антигистаминных препаратов за 2-3 дня до вакцинации с целью профилактики аллергических и температурных реакций на прививку».
В возрасте старше года наблюдения детей специалистами становятся реже. Достаточно посещать педиатра 1 раз в 3 месяца. При выявлении хронических заболеваний ребенок подлежит диспансерному наблюдению по профилю имеющейся патологии с проведением полного клинико-лабораторного обследования.
Источник
Каковы особенности психического развития детей от года до 1,5 лет?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок испытывает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Он старается повторить удачные опыты и отвергает другие, которые заканчивались неудачей. Например, если при падении погремушки она издает понравившиеся ребенку звуки (или он просто стучит ею по столу), то малыш старается повторить этот опыт или пробует другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит ею по кастрюле или тазику — тогда звук еще громче!). Таким образом он устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом). Тем самым у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.
Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие «нет». Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 г. 3 мес.). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих его опасностей. Вот тут и начинают вводить это, в полном смысле слова, спасительное понятие. Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорить «нет» и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, кристаллизующаяся в мышлении ребенка. (Следует сказать, что мышление у детей конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это чашка, то под «чашкой» он понимает именно эту конкретную чашку. И лишь со временем слово «чашка» станет ассоциироваться у него со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить. Абстрактное же мышление — это прерогатива взрослых). И вот именно с этого момента ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должен использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыша вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник. Естественно, что вы запрещаете ему это делать. Но если не показать ему возможных последствий (поднесите ручку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы он почувствовал сильное тепло, а затем отдерните ее и скажите: «Горячо! Ах!»), то он может повторить попытку из любопытства или упрямства и обожжется. Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему, который он стремится удовлетворить всеми доступными ему способами, может привести к опасным для него или окружающих последствиям. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку некоторые действия. А поскольку в этом возрасте он уже начинает понимать запреты, то главное, что требуется от воспитателя, — это то, чтобы этих запретов было как можно меньше и они не были бы бестолковыми. (Анекдот: «До 5 лет я вообще думал, что меня зовут Заткнись!»). Ведь бесконечные окрики и понукания только нервируют ребенка, сбивают его с толку и он постепенно перестает понимать, что же можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать «нет» или «нельзя», подумайте, а можно ли убрать тот же горячий чайник на высоту, недоступную для ребенка, закрыть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и т. п.
Даже если малыш успел что-то натворить, не кричите, не шлепайте его, и не ставьте его в угол. Он еще слишком мал, чтобы полностью понять свою вину. А вот напугать его вы, скорее всего, сумеете. Если же вы будете поступать так постоянно, когда он нашкодит, вы просто рискуете отвадить его от себя. Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» Груздев рассуждает о том, к какому следователю инстинктивно тянется подозреваемый: «Если есть два следователя — грубый и злой и добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно тянется к следователю доброму». Так и дети. Если мама постоянно кричит на ребенка, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все разрешают, то шансы мамы быть любимой равны нулю.
Вот, например, один маленький мальчик все время ковырял стену, отколупывая кусочки известки и даже пытался их есть. Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Она стала сердиться, затем даже кричать на него. Однако мальчик, хоть испугался и даже убегал от стены, но потом оглядываясь и прячась, возвращался на тоже самое место и продолжал ковырять стену. Мама, отчаявшись побороть непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру. Бывалые родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что посоветовал доктор: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим. Поэтому доктор посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, которые насыщены кальцием.
Еще он посоветовал место, где ребенок ковырял стену, огородить так, чтобы он не мог туда добраться. И, наконец, просто нужно отвлечь ребенка, если он все же, упорствуя, пытается добраться до «места преступления».
Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которого торчал красивый блестящий ключик. Он был такой красивый, что просто невозможно было не потрогать его. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик упал, громко звякнув. На этот звук в комнату вбежала мама. Увидев «непорядок», она начала кричать на малышку и даже шлепнула ее по ручке. Дочка, естественно, расплакалась. На плачь прибежала бабушка. Узнав в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там «уси-пуси», а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками. После того как девочка успокоилась, бабушка заменила книжку игрушками и пошла устраивать «разбор полетов» с мамой (своей дочкой). Мы не будем подслушивать их разговор, а лишь разберем ошибки, допущенные мамой девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам категорически недопустимо. Даже по попе нельзя шлепать, а уж по рукам! Даже забудьте об этом методе наказания! Во-вторых, сами подумайте: ключик-то красивый. Конечно, его очень хочется потрогать. Но если вы не хотите, чтобы ребенок трогал его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т. д.), то просто выньте ключик из замочной скважины и положите в такое место, где вы его сможете взять в любую секунду, а ребенок не увидит и достать его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на него, даже не разобравшись в том, виноват он или нет?
Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. Их интересует все! Им совершенно недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет — им обязательно нужно его потрогать, пощупать, взять в рот, побросать. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир. А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, нужно залезть на стол. Табурет или стул очень тяжелы. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый. Но ребенок открывает его, вынимает белье (естественно, бросив его на пол) и уже пустой чемодан подтаскивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более — шлепать! Попытайтесь поставить себя на его место. Ведь в вазочке, за которой он полез на стол, стоят голубенькие, хорошо пахнущие, подснежники, которых он еще ни разу не видел в своей жизни! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может даже оторвать один маленький цветочек и размять его в пальчиках. А потом объясните, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.
Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо постараться убрать все то, до чего он может добраться, если это что-то может разбиться или быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы ребенок, находясь дома, не был предоставлен сам себе. Побольше гуляйте с ним на воздухе, а, придя домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по дому, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал. Обеспечьте ему достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ребенку повода делать то, что потом вы будете ему запрещать. Например, не ставьте его на подоконник, чтобы он мог увидеть, что делается на улице. В ваше отсутствие он может сам взобраться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку что-то, но при этом своей мимикой допускать возможность непослушания. Например, вы говорите «нельзя», но при этом улыбаетесь. Ребенок, видя вашу улыбку, может понять ваш запрет как несерьезный и нарушить его.
Источник
Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет. Как происходит развитие здорового ребенка
В этот период малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.
Но мало-помалу малыш учится самостоятельности. Он начинает использовать присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми он будет держаться поближе к ней, но затем станет оставлять ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности и безопасности. Такую уверенность также обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого, к кому привязан ребенок.
Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями. Избавить ребенка от таких состояний можно, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты расстройств и переживаний. Наибольшее облегчение ребенку дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.
Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу 2-го года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.
Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для 2-летнего возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке малыша в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.
Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев – одна из самых распространенных среди детей 2-го и 3-го года жизни эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.
В этом возрасте причинами подобных припадков обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например при посещении гостей.
Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на двух-, трехлетних детях. Очень часто такие «проявления» бывают, когда ребенок голоден, устал, замерз или плохо себя чувствует. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева обычно являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.
Конечно, ваша задача – научить малыша контролировать свои чувства. Когда он впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро привыкает к такому способу поведения, поскольку оно позволяет достичь желаемого.
Этого скорее всего не произойдет, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям ребенка, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить малыша, или обеспечивают возможности для альтернативного поведения.
Сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш
не успокоится, и только после этого утешить его.
На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми при формировании отношений подчинения. «Лист достижений»
Физическое развитие 18–24 месяцы
Не только ходит, но и легко бегает. Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги. Обегает стороной мелкие предметы, какие встречает на пути.
Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами). Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
Может садиться на корточки. Может прыгать не только на месте, но и вперед. Способен выбраться их манежика.
Открывает дверь в комнату. Пинает мяч, почти не промахиваясь, подбрасывает его вверх.
Уверенно катается на трехколесном велосипеде, на педальной машине.
Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать предметы в коробки.
Оказывает помощь при раздевании. Умеет сам вымыть руки. Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев). При необходимости передвигает стулья. Способен построить башню из 5–6 кубиков. Переворачивает страницы в книжке. Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы дознаться до ее «секрета» – почему игрушка двигается. Помогает маме по дому.
Психическое развитие 18–24 месяцы
С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню – подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие оттого, что заполняет лист бумаги каракулями.
Ребенок стремится помогать по дому. Копирует поведение взрослых: «готовит» блюда в детской посудке, «читает» книги и т. д.
Очень любит рассматривать картинки. Показывает на них все, что его просят показать: собачку, домик, самолет, дерево и пр.
С интересом смотрит мультфильмы.
Стремится к самостоятельности. Если независимость ограничивается взрослыми – гневается.
Способен возвести из кубиков сложную конструкцию; количество задействованных кубиков – больше 5.
Режим дня
Полуторагодовалый ребенок еще более, чем раньше, восприимчив к порядку и очень любит всевозможные церемонии. Он, например, считает, что за обедом все члены семьи должны сидеть строго на «своих» местах и пить чай только из «своих» чашек. Попытка же старших поменять привычный сценарий вызовет у малыша недоумение.
Если незадолго до сна у ребенка появились признаки переутомления в виде изменений двигательной активности, заторможенности, вялости или апатии, его следует укладывать спать на 30–40 минут раньше, чем предусмотрено режимом. Если ребенок бодр и спокоен, он может поиграть 30 минут, прежде чем лечь спать.
Сон ребенка
Потребность во сне Ребенок должен иметь 2-часовой послеобеденный отдых. Некоторые дети не могут обойтись без 2-х более коротких дневных пауз.
Устанавливаем время для сна
В это время малыш может пытаться противостоять вашим намерениям уложить его спать днем. Позвольте ему делать выбор всякий раз, когда это возможно.
Например, скажите: «Хочешь лечь спать сейчас или через 5 минут?» Ребенок в таком случае
будет рад, что может выбирать, а вы побеждаете независимо от того, какой выбор он сделает.
Как помогать ребенку развивать свои способности
В возрасте от 1,5 до 3 лет ребенок учится думать и понимать. Он внимательно наблюдает за тем, как взрослые реагируют на его поступки, замечает, какие ситуации могут привести к конфликту.
В это время очень важно, чтобы ребенок понял, что рост и отделение от родителей – нормальный и естественный процесс. Многие мамы так привязываются к своему малышу и так «привязывают» его к себе, что надолго, а то и навсегда отучают его от самостоятельности. Имейте в виду, дорогие мамочки, что такая любовь может «душить» не только способности вашего ребенка, но и его желание что-то делать!
В возрасте 5–7 лет дети, выросшие в атмосфере «удушающей» любви, будут производить весьма жалкое впечатление: они могут отказываться играть со сверстниками, постоянно прижиматься к маме, кричать и плакать, когда мама попытается освободиться от его руки. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя поддержать первые проявления самостоятельности вашего малыша.
Почаще говорите своему ребенку такие слова:
¦ Попробуй сделать это сам(а);
¦ Я рад (а), что ты начинаешь сам (а) о себе заботиться;
¦ Посмотри, ты уже сам(а) можешь это сделать;
¦ Давай ты будешь думать сам(а) за себя, а я – сам(а) за себя. И я буду рядом с тобой.
Сейчас самое лучшее время, чтобы сделать следующее:
¦ Научите ребенка правилам поведения и дайте ему понять, что существуют границы дозволенного.
¦ Научите своего малыша говорить «нет» и иметь собственное мнение по любому вопросу.
Если малыш раздражается, важно выяснить причину этого. Просто так вряд ли он будет испытывать отрицательные эмоции.
Вообще старайтесь показать ребенку, что вы его услышали, что вам небезразличны его проблемы и заботы. Для ребенка это сейчас очень важно. Так вы показываете ему, что вы его искренне любите. Постепенно учите малыша владеть своими чувствами.
Уважайте своего малыша. Если вы вынуждены отказать ему в его просьбе, разговаривайте спокойно и обязательно объясняйте причину своего отказа.
Например, так:
¦ «Я слышу тебя, но не могу сделать этого, потому что…»;
¦ «Я понимаю, как тебе хочется иметь эту игрушку, но я не могу ее купить, потому что…»
Игрушки
Для развития интеллектуальных операций и навыков мышленияпрекрасно подойдут разнообразные варианты рамок и вкладышей Монтессори или Никитиных. Они могут быть деревянными или выполненными из мягких полимеров. В такую рамочку врезано изображение животного или геометрическая фигура. Малыш легко может выдавить или вытащить фигурку, а потом попытаться вставить ее на место.
Такие занятия помогают развить точность движений, знакомят малыша с основными геометрическими формами, учат его различать цвета. Кроме того, фигурки можно обводить карандашом или фломастером – это занятие подготовит ручки малыша к письму.
Еще одно чудесное достижение изобретателей игрушек – развивающие коврики-пазлы из мягкого полимера. Обычно это яркая картинка из жизни обитателей подводного мира или джунглей. Но можно найти и рисунки сказочных персонажей. Изображения некоторых животных в таком коврике вытаскиваются. Когда малыш научится собирать пазл в целом, то есть составлять его из 6 квадратов, можно усложнить задачу, предварительно вытащив изображения морских обитателей, а потом вместе с ребенком вернув их на место.
Несмотря на многообразие конструкторов, особенной популярностью продолжают пользоваться обыкновенные деревянные кубики и наборы, в которых кроме кубиков есть кирпичики, цилиндры, призмы и другие детали.
Кубики бывают разные: большие и маленькие, деревянные с острыми углами, крупные пластмассовые со сглаженными уголками, поролоновые (обтянутые мягкой тканью или специальным моющимся виниловым материалом). Выбирайте, что хотите.
Набор кубиков – прекрасный обучающий материал. Именно в творческих играх у малыша
начинает формироваться умение нестандартно мыслить.
Начав с элементарного, ваш ребенок спустя какое-то время сможет выполнять все более сложные задания. Но ему необходима ваша помощь.
Игры
Бакалейный магазин
Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки).
Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и позвольте насладиться этим занятием самостоятельно. Но не уходите далеко, эта игра требует вашего пристального наблюдения!
По коням!
Все дети обожают забираться на спины своих пап и играть в лошадку, катаясь по всей квартире. Не забудьте попросить маленького наездника хорошенько держаться за вашу одежду, особенно если вы решите встать на дыбы!
А еще мальчишки любят драться подушками с папами, а девчонки – танцевать, стоя прямо на папиных ногах, чтобы не сбиться с такта.
Краски для пальцев
Чтобы стать настоящим художником, сначала нужно научиться рисовать не кисточкой, а пальцами. Для этого возьмите специальные краски и покажите малышу, что произойдет, если обмакнуть в них палец и приложить его к белому листу бумаги, научите начинающего живописца смешивать разные цвета, делать отпечаток собственной ладошки…
Одного раза будет достаточно, чтобы ваш крошка разобрался что к чему!
Кукольный спектакль
Вместо того чтобы просто читать «Три медведя» или «Красную Шапочку», используйте в качестве марионеток плюшевые игрушки и куклы.
Выберите персонажей, которые вам понадобятся, и разыграйте импровизированные диалоги из любимых сказок.
Волшебные коробки
Пустая коробка может стать кораблем, поездом, машиной, крепостью или бассейном! Достаточно нарисовать на ней двери, если это автомобиль, или иллюминаторы, если это пароход.
А еще в больших коробках можно спрятаться.
Как развивать мышление
1 Постройте улицу и гараж из коробок. Предложите ребенку провести машину или паровоз по заданному маршруту. Оперируйте понятиями: «вперед-назад», «влево-вправо».
2 Когда малышу исполнится 2 года, научите его вытирать пыль влажной тряпочкой.
3 Предложите ребенку накрыть стол и накормить обедом игрушки. Попросите его помочь вам сервировать стол для настоящего завтрака или ужина.
4 Поставьте на полу несколько препятствий (коробку, пластмассовое ведро и т. д.) и понаблюдайте за тем, как малыш будет их преодолевать.
5 Маленькой ложкой пусть малыш переливает воду из тарелки в стакан (сначала держа ее в правой, а затем в левой руке).
6 Копируйте движения животных: изобразите медведя, льва, цаплю, затем попросите малыша повторить.
7 Рассыпьте на полу мелкие предметы (не больше 10) и попросите ребенка сложить их в банку. Проговаривайте вслух названия предметов: орех, пуговица, ключ.
8 В маленькие баночки положите шалфей, кусочек мыла, гвоздику, горчицу, ванилин, чеснок, апельсиновую кожуру, капните немного духов. Поочередно подносите баночки к носику малыша и предлагайте понюхать.
9 Разложите на полу подушки и покажите ребенку, как можно падать. Вместе придумайте сигнал, по которому он будет падать влево, вправо, вперед, на попку. Выполняя это упражнение, малыш научится контролировать свое тело.
10 Подуйте на перышко и понаблюдайте вместе с малышом, как долго оно продержится в воздухе.
Как развивать творческие способности
Обращайте внимание на расширение словарного запаса малыша, на его умение пользоваться словами. Знакомя его с каким-то предметом, давайте все возможные характеристики: «Это
чашка. Это чашка большая – папина, это маленькая – твоя, а это – бабушкина, в цветочек».
Развитию творческого потенциала помогают движения под музыку, пантомимические изображения, танцы. Также этому помогают занятия рисованием.
Занятия рисованием!
Наверняка ваш малыш уже начал самостоятельно проявлять интерес к рисованию. Честно говоря, его первые рисунки будут больше похожи на «научные эксперименты», а не на художественное творчество. Будьте готовы к тому, что он может окунуть пальчик в банку с яркой гуашью, а потом размазать ее по животу, по лицу или по обоям.
Чтобы сохранить у малыша охоту к рисованию, вам лучше всего смириться с этим этапом. Просто потом, когда он пройдет, вам наверняка придется переклеивать обои. Если вам не по душе такая перспектива, то запаситесь большими листами ватмана, оберточной бумагой или дешевыми обоями, которые можно раскатывать на полу или укрепить рулон на стене в детской и отматывать по мере необходимости.
Научите ребенка рисовать прямые, вертикальные, горизонтальные линии. Затем юный художник пусть потренируется в изображении предметов, имеющих округлые формы (облако, снежный ком, шары и т. д.). Потом вдруг малыш осознает, что круг похож на голову! А если к нему пририсовать ручки-глазки-ножки, то получится человечек.
Не стоит показывать малышу уродливых схем, которые, по мнению некоторых родителей, характерны для детского рисунка: домик из поставленных друг на друга треугольника и квадрата, елочку из 3-х треугольников, солнышко в виде лупоглазого круга с палками-лучами. Если ребенок спрашивает у вас, как нарисовать тот или иной предмет, предложите ему понаблюдать за ним, представить, из каких элементов он состоит. Будьте уверены: зарисовка, которую сделает ваш ребенок, будет во много раз оригинальнее и точнее, чем застывший, «мертвый» шаблон.
Помните, что пока ребенок не отображает реальность, а создает свой собственный мир. Со временем он будет усложняться: в нем появятся звери и птицы, машины, самолеты…
Не стоит расстраиваться из-за того, что ваш малыш рисует, например, синих котов и оранжевое небо. Лучше спросите его о том, почему он выбрал именно этот цвет. Вы можете услышать очень причудливые ответы. Насторожить вас должен лишь избыток черного, так как это может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии.
По мнению некоторых специалистов, вредны не только шаблоны, но и раскраски. Существует «опасность», что, привыкнув раскрашивать готовые картинки, ребенок может отучиться рисовать самостоятельно, а также может усвоить готовые приемы и пытаться воспроизвести их в своих работах, которые могут утратить свою непосредственность.
Развитие речи
Речевые нормы
1,5 года
Малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 40 слов.
В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.
Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, либо своеобразные звукосочетания («чика» – качели, «кезон» – зонт и т. п.)
1 год 9 месяцев
Ребенок наверняка уже легко подражает знакомым и незнакомым словам, услышанным от окружающих.
После 1,5 года словарный запас начинает бурно развиваться. Если вы правильно занимались со своим малышом, то у него улучшилось произношение, а количество усвоенных слов увеличилось до 200–300.
Ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из 2-х слов, а затем – из 3—4-х. К концу второго года ребенок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах.
Малыш уже может рассказать по памяти коротенькое стихотворение.
К 2-м годам речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека до совершенства.
Он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, в его речи отсутствуют правильные грамматические связи между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.
Как развивать речь ребенка
С помощью игрушек разыгрывайте и объясняйте несложные сюжеты. Например, кукла Катя пришла с прогулки, вымыла руки, села обедать. Пусть малыш тоже говорит в процессе показа.
Вместе с малышом наблюдайте за птичками, за проезжающей машиной, за старшими детьми…
Усложните занятия с картинками. Дайте малышу парные картинки с изображением одинаковых предметов, но показывающие разные действия (кошка спит и кошка сидит) и состояния (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (мячик большой и маленький), и предложите найти называемую, сказать, что на ней изображено.
Разучивайте с ребенком стихи.
Вы являетесь языковым и речевым образцом для своего малыша – ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками. Ваш ребенок будет обязательно говорить так, как говорят окружающие его люди – члены семьи.
Знакомство с речью должно проходить в приятной как для ребенка, так и для вас форме диалога. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые внимательно слушают его, разговаривают, взаимодействуют с ним. А дети, чье мнение безразлично родителям, с трудом овладевают искусством общения.
После того как вы задали ребенку вопрос, не торопите его с ответом. Так он скорее поймет, что беседа предполагает обдумывание речевых оборотов.
Не говорите с ребенком на «его» языке. Манерная, с исковерканными словами, сюсюкающая речь тормозит развитие ребенка. Таким образом не только не стимулируется стремление ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляется этот детский язык. Но это не значит, что с маленькими детьми нужно говорить обязательно по-взрослому, используя сложные слова. Соответственно возрасту нужно приспосабливаться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, такие как «мяу», «бай-бай» и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями («кошка», «спать»).
Ваша задача заключается в том, чтобы как можно скорее приблизить речь ребенка к речи взрослых. Поэтому не «консервируйте» в речи своего малыша для своего развлечения всевозможные «сердитки», «журчей», «блистенький». Иначе вы будете тормозить развитие речи ребенка.
Постарайтесь не поправлять речь ребенка, произнося: «Так не говорят», а просто повторите ту же фразу правильно. Иначе вместо того, чтобы говорить, он будет молчать, боясь ошибиться.
Если вы не понимаете, что лепечет ваш малыш, то постарайтесь «выудить» суть из его речи или предложите малышу выбор. Если, стоя у полки с игрушками, он говорит «онок», спросите: «Тебе нужен медвежонок или котенок?»
Предоставляйте ребенку возможность проявить себя. Вопрос «Что ты сегодня делал?» позволит ему дать развернутый ответ, в отличие от вопроса «Ты катался сегодня на горке?», предполагающего лаконичное «да».
Не включайте слишком громко радио и телевизор: фоновый шум вынуждает ребенка говорить громче и быстрее, а некоторые малыши в такой обстановке и вовсе предпочитают молчать.
Не заставляйте ребенка общаться с незнакомыми людьми, так как многим малышам нужно время для того, чтобы освоиться с новым для них человеком.
Дети намного лучше усваивают новые для них слова, если сразу понимают практическое назначение связанных с ними вещей или явлений. Поэтому, общаясь со своим ребенком, обсуждайте окружающий вас мир, проговаривайте свои действия и напоминайте ему названия уже знакомых предметов. Имейте в виду, что чем чаще повторяется слово, тем легче его запомнить!
В помощь детям с задержкой речевого развития логопеды рекомендуют занятия, развивающие мелкую моторику, – оригами, лепку.
Источник