Спасем детей- спасем Россию
О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного
Здоровье — категория педагогическая
Много лет занимаются изучением всех этих вопросов в Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, что находится в Сергиевом Посаде как раз напротив Лавры. Её руководитель доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный в итоге более чем 20-летних ислледований пришёл к парадоксальному выводу: главный похититель здоровья детей, главный и скрытый виновник нашей нынешней демографической трагедии — система воспитания детей и прежде всего начальная школа, поскольку вся концептуально-методическая основа школьной жизни сориентирована против природы ребёнка. А все вышеназванные факторы, связанные с “реформами” и их результатами, лишь усугубляют ситуацию, но не являются её главными первопричинами.
Давайте, однако, послушаем мнение самого учёного по этой судьбоносной для страны проблеме, которое он высказал в одной из наших с ним бесед.
— Сегодня многие, очень многие вдруг начали рассуждать о всеобщем нездоровье нации, — говорит Владимир Филиппович Базарный, — хотя знали об этом, причём в самых высоких сферах, уже давно. И я постоянно говорил об этом задолго до “перестройки” и “реформ” — ещё в относительно благополучные годы “застоя”. Сегодня же эта тема зачастую используется для того, чтобы нагнетать страсти, или даже нагнать страху. И когда оперируют такими категориями, как нездоровье нации, вымирание нации, но при этом не предлагают никакого реального выхода, то это только усугубляет и без того тяжёлое психологическое состояние народа. Говорить об этом необходимо. Нужно только правильно поставить проблему, а не сводить её к сугубо внешним биологическим и социально-экономическим причинам.
— Но разве от того, чем человек дышит, в каких условиях он живёт, чего и сколько он ест, его здоровье не зависит?
— Зависит, но не в решающей степени. Вы вспомните, что ели солдаты на фронте, в каких условиях они там находились. Однако, именно на фронте зарубцовывалась язва желудка, исчезал ревматизм, нормализовывалось артериальное давление. Возвращались домой — и все болезни открывались снова. Почему? Не одна медицинская теория объяснить этот факт не в силах.
— Так, может быть, здоровье — это вовсе не медицинская категория?
— Совершенно верно. Медицинская категория — это болезнь. А здоровье — мера реализации генетических потенциалов, это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же несообразное природе разрушает и истощает их от поколения к поколению. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье — категория педагогическая. А задача медицины другая — лечить болезнь, поскольку она уже возникла.
— Значит, здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду и в школе?
— Именно так! В этом — корень проблемы. Так вот, главная причина нынешнего нездоровья нации — это способ, система воспитания детей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эта система и породила эволюционную цепь телесной, психической и духовно-нравственной деградации сменяющих друг друга поколений не только у нас в стране, но и практически во всей современной цивилизации. В результате большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. А родители ещё более усугубляют их состояние, стремясь облегчить собственные заботы по воспитанию детей.
— Каким же образом?
— А вот каким. Раньше, когда не было всех этих комфортно-расслабляющих приспособлений цивилизации, с помощью которых родители «облегчают» себе и своему ребёнку жизнь (коляски, каталки, всякого рода подпорки), дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причём большей частью — на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, развивалось телесное чувство пространства — начало психической сути человека. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм таким образом, что движение — основной принцип его бытия и развития, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения, особенно в первые месяцы и годы жизни ребёнка, ведёт к блокировке его генофонда, к задержке телесного и психического развития. А что делают современные родители (да и воспитатели детских садов и яслей)? Они делают всё для того, чтобы дети двигались как можно меньше, сажая их на различного рода коляски и каталки, за столы и стулья, лишая их необходимой телесно-моторной и мышечной активности.“Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея в них семена немощи и болезней на всю оставшуюся жизнь, — и взрастают целые поколения «расслабленных».
— А как это преодолеть? И можно ли?
— А Вы вспомните, как Христос лечил расслабленных: «Встань и ходи!» — т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А что говорят родители, воспитатели и учителя детям? “Сядь и сиди! Сиди смирно! Не бегай, не прыгай — упадёшь! Сиди и слушай! Пиши и не вертись!” — вот их главные воспитательные установки. А что нам, взрослым, предлагали и предлагают для паралича нашей воли на массовых сеансах и с экранов телевизоров разного рода кашпировские? «Сядь и расслабься!» И мы все до того расслабились и телесно, и духовно, что не смогли оказать сопротивления тёмным силам, позволили им разрушить и разграбить страну.
Итак, сегодня большинство детей уже рождаются с ослабленными жизненными силами, а в школу в результате предшествующего дошкольного “воспитания” они приходят ещё более ослабленными, чем были в момент рождения, — с массой недугов и болячек. А система школьного образования (главным образом — начальная школа) довершает дело разрушения их здоровья.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушающее воздействие на здоровье детей?
Источник
Педсовет «Здоровье — категория педагогическая»
галина чадаева
Педсовет «Здоровье — категория педагогическая»
Педсовет «Здоровье – категория педагогическая»
1. Систематизировать знания педагогов о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «Привычка к здоровому образу жизни».
2. Обобщить знания педагогов о физическом развитии детей дошкольного возраста.
3. Закрепить знания и умения педагогов о сохранении и укреплении здоровья детей.
Форма проведения –«педагогический ринг»
Ход педсовета.
1 часть. Выступление заведующей.
Анализ состояния работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
Выступление старшего воспитателя
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей дошкольного
и школьного возраста отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Еще в начале 20 века ученые гигиенисты и педагоги начали бить тревогу по поводу ухудшения здоровья детей.
Развитие образовательной системы идет по пути интенсификации, увеличения физических и интеллектуальных нагрузок. И сегодня уже можно говорить о глобальном ухудшении здоровья нации.
По данным НИИ педиатрии:
— всего лишь 14% детей практически здоровы;
-50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают теми или иными хроническими заболеваниями.
Создаются региональные и федеральные программы по сохранению и укреплению здоровья детей. Однако в целом положение по стране практически не улучшается.
Назовите причины ухудшения здоровья детей в нашей стране.
-экологическая обстановка в ДОУ
• Дизайн помещения и оборудования;
• Материалы, из которых изготовлена мебель и оборудование;
• Полноценное и здоровое питание;
• Санитарное состояние прилегающей территории;
Экология вне ДОУ
• Загрязнение лесов и лесопарковой зоны
• Различные виды излучений (радио и электромагнитное и т. п.)
• «эмоциональная» загрязненность (агрессия, насилие)
-снижение физической активности (гиподинамия)
— постнатальные и натальные негативные воздействия (токсикозы, родовые травмы и т. п.)
-курение и алкоголизм родителей
-неблагополучный моральный климат в семье
-неправильное воспитание и п. д.
Один из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья детей – это поддержание оптимального двигательного режима в ДОУ.
Что входит в понятие оптимального двигательного режима?
Это правильное соотношение двигательной активности детей и иной малоактивной деятельности в течение дня.
Назовите виды двигательной активности детей в ДОУ.
-физкультурные занятия и развлечения
-оздоровительный бег
-физкультминутки и динамические паузы
-самостоятельная двигательная активность
Выступление Семеновой Е. А. «Физкультминутки – как их правильно проводить»
Объясните значение пословиц и поговорок о здоровье
Аптека не прибавит века.
Болезнь человека не красит.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоровье не купишь.
Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Болеешь лечись, а здоров берегись.
Самого себя лечить только портить.
Здоровье дороже богатства.
На каждую болезнь найдется лекарство.
Больная жена мужу не мила.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Расшифруйте понятие здоровье.
Здоровье это -…
Выступление Шениной В. Н. «Игры на прогулке – путь к укреплению здоровья детей»
Назовите средства укрепления здоровья детей
-закаливающие процедуры (обтирание, обливание, умывание прохладной водой.
Выступление старшей медсестры «Профилактика ОРЗ и гриппа»
Итоговое выступление старшего воспитателя. «Здоровьесберегающие технологии – средство укрепления здоровья детей»
Педсовет в ДОУ Педсовет — постоянно действующий орган коллегиального решения основных вопросов воспитательной работы. Педсовет является основной формой.
Советы для начала ведения здорового образа жизни. Советы для начала ведения здорового образа жизни. 7 апреля во всем мире отмечается День здоровья. Если вы еще не начали вести здоровый образ.
Источник
Доклад: Здоровье — категория педагогическая
Название: Здоровье — категория педагогическая Раздел: Рефераты по педагогике Тип: доклад Добавлен 13:23:23 24 апреля 2010 Похожие работы Просмотров: 948 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |