Меню

Здоровье ребенка как объект исследования

Здоровье ребенка как объект исследования

По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества [1, с. 2]. Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) [1, с. 7].

Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития [2].

В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни [1, с. 7-8].

Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5–19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления — 14,0%, отравления – 7,0%, пожары и падения — по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей — тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ [3, с. 2-3].

Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6–9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий — сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета [3, с. 3].

Состояние здоровья детей разных возрастных групп и факторы, его определяющие, являются предметом изучения и отечественных авторов. Так, В.С. Меренковой с соавт. исследовались 50 пар «мать-ребенок первого года жизни» со средним возрастом матери 24,46±5,57 года и 50 пар «мать-ребенок второго года жизни» со средним возрастом матери 25,54±4,9 года. В ходе работы выявлено, что ухудшение здоровья детей напрямую связано с материнскими факторами: на первом году жизни — с фетоплацентарной недостаточностью, угрозой прерывания беременности и наличием гестоза (r = 0,44; 0,38 и 0,35 при p

Источник

РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ мед. исследования

РЕБЕНОК КАК ОБЪЕКТ

рогресс медицины во многом обязан экспериментальному мето-

ду, и подлинно научной медицина стала только тогда, когда в ос-

нову ее был положен усовершенствованный эксперимент. Почти

одновременно врачами-экспериментаторами был поднят вопрос

об этических границах научных медицинских исследований на человеке.

При проведении экспериментов на людях получение нового знания уходит

на второй план, а перед исследователем со всей остротой встают вопросы,

обращенные к его совести. Это обусловлено тем, что при проведении испы-

тания на людях происходят жизненно значимые воздействия на субъекта как

такового, затрагиваются высшие ценности — достоинство и неприкосновен-

ность человеческой личности. Поэтому никакие, даже самые благие намере-

ния и цели не освобождают исследователя за последствия таких действий.

К настоящему времени созданы международные декларации и доку-

менты, регламентирующие проведение и этический контроль за исследо-

ваниями на человеке. Центральным из них является Хельсинская деклара-

ция (последний пересмотр — Эдинбург, 2000).

В январе 2002 г. в Бельгии

Г.Л. Микиртичан 333

состоялась Европейская конференция по клиническим исследованиям в

педиатрии под эгидой Европейского форума по Качественной клиниче-

ской практике и Конфедерации европейских специалистов в педиатрии.

Возрастает роль этических комитетов, организуются международные се-

минары по координации их работы.

Необходимость проведения исследований в педиатрии диктуется рядом

обстоятельств. Существует определенный дефицит объективных знаний о

качестве и эффективности современных превентивных мер, особенностях

возрастной физиологии и патологии, фармакокинетики и фармакодинами-

ки лекарственных средств, адекватных дозировках и формах их примене-

ния для различных возрастных групп.

Большинство данных о безопасности медицинских вмешательств и лекар-

ственной продукции, применяемых в педиатрии, заимствованы из исследова-

ний с участием взрослых. А наши знания об адекватности переноса результа-

тов диагностических и терапевтических исследований у взрослых на детей

недостаточны. Поэтому очень ценно участие детей при исследовании детских

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров

. Телефон, телетайп, радиосвязь. 4. Деловая переписка, резолюции. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров Результаты профессиональной деятельности юриста во многом . и конкретной ситуации. Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, один из важнейших показателей общей .

болезней и условий, к которым дети особенно восприимчивы.

При проведении испытаний на людях руководствуются основными

правилами (принципами) медицинской этики (биоэтики): уважение ценно-

Читайте также:  Группа здоровья при хроническом тонзиллите

сти и достоинства любой человеческой жизни, автономия личности, не

причинение зла (не вреди), полное информирование, осознанное добро-

вольное согласие испытуемого, конфиденциальность, справедливость.

В соответствии с Правами детей, провозглашенными ЮНИСЕФ в

1959 г. и одобренными в 1989 г. 41-й ассамблеей ООН, все права взросло-

го человека распространяются на детей. Следовательно, при проведении

испытаний на детях должны быть соблюдены все условия, предъявляемые

к экспериментам на взрослых, но подход должен быть еще более взвешен-

ным. Обусловлено это анатомо-физиологическими особенностями ребен-

ка, отсутствием у него психологического и социального опыта; необходимо-

стью осуществления диагностики, лечебных и профилактических процедур

не прямо, а опосредованно, через родителей и родственников ребенка.

Дети, участвующие в исследовании в силу повышенной уязвимости

нуждаются в особом внимании и защите интересов каждого конкретного

ребенка. С этой целью врачам важно создать атмосферу уважительного,

сочувственного внимания и проявить готовность к принятию дополни-

тельных мер обеспечения безопасности ребенка. Из-за того, что ребенок

проявляет пониженную способность к принятию решения, и автономия

его в значительной степени зависит от защиты и поддержки взрослых, ба-

зовые этические воззрения врача играют особенно важную роль. Здесь

334 Г.Л. Микиртичан

речь идет не только о практических действиях, неясностях и их разреше-

ния, но и о конфликте ценностей высшего порядка. С одной стороны мы

нуждаемся в научно обоснованных, достоверных знаниях и более безопас-

ных лекарственных препаратах, применяемых в педиатрии и получаемых в

результате исследовательской деятельности, а с другой стороны, обязаны

проявлять уважение и защищать целостность личности ребенка и его че-

ловеческое достоинство. Обе эти стороны должны находиться в равнове-

сии. Однако, проблемы, возникающие при проведении исследований на

детях, не всегда можно решить однозначно. Усугубляется это тем, что от-

сутствуют российские рабочие документы, непосредственно регламенти-

рующие проведение исследований на детях. Не четко сформулированы

критерии допустимости проведения тех или иных исследований на детях,

хотя в новой редакции Хельсинской декларации (Эдинбург, октябрь 2000)

пункт 19 гласит: «медицинское исследование оправдано только в том слу-

чае, если есть разумная вероятность, что группы населения, в которых

проводится исследование, получат выгоду от его результатов».

Речь идет о различном подходе к проведению медицинских исследований,

сочетающихся с профессиональным обслуживанием детей (клинических ис-

пытаний) и не терапевтических медико-биологических исследованиях.

ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание .

. надо обогатить себя знаниями. Общаясь со взрослыми и детьми, понимает, что умным необходимо быть, их любят взрослые и дети (по социометрии, он умный с ним . поведения – осознание правил, повышение внутренней ценности самостоятельно организованных ребенком действий. Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное, Лет внеситуативно-личностное Общениесо сверстниками4-6 лет .

Ряд исследователей допускают проведение не терапевтических иссле-

дований на детях только, если риск, связанный с их проведением, не пре-

вышает минимальный, если ребенок старше 14 лет, он мыслит самостоя-

тельно и достаточно зрелый, чтобы понять природу предстоящей процеду-

ры, включая потенциальную опасность, а также свой долг перед общест-

вом. Однако многие педиатры и юристы (Носов С.Д., 1975; Малеина М.Н.,

1995 и др.) считают, что следует запретить участие в не терапевтических

медико-биологических испытаниях здоровых несовершеннолетних лиц в

возрасте до 18 лет независимо от позиции их родителей, опекунов, попе-

чителей в связи с возможным риском причинения вреда их здоровью. С.Д.

Носов подчеркивал, что на детях недопустимы даже первичные испытания

безвредности вакцин и лекарственных препаратов. Обосновывается это

тем, что не терапевтические испытания преследуют главным образом чис-

то научные цели и не имеют прямого диагностического или терапевтиче-

ского значения для лиц, участвующих в таких исследованиях.

Этически допустимыми считаются клинические испытания, проводя-

щиеся с целью диагностирования, лечения и профилактики заболеваний и

если, по мнению врача, они способствуют спасению жизни, восстановле-

нию и поддержанию здоровья, облегчению страданий ребенка.

Г.Л. Микиртичан 335

Кроме того, возможно включение ребенка в клиническое исследование,

если дети в нем не могут быть адекватно заменены взрослыми, т.е. когда

отсутствует возможность получить необходимые результаты путем прове-

дения альтернативных исследований «in vitro», на животных, взрослых.

Изучение на детях иммунологической и эпидемиологической эффектив-

ности вакцин и уточнение вопросов эффективности лекарственных препара-

тов, безвредность которых предварительно уже проверена на взрослых лю-

дях, возможно при соблюдении соответствующих правил медицинского кон-

В статье 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»,

регламентирующей порядок проведения экспериментов, говорится: «Не

разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установ-

ленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства

могут использоваться для лечения лиц, не достигших возраста 15 лет,

только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия

их законных представителей» (1993).

Новое средство или метод лечения редко испытывается на пациентах

вне больничных стен. В клинике иногда трудно провести ощутимую грань

между экспериментом как таковым и просто лечебной или диагностиче-

ской манипуляцией. Ведь каждый ребенок имеет индивидуальные особен-

ности и его реакции на одно и тоже средство могут отличаться. А врач

внимательно следит за больным и при осложнениях или неадекватных ре-

акциях дополняет или изменяет схему лечения. Чаще всего сегодня в ответ

на прием лекарственных препаратов наблюдаются аллергические реакции.

Таким образом, многие широко применяемые схемы лечения содержат не-

Беременность и рождение ребенка — испытание для всей семьи

. семейной терапии семейная жизнь предполагает определенные этапы развития, каждый из которых сопряжен с кризисом взаимоотношений. Вот эти этапы: период ухаживания, заключение брака, рождение детей, дети идут в школу, подростковый возраст, дети . еще до рождения ребенка стремились «утрясти» существующие проблемы в их отношениях, чтобы . обижалась и замыкалась в себе. При этом оба уставали так, .

кое экспериментальное начало.

При проведении клинических исследований на детях, прежде всего,

необходимо строго научное обоснование самого исследования. Врачу у

постели больного ребенка, особенно если состояние его очень тяжелое, а

Читайте также:  Увольнение с переводом по состоянию здоровья

эффективность проводимой терапии оказывается низкой, приходится тер-

пеливо и тщательно обдумывать весь комплекс лечебных мероприятий,

используя различные средства, включая новые медикаментозные препара-

ты, новые оперативные вмешательства и т.д. От того, насколько творчески

подходит он к решению данной проблемы, как неукоснительно следует

принципам профессиональной этики и руководящим документам, будут

зависеть динамика заболевания, благополучие больного и его близких, а в

конечном счете — исход болезни. Замечательный детский врач А.А. Ки-

сель считал недопустимым для врача назначать лекарство без тщательного

обоснования и учета терапевтического эффекта. «Как глубоко некультурно

336 Г.Л. Микиртичан

поведение врачей, — говорил он, — когда они назначают те или иные ле-

карства больным с такой установкой: «Давайте попробуем полечить этим

средством». Мы не имеем никакого права пробовать на больных. Мы можем

и должны изучать, проверять, но это должна быть непременно научная про-

верка, взвешенная и обдуманная, а «пробовать» — это преступление».

Этика научных исследований в педиатрии требует, чтобы не нарушался

процесс фармакотерапии больного ребенка, когда решаются различные

вопросы совершенствования этого процесса на основе испытаний новых

лекарственных средств или известных препаратов, которые ранее у детей

не применялись. При этом возникает необходимость использовать кон-

трольные препараты. В педиатрии практически не применим метод с ис-

пользованием контрольного плацебо («пустышки»), когда в целях фарма-

кологического эксперимента больному дают не обладающий значительной

фармакологической активностью препарат. При этом преследуют цель вы-

явить плацебо-эффект, связанный не с фармакологическим действием но-

вого исследуемого препарата, а с сопутствующими условно-рефлектор-

ными и психогенными влияниями на функции организма, обменные про-

цессы и др. это особенно недопустимо, если доказанные эффективное ле-

чение уже существует. При использовании плацебо больной остается без

лечения на определенное время, что противоречит главной цели клиниче-

ского испытания с участием детей — пользы для ребенка.

Исследование должно проводиться в учреждении, где царит атмосфера

удовлетворяющая детей и их родителей, работает опытный персонал и

существует инфраструктура, позволяющая провести исследование качест-

венно. Все это повышает степень доверия пациентов и их родственников к

медицинским работникам, позволяет предупредить ситуации риска и пси-

Важно подумать и о том, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта и

главным здесь будет профилактика боли и страха. Это обеспечивается

умением персонала работать с ребенком, пониманием его особых возрас-

тных соматических и эмоциональных потребностей, готовностью оказать

Лечение в психиатрии

. Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям .

качественную медицинскую помощь в нестандартных ситуациях.

Если исследование проводится не в амбулаторных, а стационарных уч-

реждениях надо учитывать что многие дети испытывают чувство тоски,

одиночества, подавленность, бессонницу. Отрыв от матери, дома тяжело

сказывается на психологическом состоянии, многие дети плохо адаптиру-

ются к условиям стационара, поэтому в отделении должны быть созданы

условия для организации досуга ребенка (компетентный персонал, соот-

ветствующая мебель, игрушки, занятия любимым делом, посещение шко-

Г.Л. Микиртичан 337

лы, эстетика помещений и т.д.).

Персоналу, участвующему в исследова-

нии, рекомендуется сократить неудобства причиняемые медицинскими

вмешательствами, например, прежде чем поставить катетер, провести ме-

стную анестезию, взятие образцов крови совместить с обычным клиниче-

ским анализом. Исследовательские процедуры не должны быть продолжи-

тельными и утомительными.

Подготовка к исследованию предполагает тщательное сопоставление

степени риска, связанного с его проведением, и той пользы, которое оно

Центральным условием проведения испытания на детях является полу-

чение информированного согласия, которое должно быть получено до на-

чала исследования. Механизм получения такого согласия в педиатриче-

ской практике имеет ряд особенностей, связанных с тем, что ребенок не

достаточно зрелая личность, не обладающая полной автономией, чтобы

обоснованно сформулировать свои предпочтения и защитить свое собст-

В пункте 24 новой редакции Хельсинской декларации говорится: «Если

испытуемый по закону является недееспособным несовершеннолетним,

исследователь должен получить информированное согласие от его юриди-

чески уполномоченного представителя в соответствии с действующим за-

конодательством». Это положение, как уже указывалось, подтверждено и

в статье 43 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Ребенок и его родители или законные представители ребенка должны

быть полностью и адекватно проинформированы исследователем о целях,

методах, возможном риске и ожидаемых выгодах от участия ребенка в ис-

следовании. Кроме того, им сообщают о том, что при любых осложнениях

ребенку немедленно будет оказан весь комплекс медицинских мероприя-

тий по их устранению, а также об их праве отказаться от участия ребенка в

проводимом исследовании, причем подтверждается, что отказ не повлияет

на отношение к ребенку и проведение апробированного лечения. После

того как врач-исследователь убедился, что законный представитель ребен-

ка понял существо представленной информации, он должен получить от

представителя письменное информированное согласие на участие ребенка

Таким образом, ответственность за принятие решений, касающихся

здоровья и благополучия детей, несут родители или другие законные

представители ребенка. Встает вопрос, всегда ли родители или опекуны

принимают решение в интересах ребенка. Большое значение имеет отно-

шение этих лиц к ребенку, их физическое или психическое состояние, со-

Копия 2 распр.нарушения у детей

. четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной . определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( .

338 Г.Л. Микиртичан

циальный статус, способность понимать информацию врача и принимать

необходимое решение, т.е. их компетенция.

К сожалению, в настоящее время у части родителей наблюдается сни-

женная ответственность за здоровье своих детей, низкий интеллектуаль-

ный и социальный уровень, наличие определенной патологии (психиче-

ские заболевания, алкоголизм, наркомания и др.).

жет быть связана и с небольшим жизненным опытом, которым располага-

Читайте также:  Спорт это ваше здоровье

ют молодые родители.

Такое положение может повести родителей к даче согласия на прове-

дение исследования у своего ребенка без должного осознания своего ре-

шения. Кроме того, при тяжелом материальном положении большинства

населения и недостаточном финансировании государственных лечебно-

профилактических учреждений, когда необходимые для лечения ребенка

препараты предлагается приобретать родителям, возможно, что именно факт

бесплатного лечения ребенка новым исследуемым лекарством будет прева-

лировать при решении матери дать согласие на испытание этого препарата.

Если согласие лица на проведение эксперимента вынуждено стечением

тяжелых жизненных обстоятельств (бедность) или обусловлено зависимо-

стью испытуемого от экспериментатора (например, по обучению и т.п.) его

нельзя считать добровольным, а проводимый эксперимент — правомерным.

Пока не ясно, как расценивать ситуацию, если, например, мать дает со-

гласие на исследование, а отец против или наоборот.

Особо уязвимыми являются группы потенциальных испытуемых — это

дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, умственно не-

полноценные дети. Согласие на участие в исследовании детей-сирот дает

опекун или воспитатель, отношение их к детям может быть различным и

врач должен учитывать это.

Многие этические кодексы декларируют, что умственно отсталые лица

и больные, помещенные в психиатрические больницы, не могут быть объ-

ектами экспериментальных исследований.

При проведении клинических испытаний на детях, несмотря на их не-

дееспособность, следует получить добровольное согласие и у них, после

того как они были адекватно проинформированы.

Сложилось мнение, что основным критерием при этом следует считать не

возраст ребенка, а уровень интеллектуального развития, степень тяжести и

длительность заболевания. Бывают случаи, когда длительно болеющий несо-

вершеннолетний способен понимать свое состояние, прогноз заболевания и

имеет собственное обоснованное мнение о лечении, и взрослые обязаны ува-

жать это мнение. Т.е. подход должен быть строго индивидуальным.

Г.Л. Микиртичан 339

В практической деятельности педиатры знают, что дети с 9 лет способ-

ны понимать цель, возможно пользу и риск исследования и в состоянии

«разрешить» проведение той или иной процедуры или отказаться от нее;

дети старше 12 лет уже достаточно компетентны, чтобы дать согласие или

отказаться от участия в исследовании.

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

. поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция . от суицида составляет 4,2 % от других возрастных групп суицидентов. Однако у детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страх .

Однако такого сознательного согласия недостаточно для разрешения

участвовать в исследовании, если оно не подкреплено согласием родителя

или другого законного представителя ребенка.

Врачу-исследователю следует уважать мнение ребенка и учитывать его

нежелание участвовать в исследовании, даже если его родители (законные

представители) дают согласие на его участие в экспериментах.

Несомненным условием является возможность на любой стадии отказать-

ся от участия в исследовании. Если в процессе исследования у детей появля-

ются неблагоприятные симптомы в физическом или в психическом состоя-

нии, они немедленно исключаются из исследования.

Особые требования предъявляются к врачу-исследователю. А. Молль —

автор замечательной книги «Врачебная этика. Обязанности врача во всех

отраслях его деятельности» (СПб., 1903) — писал: «Нигде как при экспе-

рименте с такой ясностью не выступает противоречие между обязанно-

стью врача и страстью к научным исследованиям». Поэтому одним из

принципов, которому должны следовать исследователи — это обеспечение

приоритетов интересов испытуемых перед интересами науки и общества.

Именно врач-исследователь ответственен за все действия, связанные с

исследованием. Он должен строго следовать своему долгу — действовать

в интересах ребенка, защищать его жизнь, здоровье и достоинство.

1. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве М., 1995.

2. Международные этические правила для биомедицинских исследований // Ма-

териалы семинара 25-26 мая 1999 г., Санкт-Петербург. СПб., 2000.

3. Международный семинар для комитетов по этике России и стран участников

4. Молль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятель-

ности. Пер. с нем. СПб., 1903.

5. Носов С.Д. Вопросы деонтологии в научно-исследовательской работе врача.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

7. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспери-

ментов на человеке и животных //Сборник материалов к конференции. М., 1994.

Микиртичан Л.Д. Ребенок как объект медицинского исследования // Философский век. Альманах 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 2. С.-Петербург, 2002. Санкт-Петербургский Центр истории идей. – С. 332-339.

Примеры похожих учебных работ

Лечение в психиатрии

. Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким отраслям .

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

. темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, методы .

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

. работу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д. Фундаментальные исследования – исследования, своими результатами имеющие обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений .

Копия 2 распр.нарушения у детей

. предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений . зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию .

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

. многое упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской темы «Концепция .

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

. Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем . пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное . возрастных групп суицидентов. Однако у детей и подростков много так называемых .

Источник

Adblock
detector