Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
статья по теме
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_-_glavnaya_cennost_semi_obshchestva_gosudarstva_chelovechestva.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тришкина В.М., преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье зависит от следующих факторов:
50% — образ жизни
20% — экологическая обстановка
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.
По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.
Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.
Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.
Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества». «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».
Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.
Влияние семейного фактора: частые конфликты, ассоциальность поведения родителей, денежный барьер, отсутствие организации жизни, сниженность питания, безнадзорность в быту, неправильное отношение к ребенку, подавленность личности, физические наказания, низкий уровень физиологической сопротивляемости, авторитарность родителей, низкий уровень подготовленности к школе.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов.
Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.
Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.
Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования. Ведь именно со здоровья начинается успешное обучение.
Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.
2. Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
3.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988
Источник
Консультация «Здоровье — это главная ценность в жизни каждого ребенка!»
Олеся Бражникова
Консультация «Здоровье — это главная ценность в жизни каждого ребенка!»
Здоровье – это главная ценность в жизни каждого ребенка!
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым,энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные навыки. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Нашим маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой.
Во второй младшей группе было проведено занятие по здоровьесберегающим технологиям «В гости к солнышку»Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни путем использования здоровьсберегающих технологий.
• Совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества.
• Формировать у детей представления об особенностях образа жизни белки осенью.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Дети показали свои физические и двигательные навыки. По дороге к солнышку использовались различные упражнения для развития мелкой моторики «Дуновения ветерка для осенних листочков», «Ходьба по ребристым селедочкам», «Самомассаж рук и щек». В общем, занятие прошло интересно и познавательно не только для детей, но и для взрослых. Здоровье детей в детском саду — это ответственность, как воспитателей, так и родителей. И нашими общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития. Так будем всегда беречь наше здоровье, и обогащать его разными здоровьесберегающими технологиями.
Воспитатель: Бражникова О. В.
Консультация «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.
Физическая культура в ДОУ как ценность здорового образа жизни дошкольника Физическая культура это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровье ребенка» «Что нужно родителям?». Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Проблема сохранения здоровья детей.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе. Начало школьной жизни — важный период на пути каждого человека» Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к.
Консультация для родителей «Сохранение жизни и здоровья детей — главная обязанность взрослых» Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка.
Консультация по правилам дорожного движения «Дети — наша главная ценность» Консультация по правилам дорожного движения «Дети – наша главная ценность» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Квест с использованием здоровьесберегающих технологий «Здоровье — наша главная ценность» Квест с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Здоровье – наша главная ценность» Группа: подготовительная. Оборудование: карточки.
Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания — тайные мечты каждого ребенка» — Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой. — Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится.
Сценарий праздника ко Дню матери «В жизни каждого важна и нужна мама» Сценарий ко Дню матери «В жизни каждого важна и нужна мама» Ведущий 1: Добрый день, дорогие мамы, здравствуйте, милые женщины! Разрешите.
Территория дошкольного образовательного учреждения — это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.
Источник