ЗДОРОВЬЕ детей
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Согласно определению, принятому Всемирной оргцией здравоохранения, 3. представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. 3. — состояние телесного, душевного и социального благополучия.
3. характеризуется не только качественно, но и количественно; существует понятие о степени 3., определяемой широтой адаптивных возможностей организма. Хотя 3. противопоставляется болезни, оно может быть связано с ней разл. переходными состояниями.
Помимо индивидуального 3. различают 3. населения как понятие статистическое. Последнее применительно к детям и подросткам определяется по след, показателям: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс 3., процент часто и длительно болеющих детей, распространённость и структура заболеваемости, процент детей с нормальным физич. развитием, распределение по группам 3.
Данные, отражающие общую заболеваемость (распространённость всех заболеваний — острых и хронических), получают на основании анализа обращаемости за мед. помощью (по записям в мед. картах) или обработки результатов массовых мед. осмотров, к-рые проводятся в дошк. и уч. учреждениях. Показатель общей заболеваемости изменяется в зависимости от возраста детей и условий воспитания. Он наиб. высок среди детей 2—3 лет, затем постепенно снижается и снова возрастает в связи с поступлением в школу и в период полового созревания. Первые два «пика» общей заболеваемости объясняются снижением общей и иммунной реактивности дет. организма, связанным с процессами адаптации с момента исступления в дошк. учреждения и в школу. Рост заболеваемости в подростковом возрасте связан с бурной ней-роэндокринной перестройкой организма. Нек-рые специалисты также объясняют это явление неравномерным созреванием морфофизиол. структур организма в результате акселерации. Напр., у мн. подростков наблюдается отставание в развитии сердечно-сосудистой системы по сравнению с общим ростом скелета и мускулатуры, что вызывает разл. сердечнососудистые нарушения.
Индекс 3. — кол-во детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от 1-го (примерно 12%) к 8-му (примерно 25%) кл.; за это же время более чем в 2,5 раза снижается кол-во уч-ся, часто (более 4 раз за уч. год) и длительно болеющих.
Анализ общей заболеваемости включает установление её структуры — выявления места, к-рое количественно занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте от 1 года до 10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11—17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое к 11—14 годам.
Среди детей и подростков от начала к концу обучения в школе увеличиваются распространённость близорукости, нарушений осанки, частота хронич. заболеваний уха, горла и носа.
В зависимости от состояния 3. детей относят к одной из пяти т. н. групп 3.: 1-я группа — здоровые дети, 2-я — практически здоровые, 3-я и 4 я — больные дети в разной степени проявления и компенсации болезни, 5-я — дети с тяжёлыми хронич. заболеваниями. К концу шк. обучения возрастает кол-во детей 3-й и 4-й групп 3. за счёт сокращения 1-й и 2-й групп. Дети и подростки 1—4-й групп 3. обучаются в массовых уч.-воспитат. учреждениях; дети, относящиеся к 5-й группе 3., — в учреждениях санаторного типа.
Хронич. заболевания, ослабленность организма, отклонения в физич. развитии, нарушения остроты зрения, слуха, осанки, психоневрологич. отклонения отрицательно сказываются не только на работоспособности детей и подростков, но часто становятся препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высоко-производит. умственного и физич. труда.
Состояние 3. и его динамика в течение уч. года и ряда лет — надёжный критерий оценки влияния организации обучения, соответствия величины уч. нагрузки, режима дня и условий семейного воспитания морфофункциональным возможностям учащихся разл. возрастных групп.
Лит.: Сердюковская Г. Н., Жилов Ю. Д., Окружающая среда и здоровье подростков, М., 1977; Сердюковская Г. Н., Социальные условия и состояние здоровья школьников. Забота о здоровье детей, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1980; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А, Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986; Баранов А. АМатвеева H. A. f Здоровье школьников, Красноярск, 1989.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .
Смотреть что такое «ЗДОРОВЬЕ детей» в других словарях:
Здоровье детей — состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к. л. болезненных изменений. Всемирная организация здравоохранения определяет З. как состояние телесного, душевного и социального благополучия.… … Педагогический терминологический словарь
ЗДОРОВЬЕ — детей, состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к. л. болезненных изменений. Согласно определению, принятому Всемирной оргцией здравоохранения, 3. представляет собой не только биологическую,… … Российская педагогическая энциклопедия
Здоровье — нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Общественное З. физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей, т. е.… … Российская энциклопедия по охране труда
Здоровье общественное — (популяционное или здоровье населения) основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в… … Экология человека
Здоровье — У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения). Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное… … Википедия
Здоровье человека — Здоровье состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека (здравоохранение) одна из функций государства. В мировом масштабе… … Википедия
Здоровье и внешний вид Майкла Джексона — Майкл Джексон в мае 1984. Майкл Джексон (29 августа 1958 25 июня 2009) американский музыкант, который на протяжении более чем сорока лет был одним из самых популярных эстрадных артистов в мире (сначала как звезда детской группы The… … Википедия
здоровье — я; ср. 1. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вредно для здоровья. Забота о з. Укреплять з. Потерять з. Выпить тост за чьё л. з. З. детей. 2. Самочувствие, то или иное состояние организма. Жаловаться на … Энциклопедический словарь
ЗДОРОВЬЕ — ХВОРЬ — Кровь с молоком. Чуть не лопнет. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам). Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник. Здоров, как бык, и не знаю, как быть. Сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет. Сожму в … В.И. Даль. Пословицы русского народа
здоровье — я; ср. см. тж. здоровьечко, здоровьице, здоровьишко 1) Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вредно для здоровья. Забота о здоро/вье … Словарь многих выражений
Источник
ЗДОРОВЬЕ
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Смотреть что такое «ЗДОРОВЬЕ» в других словарях:
ЗДОРОВЬЕ — или здравие ср. состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. Каково дорогое здоровьеце ваше? Да мое здоровьишко плохое. Здоровье всего дороже (дороже денег). Он чужим… … Толковый словарь Даля
Здоровье — Здоровье ♦ Santé «Здоровье – ненадежное состояние, не сулящее ничего хорошего». Автор этого высказывания доктор Нок (***), очевидно, прав. Если ты не болен, то можешь заболеть, мало того, если с тобой не произойдет несчастный случай со… … Философский словарь Спонвиля
ЗДОРОВЬЕ — ЗДОРОВЬЕ, здоровья, мн. нет, ср. 1. Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. Расстроить здоровье. Пить чье нибудь или за чье нибудь здоровье. Несокрушимое здоровье. || Состояние организма (разг.). Слабое… … Толковый словарь Ушакова
здоровье — поправить здоровье, расстроить здоровье.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. здоровье здоровьечко, гигиея, здравие, самочувствие, состояние здоровья, здоровьице, салюс, гигия … Словарь синонимов
Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Источник: Р 2.1.10.1920 04: Руко … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
здоровье — краснощекое (Пушкин) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. здоровье О хорошем, крепком здоровье. Богатое, богатырское, бычье, воловье, доброе,… … Словарь эпитетов
ЗДОРОВЬЕ — ЗДОРОВЬЕ. Различают здоровье нас. и здоровье индивида. 3. нас. (общественное 3.) важный показатель и условие развития общества. О состоянии 3. нас. судят, основываясь на демографич. процессах (рождаемость, смертность, младенческая смертность),… … Демографический энциклопедический словарь
ЗДОРОВЬЕ — (англ. health) в соответствии с определением ВОЗ (1948), «З. это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Существует ряд др. определений: 1) индивидуальное З.… … Большая психологическая энциклопедия
ЗДОРОВЬЕ — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. При рассмотрении связей “доза ответ” следует руководствоваться следующим: в принципе, здоровье это состояние организма… … Экологический словарь
Здоровье — нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Общественное З. физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей, т. е.… … Российская энциклопедия по охране труда
здоровье — ЗДОРОВЬЕ, устар. здравие ЗДОРОВЫЙ, крепкий, крепкотелый, полнокровный, цветущий, устар. здравый, разг. сниж. ядреный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Источник
Учебный терминологический словарь по ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития.
специалист в области арт-терапии
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
Челябинский педагогический колледж № 2
Учебный терминологический словарь
по ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
преподаватель высшей категории
Учебный терминологический словарь по ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Учебно-справочное издание для студентов дневного и заочного отделения
В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата образовательного процесса. Разработка новейшей технологии педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии и обогатили педагогику образования и воспитания новой терминологией. В средних специальных учебных заведениях в последнее время повысился теоретический уровень преподавания. Это прежде всего коснулось педагогических дисциплин и их изучение будет затруднено без овладения студентами соответствующей терминологией, в частности понятиями, вошедшими в образовательный процесс сравнительно недавно.
Данный краткий словарь поможет объяснить основные термины профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития», которые наиболее часто используются современными исследователями, авторами учебников и учебных пособий. При этом следует заметить, что толкование понятий еще весьма условно.
При отборе терминов использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодической изданий, содержание новейшую лексику.
Адаптация (лат. Ad — k , aptus пригодный, удобный; асiарiiо — прилаживание; позднелатинский. А daptio — приспособление) — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития.
Адаптация психическая — термин, подразумевающий способность к постоянному развитию и обогащению личности.
Адаптация социальная — частный аспект адаптации, вида или группы людей к условиям социальной среды.
Адаптация физиологическая — приспособление к условиям внешней среды путем формирования функционального состояния, адекватного условиям обитания осуществлению необходимой деятельности, которое обеспечивается изменением структуры гомеостатического регулирования.
Адекватные условия — условия, которые соответствуют в данный момент фено- и генотипическим свойствам организма.
Акклиматизация человека (лат. Ad -к, для, греч. Klimatos — иаклоii)-приспособление организма к новым климатическим условиям. В происхождении слова отражены суждения древних греков о зависимости природных условий от наклона ( klima , klimatos ) солнечных лучей к земной поверхности.
Акселератция, акцелерация (лат. Accelaratio — ускорение) – феномен ускорения темпов индивидуального развития по сравнению с предшествующими поколениями, наблюдаемый во всех странах мира. Акселерация выражается в увеличении размеров тела, более ранних сроках созревания многих функций.
Активный отдых — деятельность, предупреждающая утомление, отличающаяся от основной (предыдущей) деятельности тем, что вызывает возбуждение в другом нервном центре, снимая первоначальную напряженность труда. Эффект активного отдыха заключается не только в снятии напряженности труда и предупреждении утомления, но и в улучшении функционального состояния, координации движений, функций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, что при систематическом повторении способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья.
Аллергены — (греч. Allos — другой, egos — действие) — вещества антигенной или гапгенной природы, вызывающие аллергию.
Аллергия — повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности.
Аминокислоты класс органических соединений, производных карбоновых кислот, содержащих карбоксильньий (- СООН) и аминогруппы (- NH 4) и обладающих свойствами кислот и оснований.
Аминокислоты, незаменимые — аргинин (частично заменимая), валин, гистидин (частично заменимая), изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин.
Анамнез (греч. А namnesis — воспоминание) — совокупность сведений получаемых при валеологическом, психологическом, медицинском обследовании человека путем опроса самого и (или) знающих его лиц.
Аномалия (греч. Anomalia — отклонение) — отклонение от типичных для популяции структуры и (или) функции, возникшее вследствие нарушения развития организма. проявлениями аномалий могут быть пороки развития уродства.
Антропометрические показатели — показатели изменений человеческого тела Наиболее часто используемые показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, шея живота, окружность плеча, бедра, голени.
Антропометрия (греч. Anthupos — человек, metreo – измеряю; син.: соматометрия) — совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей.
Апптетит (лат. Ар petitus — стремление) — субъективное эмоционально – психическое состояние, характеризуемое как избирательное предпочтение какой-либо пищи.
Аутогенная тренировка (греч. Auto – сам, genesis — происхождение) — психотерапевтический метод воздействия, основанный на самовнушении и саморегуляции, при котором человек путем длительных и сложных упражнений обучается релаксации (расслабление мускулатуры тела или отдельных его частей) я благодаря обретению этой способности может влиять на нервно- психические процессы, сердечно-сосудистую систему, обмен веществ посредством самовнушения, концентрации внимания, представлений, умения контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности отдыха или субъекта деятельности.
Аэробика (греч. air — воздух; bios — жизнь) — система упражнений, призванная укрепить здоровье человека и прежде всего его сердце, легкие и кровеносные сосуды.
Бактерицидность (лат. Вас terium — бактерия, палоiка, бацилла; cidus — убивающий) — свойство убивать бактерии.
Биоритмы (греч. В ios — жизнь; rhytmos — чередование, последовательность) — ритмикоциклические (суточные, сезонные пр.) колебания характера и интенсивности тех или иных биологических процессов й явлений, обеспечивающие возможность приспособления организмов к циклическим изменениям окружающей среды.
Близорукость (син.: миопия, от греч. muopia ) особенность зрения, выражающаяся в ухудшении ясного видения далеко расположенных объектов.
Бодрствование — активное состояние нервной системы, необходимое для адекватного взаимодействия организма с внешне средой.
Вакцина (лат. Vaccina — коровья) — препарат, получаемый из живых (ослабленных, обезвреженных) или убитых микроорганизмов, отдельных антигенных компонентов и продуктов жизнедеятельности микробных клеток, предназначенный для активной иммунизации организма с профилактикой (вакцинация) или лечебной (вакцинотерапия) целью.
Вакцинация — метод создания активного иммунитета против инфекционной болезни посредством введения вакцины в организм человека.
Валеограмотность — состояние личности, обусловленное пониманием сущности здоровья здорового образа жизни, четко выраженной мотивацией здравотворчества, моральной готовностью вести здоровый образ жизни, создавать, сохранять и укреплять свое здоровье.
наряду с реализацией СВОИХ интересов. склонностей и способностей и бережным отношением к здоровью других людей.
Валеологическая служба — это служба формирования о обеспечения здоровья человека.
Валеологический анализ урока* — это анализ цели, задач, условий, педагогических технологий, результативности урока. динамики состояний и работоспособность субъектов образовательного процесса.
Валеологическяй мониторинг* — мониторинг здоровья и факторов, имеющих значение для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическое образование* — система образовательных мер, направленных на валеологического мышления и здорового образа жизни (ЗОЖ) человека.
Витаминизация — мероприятие, проводимое с целью предупреждения гиповитаминозов (дефицита витаминов в организме).
Возраст биологический (анатомо-физиологический) — соответствие биологического состояния организма уровню развития, показателем основных физиологических систем я количественной характеристике здоровья, наиболее типичным для определенного паспортного возраста.
Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.
Врабатывание — динамика функционального состояния и работоспособности человека в начальный период работы.
Выносливость — способность человека противостоять утомлению я воздействию различных факторов внешней среды при длительном выполнении какого-либо вида деятельности без снижения ее эффективности и при сохранении оптимальной работоспособности.
Геронтлогия — наука о закономерностях старения организма человека.
Гигиена (греч, Ну gieinos — целебный, приносящий здоровье) — раздел профилактической медицины, изучающий влияние факторов внешней среды на организм человека, занимающийся нормированием этих факторов и установлением их предельно допустимых уровней (концентраций).
Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений, существенными признаками которой является , оздоровительная, лечебная или прикладная, а также спортивная направленность.
Гипервитаминоз (греч. Нурег — над, свыше, ват. \‘iа — жизнь) — нарушение функций организма, связанное с избыточным вовлечением витаминов в обменные процессы организма, вследствие неумеренного их потребления.
Гипертрофия (греч. Нурег — над гор1ие — питание) — увеличение органа илы его части вследствие увеличения массы илы числа клеток под действием каких-либо факторов.
Гиповитаминоз — витаминная недостаточность, обратимое нарушение многих функций организма, вызванное недостаточным содержанием витаминов в организме.
Гиподинамия (греч. Нуро — под, ниже; dynamis — сила) — нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, уменьшение сократительной силы мышц вследствие нарушений обменных процессов непосредственно в скелетной мускулатуре, снижение возбудительного тонуса в нервных центрах ‚ и ослабление их активирующих влияний на все физиологические системы организма.
Гипокинезия (греч. Нуро — под, ниже; kinesis — движение) состояние, характеризующееся ограничением двигательной активности (недостаточным для нормальной жизнедеятельности человека количеством движений).
Гипоксия (греч. Нуро — под, ниже, оху genium — кислород) — состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей кислородом или при нарушении его использования.
Голодание — состояние организма, при полном отсутствии, недостаточном поступлении в организм пищевых веществ или резком нарушении их усвоения.
Гомеостаз(ис) (греч. Но moios — подобный, stasis — застой, состояние) — относительное динамическое постоянство внутренне среды (крови, лимфы, ликвора, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.).
Группа здоровья — условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровье детей и подростков.
Девиантное поведение (лат. Deviatio -. отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Диагностика — (греч. Diagnostikos — способный распознать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщений в виде заключения (диагноза).
Диагностика здоровья — раздел валеологии, комплекс диагностических мероприятий, направленных на исследование и количественную оценку.
Дидактоневроз — невроз, вызванный педагогическим процессом, либо личностью педагога, образовавшийся на почве дидактогении.
Динамика работоспособности — изменение работоспособности человека, обусловленной динамикой (силовыми отношениями) основных нервных процессов в функциональных системах, составляющих основу деятельности.
Дискомфортное состояние — состояние, .характеризуемое неприятными ощущениями человека, вызванным воздействием в течение определенного времени факторов внешний или внутренней среды.
Дистресс (англ. Distress — страдание) — форма стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий роль патогенного фактора.
Дневник здоровья — индивидуальный, самостоятельно и регулярно заполняемый документ, отражающий динамику самочувствия, антропометрических показателе, различных показателей функционального состояния человека, резервов его основных функциональных систем и других показателей, необходимых для экспресс — оценки здоровья.
Долгожитель — человек, достигший возраста 90 и более лет.
Духовная культура — часть культуры, охватывающая сферу сознания, духовного производства.
Духовность — это деятельность сознания, связанная с поиском смысла жизни и своего места в ней, определением критериев добра и зла, оценки по ним людей и событий, формированием мотивов поведения в согласии или противоречии с общечеловеческими принципами нравственности.
Закаленность — высокая устойчивость организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды.
Закаливание — система мер, используемых для повышен устойчивости организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды за счет тренировки защитных физиологических механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этими факторами.
Здоровый образ жизни человека* — это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанию реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способности к продлению рода и достижению активного долголетия.
Иммунизация — создание иммунитета, противоэпидемическое мероприятие, основанное на регламентированном по времени и возрастным группам применении средств специфической профилактики инфекционных болезней.
Иммунитет (лат. Immunitas — освобождение, освобождение от чего-либо) — невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным повреждающим агентам и веществам, обладающие антигенными свойствами.
Иммунитет врожденный (наследственный) — обусловленный унаследованными от родительского организма свойствами (фагоцитоз, защитные свойства кожи и слизистых оболочек и др.).
Индекс здоровья — а) индивидуальный — количество дней без болезней, отнесенное к общему количеству дней в году; б) показатель коллективного (общественного) здоровья число не болевших, отнесенное к общей численности исследуемого контингента.
Индивидуальность человека — неповторимое своеобразие каждого индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта.
Интеллект (лат. Intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интоксикация (син.: отравление) — патологическое состояние, вызванное общим действием на организм токсических веществ эндогенного или экзогенного происхождения.
Инфекция (лат. Infectio — заражение) — совокупность процессов, связанных с внедрением и размножением в организме человека (или животных) мельчайших болезнетворных возбудителей заразных (инфекционных) заболеваний.
Канцероген (лат. Са n сег — рак; genesis — происхождение) — вещество или физический фактор, способные вызвать развитие злокачественных новообразований или способствующие их возникновению.
Климакс (греч. К limax — лестница, klimakter – степень лестницы, син. климактерий) — период, в течение которого угасают функции половых желез.
Контрацепция — предохранение от зачатия.
Концептуальная модель здорового образа жизни* — совокупность представлений человека о целях и задачах здравотворческой деятельности и состояниях объекта управления (предмета деятельности), внешней среды и способах воздействия на них.
Коррекционная педагогика — раздел педагогики о методах воспитания, направленных на преодоление, коррекцию и компенсацию врожденных и приобретенных, морфологических и функциональных (соматических, физических, психических и социальных) отклонений в развитии детей.
Креативность (лат. Сгеа t iо — созидание, происхождение) — способность особого рода, способность выражать необычные идеи, отклонятся в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Критерий (греч. Кгi t егiо n — отличительный признак) — это стандарт, на основании которого дается оценка чему-либо.
Критерий здоровья — понятие не однозначное. Наиболее разработаны критерии общественного здоровья, пригодные для использовании в здравоохранении.
Латентный период (лат, Latens — скрытый, невидимый) — интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на организм до появления ответной реакции.
Лечебная педагогика — обособившийся раздел педагогики, разрабатывающий средства и методы коррекции физических и психических отклонений в развитии детей.
Менархе — первая менструация, а также возраст появления первой менструации.
Менталитет (лат. Ме ns — ум, разум, мысль; mentalis — умственный) — склад ума, мироощущение, мировосприятие, образ мысли.
Метаболизм (греч. Ме tobole — изменение, превращение; син.: обмен веществ и энергии) — совокупность биохимических и связанных с ними энергетических процессов, лежащая в основе жизнедеятельности организма, состоящая их процессов ассимиляции (анаболизма) и диссимиляции (катаболизма).
Микроэлементы — химические элементы, находящиеся в тканях организма в концентрациях 1:100000 и ниже.
Мониторинг здоровья* (мониторирование, мониторное наблюдение) — длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.
Мотивация — совокупность побуждений, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.
Мотивации здорового поведения — одна из задач первоочередных направлений научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех.
Мутация — естественно возникающий или вызываемое искусственно (веществами радиацией и др. факторами) изменение наследственных свойств организма (его генотипа).
Наследование — передача генетической информации от одного поколения другому.
Наследственность — специфическое свойство живых организмов передавать потомству признаки и особенности предыдущих поколений: морфологические типы, типы обмена веществ, типы индивидуального развития, типы высшей нервной деятельности.
Научение — приобретение знаний, умений и навыков.
Нервно — психическое напряжение — (НПН) состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (в первую очередь нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи‚ или опасной ситуации.
Норма в валеологии, физиологии, медицине(лат. Norma – правило, точное предписание, образец, мера) — широкая зона функционального оптимума, или зона физиологических изменений, внутри которой среднестатистические колебания биохимических, психофизических, генетических и др. параметров свидетельствуют о сохранности морфофункционального статуса организма С поддержанием в данных конкретных условиях на высоком уровне компенсаторных реактивно-приспособительных возможностей, обеспечением требуемого уровня адаптабельности, работоспособности и способности к рекреации.
Нравственность — система потребностей, мотивов, оценочных и самооценочных критериев и правил, определяющих социально-целесообразные качества и поведение личности.
Обмен веществ и энергии — последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ их энергии в течение жизни, позволяющие организму самосохраняться, расти, развиваться, адаптироваться к окружающей среде и самовоспроизводиться.
Осанка — умение человека держать свое тело в различных положениях.
Отдых — процесс восстановления работоспособности либо в состоянии покоя, либо при такой деятельности, которая снимает утомление.
Охрана здоровья означает мероприятие по защите человека от потенциальной угрозы здоровью, например, ношение одежды, защищающей от морозов, или принятие мер по защите от неблагоприятных условий труда.
Оценка здоровья — количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах, с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.
Педагог — валеолог*- общее название квалификации специалистов валеологов с педагогическим образованием (в отличие от врачей — валеологов).
Переутомление — патологическое состояние организма, обусловленное чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных.
периодов работы, характеризующиеся снижением работоспособности функциональными нарушениями по типу стойкого доминантного очага, который не исчезает после пассивного отдыха, не компенсируется им и требует специального лечения или реабилитации.
Питание — процесс поступления, переваривания (расщепления), всасывания и усвоения веществ, необходимых организму для возмещения его энергозатрат, построения и обновления тканей и регуляции функции организма.
Питание рациональное – питание адекватное при оптимальном режиме приема пищи.
Пищевой рацион — необходимый качественный количественный состав потребляемых пищевых продуктов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма.
Показатель здоровья детей (ПЗ): ПЗ = (число детей I группы здоровья / число детей III , IV , V групп здоровья) * 100 %
Половое воспитание — система мер, направленных на воспитание детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Половое созревание — сложный процесс формирования репродуктивной функции женского или мужского организма, завершающееся половой зрелостью, т.е. способностью к воспроизведению полноценного потомства.
Потенциал здоровья — способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия между организмом и средой.
Потребность — такое состояние рассогласования в функциональной системе, когда запрограммированный результат не совпадает с реальным результатом действия.
Пренатальный (лат. Ргае – вперед; natalis — относящийся к рождению) — развитие зародыша (плода) в период до рождения.
Простуда — результат переохлаждения организма или отдельных его органов, вследствие чего развивается некоторые заболевания.
Профилактика (греч. Prophilaktikos — предохранительный) — совокупность
предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепления здоровья.
Профилактика первичная — система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также путем повышения устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции.
Психическое здоровье — неточный термин, используемый преимущественно психологами и врачами. Этим термином обозначается состояние душевного благополучия. характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельность.
Психогимнастика — курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленный на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Пубертатный (лат. Pubertas — возмужалость) — относящийся к половому созреванию.
Реактивность организма (лат. Re – возобновление; activitas — деятельность) свойство живого организма отвечать изменением жизнедеятельности на воздействие каких-либо факторов окружающей среды
Регенерация (лат. Regeneratio – восстановление, возрождение, возобновление) — восстановление организма нарушенных функций или структур (клеток, тканей, органов), обновление структур в процессе жизнедеятельности.
Режим питания — рациональное распределение приема пищи во время (в течение суток, недели, года, различных периодов жизни).
Режим труда и отдыха — научно обоснованная регламентация содержания, деятельности и чередования периодов рабочего (учебного) времени и времени для отдыха и личных нужд не только на протяжении, но и внутрисуточного, недельного, месячного и годового периодов с учетом характера и условий деятельности.
Резервы здоровья — совокупи носи, резервных возможностей всех физиологических систем организма.
Резистентность (лат. Resistentia — сопротивление, противостояние; син. сопротивляемость) — устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Релаксация (дат. Relaxatio — расслабление, уменьшение напряжения) — процесс снятия нервно — психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Рефлексия (лат. Кейехiо — отражение, обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Самоконтроль текущего состояния здоровья — наблюдение за своим самочувствием в процессе жизнедеятельности, цель которого — оценка влияния на организм любых нагрузок, предъявляемых факторами окружающей среды, и корректировка их в оптимальных для себя пределах.
Самооценка* — оценка человеком своего организма и собственной личности, своих возможностей, места и роли среди других людей.
Санология — учение о мерах и механизмах борьбы с болезнью.
Сенсибилизация — повышение чувствительности к воздействию какого-либо фактора внешней среды, которое лежит в основе некоторых аллергических состояний.
Симптом (греч. Symptoma — совпадение, признак) — признак патологического состояния или болезни.
Система оздоровления ПМ. Иванова* — одна из современных систем естественного оздоровления, представленная в виде свода наставлений и предписаний по названием “детка”, частично основанных на народных традициях, частично на личном опыте ПК. Иванова, дополненная категоричными и зачастую рискованными рекомендациями многочисленных последователей автора.
Смерть биологическая — полное прекращение всех обменных процессов в организме, необратимые изменения в тканях и органах.
Солнечные ванны — дозированное облучение кожной поверхности тела солнечным светом как средство закаливания с целью повышения общей устойчивости организма к неблагоприятным физическим факторам окружающей среды и как средство предупреждения авитаминоза D . Солнечные ванны могут быть общими и местными.
Сон — функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы с отключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира.
Срыв адаптации — состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации.
Стимуляция — раздражение, приводящее к усилению деятельности всего организма, отдельной его системы, органа или ткани.
Стресс (анг. Stress — напряжение, усиление, ударение) — реакция напряжения неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающаяся комплексом защитных физиологических реакций, в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). Термин предложен канадским патофизиологом Гансом Селье в 1936 году.
Стрессор — раздражитель (агент, фактор), вызывающий стресс. Равнозначный ему термин — стресс-фактор.
Сыворотка — плазма крови после удаления из нее фибриногена
Токсикомания (греч. Toxicon — ядовитый, mania — сумасшествие, безумие) — болезнь, причиной которой является привычное злоупотребление каким-либо веществом, вызывающим кратковременное субъективно привлекательное психическое состояние.
Тренировка — процесс систематического упражнения реализацией комплекса мероприятий, направленных на закрепление и совершенствование полученных в результате обучения знаний и навыков, на повышение уровня физической, умственной или сенсорной работоспособности, на увеличение функциональных резервов и повышение адаптивности организма и его систем.
Укрепление здоровья — процесс предоставления отдельным людям и их сообществам возможность повысить их контроль над определяющими здоровье факторами и улучшить тем самым состояние здоровья.
Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100 % (идеальное здоровье) до 0% (смертельный исход).
Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, определяющие и обусловливающие образ жизни.
Усталость — комплекс субъективных ощущений, являющийся индикатором утомления и выражающий нежеланием продолжать работу.
Утомление — процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющийся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости
Факторы устойчивости* — факторы, способствующие увеличению ресурсов здоровья.
Физиологические резервы — выработанная в процессе эволюции способность органа, системы и организма в целом увеличивать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием оперативного покоя.
Физическая активность — один из важнейших факторов не только сохранения, но и формирования здоровья; одновременно это и характеристика для субъективного самоконтроля здоровья.
Физическая работоспособность — потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени максимально возможное количество мышечной работы заданной интенсивности и сложности за счет активности нервно-мышечной системы.
Физические качества — различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость).
Физическое развитие — процесс количественного и качественного изменения форм и функций организма человека вследствие естественного развития и применения индивидуальной системы физического воспитания; составная часть и цель физического воспитания.
Физическое воспитание — одна из составляющих общего воспитания, представляющая собой организованный педагогической процесс, направленный на всестороннее увеличение физических способностей, формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Формирование здорового образа жизни — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.
Холистическая модель здорового человека* — целостное представление о здоровом человеке.
Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка со школьной средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Эйфория (греч. Eu — хорошо; р hore — переносить) — повышенное благодушного настроение, сочетающееся с беспечностью и недостаточно критической оценкой своего состояния.
Экзогенный — возникающий в результате воздействия внешних факторов.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
Введение в физическую культуру. – М., 1983.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.
Краткий психологический словарь – Ростов н/Д, 1998.
Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. = М., 1982.
Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы. – М., 1984.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д, 1998.
Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1953.
Словарь иностранных слов. – М., 1990.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
Источник