4 года. Всё о возрасте 4 года. Психология, физиология в 4 года.
Психология возраста
Ребенок начинает выделять сверстников и взрослых. В этом возрасте его интересы перемещаются из мира предметов в мир взрослых. Ребёнок начинает часто играть, воспроизводя тем самым реальную действительность. Всё чаще при игре ребёнок начинает брать на себя роль взрослого.
В этот период кроме игровой формируются учебная и трудовая деятельности. У ребёнка развивается воображение, память. Но на данном этапе еще она носит непроизвольный характер. Тем не менее, ребенок способен решать простые задачи, требующие использования образного мышления – лабиринты, загадки, ребусы. Возникает способность предвидеть последствия определенных действий.
Ребёнок стремится упорядочить мир в своём воображении. У него появляются «1000 почему». Речь малыша сформировывается полностью, увеличивается словарный запас, в лексиконе появляется больше глаголов. Он начинает строить предложения в соответствии с простыми грамматическими правилами. Ребенка привлекает ритмическая речь, рифмы, что позволяет ему достаточно быстро запоминать небольшие стихотворения.
Произвольное запоминание действует в случае заинтересованности малыша или эмоциональной связи с людьми или предметами. Но, так как формируется сознание, возникает способность и намеренного запоминания. Для этого ребенок может даже специально выполнять определенные действия: повторять текст или движения.
Наравне с этим увеличивается устойчивость внимания: теперь одному предмету ребенок может посвятить 15-20 минут: играть, рассматривать, выполнять с его помощью простые задачи. Также он может достаточно точно определять расстояния до предметов. Появляется понимание геометрических фигур и времени.
Ребенок использует все больше сравнений и может присвоить предмету несколько признаков, например, «блестит, как солнце», «маленький и красный», «горячий и вкусный». Также формируются творческие способности: на основе новоприобретенных навыков малыш может составить собственную сказку или стишок.
Меняется и поведение малыша: он может стать грустным, думать, что он плохой, никто его не любит, и он не заслуживает хорошего отношения. Вызваны такие настроения новыми эмоциями, которые теперь может испытывать ребенок – стыд, грусть, обида, разочарование. Это показатель того, что теперь события в жизни ребенка проходят не через его инстинкты, а через сознание. Это очередной переходный возраст, который постепенно формирует характер. В этот период важно уделять достаточно внимания ребенку: играть с ним, помогать решать задачи. Не следует забывать аккуратно направлять малыша – хвалить за хорошие поступки или за старание, если у него не получилось выполнить задание, и мягко ругать за лень, не повышая голоса.
Физиология возраста
Рост детей в возрасте 4 лет в среднем составляет 102 сантиметра, а вес – 16 килограмм. Речь теперь становится очень разборчивой, звуки произносятся хорошо. Ребенок хорошо строит простые предложения и имитирует звуки, которые издают животные.
Ребенок становится более спокойным и сосредоточенным. Иногда его даже придется уговаривать поиграть в активные игры. Лучшим вариантом станут прогулки, встречи с друзьями и запись в различные секции. Гиперактивные дети, которых сейчас становится все больше, найдут применение своей неуемной энергии в спортивных секциях. В них будет происходить гармоничное развитие тела ребенка.
Позвоночник теперь имеет такое же соотношение отделов, какое присутствует и в позвоночнике взрослого. Но при этом он продолжает расти, а кости еще не до конца сформировались, из-за чего не следует давать детям выполнять силовые упражнения, так как скелет до сих пор очень гибкий. Из-за этого нельзя позволять детям долго сидеть в одной позе, прерывая занятия физическими упражнениями.
Многие дети страдают дальнозоркостью, которая позже в большинстве случаев пропадает. Происходит это потому, что хрусталик глаза ребенка имеет более плоскую форму, в отличие от хрусталика глаза взрослого. Но не следует подвергать зрение испытаниям (читать и рисовать в темноте), так как может развиться близорукость. Одновременно с эти увеличивается глазное яблоко после повышения внутриглазного давления.
Приемлемым уровнем шума для детей 4 лет считается 34-37 дБ, в то время как в саду он достигает 45-50 дБ. Из-за чувствительности еще не сформированного детского органа этот уровень может привести к снижению слуха и сильной утомляемости.
Постепенно с брюшного типа дыхания, преобладающего в 2-3 года, ребенок переходит на грудной тип, который окончательно сформировывается к 5 годам.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек – 3515 тыс. человек.
Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%
Источник
Здоровье ребенка 4 года возраста
Сегодня редко можно встретить маму, которая бы могла похвастаться тем, что его ребенок в возрасте от 1 года до 4 лет болел только в холодное время года. В основном дети болеют круглогодично, даже если на улице греет солнце и температура воздуха выше 30 градусов. «Почему же раньше дети болели только зимой, а наши кашляют и температурят даже летом, может это связано с изменением климата?» — задаются вопросом уставшие от постоянных простуд ребенка родители.
На самом деле, изменение климата не является основным фактором, влияющим на здоровье детей, все зависит от иммунитета ребенка. По исследованиям ученых, здоровье ребенка лишь на 15% зависит от состояния окружающей среды, а на 70% здоровье ребенка определяет его образ жизни, а остальные 15% — наследственность. Если ребенок от 1 года до 4 лет болеет простудными заболеваниями не чаще 3-5 раз в год, то это говорит о нормальном естественном развитии его иммунной системы. Поэтому, прежде чем сетовать на частую болезнь ребенка сначала надо быть уверенным, что у него действительно слабый иммунитет. Совсем не болеющих детей в природе не существует, именно через болезни стимулируется работа иммунитета ребенка.
Многие мамы с рождения ребенка начинают беспокоиться о том, каким образом повысить иммунитет ребенка, чтобы он не болел вовсе. Самостоятельно давать ребенку лекарственные препараты, повышающие иммунитет, витаминные комплексы и различные лекарственные травы ни в коем случае нельзя. Поднятие иммунитета у детей первого года жизни может привести к противоположному результату. У детей грудного вскармливания присутствует материнский иммунитет, который передается малышу вместе с молоком матери. Если даже малыш перешел на искусственное кормление, материнские антитела, которые он получил от матери, находясь в утробе, у него имеются.
Этим объясняется тот факт, что дети до годовалого возраста практически не болеют ветрянкой и краснухой. Однако простудными заболеваниями они болеют не реже детей старшего возраста, так как именно после этого у грудничков вырабатывается иммунитет. Следовательно, первым и очень важным условием того, чтобы ребенок часто не болел в возрасте от 1 года до 4 лет, является грудное кормление. Длительное грудное кормление гарантирует, что ваш ребенок будет иметь хороший иммунитет.
Не стоит переводить малыша на искусственное кормление только из-за того, что у вас мало молока или появились трещины на сосках. Надо только немного быть терпеливой и тогда все наладиться, зато ваш малыш не будет вас в дальнейшем тревожить частыми простудами. Может в этом и заключается ответ на вопрос, почему дети раньше так часто не болели. Раньше женщины не имели возможности кормить ребенка смесью, их просто не продавали в магазинах. Поэтому, детей почти что все мамы кормили грудью, а некоторые даже до 3-х летнего возраста.
Следующей причиной пониженного иммунитета у детей является создание стерильных условий при уходе за новорожденным малышом. Многие мамы бояться лишний раз выйти на прогулку с ребенком, кипятят всю его одежду, проглаживают с двух сторон, не купают в некипяченой воде, предварительно не положив туда раствор марганцовки. Есть даже такие родители, которые запрещают смотреть на ребенка всем, кто зайдет к нему без маски. Это в корне неверно.
Создавая стерильные условия и оберегая малыша от воздействия бактерий, они препятствуют развитию иммунитета ребенка. Ведь эти бактерии и являются катализатором для появления защитных реакций в организме. А раньше у людей не было возможности создавать ребенку стерильных условий, грудной ребенок рос и развивался в одной комнате с остальными членами семьи. А у мам просто не было времени тщательно следить за чистотой младенца, ведь они вынуждены были работать уже через месяц после родов.
Не следует также чересчур оберегать ребенка от воздействия холода, ветра и солнца. Закаливание очень хороший способ для повышения иммунитета ребенка. Конечно, во всем нужно знать меру, закаливание должно проводиться постепенно и разумно. Для начало достаточно проводить воздушные ванны ребенку и постепенно снижать температуру воды во время купания. Не стоит малыша постоянно укутывать и включать обогреватели в его комнате. Оптимальная температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20-23 градусов. Не одевайте на ребенка много теплой одежды, его одежда должна быть на один слой меньше, чем одето на вас самой. Ведь часто причиной частых болезней детей становиться то, что ребенок потеет от большого количества одежды.
Если даже ваш малыш не болел больше положенной нормы до посещения детского садика, то надо быть готовым к тому, что с началом его посещения ситуация может сильно измениться. Конечно, ребенок грудного вскармливания и закаленный будет быстрее адаптироваться к садику, но подготовить его организм к встречи с новыми инфекциями необходимо. Чтобы повысить иммунитет ребенка перед садиком следуйте следующим советам:
1. Следите за рационом питания ребенка. Оно должно быть сбалансированным и содержащим все необходимые питательные вещества, микроэлементы и витамины для его полноценного развития. Не давайте ребенку много сладкого, приучайте его пить зеленый чай с лимоном, отвар шиповника, компот из калины и свежие соки.
2. Научите его строго соблюдать режим дня. Предварительно узнайте, какой режим дня в садике и приучайте ребенка следовать ему.
3. Готовьте ребенка к садику психологически. Водите ребенка в детские площадки на прогулку, общайтесь с детьми его возраста.
4. Дайте ребенку возможность больше ходить босиком. Старайтесь летом больше посещать с ребенком места, где он сможет ходить босиком по гальке или по песку.
5. Вечером устраивайте ногам ребенка контрастные ванны, приучайте полоскать горло прохладной водой после каждого приема пищи.
6. Постепенно приучайте ребенка к приему холодной пищи, не стоит каждый раз нагревать молоко и соки, бояться давать ему кушать мороженое. Пусть он постепенно привыкает к употреблению холодных продуктов.
Источник
Возрастные особенности детей в 4 года.
консультация (средняя группа) на тему
Возрастные особенности детей в 4 года
Содержание
Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.
Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.
Психологическое состояние ребенка 4-х лет
Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).
Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.
Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.
Интеллектуальные особенности в 4 года
Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.
Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.
Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.
Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.
Развитие речи занимает значимое место среди особенностей умственного развития детей 4 лет. Словарный запас уже включает примерно 1500 слов. Главная особенность речи – «переделка» и сокращение услышанных слов. Это те придуманные слова, которые вызывают смех и умиление, например, «копатка» вместо «лопатка», «сипед» вместо «велосипед». Исправляйте неверные варианты произношения слов и чётко повторяйте верные. Для улучшения разговорных навыков и повышения лексикона вместе произносите скороговорки, читайте книжки, много разговаривайте.
В 4 года приходит осознание пола: мальчики интересуются машинками и пистолетиками, а девочки ‒ куклами и украшениями. Не ругайте ребёнка, если он интересуется играми и игрушками, предназначенными для детей другого пола. Раскройте для него прелесть игрушки, которая рассчитана на ребят его пола.
Познавательные занятия и интеллектуальные игры помогут раскрыть таланты и развить способности. Чтобы понять, насколько уровень интеллектуального развития ребенка соответствует норме, ознакомьтесь с перечнем умений детей возрастом 4‒5 лет.
Ребенок умеет:
· считать от 1 до 10, писать известные цифры, соотносить количество предметов с нужной цифрой, сравнивать количество предметов, распознавать геометрические фигуры.
· в течение 5 минут выполнять задание, не отвлекаясь, собирать конструктор по образцу, делить простые слова (одушевленные и неодушевленные) на группы, находить сходства и различия между двумя похожими предметами.
· строить фразы из 6-8 слов, находить предмет по внешнему описанию, поддерживать беседу с ровесником или взрослым;
· обращаться с вилкой и ложкой, застегивать пуговицы молнии, завязывать шнурки;
· заштриховывать фигуры, не выходя за контур, различать левую и правую руку.
Ребенок знает:
· ФИО, возраст и место проживания;
· какие существуют профессии (до 5-10), и что каждая из них представляет; овощи и фрукты, как они выглядят; животные, насекомые, птицы, рыбы;
· сколько сезонов в году и чем они характеризуются.
Физические особенности детей 4-х лет
Основные показатели здорового развития – вес и рост. Показатели веса и роста варьируются в зависимости от пола и конституции.
Типы детского телосложения четырехлетнего ребёнка:
· маленький – вес: 11,5-14,9 кг; рост: 96,1-101,2 см;
· средний – вес: 15,4-18,6 кг; рост: 106,1-102,6 см;
· большой – вес: 15,5-19,6 кг; рост: 106,2-114,1 см.
Незначительные отклонения от нормы не должны вызывать беспокойства. Но несоответствие строения показателям свидетельствует о нарушениях развития, на которые должен обратить внимание педиатр.
Физическая особенность детей 4 лет ‒ высокая подвижность. Маленьким дошкольникам нравится проверять возможности тела. Поэтому можно отдать непоседу в детскую спортивную секцию, где его будут учить координации движений. Также не забывайте про подвижные игры дома или на свежем воздухе.
Если желаете с ранних лет приучить ребёнка к спортивному образу жизни, то ежедневно проводите совместную зарядку. Она должна включать простые упражнения на разные группы мышц и не превышать 15 минут.
Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломастерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.
Как воспитывать детей 4-х лет
От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.
Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:
· Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
· Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
· Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
· Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
· Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
· Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
· Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
· Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
· Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
· Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
Что влияет на развитие детей в 4 года
Не только физическое здоровье влияет на рост и развитие ребёнка в 4 года. Определяющая роль отводится родителям и педагогам. Если воспитатели будут придерживаться неверных методов воспитания, то ребёнок вырастет закрытым, агрессивным, необразованным. Поэтому важно стать хорошим воспитателем и найти того, кто поможет развить в навыки и таланты.
Вопрос «стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение» зависит от материальных обстоятельств семьи и/или уровня развития. Психолог Олеся Гаранина считает, что «кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития».
Бывают безвыходные ситуации, когда обращение в ДОУ неизбежно, например, когда родителям не с кем оставить ребёнка или когда они на работе. Но если есть выбор, то взвесьте все «за» и «против». Обратите внимание на особенности развития малютки. «Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться.
Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте» ‒ говорит О. Гаранина. Если причин для беспокойства нет, то можно определить малыша в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка.
Возраст пяти лет—это последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов—внимания, памяти, восприятия. И выт.
выступление на родительском собрании.
Я предлагаю Вашему вниманию материалы, которые помогут, Вам, уважаемые родители в воспитании ваших детей. В этих публикациях Вы найдете описание психологических особенностей детей 4-го года жизни.
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Консультация для родителей» Возрастные особенности деией 6 го года жизни».
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.
Источник