Меню

Здоровье развивающая педагогика оздоровления

Развивающая педагогика оздоровления В.Т. Кудрявцева

включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

Приобщение детей к физической культуре

Развивающие формы оздоровительной работы .

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка — дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

Содержание оздоровительной работы в книге распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

Приобщение к физической культуре

Упражнения и задания на развитие основных движений

Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

Упражнения для разных групп мышц

Катание на санках

Ходьба на лыжах

Катание на велосипеде

Подготовка к плаванию

Музыкально – ритмические упражнения

Игры – аттракционы для праздников

Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)

В старшей группе к этому добавляются ещё:

  • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
  • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)

В подготовительной группе:

  • Катание на роликовых коньках
  • Волейбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  • Городки

«ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

«Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, красиво

Совершить такой прыжок?

«Прыжки с высоты»:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец.

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой – в ладу.

  1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
  2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
  3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Содержание и формы работы:

  1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
  2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
  3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
  4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
  5. Комплексы дыхательной гимнастики
  6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
  7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
  8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе» .

Большое внимание уделено:


    • пальчиковой гимнастике
    • развитию мимики и артикуляции
    • элементам психогимнастики на занятиях
    • физкультминуткам на различных занятиях
    • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
    • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
    • методике мышечной релаксации

Последний раздел программы – это:

«Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми».

  • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
  • использование системы эффективного закалдивания
  • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
  • обеспечение полноценного лечебного питания
  • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

Источник

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Светлана Бестужева
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укрепление здоровья малышей своей приоритетной задачей. Задача по охране и укреплению здоровья является основной, так как развитиедетей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Каждый из детей хочет быть сильным, бодрым,энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, быть всегда здоровым. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте, во взаимоотношениях с другими людьми.Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогикевозникло особое направление: «развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров. Слайд2

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности. Слайд 3

Основные черты программы:

1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детскогоразвития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.

3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

5. Ключевой принцеп оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.

Развивающая педагогика оздоровления включает в себя следующие направления оздоровительно развивающей работы6

1. Приобщение детей к физической культуре

2. Развивающие формы оздоровительной работы. Слайд 4

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Говоря о здоровье, мы используем определение,которое предлагает Всемирная организация здравоохранения: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…». На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия,а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; «электронно – лучевое» и «металло – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок – музыка); образ жизни (оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Поэтому педагогика оздоровления необходима нашим детям. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОУ.

Формы организации оздоровительной работы: (слайд 8)

1.Создание системы двигательной активности в течение дня: — утренняя гимнастика (ежедневно); — физкультурные занятия (3 раза в неделю); — музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); — прогулки с включением подвижных игр; — оздоровительный бег (ежедневно); — пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) — зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) — оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); — физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); — эмоциональные разрядки, релаксация; — ходьба по массажным коврикам, (босохождение); — спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Полноценное физическое развитие дошкольника- это не только формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности, осознание собственных телесно- психических возможностей. Тело для растущего человека-особая реальность, которой ему предстоит овладеть, иначе оно так и останется неразвитым. Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» от движения. (слайд 7)

Развивающая педагогика оздоровления предполагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Разучивание основных движений проводим в игровой форме под чтение стихов,например:

«Словно Маугли из книжки,

Вам девчонки и мальчишки.

Покажу я свой прыжок.

Используем игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры- атракционы, считалки для подвижных игр (слайд 8)

Движение является естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Главная составляющая успеха- правильная мотивация, ощущения удовольствия, радостт от движения. Слайд 9

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М., 2004.-64с. 6 2. Воронина Г. А. «Экологическое образование – один из путей здоровьесбережения подрастающего поколения // Экологическое образование. — 2006 -№1., -с27-29; 3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья С-Пб. ,2005.-256с. ; 4. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под. ред. Л. В. Кочетковой. -М., 2005.-112с.

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ — основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

Формы работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Слайд 1. Презентация – проекта. По теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию» Слайд.

Применение мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения В условиях динамично меняющегося мира, постоянного формирования и усложнения технологий, информатизация сферы образования получает фундаментальное.

Консультация для воспитателей «Развивающая педагогика оздоровления в дошкольной организации» Развивающая педагогика оздоровления в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время, в период совершенствования и обновления.

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения. Ролевая, или так называемая творческая, игра детей.

Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

Источник

Читайте также:  Продвижение здоровья это ответ

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector